Урок математики 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Грунина Светлана Анатольевна

Урок математике по теме "Составление и решение задачи, обратной данной". УМК "Школа 2100", учебник "Математика" Т. Е. Демидова, С. А. Козлова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx737.76 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

Учитель: Грунина Светлана Анатольевна, учитель начальных классов  МАОУ «Средняя   школа № 8»  

1 класс

Предмет: математика

Авторы учебника:  Т. Е. Демидова, С. А. Козлова

Тема урока. Составление и решение задачи, обратной данной 

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Цель:  формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по определению способов составления и решения задач, обратной данной.

Задачи:

  • содержательная: с помощью практических заданий обеспечить понимание обучающимися понятия обратной задачи;
  • деятельностная (формирование умений новых способов деятельности):

- формировать у обучающихся умения составлять задачи, обратные данной;

- формировать у обучающихся навыки решения задач указанного вида;

  • развивающая: формировать ключевые компетенции обучающихся:

- информационную (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемную и коммуникативную.

Содержание учебного материала: обратные задачи.

Единица содержания образования: моделирование задач; практическая работа, направленная на подведение к решению учебной задачи.

На данном уроке обучающиеся получат возможность:

  • усвоить, что к любой задаче можно составить одну или несколько обратных задач;
  • усвоить алгоритм  составления задачи обратной данной;  
  • сделать первые шаги по применению полученного знания при решении задач.

Технологии обучения:   технология проблемно-диалогического обучения,  технология оценки образовательных достижений. 

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная. 

Планируемые результаты: 

Личностные

Метапредметные

Предметные

По отношению к предметным ЗУНам:

осознание ценности

- знаний об обратной задаче;

- умения составлять и решать обратные задачи;

по отношению к метапредметным ЗУНам:

  • ценностное отношение к умению

- выявлять проблему,

- определять границу «знания-незнания»;

-     определять цель урока;

- выбирать действия по достижению цели;

- контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

 

Регулятивные  УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем  
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки  
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний;
  • Извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  •  оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
  • осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.  

Формирование знаний об обратной задаче;

Формирование умения составлять и решать обратные задачи;

Формировать умения использовать знания и умения в жизненных ситуациях.

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

Оргмомент

Мотивирование к учебной деятельности

Создание ситуации для оценки готовности к уроку.

Прочитайте девиз нашего урока:

Не надо бояться задач, пусть лучше они боятся нас.

Как вы понимаете эти слова?

Какова же тема нашего урока, как вы думаете?

А цель урока?

Оценивают свою готовность, общий настрой на работу на уроке.

Определение темы урока и его основной цели.

Самооценка готовности к уроку.

Включение в работу на личностно-значимом уровне

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Актуализация знаний

 

Повторение изученного материала необходимого для «открытия нового знания».  

 - Ребята, урок у нас сегодня необычный – математика в сказке. К нам в гости пришёл знаменитый  писатель-сказочник Корней Иванович Чуковский. Он принёс с собой сказку   «Муха-Цокотуха».

- Итак, сказка начинается…

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо…

-Вспомнили сказку? Кого пригласила Муха в гости? Чем она их угощала?

Давайте поможем Мухе приготовить угощения для пира так, чтобы всем хватило.

Организация демонстрации владения старым способ.

Решение устных задач, выбор схем к этим задачам (схемы представлены на слайде).

 

 Обучающиеся:

1. Воспринимают задание, наблюдают, анализируют,    предъявляют результат.

2. Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения.

 

Актуализация  знаний, необходимые для понимания новой темы.

Оценка и рефлексия собственной и коллектив-ной деятельности

 

   

 

1. Бабушка пчела принесла мухе мед. В одной чашечке было 10 г меда, а вдругой на 2 г меньше. Сколько граммов меда было во второй чашечке?

2. Варенье на столе у мухи было вишневое. В чашечке было 8 ягодок. Когда кузнечик съел несколько штук, то ягодок осталось 5. Сколько ягодок съел кузнечик?

3. На стол муха поставила конфеты. Шоколадных конфет было 9, а карамельных на 4 меньше. Сколько карамелек на столе у мухи?

4.  Муха испекла для гостей пирожные: с маком 10 пирожных, а с изюмом 7 пирожных. На сколько пирожных с маком больше, чем с изюмом?

