Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Зибцева Марина Анатолиевна

Цель: формировать у учащихся умения овладеть письменным приёмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- Формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы и стратегии; представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 4

Предметная область: математика, УМК « Школа России»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Тема: «Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями».

Цель: формировать у учащихся умения овладеть письменным приёмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- Формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы и стратегии; представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал ( фишки разного цвета, алгоритм  умножения на карточках, карточки с примерами). Учебник: М.И.Моро « Математика» 4 класс, часть 2, А.Г.Асмолов « Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты».

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

                                             

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой)

1.

Самоопределе ние к деятельности.   /2 мин/

Цель:

Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Необычный день у нас,                                

 и гостями полон класс.                                  

  Что гостям сказать нам надо?

- Видеть вас мы очень рады!

Прозвенел звонок – начинается урок.                                       Чтоб урок прошёл прекрасно,                                                  Хорошо, отлично, классно                                                                                   Говорю  вам                                                                     пожеланье:                                                            Пожелание удачи, пожелание добра.                                                     Пожелание терпенья  и, конечно же, уменья.                                                

В этом классе все друзья?

Да!

Я, ты, он, она, -  вместе дружная семья?

Да!

Посмотри-ка на себя,

На соседа справа, на соседа слева.

В этом классе все друзья?

Да!

Я, ты, он, она – вместе дружная семья!

Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра… улыбнитесь.

Учитель предлагает занять свои рабочие места.

- Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделали 10 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за урок?

 Итак, ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока.

Девиз нашего урока:

« С малой удачи начинается большой успех».

- Как вы понимаете данное высказывание?

- Вы с ним согласны?

Не будем терять времени. ( Слайд 2)

Стоят в круге.

Включаются в учебную деятельность. Поддерживают диалог.

Хором дополняют реплику учителя.

Диалог в круге.

Садятся за парты.

Объясняют смысл высказывания. (Каждое задание, выполненное на уроке - это маленькая удача, из которой складывается большой успех.)

Личностные УУД:

самоопределение

2.

Актуализация знаний .

/5 мин./

Цель:

Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий.

Ведёт подводящий диалог.

( Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)

- Посмотрите внимательно на экран и предложите работу, которую мы можем выполнить.

-Какую закономерность вы установили, исследуя первое выражение?

-Предлагаю, прежде чем вы назовёте произведение, объяснить приём умножения.

1)6·9     2) 26·3                   3) 139·0

4) 264·10   5) 92· 100    6) 532·300

( По мере поступления ответов на экране появляются результаты рассуждения) (Слайд 3)

Участвуют в диалоге.

- Можно  посчитать треугольники.

- Можно выявить закономерность.

1) табличное умножение

2) внетабличное умножение      

( разбиваем на разрядные слагаемые)

3) умножение на нуль

4) увеличение числа в 10 раз,  приём умножения  на 10

5) приём умножения на 100

6) затрудняются

Познавательные УУД:

- Общеучебные;

- Логические;

Коммуникативные УУД:

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

3.

Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

/5 мин/

Цель:

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

1. Ведёт побуждающий диалог.

- Почему вы затруднились назвать произведение в 6 треугольнике?

Побуждает к осознанию темы и цели урока.

- Я предлагаю вам два  варианта решения данной проблемы.

2. Стимулирует к деятельности.

Предлагает  два варианта:

- Первый : Сама покажу вам приём умножения.    

Второй – на основе ранее полученных знаний попробуете решить сами.

- Какой вариант выберете вы и почему?

Участвуют в диалоге.

- Не можем, так как с этим приёмом умножения ещё не знакомы (умножение на числа, оканчивающееся нулями)

Дети предпочитают « открывать» новое знание сами.

Познавательные УУД:

- постановка и формулирование проблемы

- поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли;

4

 « Открытие» детьми нового знания.

/9 мин./

Цель:

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

1. Организует деятельность.

- Великий Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.

-Так и вы можете научиться умножать такие числа, думая только своей головой и пытаясь решить самостоятельно. (Слайд 4)

- У кого есть предположения, как можно его вычислить?

- Хорошо, если вычислим на калькуляторе, получим готовый ответ, мы пополним копилку наших знаний?

- Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно?

- Какой закон математики вы применили?             ( Слайд 5)

- Всегда ли устно можно быстро и правильно выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими?

- Какой способ мы можем ещё использовать?

- Умеем мы это правильно делать?

- Тогда какую учебную задачу вы поставите перед собой? ( Слайд 6)

2.Предлагает записать пример столбиком самостоятельно и решить его.

- Где мы можем проверить правильность наших рассуждений?

- Откройте учебники на стр.13, внимательно рассмотрите образец и сравните со своим решением.

- Я прошу поднять руку тех ребят, которые выполнили умножение так, как показано в учебнике.

