Конспект урока для 4 класса по математике по теме "Нахождение нескольких долей целого"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Биксалиева Альфия Шамилевна

Подробный материал для проведения открытого урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №18» г о Саранск

План – конспект

урока математики в 4 классе по теме

«Нахождение нескольких долей целого»

(по учебнику М. И. Моро УМК «Школа России»)

Учитель начальных классов

Биксалиева  А. Ш

2017-2018 уч.год

Тема: Нахождение нескольких долей целого

Цели: учить находить несколько долей целого; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты:

предметные: актуализировать знания о долях, совершенствовать умение находить долю от целого, создавать условия для знакомства с алгоритмом нахождения нескольких долей целого, учить решать задачи на нахождение нескольких долей целого.

метапредметные:

познавательные: самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; строить логическую цепь рассуждений;  делать выводы на основе обобщения знаний, самостоятельно делать выбор, опираясь на правила, выполнять задания по аналогии, анализировать, сравнивать, классифицировать объекты; структурировать знания;

регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и удерживать в течение урока, осуществлять само- и взаимопроверку работ, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

личностные: создать условия для формирования уважительного отношения к членам своей семьи, понимания ценности каждого её члена, осознания себя её частью, формировать бережное отношение к природе, уважительное отношение к иному мнению, воспитывать положительное отношение к урокам математики.

Оборудование:  мультимедийный проектор, экран, компьютер, электронное приложение, магнитная доска, карточки с заданиями, раздаточный материал (круги), ножницы, листы самооценки, учебники по математике 4 класс М. И. Моро, рабочие тетради.

Ход урока

Слайд 1 (Модуль урока: Математика, число, классная работа)

I. Организационный момент урока

− Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок

Будьте все внимательны

А ещё старательны.

– Я рада вас приветствовать на уроке математики. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне.

– Улыбнулись друг другу, поприветствовали товарища по парте, тихо сели (хлопнули друг друга в ладоши).

− Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным. Мы повторим и закрепим то, что уже знаем и постараемся открыть новые секреты математики.

− Откройте тетради и запишите дату и классная работа.

II. Актуализация знаний

  1. Устный счет

− Устный счет, устный счет 

Ум в порядок приведет.

Величины будем знать,

В жизни точно применять.

Складывать и вычитать,

Задачки хитрые решать.

Устный счет, устный счет –

Приготовьтесь он идет.

  1. Задачи

Устно решите задачи.

  • Многие животные любят поспать. Чемпионом среди них является маленький зверек, которого так и называют – соня. Бодрствует он всего 3 часа в сутки. Сколько часов спит соня?  (21 час спит)  На сколько больше часов он спит, чем бодрствует? (на 18 часов)
  • Во всем мире осталось не более 1000 уссурийских журавлей. Из них 250 живут в Японии, 200 – в России. Сколько этих журавлей живут в других странах?  (550 птиц)

− Молодцы! Ребята, а кто знает, куда занесены все виды исчезающих животных и растений? (в Красную книгу)

− Для чего это делают? (Чтобы к ним относились особо бережно и не допустили их исчезновения)

2. Игра «Одним словом»

− Сейчас мы немного поиграем. Игра называется «Одним словом». Я буду читать начало предложения или вопрос, а вы должны закончить или дать ответ одним словом.

Вопрос учителя

Ответ детей

  1. Эта единица времени равна 24часам

сутки

  1. Сколько секунд в 1 минуте?

60

  1. Самая маленькая из известных вам единиц длины

мм

  1. 10см-это…

дм

  1. 1000кг – это….

тонна

  1. Дополни предложение. мм, см, м, км- это единицы измерения…

длины

  1. Г, кг,  ц, т-это единицы измерения…

массы

  1. См2, м2,  дм2, га, а - это единицы измерения…

площади

  1. С, мин,  ч, сут., мес., г.,век - это единицы измерения…

времени

  1. Математический диктант (письменно) (т)

− Масса льва 220кг. Сколько это центнеров? (2ц 20кг)

− Масса леопарда 270 кг, он на 50кг тяжелее льва. Какова масса льва? (220кг)

8 дм вырази в см (80 см)

− 2 км вырази в м (2000 м)

− Длина леопарда 2м 90см. Сколько это см? (290см). Сколько дм? (29дм)

 Найди площадь квадрата со стороной 8 см (64 см2)

III.  Самоопределение к деятельности

Слайд 2 (Разбей предметы на группы)

  1. Разбей предметы на группы

− Разбейте предметы на три  группы (Целые, на две части, на четыре части)

− Проверим наши предположения на слайде.

