Технологическая карта урока математики на тему «Вычислительные умения и навыки».
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Зубанова Юлия Ивановна

Конспект урока математики в 3 классе по образовательной программе "Гармония".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehhh.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики на тему «Вычислительные умения и навыки».

(УМК «Гармония»)

Учебный предмет

Математика

Класс

3

Тип урока

Урок актуализации знаний и умений

Цель урока

Совершенствование вычислительных умений и навыков у каждого ребёнка

Планируемый результат

Личностный:

-адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

Метапредметный:

  • регулятивные

– ставить и решать учебную задачу под руководством

учителя; осуществлять самоконтроль; выполнять

учебные действия в материализованной, громкоречевой

и умственной форме ;

  • коммуникативные

 -участвовать в коллективном обсуждении вопросов,

высказывать и обосновывать свое мнение, дополнять

и контролировать друг друга; делиться своими открытиями,

рассказывать о своих достижениях.

Предметный:

-знание математической терминологии (значение частного, значение произведения, на сколько одно число больше другого, во сколько раз одно число меньше другого);

 -умение выполнять арифметические действия в пределах 100(сложение, вычитание, умножение, деление);

-умение работать  над задачей (отработка приёма внетабличного умножения при вычислении значения выражения).

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Книгопечатная продукция: Н. Б. Истомина,

«Математика», рабочая тетрадь №2.

Технология обучения

Этапы

урока

Формируемые умения

Оформление

доски,

наглядность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Органи-

зационный

Цель: включение учащихся в деятельность

Коммуникативные:

развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем.

Регулятивные:

 управление своей деятельностью.

Личностные:

наличие элементов познавательного интереса

На экране эмблема Олимпийских игр: 5 переплетённых колец.

- За окном зима, холодно, а у нас в классе тепло и уютно от добрых глаз и сердец наших гостей. Давайте поздороваемся и тоже подарим им наши улыбки.

- Садитесь, пожалуйста.

- Наш урок мы начнём с добрых слов. Я желаю добра вам и, надеюсь, что вы желаете добра мне. Мы желаем добра друг другу, если вам будет сложно, то я всегда приду вам на помощь.

-Каким вы хотите, чтобы получился у нас урок?

- Что мы с вами для этого должны делать?

- Посмотрите на экран. Что это?

- Может кто-то знает, почему именно пять колец?

- Вы хотели бы отправиться в путешествие?

- А куда?

- Предлагаю посетить Олимпийскую деревню, и вместе с нами отправляются в путешествие талисманы Олимпиады.

Дети разворачиваются к гостям, здороваются и улыбаются им.

- Интересным, познавательным и т.д.

- Думать, анализировать, стараться.

- Эмблема Олимпийских игр. Пять переплетённых колец.

- Пять частей света, страны которых участвуют в Олимпийском движении: Европа, Америка, Азия, Африка, Австралия.

- Да.

-На зимнюю олимпиаду в город Сочи

 

2 этап.

Мотивационный (самоопределение к деятельности)

Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Цель: обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Регулятивные:

формирование умения ставить учебную задачу урока, планирование,   волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей

деятельности;

формулировать своё мнение и позицию

Предметные:

проверить знание математической терминологии; умение выполнять арифметические действия в пределах 100.

Регулятивные:

оценка своей деятельности, своих достижений.

Познавательные:

осуществление анализа объектов  с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные:

выражать в речи свои мысли и действия;

осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Предметные:

чтение, запись и упорядочивание чисел;

установление закономерности –правила , по которому составлена числовая последовательность;

группирование чисел по самостоятельно установленному признаку;

знание математической терминологии и переместительного свойства умножения;

взаимосвязь умножения и деления.

Регулятивные:

оценка своей деятельности, своих достижений.

Лесенка успеха

Появляется ряд чисел: 14, 6, 8, 20, 24, 18, 12 ,2

Зайка перешагивает на следующую лесенку.

Запись на доске: 2·12=24

 Запись на доске: 12·2=24

- Ребята, для того чтобы спортсмену-олимпийцу подняться на пьедестал почёта, что ему постоянно нужно делать?

-  Нам чтобы добиться определённых результатов, успеха, как и спортсменам, что нужно постоянно делать?

