Работа с одарёнными детьми
статья по математике (2 класс) на тему

Воробьёва Елена Ивановна

В этой работе я показала, как я работаю с одарёнными детьмив кружке "Пятое измерение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Задания повышенной сложности23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс.

Один мудрец искал способного и талантливого ученика. Он решил собрать всех учеников. Собралось множество его последователей. Мудрец сказал им:                        

- У меня возникла проблема. Видите - в стене позади меня находится самая большая, тяжелая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть ее без посторонней помощи?

Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие  обсудили возможность использования рычага и особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно. Только один ученик подошел к двери и подверг ее тщательному исследованию. Он  проверил ее, используя свои глаза и руки. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с легкостью и без малейшего сопротивления открылась. Мудрец нашел себе преемника.  

Тема моего выступления «Работа с одаренными и мотивированными детьми в начальной школе».

Как говорил Сухомлинский : «Одарённость человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, дать всё необходимое , чтобы он вырос и дал обильный плод.»

Актуальность: Первое условие развития творческих способностей – раннее начало.

  • сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно,
  • умеющие искать новые пути решения предложенных задач,
  • находить выход из проблемной ситуации.

Цель: создать условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса.

  1. Задачи: Выявить одарённых детей;
  2. Разработать и реализовать программу сопровождения одарённых детей;

     3) Повысить профессиональное мастерство;

     4) Создать развивающую среду.

Работу с одарёнными детьми  и с детьми с повышенной мотивацией я провожу

  1. В урочное и внеурочное время.
  2. По интересам самих учащихся.

В своей работе использую личностно-ориентированный подход, который способствует проявлению их индивидуальных способностей.

Каждый ребёнок талантлив, но талантлив по-своему. Как же найти тот заветный ключик к каждому ребёнку, который бы вызвал интерес к происходящему. Надо просто приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.

Для привития интереса к математике использую задачи повышенной сложности, решаем старинные задачи. Головоломки. Учу детей выходить из нестандартных ситуаций и критически мыслить.

  1. Игра «Пальцы». В процессе этой игры ребята тренируются в устном счёте, выполняют арифметические действия.

Нам понадобится 7 человек. Становимся друг к другу. Прячем одну руку.  Ведущий : « На старт, внимание пальцы! «На слове «Пальцы»игроки выбрасывают руку, ПОКАЗЫВАЯ ПАЛЬЦЫ. Оба игрока перемножают количество пальцев на руках . Тот, кто первым выкрикнет правильный ответ, получает первую букву в слове «пальцы».

  1. Задачи на переливания.

Задачи на переливание — один из видов старинных задач. Они возникли много веков назад, но до сих пор вызывают интерес у любителей математики и их часто можно встретить в олимпиадных заданиях. В задачах на переливания требуется указать последовательность действий, при которой осуществляется требуемое переливание и выполнены все условия задачи. Чаще всего используются словесный способ решения (т.е. описание последовательности действий) и  способ решения с помощью таблиц, где в первом столбце (или строке) указываются объемы данных сосудов, а в каждом следующем — результат очередного переливания. Таким образом, количество столбцов (кроме первого) показывает количество необходимых переливаний.

Задача 1. Винни-Пух и пчёлки.

Однажды Винни-Пух захотел полакомиться медом и пошёл к пчёлам в гости. По дороге нарвал букет цветов, чтобы подарить труженицам пчёлкам. Пчёлки очень обрадовались, увидев мишку с букетом цветов, и сказали: «У нас есть большая бочка с мёдом. Мы дадим тебе мёда, если ты сможешь с помощью двух сосудов вместимостью 3 л и 5 л налить себе 4 л!» Винни-Пух долго думал, но все-таки смог решить задачку. Как он это сделал? 

Решение: Решение:

Как в результате можно получить 4 л? Нужно из 5-литрового сосуда отлить 1 л. А как это сделать? Нужно в 3-литровом сосуде иметь ровно 2 л. Как их получить? – Из 5-литрового сосуда отлить 3 л. 
Решение лучше и удобнее оформить в виде таблицы:

Ходы

1

2

3

4

5

6

5 л

5

2

2

-

5

4

3 л

-

3

-

2

2

3

Наполняем из бочки 5-литровый сосуд медом (1 шаг). Из 5-литрового сосуда отливаем 3 л в 3-литровый сосуд (2 шаг). Теперь в 5-литровом сосуде осталось 2 литра меда. Выливаем из 3-литрового сосуда мед назад в бочку (3 шаг). Теперь из 5-литрового сосуда выливаем те 2 литра меда в 3-литровый сосуд (4 шаг). Наполняем из бочки 5-литровый сосуд медом (5 шаг). И из 5-литрового сосуда дополняем медом 3-литровый сосуд. Получаем 4 литра меда в 5-литровом сосуде (6 шаг). Задача решена. 
Поиск решения можно было начать с такого действия: к трем литрам добавить 1 литр. Но тогда решение будет выглядеть следующим образом:

Ходы

1

2

3

4

5

6

7

8

5 л

-

3

3

5

-

1

1

4

3 л

3

-

3

1

1

-

3

-

  1. Задачи «Правда и ложь».