Слайд 3

  1. Выполните задание на карточках

− Сейчас работа в группах,  выполните задание (задание раздает учитель).

Работа в группе

Вычисли:

60 : 10 =

800 : 100  =

543 – 531 =

265 + 132 =

72 : 9 =  

675 – 650 =  

50 : 2 =

100 – 88 =


Рядом с каждым ответом запиши нужную букву в соответствии с кодом

6

397

12

15

8

25

м

д

н

р

а

и

− Какое слово получилось? (мандарин)

− У меня в руках мандарин. Из чего он состоит? (из долек)

− Что такое доля? (доля – это часть целого)

− Где в жизни мы встречаемся с долями? (когда нужно что-то разделить)

Что ещё состоит и долек? (чеснок, апельсин, лимон …)

− Сейчас, мы посмотрим мультфильм «Мы делили апельсин», в котором звери столкнутся с проблемой деления апельсина. Смотрим на экран.

Слайд 4  (мультфильм «Мы делили апельсин»)

− Как звери разделили апельсин? (Целый апельсин разделили на дольки)

Всем хватило? (Нет)

Что нужно было сделать? (Посчитать сколько всего зверей и поделить поровну).

В чём ошибка волка? (Он решил присвоить целый апельсин себе).

Ребята, можно так поступать? (Нет, нужно уметь делиться).

Сейчас мы будем учиться делить целое на части

− Возьмите полоску, которая у вас на парте. Измерьте ее длину (20 см)

Сложите ее пополам и еще раз пополам. Сколько одинаковых долей у вас получилось? (4.)

Как вы думаете, чему равна длина одной доли? (5 см)

Как вы определили? (20: 4 = 5 (см))

Да, определять величину одной доли мы уже умеем.

Возьмите линейку, проверьте измерением длину доли.

Напишите на каждой доле ее длину (5 см)

Чему равна длина двух таких долей? (10 см)

Как вы узнали? (Число 5 повторяется 2 раза: 5∙2 = 10(см))

Чему равна длина трех таких долей? (15 см)

Как вы узнали? (Число 5 повторяется 3 раза: 5 ∙ 3 = 15 (см))

− Отложили в сторону.

Слайд 5  (квадрат целый)

Посмотрите на слайд

                                                  6см

       

− Вспомните, как  найти площадь квадрата? (Чтобы найти площадь квадрата, нужно его сторону умножить саму на себя)

−Чему равна площадь данного квадрата? (6 · 6 = 36(см2))

−Проверим.

Слайд 6  (квадрат с долями)

− А теперь нам нужно найти площадь закрашенной фигуры

− Можем ли мы это сделать? (нет)

                                                                                   S - ?

− Почему? (Мы не знаем, как находить площадь треугольника)

−Интересно, как можно найти площадь закрашенной фигуры?

Сформулируйте тему урока. (Нахождение нескольких долей целого.) 

Слайд 7 (Тема урока: «Нахождение нескольких долей целого»)

Тема урока: «Нахождение нескольких долей целого» (на доске тема тоже вывешивается)

Зная тему, поставьте цели урока (научиться решать задачи на нахождение нескольких долей целого, вспомнить, как находить долю числа, развивать вычислительные навыки)

Слайд 8  (Цели урока)

− Цели нашего урока научиться решать задачи на нахождение нескольких долей целого; вспомнить, как находить долю числа; развивать вычислительные навыки.

IV. Работа по теме урока

  1. Работа с моделью торта

− А если я скажу, что семья тоже состоит из долей, вы со мной согласитесь? (Да. Семья – это единое целое, а каждый член семьи является её частью)

− А как вы считаете, члены семьи равны по значению, или нет? (ответы детей)

− В семье одинаково ценен, важен и дорог каждый её член, т.е. все члены семьи равнозначны. А если это правило применить относительно долей, что мы можем о них сказать? (все доли одного целого равны)

Молодцы, всё верно! Ребята. Вы любите праздники?

