Развитие пространственного мышления в процессе изучения геометрического материала
методическая разработка по математике (2 класс) на тему

Овчинникова Кристина Васильевна

Развитие пространственного мышления в процессе изучения геометрического материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya.doc823 КБ

Предварительный просмотр:

1.Приветственное слово.

Добрый день, уважаемые гости, мы рады приветствовать Вас в «МАОУ СОШ №63»    в самой многочисленной по количеству обучающихся школе в России.

 Меня зовут Овчинникова Кристина Васильевна, я  учитель, методист начальных классов, а также тренер по шахматам. Стаж работы 9 лет. Работала по УМК – Система Л.В. Занкова и ПНШ

Название курса: «Организация работы с детьми младшего школьного возраста по развитию математического мышления».

Первый раздел в курсе: Развитие пространственного мышления в процессе изучения геометрического материала (развертки фигур,  симметрия в математике)

Умеете ли вы рисовать? Можете представить предмет с закрытыми глазами во всех деталях? Умение «видеть объемно» − это одна из ключевых позиций высокоразвитого интеллекта. Именно это качество позволяет хорошо считать в уме и быть экспертом в литературе. Разберем сегодня упражнения на развитие пространственного мышления.

      Слайд 2 Рассмотрим

Многогранное пространство

Если у вас всегда под рукой навигатор GPS – это не значит, что вам не нужно развивать умение пространственно мыслить. Почему?

Заглянем в словарь:

определениеслайд 3

Говоря простым языком, пространственное мышление – это то, что позволяет нам создавать объёмную картинку в голове, изменять и трансформировать её по нашему усмотрению.

Что это значит

  1. Слайды 4,5,6,7, Художник рисует картину. Чтобы его рисунок был убедительным, он должен соотнести реальные размеры объектов с нарисованными размерами, то есть, создать иллюзию ПРОСТРАНСТВА на бумаге. Этот же принцип действует в черчении.
  2. Писатель пишет роман. Он создает образы героев, размещает их в воображаемом ПРОСТРАНСТВЕ. Продумывает линию сюжета, заполняет пространство событиями.

Все помнят прекрасную задумку Антуана Экзюпери слайд 8

  1. Шеф-повар, прежде чем готовить очередное произведение кулинарного искусства, должен его представить мысленно во всех деталях: как будет выглядеть, какой у блюда будет вкус, в каком соотношении лучше взять продукты – создать ОБРАЗ будущего творения.
  2. Математические расчеты тоже связаны для нас с понятиями ПРОСТРАНСТВА и образами. Это касается не только геометрии. Ученик, способный представить «мультик» с условиями задачи, справиться с ней гораздо легче и быстрей.

интересен Куб Неккера слайд 9,10

  1. Процесс запоминания любой информации заключается в создании понятного ОБРАЗА и размещении его во внутреннем ПРОСТРАНСТВЕ мыслей. Если образ не создать, то информация быстро забудется.

Как видите, область применения пространственного мышления довольно обширна. Любой вид деятельности человека связан с ней в большей или меньшей степени.

Типы операций над образами

Пространственное мышление – это довольно сложный процесс, включающий в себя как умение мыслить логически, так и способность переводить реальное изображение в графическую схему и наоборот, а также умение представить объект в воображении во всех деталях. Существует три типа операций над образами в пространстве: слайд 11

  1. Изменение местоположения (мысленное перемещение объекта без изменения его внешнего вида)
  2. Метафорфозы объекта (мысленное изменение внешнего вида объекта без перемещения)
  3. Комбинированное изменение (меняются и вид, и местоположение)

Способность человека производить данные действия определяет его степень успешности в жизни, насколько быстро он может сориентироваться в новых условиях, может ли реализовать свои цели.

Самым ярким примером

Простая закономерность

В университете штата Мичиган в США проводилось исследование. Детей в возрасте от 6 до 8 лет обучали собирать объемные фигуры из кубиков. Оказалось, что как только ребенок начинает понимать принципы построения фигур, его способности производить арифметические действия резко улучшаются.

легослайд 13

Корреляция прослеживается не только в математике. При чтении художественной литературы, в воображении создается целый кинофильм, оживляющий события книги. Это позволяет производить глубокий анализ произведения, и, конечно, процесс чтения становится более интересным.

Без этого вида мышления становится невозможным процесс запоминания, так как запоминаем мы не что иное, как образы.

В повседневной жизни прежде, чем приступать к какой-либо деятельности, мы четко представляем себе результат, раскладывая по полочкам все детали. В противном случае на выходе может получиться совсем не то, что задумывалось.

