Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время |
- Этап мотивации с учебной деятельности.
Цель: 1) включение учащихся в учебную деятельность – тренировать в понимании значения уметь учиться; мотивировать к учебной деятельности. | 1мин |
(Слайд 1) Доброе утро, уважаемые ребята! Давайте начнем этот день действительно по доброму и послушаем короткое стихотворение.
О чем это стихотворение? О чем мы сегодня узнаем? | Орешек знанья тверд, но все же Мы не привыкли отступать. Нам расколоть его помогут Волшебные слова: «Хотим все знать!» Узнаем о чем-то новом |
|
Эти слова пусть будут девизом нашего урока. |
|
|
Самоопределение к деятельности. Цель: определить содержательные рамки урока: встречное движение | 1 мин
|
(Слайд 2) -Мы с вами отправляемся в исследовательскую экспедицию на красивом теплоходе. До появления теплоходов люди ездили на пароходах. 1815 г. - построен первый русский пароход "Елизавета". На нем и мы отправимся в экспедицию. Что значит исследовательская экскурсия? Верно, если мы преодолеем все препятствия на пути, в порту, к которому мы должны причалить, нас будет ждать клад. Мы будем делать остановки, на которых будем встречаться с разными заданиями, их нужно будет решить, и за них нам будут давать буквы. В конце исследования мы соберем слово и узнаем, где клад. |
Мы будем что-то исследовать
|
|
- Этап актуализации и пробного учебного действия.
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 10 мин |
Давайте вспомним, с какими задачами мы с вами работали на прошлом уроке? - С чего мы начинаем работать перед изучением нового? (вывесить этап урока)
| С задачами на движение.
С повторения |
|
Мы узнали что-то новое о пароходах и уже можем отправиться на нем в экспедицию. (аудиозапись звуки моря). Вдруг откуда ни возьмись возникли пираты, и без решения заданий они нас дальше не отпустят. Пираты дали задание на карточках:
|
|
|
Каждому учащемуся выдаётся карточка с задачами, схемами и формулами (Слайд3) Задачи | Схемы | Формулы | 1) Кнопочка шла по лесной дорожке со скоростью 4 м/мин. И была в пути 3 мин. Какое расстояние прошла она за это время?
2) Скорость Незнайки 6м/мин., а скорость Кнопочки 4м/мин. С какой скоростью изменяется расстояние между ними, если они движутся навстречу друг другу?
| 1) v1 v2 ![](https://docs.google.com/drawings/d/sV-tQR-22MpQ2yRxWDB4gCA/image?parent=1grhNslXCTzuO8uQgFhP8iLjcueqZwYK3TDGepWI4v-4&rev=1&h=1&w=1&ac=1) ![](https://docs.google.com/drawings/d/smKf4g_jxSCLcQ2RNgNSjuA/image?parent=1grhNslXCTzuO8uQgFhP8iLjcueqZwYK3TDGepWI4v-4&rev=1&h=24&w=180&ac=1)
