Главные вкладки

    План-конспект урока по математике (1 класс) на тему:
    «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток»

    Великанова Елена Васильевна

    Урок математики в 1 классе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок математики в 1 классе

    по теме: «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток»

    Ход урока

    1.     Организационно-мотивационный момент

    Внимание! Проверь, дружок! Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке: учебник, ручка и тетрадка? Поприветствуйте гостей, улыбнитесь им скорей.

    Поудобнее садитесь, не шумите, не вертитесь и внимательно считайте, а спрошу вас – отвечайте.

    Вам условие понятно?

    Это слышать мне приятно!

    Все вы знаете сказку «Колобок». А помните, чем она закончилась? (Колобка съела лиса). Если бы он был чуть – чуть поумней и похитрей с ним этого бы не случилось. Я предлагаю вам сочинить свою математическую сказку «Приключение колобка»,  помочь ему обхитрить лису и  преодолеть все трудности и преграды, которые приготовили для него лесные жители. Хотите? (Да)

    Урок – путешествие,  как всегда пройдёт под девизом: «От маленьких проблем – к большим открытиям».

    Сказка начинается.

    - Жили- были дед да баба. Испекла баба колобка деду и положила на окошко остужаться. - Надоело колобку лежать, он прыгнул с окошка и покатился по дорожке.

    Вдруг видит на дорожке преграда – цепочка с примерами.

    - Решил колобок себя в математике испробовать и преграду преодолеть, но вот незадача – ошибаться нельзя, иначе путь в лес будет закрыт.  Ребята, поможем колобку сосчитать цепочку. (Дети решают)

    2+8-7+4+10= 17

    - Молодцы, ребята, вы помогли колобку.

    Но, лесные жители приготовили для Колобка ещё одно задание, иначе он не сможет катиться дальше по тропинке.

    2. Устный счёт.

    Математика нас ждёт

    Начинаем устный счёт.

    • 5 увеличить на 5
    • 9 уменьшить на 6
    • На сколько 8 больше 5.
    • Из 12 вычесть 2.
    • Первое слагаемое 2, второе слагаемое 6. Найти сумму.
    • Найти сумму чисел 10 и 6.
    • Найти разность чисел 13 и 1.
    • Какое число стоит между числами 12 и 14.
    • Назови число предыдущее числу 15.
    • Назови число последующее за числом 18.

    -Молодцы!  

    - Следующее  задание «Найди лишнее»

    13   10   7   15   11   19   17

    Помогите Колобку узнать, какое число лишнее? (7 – однозначное число, 10 – чётное число).

    «Расставь по порядку»

    1 вариант – расставить числа в порядке убывания;

    1. вариант – в порядке возрастания. 

    Катится Колобок дальше по тропинке, видит домики стоят. Помогите ему угадать   «Где чей дом?»

    - Заяц живёт в доме с самым большим номером. (№19).

    - Волк живёт в доме, номер которого самое наименьшее двузначное число. (№10).

    - У медведя номер дома – наименьшее из данных чисел. (№7).

    - А лиса живёт в доме где десятков и единиц одинаковое число. (№11)

             «Числа-соседи»

    Вместе с героями в доме живут числа. Давайте расселим соседей чисел. (Дети коллективно расселяют числа в дома с помощью сигнальных карточек)

    А какая же математика без задач? 

    Пять гусей в пруду купалось,                          -Шесть опят собрал Игнат,

    Двое во дворе осталось.                                     И четыре опенка

    Сколько было всех гусей?                                 Собрала его сестренка.

    Сосчитайте поскорей! (5+2=7)                          Сколько всего опят

           В корзине у ребят? (6+4=10)

    -Десять кукол у Наташи,

    Три ей подарила Маша.

    Не ленись и не зевай,

    Кукол вместе сосчитай.(10+3=13)

    - Молодцы, вы быстро справились с заданием, и Колобок может дальше продолжить своё путешествие по лесу.

    3. Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы. 

    Катится Колобок дальше, а навстречу ему зайчик.

    - Колобок, Колобок, я тебя съем!

    - Не ешь меня, я математику знаю, хочешь,  и тебя научу. Согласился заяц, не есть колобка, в обмен на то, что поможет ему перебраться через долину «Нерешённых примеров». Согласился Колобок.

    - Ребята, поможем колобку?                                                      

    Найди значение выражения:                                                                                                           5+3              10+5                                                                                                                                   6+2              10+8                                                                                                                              4+5               9+4

    - Скажите что записано на слайде? (числовые выражения)                                                                                                                                          - Что общего у этих выражений? (все примеры на сложение)                                                                

      - Выражения распределены на две группы, что вы можете сказать о выражениях первой группы? (значение суммы до 10)                                                                                                               - проверим вычислением (записывают)

    - Что можете сказать о выражениях второй группы? (значение суммы переходит через десяток)                                                                                                                                                         - Можете ли вы быстро найти значение суммы (два примера можем, а один нет)                                                                          

       - В чём возникло затруднение? (умеем складывать до 10, умеем к 10 прибавлять однозначные числа, в этих выражениях переход через десяток – мы не умеем выполнять сложение данного вида)                                                                                                                            

    - Кто же догадался какая будет тема урока? («Сложение однозначных чисел с переходом через десяток»).                                

    -  Какие цели ставите перед собой? (Узнать как складывать, научиться выполнять сложение).