Упражнения для малышей

Пространственное мышление активно развивается у малышей уже с 2-месячного возраста. Ребенок сначала ищет взглядом маму, фокусирует взгляд на игрушке, затем, ползая, исследует мир всеми возможными способами – в цвете и в объеме.

2-3-летнему малышу не надо запрещать залезать под стол или в шкаф, сооружать пирамиду из папиных книжек и раскрашивать себя, изображая индейца. Ваш ребенок неосознанно пытается развить в себе задатки гения-математика, способности к логике.

малыш слайд 13

Поучаствуйте с ним вместе в этих играх – залезьте вместе с ним под стол, будьте в роли гостя. Ребенок будет в восторге. Купите специальные краски и порисуйте вместе с малышом руками – пальцем или ладошкой.

Детям 5-6 лет доступны более сложные элементы тренинга. В этом возрасте надо научиться различать, что такое «право», «лево» и «верх» – «низ». Слайд 14

Практика №1 Диктант волшебные точки!

  • Поставьте на листе бумаги несколько отпечатков от ладони, пусть ребенок догадается, где правая, а где левая рука;
  • Выложите перед ним предметы одежды, развернув как лицевой, так и задней стороной, и попросите определить правый и левый рукав (штанину);
  • Читая сказку, заостряйте внимание дошкольника на предлогах «в», «на», «перед». Возьмите в руки игрушку и покажите ребенку, как это будет: «зайчик сел на пенек», «спрятался за кустом»;Практика №2 Мишка  и корзина
  • Поиграйте в путаные фразы. Например: «На стене лежит перина, на кровати же – картина»
  • Развивайте мелкую моторику: лепка, оригами, пальчиковые игры, плетение кос.

Упражнения для школьников

Согласно выводам ученых, пик развития пространственного мышления приходится на возраст 9-11 лет. А в целом, активное развитие этого вида мышления длится до достижения возраста 15 лет.

В наших школах предмет «Геометрия» обычно преподают с 7 класса при достижении детьми возраста 12-13 лет, когда развитие данного вида мышления начинает замедляться. Наверно, поэтому для большинства ребят геометрия является таким нелюбимым предметом, а преподаватели бьют тревогу о низком уровне пространственных знаний учащихся.

школьник

Если вы хотите, чтобы у вашего ребенка проблем с геометрией и пространственными навыками не было, начинайте заниматься с ним с первых классов школы. Приведу несколько заданий, разместив их в порядке возрастания сложности:

  • Складывание фигурок оригами из бумаги; Практика №3 Рыбка Вырезание квадрата из прямоуг, проведение диагоналей, складывание в треугольник стороны квадрата.
  • Работа с 3D-пазлами, конструирование из лего;
  • Составление плана местности или помещения, свободное владение понятием масштаб;
  • Получение стереометрической фигуры путем вращения плоской фигуры;
  • Работа с кубиком Рубика;
  • Определить стереофигуру по ее проекции, составление изображения-развертки;
  • Практика№4 Тени от фигур геометр(куб, пирамида, конус, круг, шар)
  • Практика №5 Развертка фигур (найдите из предлож развертки Октаидра, икосаидра, додекаидра, куба)
  • Получить новую сложную фигуру путем объединения 2-3 простых сереометрических фигур. Найти, что получится, если из одной фигуры вычесть другую.

Также весьма полезным будет учить ребенка составлять рассказ по картинке, при этом четко обозначая эмоции каждого персонажа и выстраивая причинно-следственную линию; решать логические задачки, анаграммы, а также различные планиметрические и объемные головоломки. слайд 15

Практическая №7 куб и буквы

Слайд 16

Кстати, такие головоломки в большом количестве можно найти на сайте Брайнаппс. Не забывайте также уделять достаточно времени развитию памяти ребенка. Упражнения здесь

Методики для взрослых

взрослые

Пространственное мышление развивается и совершенствуется в течение жизни постоянно, поэтому взрослые тоже могут достичь успехов в освоении данных навыков.

  1. Читая книгу, остановитесь и отложите ее в сторону. Закройте глаза и представьте героев сюжета в объеме: кто и где размещается, если идет, то в какую сторону, представьте картинку местности;
  2. Придя из гостей, вспомните до деталей маршрут, по которому добирались, обстановку дома, где вы были, лица гостей и места, где они сидели за столом;
  3. Размещая вещи в багажнике машины, укладывайте их максимально компактно;рисунок бревна слайд 17
  4. Разгадывайте словесные головоломки, занимайтесь развитием памяти ;
  5. Займитесь созданием модели ручного изготовления – модель парусника, например, в масштабе 1:20 или макет трамвайного депо. Показ головы динозавра слайд 18
  6. Направляясь по незнакомому адресу, используйте бумажную карту вместо привычного GPS-навигатора или вообще займитесь спортивным ориентированием.