Решать логические задачи на тему «Истина и ложь» полезно в первую очередь, для того, научиться давать оценку простейшим высказываниям с позиции их истинности и ложности.

Задачи развивают у детей навыки анализа и синтеза информации, критическое и логическое мышление.

Задача 2.

 Говорят ,что черепаха Тортилла отдала золотой ключик Буратино не так просто ,как рассказывал А.Н.Толстой , а вынесла три коробочки: красную ,синюю и зелёную . На красной коробочке было написано ,,Здесь лежит золотой ключик «. На синей ,,зелёная коробочка пуста. На зелёной: ,,Здесь сидит гадюка ". Тортилла прочла надписи и сказала:«Действительно,в одной из коробок лежит золотой ключик , в другой- гадюка, а третья пуста ,но все надписи неверные. Если отгадаешь, в какой коробочке лежит золотой ключик, он- твой». Где лежит золотой ключик?

Решение. Построим отрицания к каждому высказыванию. Тогда если бы надписи были верными, то на коробочках были другие надписи. Красная: «Здесь не лежит золотой ключик». Синяя: «Зелёная коробочка не пуста».  Зелёная : «Здесь не сидит гадюка». Т.к. зелёная коробочка не пуста и в ней нет гадюки, то в ней лежит золотой ключик».

  1. Задачи, решаемые с помощью графов.

Графы -это множество точек, а точки называются вершинами, а соединение линии- рёбрами. Особенно большую помощь графы оказывают при решении логических задач.

Задача 3.

Пятеро учёных участвовавших в научной конференции,  обменялись рукопожатиями.  Сколько всего было сделано рукопожатий?

Решение. Обозначим учёных вершинами графа и проведём от каждой вершины линии к четырём другим вершинам, затем к трём, к двум, к одной. Получили 10 рукопожатий.

  1. Задачи «Нумерация чисел в пределах 100».

Развивает логическое мышление и счёт.

Задача 4.

 Оля пронумеровала страницы своей тетради, записав всего 27 цифр. Сколько страниц в Олиной тетради?

Решение. Для записи однозначных чисел потребовалось 9 цифр. Тогда для записи двузначных чисел 18 цифр, т.е было записано 9 двузначных чисел. Всего было 18 чисел, столько страниц в Олиной тетради.

  1. Решение задач с конца.

Такой вид  задач весьма прост и лёгок в применении. Если предлагают какую-то нестандартную задачу, то есть смысл посмотреть в конец ситуации и не видно ли там решение.

Задача 5.

Торговка, сидя на рынке, соображала: «Если бы к моим яблокам прибавить половину их да ещё десяток, то у меня была бы целая сотня!» Сколько яблок у неё было?

Решение. Эту задачу решаем с конца. Отнимем излишек в 10 яблок, тогда останется 90 яблок; в это количество входя 3 части, каждая из которых равна половине яблок, имеющихся у торговки. Каждая часть равна 30. Значит у торговки было 60 яблок.

Конечно же мы решаем задачи разного вида: на взвешивание, геометрического содержания, на принцип Дирихле, с величинами.

  • Результатом своей работы считаю призовые места детей на олимпиадах, интеллектуальных играх, марафонах.  Итоговым результатом в начальной школе является муниципальный конкурс младших школьников «Всезнайка». В 2015-206 году у меня было 4 призёра. Одна ученица по результатам была 2, и участвовала в Республиканской интеллектуальной игре. Сейчас  3 призёра олимпиады  «Бельчонок», проводимый Казанским государственным энергетическим университетом (КГЭУ) .

Такие задания позволяют заинтересовать детей и формируют потребность в новых открытиях.

Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты. Я продолжу работу с одарёнными детьми.  Л.Н.Толстой « Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Работа с одарёнными детьми. Из опыта работы.

Работа с одарёнными детьи. Из опыта работы....

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....