- Молодцы. Значит, вы умеете применять ранее полученные знания.  ( Слайд № 7)

- Сейчас объясним приём умножения на доске.

3. Вызывает к доске ученика, верно решившего пример.

- У кого другая запись?

4. Организует работу в парах по составлению алгоритма умножения.

- Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения.

- Что такое алгоритм?

- Сейчас мы его составим.

У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке.

        

Выводит алгоритм на экран. (Слайд 8)

Выдвигают гипотезы:

- устно

- на калькуляторе

- столбиком.

-Нет.

Объясняют приём умножения.

532·300= 532·(3·100)= 532·3·100=159600

- Сочетательный закон.

- Не всегда.

- Решение столбиком.

-Нет.

Дети формулируют тему и учебную задачу урока.

- Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

- Мы должны научиться письменно умножать многозначные числа /в столбик /на числа, которые оканчиваются нулями.

Пытаются решить пример самостоятельно.

- В учебнике.

Дети открывают учебники и сравнивают своё решение с образцом.

Называют произведение в треугольнике.

Объясняют приём умножения.

- Выполняем умножение, не глядя на нули, а затем к результату приписываем столько нулей, сколько содержится во втором множителе.

- Пошаговое выполнение действий.

Алгори́тм — набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения некоторого результата. В старой трактовке вместо слова «порядок» использовалось слово «последовательность»...

Открывают конверты. Располагают карточки в нужном порядке.

Одна пара зачитывает.

1.Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне.

2.Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули.

3.К полученному результату приписываю нули.

4.Читаю ответ.

Познавательные УУД:

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем;

5.

Первичное закрепление с проговарива-

нием.

/5 мин./

Цель:

Зафиксировать способ письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

1.Организует работу по закреплению нового знания.

Фронтальная работа с проговариванием вслух.

- Закрепим полученные знания, выполнив письменное умножение с объяснением на доске. ( с.13 №40 – 1 строчка)

 К доске вызывает сначала                                      « сильного» ученика, затем «слабого».

- Понятен ли вам этот вычислительный приём?

- Как проверить, что вы его усвоили?

Даёт инструктаж по выполнению задания.

- У каждого из вас имеется карточка. На ней записаны примеры.                                                                            735 ·500=    6307 · 40=

Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат:  в верхнем углу карточки вы видите круг.

Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму.  Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность. А теперь приступим.

- Передайте карточку соседу.

Выводит ответы к заданию  на экран.

 ( Слайд 9)

- Если  нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым.

- Верните карточку владельцу.

- Совпал ли ваш прогноз с результатом?

Два ученика работают у доски, остальные в тетради.

- Решить примеры самостоятельно.

Прогнозируют результат и выполняют задание.

        

Взаимопроверка по готовым ответам с доски.

- Ответы детей / Мой прогноз совпал с результатом, был уверен и правильно выполнил.

- Мой прогноз не совпал с результатом, я был уверен, что справлюсь, но допустил ошибку./

КоммуникативныеУУД:

Умение выражать свои мысли;

 Регулятивные УУД:

Овладение алгоритмом умножения;

6.

Взаимоконтроль с проверкой по эталону.

/3 мин./

Цель:

-Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

- Проверить способность к умножению многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями.

Регулятивные УУД:

Прогнозирование;

Самоконтроль;

Коррекция;

Коммуникативные УУД:

Учебное сотрудничество;

7.

Физминутка    

1 мин

А теперь немного отдохнем.

80:20=4

1.Сколько раз ногами топнем?  1,2,3,4.

210:70=3

2. Сколько раз руками хлопнем? 1,2,3.

100:50=2

3.Мы присядем сколько раз? 1,2

90:30=3

4. Мы наклонимся сейчас. 1,2.

240:80=3

5. Мы подпрыгнем ровно сколько? 1,2,3

- Ай да счет, игра и только! Отдохнули? Садитесь!

8.

Включение нового  в систему знаний и повторения.    

/7 мин./

Цель:

- закрепить умение решать текстовые задачи;

- применение нового способа действия;

- создание ситуации успеха.

Организует  индивидуальную работу с последующей проверкой в группе и самопроверкой по эталону.

 1. Внимание на экран. ( Слайд 10)                                           Перед вами 4 задания.

- Какое из них далеко от темы нашего урока?

А) 736·300    6 324· 50

Б) 6 895+ 72 456 + 658

В) 784 · 600 + 2 907 · 30

Г) х· 4= 432·30

Осталось 3 задания.

- Выберите себе то, которое для вас  более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его.

Учитель проходит по классу, наблюдает, какой уровень выбрал каждый из учащихся

- Посмотрите внимательно на экран и сверьте свою работу с образцом. ( слайд 11-13)

- Ребята, попрошу вас разделиться на 2 группы.

-Ребята, у меня есть карточки двух  цветов: это «красная» и  «голубая»

«красная » - сложное задание;

«голубая» -   легкое задание.