 5.  Муха поставила на стол маленькие кувшинчики с соком: яблочным и абрикосовым. Яблочного сока было 3 кувшинчика, а абрикосового 4 кувшинчика. Сколько кувшинчиков сока на столе у мухи?

- Итак, Муха накрыла на стол. Но хватит ли угощения для всех? Ведь гостей, наверное, будет много…

На пир прилетели 6 бабочек и 3 стрекозы. Сколько всего насекомых прилетели на пир? (задача на слайде)

- Каким действием решается последняя задача?

- Какой вопрос можно поставить к задаче, чтобы она решалась действием вычитанием?

(На сколько больше бабочек, чем стрекоз прилетели на пир?)

Решение составленной задачи с записью в тетрадь.

-   К какому типу можно отнести эту задачу?

Составим к задаче схему-модель.

Б.

Стр.

 Физкультминутка

Вдруг какой-то старичок паучок

Нашу муху в уголок поволок

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить (движение кистями рук).

- Дорогие гости, помогите,

Паука-злодея погубите,

И кормила я вас и поила я вас,

Не покиньте меня в мой последний час

 (движение шееей и головой)

Но жуки-червяки испугалися,

По углам, по щелям разбежалися:

Тараканы под диваны,

Козявочки под лавочки

(дети приседают).

И никто даже с места не двинется,

Погибай, пропадай, именинница.

- Вот так получилось в сказе. Никто не помог мухе в беде. Стыдно за таких гостей, правда?

- А как бы вы поступили в такой ситуации?

Постановка учебной задачи

Выявление затруднений  в индивидуальной деятельности каждого обучающегося  

- Давайте поможем мухе, паучок прелагает составить и решить задачи, обратые  данной.

- Как вы думаете, что такое обратная задача? Ваши предположения?

(задача, которая решается наоборот)

- Верно, это задача, в которой меняются местами данные и вопрос.

Перед детьми ставится конкретно-практическая задача, которую нельзя решить старым способом.

Побуждающий диалог. Обеспечение перехода отношений «спрашивающий учитель – отвечающий ученик» к отношении. «спрашивающий ученик – учитель, помогающий сформулировать свой вопрос».

Формулирование учебной задачи. Представление гипотезы.

Открытие нового знания

Устранение возникшего затруднения.

- Поменяем данные и вопрос на схеме.

- Проговорите задачу по полученной схеме модели. Запишите модель в тетрадь. Зафиксируйте решение и ответ.

- Но … А злодей-то не шутит, руки ноги ей крутит… Значит, ребята, мы что-то не доделали. Может можно ещё одну обратную задачу составить?

- Произведём ещё один вариант замены данныз и вопроса. Поменяем данные и вопрос на схеме.

- Проговорите задачу по полученной схеме модели. Запишите модель в тетрадь. Зафиксируйте решение и ответ.

Обдумывание в коммуникативной форме способа устранения  возникшего затруднения.

Обучающиеся выполняют задание, наблюдают, сравнивают, анализируют, делают вывод.

Практическая работа по предложенной учителем форме.

Открытие способа составления обратных задач, способа их решения.

Осознание практической важности изучаемого способа составления и решения задач.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Проговаривание нового знания, комментирование.

- Сделайте вывод, ребята, как составить задачу, обратную данной?

- Предположите, с какой целью составляются обратные задачи?

Проговаривание нового знания, комментирование.

Подтверждение своего открытия.

Положительная мотивация.

 Планирование деятельности по составленияю и решениюзадачи, обратной данной. 

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка своей деятельности и всего класса.

-  Какую цель ставили? (учиться решать задачи) (узнать, что такое обратные задачи)

- А что нового узнали про задачи? (к задаче можно составить обратные задачи)
-  Какой получили результат? (мы выяснили, что такое обратная задача и решили ее).
   - Вспомните девиз нашего урока. Оцените свою работу на уроке при помощи «Светофорчика»: если вы уже совсем не боитесь задач – поставьте зеленый кружок, если еще не совсем уверены в своих силах – желтый, если задачи вас все-таки пугают – поставьте красный кружок.

Совершается рефлексия пути, движения урока.

Фиксируется и обосновывается результат собственных открытий.

Осознание  ценности изученного способа действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока математики ; класс

"Решение  задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.

Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....

Конспект урока математики Класс: 2

Тип урока : закрепление новых знанийВид урока: урок – путешествиеЦель: закрепление навыка сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток.Задачи:Созд...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...