2) v1 v2 ![](https://docs.google.com/drawings/d/sVylym9WbPUO-YOX6l0JUHw/image?parent=1grhNslXCTzuO8uQgFhP8iLjcueqZwYK3TDGepWI4v-4&rev=1&h=1&w=2&ac=1) ![](https://docs.google.com/drawings/d/sk1Bu0DEIaYCmndpKY0yB0g/image?parent=1grhNslXCTzuO8uQgFhP8iLjcueqZwYK3TDGepWI4v-4&rev=1&h=1&w=1&ac=1) ![](https://docs.google.com/drawings/d/sNhWoVsSapQ6K1IpQPSoVzw/image?parent=1grhNslXCTzuO8uQgFhP8iLjcueqZwYK3TDGepWI4v-4&rev=1&h=1&w=2&ac=1) ![](https://docs.google.com/drawings/d/sDP6qWBX5C_6j3SuXCa8ufg/image?parent=1grhNslXCTzuO8uQgFhP8iLjcueqZwYK3TDGepWI4v-4&rev=1&h=1&w=1&ac=1)
![](https://docs.google.com/drawings/d/sPS_ykURi93MCtv1aoB-P9A/image?parent=1grhNslXCTzuO8uQgFhP8iLjcueqZwYK3TDGepWI4v-4&rev=1&h=1&w=1&ac=1)
3) v1 v2![](https://docs.google.com/drawings/d/sW8aKXR8ga5Lb45Es2pgmBQ/image?parent=1grhNslXCTzuO8uQgFhP8iLjcueqZwYK3TDGepWI4v-4&rev=1&h=1&w=2&ac=1) ![](https://docs.google.com/drawings/d/sLGwZj8u8oNFtf0WyrQFCXg/image?parent=1grhNslXCTzuO8uQgFhP8iLjcueqZwYK3TDGepWI4v-4&rev=1&h=1&w=1&ac=1) ![](https://docs.google.com/drawings/d/sH4OQ7rFW4WxfFl6W2jqd9Q/image?parent=1grhNslXCTzuO8uQgFhP8iLjcueqZwYK3TDGepWI4v-4&rev=1&h=1&w=2&ac=1) ![](https://docs.google.com/drawings/d/s0My4TMrIjG2lnms8VrBzlA/image?parent=1grhNslXCTzuO8uQgFhP8iLjcueqZwYK3TDGepWI4v-4&rev=1&h=1&w=1&ac=1)
![](https://docs.google.com/drawings/d/sLaX6mj81CPi1BMfdtfihcg/image?parent=1grhNslXCTzuO8uQgFhP8iLjcueqZwYK3TDGepWI4v-4&rev=1&h=1&w=1&ac=1)
4) v1 ![](https://docs.google.com/drawings/d/sqtTEs8tB8PUeRBoGWk3e_A/image?parent=1grhNslXCTzuO8uQgFhP8iLjcueqZwYK3TDGepWI4v-4&rev=1&h=1&w=2&ac=1) ![](https://docs.google.com/drawings/d/sWTDllELcfNs1Mv-Pa7ZLHQ/image?parent=1grhNslXCTzuO8uQgFhP8iLjcueqZwYK3TDGepWI4v-4&rev=1&h=1&w=1&ac=1) ![](https://docs.google.com/drawings/d/srvi1xigy3CYLTQkaN1Bhqw/image?parent=1grhNslXCTzuO8uQgFhP8iLjcueqZwYK3TDGepWI4v-4&rev=1&h=1&w=1&ac=1)
![](https://docs.google.com/drawings/d/syEwmEgNtop3EPCpYyBYzpA/image?parent=1grhNslXCTzuO8uQgFhP8iLjcueqZwYK3TDGepWI4v-4&rev=1&h=1&w=1&ac=1)
5) v1 v2 ![](https://docs.google.com/drawings/d/s4AOAXRK6dg1wHLoDbrf0qA/image?parent=1grhNslXCTzuO8uQgFhP8iLjcueqZwYK3TDGepWI4v-4&rev=1&h=1&w=2&ac=1) ![](https://docs.google.com/drawings/d/ssWh-v0f6QrrRvThSlZYwXg/image?parent=1grhNslXCTzuO8uQgFhP8iLjcueqZwYK3TDGepWI4v-4&rev=1&h=1&w=1&ac=1) ![](https://docs.google.com/drawings/d/swUrtp8jAfgHXSs6v84T4XA/image?parent=1grhNslXCTzuO8uQgFhP8iLjcueqZwYK3TDGepWI4v-4&rev=1&h=1&w=2&ac=1) ![](https://docs.google.com/drawings/d/sszjZqU1dX1m9O94laR6U1w/image?parent=1grhNslXCTzuO8uQgFhP8iLjcueqZwYK3TDGepWI4v-4&rev=1&h=1&w=1&ac=1)
![](https://docs.google.com/drawings/d/sLZiPizyC4-E0Fz0y7JmfkA/image?parent=1grhNslXCTzuO8uQgFhP8iLjcueqZwYK3TDGepWI4v-4&rev=1&h=1&w=1&ac=1)
|
1) vуд. = v1 + v2
2) s = v ⋅ t
3) vсбл. = v1 + v2
4) vуд. = v1 - v2
5) vсбл. = v1 - v2 |
|
|
- Соедините задачу со схемой, которая описывает условие данной задачи и с формулой, которая используется при ответе на вопрос задачи, ответ обоснуйте.