- Вот и сегодня на уроке математики мы с вами будем тренироваться в совершенствовании вычислительных навыков и умений. И каждый из вас поднимется по своей лесенке знаний, за своей золотой медалью.

- Талисманы Олимпиады  хотят проверить, как вы умеете быстро и правильно считать.

- В Сочи проходит 22 Зимняя Олимпиада. У этой первой зимней Олимпиады в истории России есть свои талисманы.

- Талисман Зайка хочет проверить, умеете ли вы быстро и правильно считать.

- На первую ступеньку нашей лесенки он принёс для вас арифметический диктант.

  • найти произведение 7 и 2 (14);
  • 48 уменьшить на 42 (6);
  • во сколько раз 16 больше, чем 2 (8);
  • первый множитель 20, второй 1. Чему равно произведение? (20);
  • 30 без 6 (24);
  • я задумала число и прибавила к нему 2. Получила 20. Какое число я задумала? (18);
  • найти частное 12 и 1 (12);
  • на сколько 98 меньше, чем 100 (2)

- На первой ступеньке на ваших индивидуальных лесенках оцените, насколько вы были успешны при выполнении этого задания. У кого это задание не вызвало трудностей, нарисуйте солнышко с улыбкой, кому было немного сложно, пусть ваше

солнышко задумается, а кто испытывал затруднения, то вместе с солнышком мы обратим внимание на это задание.

- Покажите мне при помощи ладошек, как вы себя оценили.  

- Молодцы, вы справились с заданием Зайки. Каждый оценил себя, и мы вместе оценили работу класса.

- Расположите числа в порядке возрастания.

-Вы заметили что-то интересное?

- На какие группы можно разделить эти числа?

- Можно ли составить равенства, используя данные числа?

- Прочитайте это равенство по-разному.

- Запишите другое равенство, используя эти же числа.

- Почему вы смогли так сделать?

- Вы справились ещё с одним заданием Зайки. Оцените свою работу на вашей личной лесенке успеха. Покажите мне на ладошках.

- Я вижу, что вы остались довольны своей работой. Вы порадовали Зайку и благодаря вашим знаниям, умению рассуждать вы узнали имя одного из талисманов. Это Зайка – Стрелка. Он символизирует ловкость.

- Тренироваться

- Тренироваться

Учитель слушает ответ на задание у одного ребёнка, а остальные ученики показывают при помощи сигнальной карточки.

- 2, 6, 8, 12, 14, 18, 20, 24

- Математическая закономерность. Её можно продолжить: 26, 30

- Однозначные и двузначные.

Выслушиваются ответы детей. Одно из равенств 2·12=24. Дети записывают его в тетрадь.

- первый множитель 2, второй множитель 12, значение произведения равно 24

- два увеличить в 12 раз

- по 2 взять 12 раз

- произведение 2 и 12 равняется 24

- 2 умножить на 12 будет 24

Дети записывают равенство 12·2=24

- Согласно переместительному свойству умножения. От перестановки множителей значение произведения не меняется.

3 этап.

Обобщение и систематизация знаний.

Цель: каждый должен сделать вывод о том, что уже умеет

Предметные:

вычисление значения числового выражения (содержащего 4 арифметических действия, со скобками)

Регулятивные:

действовать по плану;

действовать по правилу.

Коммуникативные:

осуществление взаимного контроля.

Регулятивные:

оценка своей деятельности, своих достижений.

Предметные:

усвоение внетабличного умножения

Коммуникативные:

участие в беседе, слушание одноклассников, соблюдение основных правил общения на уроке;

умение задавать вопросы.

Личностные:

наличие элементов познавательного интереса.

Предметные:

умение чертить схему;

выбор схемы, соответствующей тексту;

записывать решение задачи по действиям с пояснением.

Познавательные:

умение понимать смысловой текст задания;

преобразовывать текст в схему;

анализировать, сравнивать;

выбор способа решения задачи.

Личностные:

способность к организации самостоятельной деятельности

Регулятивные:

оценка своей деятельности, своих достижений.

Запись на доске:

23·3-(20+7·5)=

Запись на доске: 21·2, 17·3, 14·4, 20·1, 15·5, 13·6, 33·2

Леопард переходит на следующую ступеньку.

Запись схем на доске.