    Как же нам найти результат? Линейку мы с собой всегда носить не будем, пальцев нам не хватит. Как же быть? 

    4. Процесс решения проблемы

    Изобразим пример   9+4    на наборном полотне.

    - Сколько карманов в верхнем ряду? (10)

    - Сколько карманов в нижнем ряду? (10)

    -Назовите первое слагаемое?   (9) Изобразим его синими кружками.

    - Назовите второе слагаемое (4). Изобразим его красными  кружками.

    - Как к 9 синим кружкам прибавить 4 красных? (Предположения детей)

    Сначала дополним 9 до 10.

    - Сколько ещё осталось прибавить? (3)

    - Почему 3?  (потому, что 4 это 1 да 3)

    - Что мы сделали со вторым слагаемым? (Разбили на части)

    - Записать это можно так: 9+4   или    9+4=13       

                                                     /\               9 + 1 + 3 = 14  

                                                   1  3        

    - Можем составить алгоритм выполнения сложения? (Да)

    - Что делаем сначала?  1. Сначала прибавляем столько, чтобы получить 10.

    - Что делаем потом?  2. Потом прибавляем то, что осталось.

    - Молодцы!

    Спасибо вам говорит и Колобок.

    5. Проверка усвоения нового материала (стр. 64 №1)

    Зайчик всё понял, поблагодарил колобка и отпустил. Покатился Колобок дальше, а навстречу ему волк.

    - Колобок, Колобок, я тебя съем.

    - Не ешь меня, я математику знаю, с зайчиком новые примеры освоил.

    - А вот это мы сейчас и проверим.

    И начал Колобок  думать, как их решить. Примеры оказались новыми.

    Давайте выполнять и объяснять вслух выражения.

    8+4          6+5          7+4

    - Ребята, давайте поможем Колобку объяснить волку решение этих примеров.

    (Дети решают примеры с полным объяснением, записывая в тетрадь.)

    6. Физкультминутка.

    -Ребята устали? Давайте отдохнём на лесной полянке и немного потанцуем с Колобком.

    7. Первичное закрепление материала 

    Сделал зарядку Колобок со зверятами и хотел дальше в лес по дорожке покатиться, но ни тут- то было, ему медведь дорогу перегородил, уж много наслышан он о математических способностях Колобка.

    - Колобок, Колобок, всех удивил, удиви и меня, а то я тебя съем. Реши задачу.  А задача не простая, а лесная…

    На полянке у пеньков –

    Много ярких огоньков:

    Крылышками машут,

    Над цветами пляшут.

     О ком будет задача? (о бабочках)

    - Ребята, опять Колобку нужна помощь. Поможем?

    Задача: Над цветами порхали 5 желтых бабочек, а синих на 2 бабочки больше, чем желтых. Сколько всего бабочек?

    Решение задачи:

    - О чем говорится в задаче?

    - Сколько было жёлтых бабочек?

    - Сколько было синих бабочек?

    - Что надо узнать?

     Как? Каким действием?

    Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

    Почему нет?

    Что узнаем сначала?

    Каким действием?

    Что нам подсказало при выборе действия?

    Как ответить на вопрос задачи?

    А как сложить?   (Сначала прибавляем 3, а потом ещё 2)

    -Похвалил медведь за работу и отпустил Колобка.

    8. Рефлексия деятельности.

    Катится Колобок дальше по тропинке, а на встречу ему лиса.

    - Взмолился Колобок перед лисой: «Не ешь меня лиса, я тебя математике научу!»  А лиса ему отвечает: «Ответишь на мои вопросы, тогда отпущу».

    - Ребята, мы должны спасти Колобка и ответить на все вопросы лисы. Согласны?

    - Чему  мы научились сегодня в путешествии? (Складывать однозначные числа с переходом через десяток)

    Вывод: Как выполнить сложение однозначных чисел с переходом через десяток? ( по частям…..)

    Как прибавлять по частям? Чтобы прибавить число по частям нужно прибавить столько, сколько не хватает до 10, а потом прибавить то что осталось.

    Кто считает, что сегодня хорошо потрудился?

    - Отпустила лиса колобка, а за знания спасибо сказала. И вам, ребята,  спасибо! А колобок решил вернуться домой!!!

     - Наше путешествие подошло к концу.   Понравилось оно вам?

    Давайте оценим свою работу на  нашем уроке - путешествии:

    • если на уроке было интересно и легко – поднимите руки вверх, похлопайте в ладоши  за хорошую  работу;
    • если вы считаете, что вам не совсем было всё понятно, нужно ещё потренироваться – покачайте ладошкой.

    Всем спасибо за работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок математики 1 класс. тема: "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток"

    Урок в первом классе.Тема :         Закрепление .  Сложение  однозначных  чисел  с...

    Урок математики в 1 классе "Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток"

    Урок был проведен в рамках районного семинара "Развитие когнитивных навыков на предметном материале". На уроке были предложены задания на развитие внимания, мышления и памяти....

    Урок-игра по математике "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток"

    Урок в игровой форме знакомит первоклассников с приемами сложения с переходом через десяток...

    Конспект урока по математике «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток».

    Конспект урока. Презентация.Урок открытия новых знаний по математике в 1 классе по УМК "Школа России"....

    Урок по математике 1 класс в соответствии с ФГОС Тема: Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

    Цель: Познакомить с приёмом сложения однозначных чисел с переходом через десяток....