Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Урок математики во 2 классе на тему "Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого", раздел программы "Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание", УМК "Школа России. Урок приобретения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_na_nahozhdenie_neizvestnogo_vychitaemogo.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

2 класс

Тема: «Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого»

Автор: Чигжит Айсуу Ивановна

Место работы: МБОУ СОШ №1 г. Кызыла

Должность: учитель начальных классов

Дата: 09 октября 2018 г.

УМК «Школа России»

Дидактическое обоснование: Математика. 2 класс. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.

Тип урока: урок приобретения новых знаний

Технология: проблемно-диалогическое введение новых знаний

Цель: знакомство с задачами на нахождение неизвестного вычитаемого

Задачи:

Обучающие - закреплять умение составлять и решать задач на нахождение неизвестного вычитаемого;

Развивающие - совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать.

Воспитывающие -воспитывать культуру общения и взаимодействия на уроке.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на нахождение неизвестного вычитаемого; рассуждать и делать выводы; контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Универсальные учебные действия

1. Личностные:

- оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

2. Метапредметные:

2.1. Регулятивные –

- принимать учебную задачу урока;

- работать по коллективно составленному плану;

- определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя;

- организовывать свое рабочее место;

- контролировать и оценивать свою работу.

2.2. Познавательные –

-объяснять ход решения задачи;

- моделировать с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного вычитаемого;

- отмечать изменения в решении задачи при изменении её условия или вопроса;

- использовать различные приемы проверки правильности выполненных вычислений;

- выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях;

- проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу;

- находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию,

2.3. Коммуникативные –

- работать в паре: оценивать правильность высказывания товарища, обосновывать свой ответ; обмениваться собранной информацией; помогать друг другу, устранять недочеты;

- распределять работу в группе, оценивать выполненную работу;

- слушать и понимать речь других;

3. Предметные

- обнаруживать и устранять ошибки в вычислениях при решении задачи;

- составлять и решать задачи, на нахождение неизвестного уменьшаемого;

- выполнять:

- устно сложение и вычитание чисел;

- проверку правильности вычислений;

-решать:

- текстовые задачи арифметическим способом.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

 Сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с нашими гостями. Улыбнулись.

- Давайте, прочитаем девиз нашего урока.

Вместе:

Мы будем сегодня задачи решать,

Вычитать и складывать,

Сравнивать и сопоставлять.

Будет интересно –

В этом нет сомнения!

- Посмотрите, ребята, кто к нам пришли? (Буратино и Мальвина)

Буратино он какой-то грустный, потому что он не может выполнить задания, которые задала Мальвина.

- Давайте поможем Буратино. Поможем? (Да)

- На улице какое время года? (Осень)

- Поэтому Мальвина все задания приготовила на осенних листьях. За правильные ответы вы получаете красивые листья.

  1. Актуализация знаний

Первое задание Мальвины

Логическая разминка

  • Брату 14 лет, сестре – 10.

           Сколько лет будет брату, когда сестре будет столько сколько ему сейчас? (18)

  • В квартире было 3 комнаты. Из одной сделали 2.

           Сколько комнат стало в квартире? (4)

  • Во дворе гуляли куры и овцы. У них было 3 головы и 8 ног.

           Сколько было кур и сколько овец? (1 овца и 2 курицы)

Второе задание Мальвины.

  Геометрический материал

(На доске рисунок)

- Сколько на рисунке треугольников? (5)

- Молодцы!

Третье задание Мальвины.

- Ребята, Буратино никак не может выполнить задания на доске. Помогите ему.

Индивидуальная работа

(У доски работают четыре ученика. Проверяют другие четыре ученика. Если задание выполнено с ошибкой, оно разбирается коллективно.)

- Вставь пропущенные числа.

83=….+3                            51=50+…                                  67=…+….

79 = …+9                           48=…+…                                  96=90+…

- Вставь, пропущенные цифры в числа

54<…4           …8>78                …5 < 55              61 < …1              … 7 > 68           … 5>69

- Сравни величины. Поставь знаки >, < или =.

4 см …4 дм                          7 дм …17 см                       1 руб. … 100 коп.

2 см 3 мм … 20 мм                  5 дм … 1 м

- Запиши задачу кратко или нарисуй схему. Запиши решение и ответ задачи.