- Талисман Медведь принёс нам следующее задание.

- Что записано на доске?

- Что нужно с ним сделать?

- Какие знания вам понадобятся для нахождения значения данного выражения?

- Перепишите выражение к себе в тетрадь.

- Расставьте порядок действий. Кто сомневается?

- Найдите значение выражения.

- Проверьте ответ в паре друг у друга.

- Чему же равно значение выражения?

- У кого ответ такой же, подарите себе в тетрадь солнышко.

- Расскажите, что вы знаете о числе 14.

- Мишка интересуется, число 14 связано ли с Зимней Олимпиадой?

-Оцените свою работу на вашей личной лесенке. Покажите мне результат на ладошках.

- Вы справились с этим заданием Медведя. Мы оценили нашу работу на общей лесенке. Мишка переходит на следующую ступеньку и предлагает вам отдохнуть.

Физкультминутка

- Белый Мишка доволен вами, как вы справились с его заданиями. Он похож на своего предшественника – Мишку, символ Олимпиады  - 80, такой же покладистый и добрый. Мишка с именем Полюс символизирует силу и волю к победе.

- Следующий талисман Леопард. Он символизирует быстроту и выносливость. И на своей ступеньке он хочет проверить вашу быстроту при выполнении вычислительных навыков.

- Мне понравилось, насколько вы были активны в этой игре. Задавали грамотные математические вопросы. Леопард по имени Барсик доволен, что вы умеете быстро и правильно считать. И мы вам хотим за работу на этом этапе подарить солнышко.

- Леопард перешёл на следующую ступеньку и хочет послушать, как вы умеете применять вычислительные навыки при решении задач.

- Прочитайте задачу про себя.

- Чтение задачи вслух.

- Что вам может помочь решить задачу?

- Леопард вам предлагает несколько схем. Выберите схему, которая подходит к условию и вопросу вашей задачи.

- Почему не подходят другие схемы?

- Посмотрите на выбранную вами схему. Кто при помощи схемы понял, как решать эту задачу?

- Приступайте к решению.

- Кто затрудняется, может подойти к доске.

- Ребята, почему у нас задача одна, а существует два плана решения?

- Оцените свою работу над задачей на лесенке успеха. Покажите мне вашу самооценку на ладошках.

-Математическое выражение.

- Найти его значение.

- Умение умножать, делить, складывать, вычитать. Знание порядка действий.

Взаимопроверка.

- 14.

Дети раскрашивают число 14 жёлтым карандашом.

- Число 14 стоит на четырнадцатом месте в натуральном ряду чисел. Его соседи «13» и «15». Оно двузначное, чётное. Состоит из одного десятка и четырёх единиц.

- Именно 14 видов зимнего спорта принимает участие в Зимней Олимпиаде.

Дети проводят физкультминутку.

Как дела? – Вот так!

Как идёшь? – Вот так!

А бежишь? – Вот так!

Ночью спишь? – Вот так!

Как берёшь? – Вот так!

А даёшь? – Вот так!

А шалишь? – Вот так!

А сидишь? – Вот так!

Игра «Кто быстрее» (учащиеся говорят значение выражения, а водящие находят выражение с этим ответом, побеждает тот, кто быстрее и правильнее находил нужное выражение).

Дети водящим задают дополнительные вопросы. Учитель выставляет отметку детям, которые работали у доски.

Дети работают с учебником математики стр.33 №101

- В школьную библиотеку привезли 3 пачки учебников для первого класса и 4 пачки для второго класса. Сколько учебников привезли в библиотеку, если в каждой пачке 14 книг?

- Схема.

          14кн.

1кл.

          14кн.                                          ? уч.

2кл.

         14кн.

1кл.

            14кн.                                                 на ? уч. б. 

2кл.

             14кн.

1кл.

             14кн.                                                 во ? раз б. 

2кл.

Дети выбирают схему и обосновывают свой выбор.

Индивидуальная работа учителя с детьми, которые затрудняются в решении задачи.

Два ученика разными способами записывают решение задачи на доске. Учитель анализирует их работу на уроке и ставит отметку.

- Задачу можно решить разными способами.

Дети проверяют решение задачи.

4 этап.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Цель: закрепление полученных навыков и взаимопроверка

Предметные:

использование внетабличного умножения для вычислений значений произведений

Личностные:

наличие элементов познавательного интереса.