На этом я, пожалуй, закончу обобщающий  рассказ о пространстве. Как видите, этот навык весьма полезен. Пространственное мышление – это основа, на которой строится понимание любых предметов и явлений от «сколько будет 2+2» до определения  своего предназначения

Задача развития пространственного мышления младших школьников имеет особую значимость, она должна с первых дней пребывания детей в школе, т.к. развитие мышления, а в особенности наглядно-образного и пространственного тесно связано с интеллектом человека.

Многочисленные наблюдения педагогов показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевает примерами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности, рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для дальнейшего развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления учеников. Такому развитию способствует изучение геометрического материала, связанного с алгебраическим и арифметическим материалом. Изучение геометрического материала обеспечивает числовую грамотность учащихся, дает им начальные геометрические представления, развивает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и пространственное воображение детей, формирует у них элементы конструкторского мышления и конструктивных умений. Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешого познания и активного преобразования действительности. Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. Оно рассматривается как одно из профессиональных важных качеств. В педагогике давно доказано, что основой интеллекта учащегося являются правильные базовые представления о соотношениях предметов в трехмерном пространстве. В последнее время этому вопросу стало уделяться значительно больше внимания, чем было раньше. Различные аспекты пространственного мышления при изучении математики исследовали А.В. Белошистая, А.М. Пышкало, Ю.П. Попов, Ю.В. Пухначев, М.И. Башмаков, В.Г. Болтяский, С.Б. Вергенко, Г.Д. Глейзер, В.А. Далингер, Г.Н. Никитина. В настоящее время имеет место противоречие между наличием разработанных методов и приемов формирования пространственного мышления в психологии и методике и отсутствием системы заданий, которая способствовала бы ее формированию у учащихся начальной школы. Отсутствие такой системы является причиной низкого уровня сформированности у выпускников начальной школы пространственного мышления, без которого нельзя говорить о полном развитии интеллектуальной сферы учащихся. Сейчас нужны новые подходы к формированию пространственного мышления учащихся.

  1. В федеральном государственном стандарте начального общего образования развитие пространственного мышления представлено как система следующих УУД: слайд 20

Пространственные отношения

Геометрические фигуры

Выпускник научится:

  • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
  • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
  • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
  • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
  • распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
  • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Слайд 21 Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

Геометрические величины

Выпускник научится:

  • измерять длину отрезка;
  • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
  • оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.

  •  Слайд 22 Выпускник получит возможность научиться
  •  использовать наглядных моделей (схем, чертежей, планов), отражающих пространственные отношения между предметами или их частями;
  • самостоятельное построение схем, моделей;
  • использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  • овладение основами пространственного мышления;
  • распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Контроль за сформированностью ууд может быть как традиционный (контрольные и проверочные работы, тесты, комплексная работа), так и новым, например, ВПР.

  1. Назначение ВПР по математике – оценить уровень общеобразовательной
    подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС.  

Содержание проверочной работы по математике соответствует Федеральному
государственному образовательному стандарту начального общего образования
(приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373).

Работа содержит 12 заданий. Выполнение заданий 3 и 4 предполагает использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов,
процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных
отношений предметов, процессов, явлений.

Умение исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры
проверяется заданием 5. Пункт 1 задания предполагает вычисление периметра
прямоугольника и квадрата, площади прямоугольника и квадрата. Пункт 2
задания связан с построением геометрических фигур с заданными измерениями
(отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника.

Овладение основами пространственного воображения выявляется
заданием 10. Оно предполагает описание взаимного расположения предметов
в пространстве и на плоскости.

  1. Особенности развития пространственного мышления в младшем школьном возрасте

Важная роль в формировании пространственного мышления принадлежит математике.

Главной особенностью пространственного мышления является умение оперировать пространственными образами в видимом или воображаемом пространстве (на плоскости).

Этим пространственное мышление отличается от других форм мышления, где выделение пространственных характеристик не является центральным моментом.

По мнению И. С. Якиманской пространственное мышление структурно представлено двумя видами деятельности:

1. создание пространственного образа

2. преобразование созданного образа в соответствии с поставленной задачей.

При создании любого образа, в том числе и пространственного, в качестве реальной основы может выступать и реальный предмет, и его графическая (рисунок, чертеж, график и т.д.) или знаковая (математические или иные символы) модель. В любом случае при создании образов происходит перекодирование, сохраняющее не столько внешний вид, сколько контур объекта, его структуру и соотношение частей.