(Проверяем самопроверкой +?)
| Первой задачи соответствует схема 4 и формула 2, т.к. в задаче движется один объект и надо найти расстояние, которое пройдёт объект с заданной скоростью за заданное время; второй задаче соответствует 1 схема и 3 формула, т.к. в задаче два объекта, которые движутся навстречу. |
|
- Что вы сейчас повторили?
- Мы решили задание пиратов, нам дали букву «Ш» и отправляемся дальше. Перед этим мы немножко отдохнем. Физминутка | Формулу движения, скорость сближения при встречном движении |
|
- Этап выявления места и причины затруднения.
Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | 3 мин |
- Какой следующий шаг вы можете сделать?
| Мы можем рассмотреть задание с затруднением Выполняя, это задание мы поймём, чего мы не знаем, что нового сегодня будет на уроке |
|
Мы с вами делаем остановку на острове, где найдем еще одну букву. На доске текст задачи:
- Выберите схему, которая подходит для этой задачи?
| Незнайка и Кнопочка вышли одновременно навстречу друг другу. Сейчас расстояние между ними 50 м. Скорость Незнайки 6м/мин., а скорость Кнопочки 4м/мин. Каким станет между ними расстояние через 3 мин?
Схема 1, т.к. в условии говорится о встречном движении двух объектов. |
|
- Запишите номер формулы, которая поможет ответить на вопрос задачи. Попробуйте решить задачу. |
|
|
- У кого нет ответа? (…) - Сформулируйте своё затруднение. (.) | Мы не смогли найти нужную формулу для решения задачи |
|
- Какие результаты вы получили? (…) - Вы можете обосновать выбор формулы? (…) - Что вы можете сказать о выполнении пробного задания?.
- Почему возникло затруднение?
|
Мы не смогли записать формулу, которая может быть использована при ответе на вопрос задачи, мы не можем обосновать свой выбор У нас нет такой формулы, по которой можно найти, каким станет расстояние через заданное время при встречном движении. |
|
- Поставьте перед собой цель.
- Сформулируйте тему урока. Мы будем делать всё, чтобы достигнуть поставленной цели. (вывесить на доске) | узнать формулу для нахождения расстояния при встречном движении.
Задачи на встречное движение. |
|
- Этап построения и реализации проекта выхода из затруднения.