− А какой сегодня в школе отмечают праздник? (День матери)

− А как вы думаете, почему этот праздник особый? (ответы детей)

− Действительно, мама самый близкий и родной человек. Она всегда заботится о нас, учит как правильно нужно себя вести, поступать, даёт мудрые советы, оберегает нас. Мама – это человек, который любит нас такими, какие мы есть, для неё мы самые дорогие и любимые на всей Земле. Мама всегда поможет в трудной ситуации. И каждый человек должен любить, ценить, заботиться и оберегать свою маму!

− Представьте, что на этот праздник к мамам пришли гости, и вам поручено ответственное задание разрезать торт. Но чтобы никто не обиделся, все кусочки должны быть одинаковыми. У вас на партах лежат модели торта (круги). К вам пришли 3 человека + хозяйка, на сколько частей нужно разделить торт? (на 4 части). 

− Разделите модели торта путём сгибания на указанное количество частей (на доске набор магнитных долей)

− Кому бы вы отдали первый кусочек торта? (ответы детей)

− Возьмите ножницы и вырежьте один кусочек «торта».

− Какую долю круга составляет вырезанный кусочек? (одну четвёртую)

− Почему одну четвёртую? (потому что мы разделили круг на 4 равные части и взяли одну часть)

Так что же нужно сделать, чтобы взять одну четвёртую часть целого? (нужно целое разделить на 4 части и взять одну)

− Проделаем подобную работу используя числовое значение

2.Решение задач

Слайд 9 (Задача )

− В классе 32 ученика. Из них одна четвёртая часть играют в хоккей. Сколько учеников играют в хоккей?

Слайд 10 (схематический чертёж)

− Какую часть учеников нужно найти в задаче? (одну четвёртую)

− Как найти одну долю от целого? (целое разделить на количество долей)

− На сколько долей разбито целое? (на 4)

− Как узнать чему равна одна четвёртая доля класса? (32:4=8 (уч.).

−Сделаем вывод, чтобы найти одну долю от целого нужно… (целое разделить на количество долей)

Молодцы! Теперь вернёмся к модели торта. Один кусочек торта вы уже отдали гостю, но торт ему так понравился, что он попросил ёще кусочек. Вырежьте еще один кусочек торта.

Возьмите в руки вырезанные кусочки и назовите, какую часть торта теперь вы держите в руках (две четвёртых)

 Как получили две четвёртых части? (сначала разделили целое на 4 равные части, а потом взяли две части)

− Молодцы ребята! Отложите модели торта в сторону и посмотрите на доску.

Слайд 11(прямоугольник 12 см2)

− Перед вами прямоугольник, площадь которого 12см2. Вычислите, чему равна одна третья часть площади этого прямоугольника? (4 см2)

− Как узнали? (12:3=4см2)

Слайд 12 (прямоугольник 12 см2)

− Найдите одну четвёртую часть площади прямоугольника (3см2) 

− Как узнали? (12:4=3см2)

Слайд 13 (прямоугольник 12 см2)

− Молодцы, а теперь определите, чему равны три шестых части площади этого прямоугольника (ответы детей)

− Почему данное задание вызвало затруднение? (мы умеем находить только одну долю, а здесь нужно найти 3)

 3.Построение проекта выхода из затруднения

−Откройте учебники на странице 64, прочитайте тему урока (Нахождение нескольких долей целого)

− Вернёмся к задаче.  Что значит три шестых части? (значит, что целое сначала разделили на 6 частей, а потом  взяли 3 из них)

− Как вы думаете, как можно найти три шестых части? Поработайте в парах, посоветуйтесь друг с другом и выскажите свои предположения. Выдвигаем гипотезу (ответы детей)

− Проверим ваши предположения.

− Найдите в учебнике на с.64 текст рядом с красной чертой. Прочитайте.

− Какая же  из гипотез оказалась верной?

