Конспект урока математики "Встречное движение" 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Машталер Людмила Алексеевна

Цель урока: формировать умения правильно решать задачи на встречное движение

Задачи урока.

  • Личностные:
  1. учить сотрудничать с учителем и сверстниками;
  2. развивать самостоятельность;
  3. развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы;
  4.  формирование адекватной позитивной осознанной самооценки.

 

  • Предметные:
    1. автоматизировать вычислительные навыки;
    2. актуализировать знания о видах движения, скорости сближения, формуле движения;
    3. формировать понятие формулы о нахождении расстояния при встречном движении;
    4. учить фиксировать новый способ действий во внешней речи;
    5. учить применять новые правила при выполнении задания

 

  • Метапредметные.
    1. регулятивные:
  • учить выполнять учебное действие в соответствии с планом;
  • учить выполнять учебное задание, используя известные способы;
  • учить выполнять самоопроверку и корректировку учебного задания;
  • учить соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности;
  • учить самоконтролю.

 

  1. познавательные:
  • учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • учить находить и формулировать решение задачи

 

  1. коммуникативные:
  • формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;
  • комментировать выполнение учебного задания, используя термины, в рамках учебного диалога;

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstrech._dvizh_4_kl.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики.

Класс: 4

Учебник (УМК): «Школа 2000», Л.Г.Петерсон  Математика.

Тема: Встречное движение

Цель урока: формировать умения правильно решать задачи на встречное движение

Задачи урока.

  • Личностные:
  1. учить сотрудничать с учителем и сверстниками;
  2. развивать самостоятельность;
  3. развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы;
  4.  формирование адекватной позитивной осознанной самооценки.

  • Предметные:
  1. автоматизировать вычислительные навыки;
  2. актуализировать знания о видах движения, скорости сближения, формуле движения;
  3. формировать понятие формулы о нахождении расстояния при встречном движении;
  4. учить фиксировать новый способ действий во внешней речи;
  5. учить применять новые правила при выполнении задания

  • Метапредметные.
  1. регулятивные:
  • учить выполнять учебное действие в соответствии с планом;
  • учить выполнять учебное задание, используя известные способы;
  • учить выполнять самоопроверку и корректировку учебного задания;
  • учить соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности;
  • учить самоконтролю.

  1. познавательные:
  • учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • учить находить и формулировать решение задачи

  1. коммуникативные:
  • формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;
  • комментировать выполнение учебного задания, используя термины, в рамках учебного диалога;

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

  1. Этап мотивации с учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность – тренировать в понимании значения уметь учиться; мотивировать к учебной деятельности.

1мин

(Слайд 1) Доброе утро, уважаемые ребята! Давайте начнем этот день действительно по доброму  и послушаем короткое стихотворение.

О чем это стихотворение?

О чем мы сегодня узнаем?

Орешек знанья тверд, но все же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова:

«Хотим все знать!» 

 

Узнаем  о чем-то новом

Эти слова пусть будут девизом нашего урока.

Самоопределение  к деятельности.

Цель: определить содержательные рамки урока: встречное движение

1 мин

(Слайд 2) -Мы с вами отправляемся в исследовательскую экспедицию на красивом теплоходе. До появления теплоходов люди ездили на пароходах. 1815 г. - построен первый русский пароход "Елизавета". На нем и мы отправимся в экспедицию.

Что значит исследовательская экскурсия?

Верно, если мы преодолеем все препятствия на пути, в порту,  к которому мы должны причалить, нас будет ждать клад.  Мы будем делать остановки, на которых будем встречаться с разными заданиями, их нужно будет решить, и за них нам будут давать буквы. В конце исследования мы соберем слово и узнаем, где клад.  

Мы будем что-то исследовать

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

10 мин

Давайте вспомним, с какими задачами мы с вами работали на прошлом уроке?

- С чего мы начинаем работать перед изучением нового? (вывесить этап урока)

С задачами на движение.

С повторения

Мы узнали что-то новое о пароходах и уже можем отправиться на нем в экспедицию. (аудиозапись звуки моря). Вдруг откуда ни возьмись возникли пираты, и без решения заданий они нас дальше не отпустят. Пираты дали задание на карточках:

Каждому учащемуся выдаётся карточка с задачами, схемами и формулами (Слайд3)

Задачи

Схемы

Формулы

1) Кнопочка шла по лесной дорожке со скоростью

4 м/мин. И была в пути

3 мин. Какое расстояние

прошла она за это время?

2) Скорость Незнайки 6м/мин., а скорость Кнопочки 4м/мин. С какой скоростью изменяется расстояние между ними, если они движутся навстречу друг другу?