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации | 18 мин |
Для выхода из затруднения мы с вами объединяемся в мини-группы и выполним задание. Каждая группа выполняет задание самостоятельно, время работы 5 минут. Одна из групп представляет результат своей работы, остальные дополняют, уточняют.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Проверяем самопроверкой отмечаем +?) Если группы затрудняются выполнить задание, можно организовать подводящий диалог. - Какое расстояние было между объектами в самом начале? (50 м.) - Какова скорость сближения? (vсбл. = 4 + 6 (м/мин).) - Что показывает скорость сближения? (Она показывает, что Кнопочка и Незнайка за каждый час сближаются на 10 м.) - Как узнать, каким стало расстояние между ними через 1 мин? (Надо из 50 м вычесть 10 м, получится 40 м.) - Что будет происходить дальше? (Они сблизятся ещё на 10 м, потом ещё на 10 м.) - Как определить расстояние через 2 мин, 3 мин? (Надо из 50 м вычесть 10 умноженное на 2, 10 умноженное на 3.) - Запишите, каким будет расстояние между ними через t мин. (50 – (4 + 6) ⋅ t = 50 – 10 ⋅ t.) Следующие вопросы задаются при любой форме работы. - Что произойдёт через 5 мин? (Кнопочка и Незнайка встретятся.) - Как это вычислить по формуле, не используя построение? (Расстояние в момент встречи равно 0, значит, tвст. = 50 : (4 + 6).) - Запишите, чему будет равно первоначальное расстояние (50 м), используя эту формулу. (50 = (4 + 6) ⋅ tвст.) - Запишите формулы нахождения первоначального расстояния и расстояния через заданное время в общем виде. |
|
|
Результат работы фиксируется на доске в виде эталонов ![](https://docs.google.com/drawings/d/sW0UJL6k5u_6O9FkVsOFEYg/image?parent=1grhNslXCTzuO8uQgFhP8iLjcueqZwYK3TDGepWI4v-4&rev=1&h=58&w=152&ac=1) ![](https://docs.google.com/drawings/d/sg2UF-DT4vrjXl_RJPHcNKg/image?parent=1grhNslXCTzuO8uQgFhP8iLjcueqZwYK3TDGepWI4v-4&rev=1&h=58&w=152&ac=1)
-Давайте сравним формулы с формулами в ученике и убедимся. Правильно ли мы нашли формулы.
- Как можно прочитать эти формулы? -Теперь, пользуясь схемой, решите задачу. Ученик у доски.
- Вы построили способ, который позволяет справиться с затруднением? Мы получили 2 буквы «К» за формулу, «А» за решение задачи и отправляемся дальше. Перед нами еще одна остановка. - Что вы дальше должны сделать? (вывесить этап урока) | Чтобы найти расстояние между двумя объектами в определённое время, надо из первоначального расстояния вычесть скорость сближения, умноженную на время. Первоначальное расстояние равно скорости сближения, умноженное на время до встречи - 50-(6+4) х 3 = 20(м)
Ответ: станет расстояние между Незнайкой и Кнопочкой через 3 мин.
Потренироваться решать задачи |
|
- Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 10 мин |
№ 2, стр. 90 (схема в учебнике) Один учащийся выполняет задание на доске остальные в тетрадях. В задаче говорится о встречном движении, первоначальное расстояние равно 600 км, скорости поездов 70 км/ч и 80 км/ч, время в пути 3 ч, чтобы найти, каким будет между ними расстояние через 3 ч надо воспользоваться формулой для нахождения расстояния через заданное время: d = s – (v1 + v2) ⋅ t.
| d3 = 600 – (70 + 80) ⋅ 3 1) 70 + 80 = 150 (км/ч) – скорость сближения 2) 150 ⋅ 3 = 450 (км) – пройденное расстояние за 3 ч 3) 600 – 450 = 150 (км) Чтобы найти через сколько встретятся поезда надо всё расстояние разделить на скорость сближения. 4) 600 : 150 = 4 (ч) Ответ: через три часа расстояние между поездами будет 150 км, встреча произойдёт через 4 ч.
|
|
Мы с вами потренировались и получили букву «Ф». Для чего мы выполняли это задание? |
Для того, чтобы закрепить умение решать задачи с помощью данной формулы. |
|
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 1 мин |
Наша экспедиция подходит к концу, мы с вами причалили в наш порт. Мы многое узнали. Давайте подведем итоги нашего исследования с помощью таблицы, которая у вас на партах.
|
|
|
Утверждения |
Поставь знак «+» или «?»
| 1) Я достиг цели урока. |
| 2) Я знаю, как решить задачу на встречное движение |
|
|
|
9. Домашнее задание | 1 мин |
Давайте запишем домашнее задание. Если в вашей таблице +, то вы берете один из номеров на выбор, а если есть вопросы, то два номера. с. 89, №1,с.90, №3, 4. |
|
|
Какое слово получится из букв? Мы с вами нашли клад. Молодцы! Получите свои призы. | Шкаф |
|