-Выберите  задание по силам. Я предлагаю объединиться  в группу.

-Экспертом «красной » группы назначаю-….

-Экспертом «голубой» группы назначаю-….

Прочтите  шёпотом задание, всё понятно? Тогда приступайте к работе.   Время выполнения работы вам 5 мин.

1карточка (красная)

Задача №41

2карточка (голубая)

Уравнения №44

2. Организует работу над задачей.

- Вернёмся к учебнику. Задача № 43.

- Прочитайте задачу.

- О чём говорится в задаче?

- Что известно?

- Как звучит вопрос задачи?

- Как удобнее записать условие задачи?

- Правильно, в виде таблицы.

 (Слайд 14)

Кол-во в 1 кор.

Кол-во кор.

Всего штук

карандаши

12шт.

40 к.

 ?

?    560 шт.

фломастеры

? шт.

10 к.

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

- Посмотрите на первую строчку. Что можно узнать, используя эти данные?

- А сейчас посмотрите на 3 столбик. Ваши предположения, что можно узнать, используя данные 3 столбика?

- Внимание на 2 строку таблицы. Используя эти данные, можем ответить на вопрос задачи?

Анализируют и делают вывод, что лишнее задание Б.

- Лишнее задание Б, так как оно не подходит к теме нашего урока. Оно подошло бы к теме – сложение многозначных чисел.

Формулируют уровень сложности заданий  и конкретизируют их.

А – выполнить умножение столбиком

В- вспомнить порядок действий и вычислить.

Г- решить уравнение.

Выбирают и выполняют задание.

Сверяют решение с образцом на слайдах.

        

Дети отвечают на вопросы учителя по содержанию задачи.

1 ученик  записывает решение задачи на доске.

Познавательные УУД:

- анализ с целью выделения главных признаков;

- умение осознанно строить речевое высказывание  в устной форме;

- выделение и поиск необходимой информации;

Коммуникативные УУД:

- умение достаточно полно и чётко выражать мысли;

-интегрирование в группы и продуктивное взаимодействие.

Регулятивные УУД:

- планирование;

- контроль;

- коррекция;

- самооценка.

п9.

Рефлексия учебной деятельности.

/ 3 мин./

Цель:

- Оценить результаты собственной деятельности;

- Осознание метода построения границ применения нового знания.

Благодарит ребят за работу.

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постаралась.

Вам понравилось, друзья?

- Вспомните девиз нашего урока.

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху.

- Какая тема нашего урока?

- Какую учебную задачу мы ставили перед собой?

- Чему новому научились?

- Достигли мы успеха?

На память о нашем уроке, чтобы вы ничего не забыли: домашнее задание.

Давайте поспешим, друзья.

Записать задания.

А дома…

Приложить прошу

Максимум старания. (Слайд 15)

Проводит инструктаж домашнего задания.

С 9 № 42 – обязательный для всех

№ 47 – предлагаю тем, кто не боится трудностей.

Оценивание работы учащихся

- Я прошу подняться тех детей, которые считают, что их объём работы на уроке можно оценить.

- Почему ты так считаешь?

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

-Перед вами лежат ладошки.  Раскрасьте те пальчики, на которых написаны слова, соответствующие вашему настроению.

- Вот какое крепкое рукопожатие у нас получилось.

Это  УСПЕХ сегодняшнего урока.

- Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни?

Подошёл к концу урок,

Прозвенит сейчас звонок,

Вам девчонки и мальчишки –

Всем спасибо за урок. (Слайд 16)

проговаривают девиз урока.

Дети вспоминают поставленную цель и учебную задачу урока.

 - Умножение многозначных чисел на числа, которые оканчиваются нулями.

- Научиться письменно умножать на числа, оканчивающиеся нулями.

- Научились письменно умножать на числа, оканчивающиеся нулями.

-Достигли.

Записывают задание в дневники.

Тот, кто поднялся, анализирует и оценивает свою работу на уроке.

Раскрашивают « ладошки» и крепят на доску.

Высказывают своё мнение.

Регулятивные:

- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

- умение структурировать знания;

Коммуникативные УУД:

- аргументировать свои высказывания;

Прогнозируемый результат:        

Предметные:

В конце урока ученики

1.Знают алгоритм письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

2.Умеют письменно умножать на числа, которые оканчиваются нулями.

Метапредметны

1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.

2.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

Презентация к уроку математики 4-го класса...

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

Учащиеся  путешествуют  по  стране  Математика.В ходе  урока  учащиеся  знакомятся   с  письменным  приемом умножения  на  числа, ...

«Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями».

«Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями»....

Урок+презентация математики в 4 классе по теме: Письменное умножение на числа оканчивающиеся нулями.

Урок+презентация математики в 4 классе по теме: "Письменное умножение на числа оканчивающиеся нулями"...