−Давайте составим  алгоритм (на доске карточка алгоритм)

− Чтобы найти несколько долей от целого надо:

1) найти величину одной доли (вывешивается на доску)

2) величину одной доли умножить на количество взятых долей (вывешивается на доску)

− При выполнении заданий пользуйтесь алгоритмом. А что такое алгоритм (выполнение по плану)

− У вас на столах лежат листы самооценки. Оцените свою работу в парах  по выдвижению гипотезы.

4.Реализация построенного проекта

− Примените полученные знания к задаче. Как найти три шестых части площади прямоугольника? (сначала найдём площадь одной части: 12:6=2см2, а затем получившийся ответ умножим на количество взятых частей: 2·3=6см2)

− Проверим на слайде.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

№ 291 на с.64 учебника (т)

− Прочитайте задание.

− Отрезок какой длины нужно начертить? (60 мм)

− На сколько равных частей разделили отрезок? (на 6)

− Что нужно найти в задаче? (Сколько мм в пяти шестых долях отрезка)

− Что сначала нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (найти  одну шестую долю отрезка)

− Как это сделать? (60:6=10мм)

− Теперь можем ответить на вопрос задачи? (да, 10·5=50мм)

−Молодцы! Начертите отрезок в тетради и запишите решение задачи по действиям с пояснениями.

−Проверьте, правильно ли вы записали решение

Слайд 14 (Проверь себя к задаче №291)

− Оцените свою работу на листе самооценки.

Слайд 15 (физкультминутка)

Физкультминутка (Фиксики)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

−Немного потренировавшись, проверим, усвоили ли вы правила нахождения нескольких долей целого. Но прежде, ещё раз повторим алгоритм и правило. Что нужно сделать, чтобы найти несколько долей целого? (ответы детей)

−Хорошо, теперь выполним самостоятельную работу.  Карточка №1.

Карточка №1

Выбери любое задание и реши его:

  1. Вычисли, чем равна:

Одна вторая часть  км - _______м;                  

Две четвёртых чавсти м = _______см;

Три пятых части см = ______мм;                            

Четыре десятых части дм = _____см

  1. Реши задачу, записав её кратко:

Книга стоит 180р. Цена блокнота составляет три девятых стоимости книги. Сколько стоит блокнот?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

− Проверьте, правильно ли  вы справились с заданием

Слайд 16, 17 (Проверь себя к карточке №1)

−Оцените свою работу на листе самооценки.

V. Закрепление изученного материала.

−Теперь решим задачу №293 на с.64 (т) учебника. Прочитайте задачу.

− Сколько вопросов поставлено к одному условию? (2 вопроса)

− Значит нам нужно решить 2 задачи. Ответим сначала на первый вопрос. Для этого заполним таблицу. Карточка № 2. Будем заполнять отвечая на вопросы.

Карточка 2

За 1 день

Количество дней

Всего, кг

? (одинаково)

7

21

?

36

Слайд 18 (Заполнение таблицы)

−Сколько кг масла  израсходовали в столовой? (21кг)

− За сколько дней израсходовали 21кг? (за 7 дней)

− Сколько кг масла предполагают израсходовать? (36кг)

− Известно за сколько дней израсходуют 36кг? (нет, нужно найти)

− А что говорится про норму расхода за 1 день? (она одинаковая)

− Сколько вопросов в таблице? (2 вопроса)

− Сколько действий будет в решении задачи? (2 действия)

− Что узнаем сначала? (сколько кг масла расходовали за 1 день)

− Как мы это найдём? (21:7=3кг)

− Теперь, зная расход масла за 1 день, сможем ответить на вопрос задачи? (да, 36:3=12 дней)

− Молодцы! Запишите решение задачи в тетрадь по действиям с пояснениями (у доски ученик, справившийся с заданием).

− Оцените свою работу на листе самооценки.

− Теперь прочитайте второй вопрос задачи.

− Чем он отличается от первого? (расход масла за один день не одинаковый, он увеличивается на 1 кг.)

− На этот вопрос вы ответите дома, заполнив таблицу (карточка 3) и решив задачу, таблицу возьмете домой.