Коммуникативные:

распределение ролей при работе в паре;

умение договориться с партнёром

Регулятивные:

удерживание цели задания

Познавательные:

умение делать выбор при определённых условиях

- Леопард Барсик доволен вами. Вместе с ним он предлагает подняться на последнюю ступеньку и сыграть в игру «Да-нет».

- У вас на партах лежат математические выражения. Если вы согласны с ответом, то обводите в кружок букву под ответом «да», если нет, то букву под ответом «нет».

- Вы работаете в паре, у одного из вас карточка с ответами «да», а у другого – «нет». У вас должно получиться слово, а вот какое вы нам скажете сами.

- Какое слово у вас получилось?

Оцените свою работу на этом этапе. Покажите мне результат на ладошках.

- Теперь вы можете смело подниматься на пьедестал почёта, и вы заслужили каждый свою золотую медаль. Талисманы рады за вас, вы справились с той целью, которую ставили перед вами герои.

« ДА»

«НЕТ»

15·4=60

З

Т

26:2=13

О

Р

14·3=45

М

Л

48:24=13

И

О

36:3=12

Т

П

21·4=84

О

У

- ЗОЛОТО.

5 этап.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель: каждый должен сделать вывод о том, что у него не получилось и выбрать себе соответствующее домашнее задание.

Регулятивные:

оценивание своих достижений, осознание трудностей поиск их причин и способа преодоления

Личностные:

самооценка на основе критерия успешности.

Регулятивные: 

управление своей деятельностью, контроль и коррекция.

- Посмотрите на свою лесенку успеха. Проанализируете задания, которые были на уроке и подумайте, над чем вам стоит поработать.

- Первое задание: арифметический диктант. Второе задание: составление равенств. Третье задание: решение выражения на порядок действий. Четвёртое задание: решение задачи.

- Выберете для себя соответствующее домашнее задание. Если у вас на уроке всё получилось, то вы можете взять задание немножко посложнее, и также отрабатывать вычислительные навыки.

6 этап.

Рефлексия.

Цель: подведение объективного результата работы; оценка собственной деятельности на уроке.

Личностные:

адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

Смыслообразование (сформированность мотивации к дальнейшему обучению)

Самоопределение

формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение) и математической компетентности.

Познавательные:

использование индуктивного умозаключения;

рефлексия способов и условий действия.

- Наши талисманы Сочинской Олимпиады с вами прощаются, она довольны вашей работой на уроке, дарят вам на память мешочек с вкусными символами.

- Вам понравилась работа на уроке?

- Что было для вас легко?

- Что было трудно?

- Чем ещё хочется заняться?

- У каждого есть табличка. Заполните её, пожалуйста.

- Урок закончен, всем спасибо!

  1. Что изучали на уроке?
  2. Чему я учился на уроке?
  3. Чему я буду учиться дома, выполняя домашнее задание?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по теме« Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 100.Умножение и деление»

Тип урока: урок развивающего контроляЦель урока: формирование умения работать с приемами умножения и деления; закрепление вычислительных навыковЗадачи урокаДидактические:•   знать прием...

Технологическая карта урока математики по теме «Умножение числа 2 и на 2» (УМК "Школа России" 2 класс),(урок- рефлексия)

Тип урока: рефлексияЦель урока: закрепление знаний табличных случаев умножения числа 2 и на 2.Дидактические:1 составлять  таблицу умножения с числом 2 с осмысливанием связей и отношений в та...

Технологическая карта урока "Математика" на тему "Отработка навыков деления на трехзначное число" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: рефлексияЦель урока: закрепление письменного приема деления на трехзначное число; совершенствование вычислительных навыков.Задачи урока Дидактические:уметь решать задачи читать внимате...

Технологическая карта урока математики по теме «Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок развивающего контроляЦель урока: закрепление знаний применения письменных приемов вычислений с трехзначными числами и умения решать задачи изученных видов.Задачи урокаДидактические:зак...

Технологическая карта урока математики по теме «15 урок. Приёмы устных вычислений»

Цель урока: обобщение у учащихся умений вычитать двузначные числа с переходом через разряд.Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать умение вычитать двузначные числа с переходом через разряд, использ...