На взлетной полосе находилось несколько самолетов. После того как 10 поднялись в воздух, осталось 5 самолетов. Сколько самолетов на взлетной полосе было сначала?

Фронтальная работа

- Вычислите выражения, читая разными способами.

54-4=                  15-7=                      9+8=                  48 – 40 =

13-9=                     3+60=                   80+6=               8 + 6=

- Найдите сумму чисел 30 и 40. (70)

- На сколько 70 больше, чем 10? (на 60)

- Найдите разность чисел 90 и 20. (70)

- Увеличьте 50 на 40. (90)

- Я загадала число, прибавила к нему 30 и получила 40. Какое число я загадала?      

- Молодцы, ребята! Вы справились с третьим заданием Мальвины.              

Четвертое задание Мальвины.

-  Ребята, Буратино перепутал правила по математике.  Помогите ему навести порядок, найдите вторую половинку каждого правила.

    (Задание записано на доске или на листе ватмана)

Чтобы найти первое слагаемое, надо из …

…разности прибавить вычитаемо

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к …

10 мм

1 рубль равен

… суммы вычесть известное слагаемое

1 метр равен

 100 коп.

1 см

100 см

        - Молодцы, ребята! Вы помогли Буратино навести порядок, правильно нашли вторую половинку каждого правила.

 

              РАБОТА В ТЕТРАДИ.

           Сели прямо, ноги вместе,

          Под наклон возьмём тетрадь.

          Левая рука на месте,

          Правая рука на месте,

          Можно начинать писать.

         

 Каллиграфическая минутка

Пятое задание Мальвины – загадки о цифрах

Учитель загадывает учащимся загадки о цифрах:

Она похожа на гусёнка,

С длинной шеей, шеей тонкой. (Двойка)

У неё есть два конца,

Без начала и конца. (Восьмёрка)

- Пропишите числа 28 и 82 из данных цифр на целую строчку.

                           

-   А какие ещё числа можно записать, используя цифры 2 и 8? ( 22, 88.)

- Назовите наибольшее число. (88)

- Назовите следующее число.

-Назовите наименьшее число. (22)

- Назовите соседей числа 22. (21 и 23)

- В каких числах единиц столько же, сколько десятков? (22, 88)

- Молодцы, ребята!

III.  Актуализация учебной деятельности

- Хорошо. А помните, как однажды Мальвина решила Буратино учить решать задачи.

«Было у тебя 2 яблока, одно ты отдал. Сколько у тебя осталось яблок? На что Буратино ответил, что это глупо отдавать яблоки, и мне без надобности умение решать задачи»

- Ребята, а вы согласны с Буратино?

- Как вы думаете, для чего надо уметь решать задачи?

Чтобы в жизни пригодилось.

  1. Самоопределение к деятельности

Шестое задание Мальвины. Прочитайте задачу и ответьте на вопросы.

     Мама купила 9 фруктов и положила их на тарелку. Когда дети съели несколько фруктов, на тарелке осталось 4 фрукта. Сколько фруктов съели дети?

- О чем эта задача? (Эта задача о фруктах)

- Сколько фруктов купила мама? (Мама купила 9 фруктов)

-Сколько фруктов съели дети? (Неизвестно)

-Сколько осталось фруктов на тарелке? (На тарелке осталось 4 фрукта)

         - Запишем условие задачи в виде выражения с окошком:

                9 - * = 4    

         - Что известно? (Известно уменьшаемое и разность)

             - Что неизвестно? (Неизвестно вычитаемое)

         - Кто догадался, какие задачи мы будем решать сегодня на уроке? (Сегодня мы будем решать задачи с неизвестным вычитаемым)

V.  Работа по теме урока

        1.Знакомство с правилом

        (На доске записано равенство)

        10 – 3 = 7

         - Прочитайте равенство, называя компоненты вычитания.

         - Что такое уменьшаемое, вычитаемое, разность? (Уменьшаемое – число, из которого вычитают; вычитаемое – число, которое вычитают; разность – результат, то, что осталось.)

         - Может ли вычитаемое быть больше уменьшаемого? (Нет, не сможем вычесть.)

         - Как можно найти наименьшее число – вычитаемое, если известны уменьшаемое и         разность? (Чтобы найти вычитаемое надо из уменьшаемого вычесть разность.)

(Учитель закрепляет на доске карточку.)