1)                  v1                                v2

2)            v1                           v2

3)                      v1              v2

4)             v1

5)        v1                     v2

1) vуд. = v1 + v2

2) s = v t

3) vсбл. = v1 + v2

4) vуд. = v1 - v2

5) vсбл. = v1 - v2

- Соедините задачу со схемой, которая описывает условие данной задачи и с формулой, которая используется при ответе на вопрос задачи, ответ обоснуйте.

(Проверяем самопроверкой +?)

Первой задачи соответствует схема 4 и формула 2, т.к. в задаче движется один объект и надо найти расстояние, которое пройдёт объект с заданной скоростью за заданное время; второй задаче соответствует 1 схема и 3 формула, т.к. в задаче два объекта, которые движутся навстречу.

 - Что вы сейчас повторили?

- Мы решили задание пиратов, нам дали букву «Ш» и отправляемся дальше.

Перед этим мы немножко отдохнем.

Физминутка

Формулу движения, скорость сближения при встречном движении

  1. Этап выявления места и причины затруднения.

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3 мин

- Какой следующий шаг вы можете сделать?

Мы можем рассмотреть задание с затруднением

Выполняя, это задание мы поймём, чего мы не знаем, что нового сегодня будет на уроке

Мы с вами делаем остановку на острове, где найдем еще одну букву.  На доске текст задачи:

- Выберите схему, которая подходит для этой задачи?

Незнайка и Кнопочка вышли одновременно навстречу друг другу. Сейчас расстояние между ними 50 м. Скорость Незнайки 6м/мин., а скорость Кнопочки 4м/мин. Каким станет между ними расстояние через 3 мин?

 

Схема 1, т.к. в условии говорится о встречном движении двух объектов. 

- Запишите номер формулы, которая поможет ответить на вопрос задачи. Попробуйте решить задачу.

- У кого нет ответа? (…)

- Сформулируйте своё затруднение. (.)

Мы не смогли найти нужную формулу для решения задачи

- Какие результаты вы получили? (…)

- Вы можете обосновать выбор формулы? (…)

- Что вы можете сказать о выполнении пробного задания?.

- Почему возникло затруднение?

Мы не смогли записать формулу, которая может быть использована при ответе на вопрос задачи, мы не можем обосновать свой выбор

У нас нет такой формулы, по которой можно найти, каким станет расстояние через заданное время при встречном движении.

- Поставьте перед собой цель.

- Сформулируйте тему урока.

Мы будем делать всё, чтобы достигнуть поставленной цели. (вывесить на доске) 

узнать формулу для нахождения расстояния при встречном движении.

Задачи на встречное движение.

  1. Этап построения и реализации проекта выхода из затруднения. 

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации

18 мин

Для выхода из затруднения мы с вами объединяемся в мини-группы и выполним задание. Каждая группа выполняет задание самостоятельно, время работы 5 минут. Одна из групп представляет результат своей работы, остальные дополняют, уточняют.

1. Изобразить движение:

    4 м/мин                                                                                              6 м/мин            t = 3 мин

                                                                                                                                         s = 50 м

                                                                                                                                         d3 = ?

    0    2   4     6   8   10 12  14  16  18 20  22  24 26  28 30  32  34  36 38  40 42  44  46  48 50

2. Заполнить таблицу:

t мин

d м

0

1

2

3

t

3. Выявить закономерность:

4. Записать формулу:

d = s

1. Изобразить движение:

    4 м/мин                                                                                              6 м/мин            t = 3 мин

                                                                                                                                         s = 50 м

                                                                                                                                         d3 = ?

    0    2   4     6   8   10 12  14  16  18 20  22  24 26  28 30  32  34  36 38  40 42  44  46  48 50

2. Заполнить таблицу:

t мин

d м

0

50

1

50 – (4 + 6) ⋅ 1 = 40

2

50 – (4 + 6) ⋅ 2 = 30

3

50 – (4 + 6) ⋅ 3 = 20

t

50 – (4 + 6) ⋅ t

3. Выявить закономерность:

Расстояние уменьшается на расстояние, которое проходят вместе объекты за указанное время.

4. Записать формулу, заменив первоначальное расстояние буквой s, скорости объектов v1 и v2, расстояние, которое будет между ними d, а время t

d = s – (v1 + v2) ⋅ t

(Проверяем самопроверкой отмечаем +?)

Если группы затрудняются выполнить задание, можно организовать подводящий диалог.

- Какое расстояние было между объектами в самом начале? (50 м.)

- Какова скорость сближения? (vсбл. = 4 + 6 (м/мин).)

- Что показывает скорость сближения? (Она показывает, что Кнопочка и Незнайка за каждый час сближаются на 10 м.)