Карточка 3

За 1 день

Количество дней

Всего, кг

РЕЗЕРВ

−А сейчас выполним задание №294 на с.64 учебника. Выполнять будем 1 и 2 столбики. 1 строчка у доски, 2 и 3 – самостоятельно, с последующей взаимопроверкой (на поле взаимное оценивание)

− Хорошо, с этим заданием вы справились.

− Оцените свою работу на листе самооценки.

 Работа в тетради на печатной основе (резерв)

− Рабочая тетрадь стр.54 №8, №9 (взаимопроверка)

VI. Рефлексия.

          −Быстро время пролетело

          И идёт к концу урок.

          Так давайте без задержки

          Подведём всему итог.

- А вот теперь, ребята, мы можем вернуться к заданию, которое в начале урока вызвало у вас затруднения.

Слайд 19 (Квадрат с долями)

− Раскрыв секрет нахождения нескольких долей целого, вы сможете найти площадь закрашенной фигуры? (да)

− Как будете это делать? (квадрат разделили на 4 части, нам нужно найти три четвёртых площади этого квадрата.)

− Пользуясь алгоритмом нахождения нескольких долей целого решите эту задачу (т)  и запишите решение выражением, с устным пояснением.

 Слайд 20 (Проверь себя)

−Оцените свою работу на листе самооценки.

Слайд 21(Рефлексия)

−Теперь возьмите свои листы самооценки. В конце у вас нарисована лесенка с тремя ступеньками. По итогам урока, нарисуйте себя на одной из ступенек

1 – испытываю затруднения;

2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь;

3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.

VII.  Подведение итога урока

−Какова была тема урока? (Нахождение нескольких долей целого.) 

− Какие цели  ставили на уроке? (научиться решать задачи на нахождение нескольких долей целого, вспомнить, как находить долю числа, развивать вычислительные навыки)

−Удалось выполнить поставленную задачу?

− Повторите алгоритм нахождения нескольких долей целого.

VIII.  Оценивание учащихся

− Молодцы! Сегодня за урок вы получаете следующие отметки:… .

IX.  Домашнее задание

Слайд 22 (Домашнее задание)

− Откройте дневники и запишите домашнее задание. Дома выполните №292, 293(2-й вопрос), с.64(учебник)

Слайд 23

−Урок окончен Спасибо за внимание!

Приложение1

Лист самооценки

№ п/п

Задание

Справились

Справились, но испытывали затруднения

Не справились

1

Работа в группе – выдвижение гипотез

2

Решение задачи №291

3

Самостоятельная работа по карточкам

4

Решение задачи №293

5

Самостоятельное решение задачи

1 – испытываю затруднения;

2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь;

3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.

                                                                                                                      3

                                                                     2

                    1

Приложение 2

Работа в группе

Вычисли:

60 : 10 =

800 : 100  =

543 – 531 =

265 + 132 =

72 : 9 =  

675 – 650 =  

50 : 2 =

100 – 88 =


Рядом с каждым ответом запиши нужную букву в соответствии с кодом

6

397

12

15

8

25

м

д

н

р

а

и

Приложение 3

Карточка №1

Выбери любое задание и реши его:

1.Вычисли, чем равна:

Одна вторая часть  км - _______м;                  

Две четвёртых чавсти м = _______см;

Три пятых части см = ______мм;                            

Четыре десятых части дм = _____см

2.Реши задачу, записав её кратко:

Книга стоит 180р. Цена блокнота составляет три девятых стоимости книги. Сколько стоит блокнот?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4

Карточка 2

За 1 день

Количество дней

Всего, кг

Карточка 3

За 1 день

Количество дней

Всего, кг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект открытого урока по математике в 4 классе "Нахождение нескольких долей целого". УМК "Школа России".

Презентация и конспект открытого урока по математике в 4 классе по теме "Нахождение нескольких долей целого". Составлен в соответствии с требованиями ФГОС по технологии развивающего обучения...

Конспект урока математики 4 класс "Нахождение нескольких долей целого"

Конспект урока математики 4 класс . Тема " Нахождение нескольких долей целого"...

План - конспект открытого урока по математике в 4 классе «Нахождение нескольких долей целого»

Урок математики для 4 класса по теме: "Нахождение нескольких долей целого"...

конспект урока 1 класс по математике

урок готовится для сборника...