                            У – В = Р

                            В= У – Р

VI. ФИЗМИНУТКА.

      - Ребята, Буратино устал, давайте вместе немножко отдохнём.

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся, Три – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать
.

- Отдохнули мы ребята, а теперь продолжаем работать.

        2.Работа по учебнику

Седьмое задание Мальвины – решите задачу.

        № 1  (с. 29 )

         - Прочитайте задачу.

            - О чем это задача? (Это задача о карандашах)

            - Сколько было карандашей в коробке?  (В коробке было 10 карандашей) 

            - Сколько карандашей взяли? ((Неизвестно)

            - Сколько осталось карандашей в коробке? (В коробке осталось 6 карандашей)

         - Найдите главные, опорные слова.

         - Посмотрите на краткую запись задачи. (Учитель повесит плакат с краткой записью)

             - Какое число самое большое? (10)

         - Что с карандашами сделали? (Взяли, убрали, уменьшали количество.)

         - Что значит «взяли»? (Вычли.)

         - Как назовём неизвестное число? (Вычитаемое.)

         - Как найти вычитаемое? (Из уменьшаемого вычесть разность, остаток.)

         - Запишите решение задачи.

         - Рассмотрите схему к задаче. (Учитель на доске повесит схематический чертеж)

         - Что обозначили целым отрезком? (10, сколько было карандашей.)

         - Сколько выделим частей? (Две.)

         - Что можно сказать о каждой части? (Одна известна – 6 карандашей, а вторая неизвестна.)

VI. Закрепление изученного материала

Этап выявления места и причины затруднения.

        Работа по учебнику

        № 2 (с.29)

         - Прочитайте задачу. Рассмотрите схемы. Какая схема подходит к задаче? (Первая, т.к. нужно найти, сколько было, т.е. все значки.)

         - Составьте условие задачи по второй схеме. (У Тани было 7 значков. Она подарила 2 значка подруге.)

         - Каким будет вопрос задачи? (Сколько значков у нее осталось?)

         - Решите задачу устно.

        

VII. Рефлексия

Восьмое задание Мальвины – самостоятельно решите задачу.

         - Сделайте схематический чертёж и решите задачу.

     У Пяточка было 6 шариков. После того как несколько шариков лопнуло, у него осталось 4 шарика. Сколько шариков лопнуло?

Один ученик решает задачу на откидной доске.

        (Проверка по образцу на доске.)

         - Оцените свою работу простым карандашом с помощью знаков:

! – всё выполнено верно;

+ - есть незначительные ошибки, неточности, но в целом верно;

- - много ошибок, материал не понят, нужна помощь.

- А теперь поднимите руки у кого знак «!».

- Поднимите руки у кого знак «+».

- Поднимите руки у кого знак - .

VII. Подведение итогов урока

- Подведем итог нашего урока.

         - Как решаются задачи на нахождение неизвестного вычитаемого?

         - Какое задание вам было интересно выполнять?

         - Кто доволен своими успехами?

         - Кто заметил, что стал лучше решать задачи?

- На уроке вы помогли Буратино выполнить задания, справились со всеми заданиями.

Вместе с вами Буратино тоже научился решать задачи на нахождение неизвестного вычитаемого.

VIII. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке сигналами «Светофора».

Поднимите зеленый сигнал – я доволен своей работой на уроке.

Желтый сигнал – на уроке я работал неплохо.

Красный сигнал – на уроке мне было трудно.

                 

Домашнее задание

        Учебник №3, 4 с.29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Решение уравнений на нахождение неизвестного вычитаемого"

Материал содержит конспект урока математики "Решение уравнений на нахождение неизвестного вычитаемого " для 1 класса, используя сказку К. Чуковского "Муха-Цокотуха"...

Урок математики по теме "Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого" 2 класс

Данный конспект урока математики во 2 классе. Урок получения новых знаний, направлен на формирование УУД....

Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

Карточки, самостоятельная работа по теме "Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого"...

Технологическая карта урока математики по теме "Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого"

Разработка содержит готовую технологическую карту урока математики по теме "Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого" во 2 классе (УМК "Школа России" и презентацию...

Конспект урока по математике «Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого».

Учащиеся научатся решать задачи на нахождение неизвестного вычитаемого, делать краткую запись и схему к задаче; рассуждать и делать выводы; контролировать и оценивать свою работу и её результат....