- Как узнать, каким стало расстояние между ними через 1 мин? (Надо из 50 м вычесть 10 м, получится 40 м.)

- Что будет происходить дальше? (Они сблизятся ещё на 10 м, потом ещё на 10 м.)

- Как определить расстояние через 2 мин, 3 мин? (Надо из 50 м вычесть 10 умноженное на 2, 10 умноженное на 3.)

- Запишите, каким будет расстояние между ними через t мин. (50 – (4 + 6) ⋅ t = 50 – 10 ⋅ t.)

Следующие вопросы задаются при любой форме работы.

- Что произойдёт через 5 мин? (Кнопочка и Незнайка встретятся.)

- Как это вычислить по формуле, не используя построение? (Расстояние в момент встречи равно 0, значит, tвст. = 50 : (4 + 6).)

- Запишите, чему будет равно первоначальное расстояние (50 м), используя эту формулу. (50 = (4 + 6) ⋅ tвст.)

- Запишите формулы нахождения первоначального расстояния и расстояния через заданное время в общем виде.

Результат работы фиксируется на доске в виде эталонов

-Давайте сравним формулы с формулами в ученике и убедимся. Правильно ли мы нашли формулы.

- Как можно прочитать эти формулы?

-Теперь, пользуясь схемой, решите задачу. Ученик у доски.  

- Вы построили способ, который позволяет справиться с затруднением? Мы получили 2 буквы «К» за формулу, «А» за решение задачи и отправляемся дальше. Перед нами еще одна остановка.

- Что вы дальше должны сделать?

(вывесить этап урока)

Чтобы найти расстояние между двумя объектами в определённое время, надо из первоначального расстояния вычесть скорость сближения, умноженную на время. Первоначальное расстояние равно скорости сближения, умноженное на время до встречи

  1. 50-(6+4) х 3 = 20(м)

Ответ: станет расстояние между Незнайкой и Кнопочкой через 3 мин.

Потренироваться решать задачи

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

10 мин

 2, стр. 90 (схема в учебнике)

Один учащийся выполняет задание на доске остальные в тетрадях.

В задаче говорится о встречном движении, первоначальное расстояние равно 600 км, скорости поездов 70 км/ч и 80 км/ч, время в пути 3 ч, чтобы найти, каким будет между ними расстояние через 3 ч надо воспользоваться формулой для нахождения расстояния через заданное время: d = s – (v1 + v2) ⋅ t.

d3 = 600 – (70 + 80) ⋅ 3

1) 70 + 80 = 150 (км/ч) – скорость сближения

2) 150 ⋅ 3 = 450 (км) – пройденное расстояние за 3 ч

3) 600 – 450 = 150 (км)

Чтобы найти через сколько встретятся поезда надо всё расстояние разделить на скорость сближения.

4) 600 : 150 = 4 (ч)

Ответ: через три часа расстояние между поездами будет 150 км, встреча произойдёт через 4 ч.

Мы с вами потренировались и получили букву «Ф». Для чего мы выполняли это задание?

Для того, чтобы закрепить умение решать задачи с помощью данной формулы.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

1 мин

Наша экспедиция подходит к концу, мы с вами причалили в наш порт. Мы многое узнали. Давайте подведем итоги нашего исследования с помощью таблицы, которая у вас на партах.

Утверждения

Поставь знак «+» или «?»

1) Я достиг цели урока.

2) Я знаю, как решить задачу на встречное движение

9. Домашнее задание

1 мин

Давайте запишем домашнее задание.

Если в вашей таблице +, то вы берете один из номеров на выбор, а если есть вопросы, то два номера. с. 89, №1,с.90, №3, 4.

Какое слово получится из букв?

Мы с вами нашли клад. Молодцы! Получите свои призы.  

Шкаф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"

Урок проводила по  программе "Школа России"  по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....

План-конспект урока математики в 4 классе для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Внеклассное занятие « Весёлая математика»

Данное внеклассное занятие проведено в игровой форме. Поможет  закрепить навыки счёта, устных вычислений...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...

Конспект урока математики в 4 классе "Зачем нужна математика"

Урок математики в 4 классе, основанный на практико-ориентированном подходе к обучению....

Конспект урока математики в 1 классе по теме «Масса» (по курсу «Математика»; автор М.И.Моро)

Конспект урока математики в 1 классе по теме «Масса» (по курсу «Математика»; автор М.И.Моро) ,ФГОС....

Конспект урока математики в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века» ( Математика, Рудницкая В.Н..)

Тема: Измеряем длину в дециметрах и сантиметрахТип урока: урок открытия нового знанияКласс: 1 класс.Основное содержание темы: Сантиметр. Дециметр. Длина. Преобразование единиц длины. Соотношение: 1дм ...