Ребенку из совокупности признаков объекта необходимо выделить один: форму, размер, положение относительно других объектов. Но ученики, порой, затрудняются самостоятельно охарактеризовать тот или иной признак. Для качественного усвоения геометрического материала необходимо опираться на образность, наглядность, эмоциональность и жизненный опыт ребенка.    

Формируются и развиваются пространственные представления  через:

  • игру;
  • наблюдение;
  • восприятие и осмысливание информации, полученной от учителя и из учебников;
  • практической деятельности (измерение, построение, рисование, моделирование, решение задач и др.);
  • мысленное оперирование пространственного представления;
  • трудовые процессы;
  • рисование;
  • конструирование;
  • лепку и т.д.

  1. Формирование и развитие пространственного и алгоритмического мышления на уроках математики.

Изучение геометрического материала в начальных классах должно строиться с учетом знаний, полученных детьми в дошкольном детстве.

Еще до школы дети накапливают большое число представлений о форме, величине и взаимном расположении различных предметов на плоскости и в окружающем пространстве.

Но так как опыт детей и накопление терминологии носят случайный и эпизодический характер, то осознанного понимания отношений между предметами, выражаемыми словами «одинаковые», «различные», «больший», «меньший», «справа», «слева», «между» и другими у детей до поступления в школу, как правило, нет.

На уроках математики у учащихся формируются такие знания о пространстве, как:

  • форма, (прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник, продолговатый, закругленный, выгнутый, заостренный, изогнутый),
  • величина (большой, маленький, больше, меньше, одинаковые, равные, крупно, мелко, половина, пополам),
  • протяженность (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, слева, справа, горизонтально, прямо, наклонно),
  • положение в пространстве и пространственная связь (посередине, выше середины, ниже середины, справа, слева, сбоку, ближе, дальше, спереди, сзади, за, перед).

Первоклассники уже знают названия геометрических фигур, в связи с этим при отборе геометрического материала полезно опираться на запас терминов, имеющихся у детей и проводить работу по раскрытию их научного содержания, т.е.

выявлять их существенные признаки, учить узнавать фигуру не по ее наглядному образу, а по совокупности существенных признаков.

Учащиеся должны владеть действием графического моделирования, т.е. умения строить модель и мысленно выполнять ее преобразование по заданным параметрам (перемещение, сечение, трансформацию):

  • распознавать реальные прообразы геометрических фигур на различных моделях (макетах, рисунках, чертежах, схемах) и в окружающих предметах.

Изображая или конструируя их, ребята овладевают следующими конструкторскими умениями:

  • умение знать и видеть объект (видеть существенное);
  • умение собрать объект из готовых частей (синтезировать) иди построить с помощью чертежных инструментов;
  • умение расчленить, выделить составные части (анализировать);
  • умение трансформировать объект по заданным параметрам (видоизменять или преобразовать).

  1. На основе этих умений выделяются уровни сформированности пространственного представления у учащихся. Слайд 23

Уровень I (Аккумулятивный).

Накопление и узнавание пространственных признаков и отношений.

Учащиеся учатся узнавать разнообразные пространственные объекты, их отдельные признаки и отношения. Они могут дать название объекту, найти его на рисунке среди предметов реальной действительности. Но часто отсутствует соответствие между образом и словом и наоборот. Представления у учащихся неполные.

Уровень II (Репродуктивный). Воспроизведение представления памяти.

Учащиеся   способны воспроизводить (в представлении, словесно, на рисунке, в виде модели) известные им пространственные признаки и отношения;расширился запас пространственной терминологии; накоплены разные виды пространственного представления и отношений: учащиеся, умеют устанавливать связи между пространством, количествами и временными представлениями. Слово уже приобретает сигнальное значение и вызывает у учащегося соответствующее представление.

Уровень III (Конструктивный). Самостоятельное конструирование пространственного образа. Учащиеся активно используют как опору в мыслительной деятельности уже оформленные представления в синтезе с количественными и временными отношения- ми. Они умеют давать словесное описание пространственных признаков и отношений, опираясь на отдельные элементы пространственных понятий (о форме, величине, расстоянии и др.) На основе сформированных пространственных представлений они создают новые представления и оперируют ими, пользуясь словесным описанием, числовыми данными, рисунками.

Уровень IV (Интеллектуальный). Мысленное оперирование пространственными представлениями. У учащегося богатый запас пространственного представления, терминологии, они легко дифференцируют пространственные признаки и отношения. Для этого уровня характерно уже умение перемещать мысленно пространственные объекты (симметрия, перенос, поворот), находить на рисунке положение фигуры после её перемещения,Практическая №8

Бабочкача, Тучка, цветок и 3 кружочка Син,красного и черного цветов. Перемещать не нужно, а только голорить о перемещении.слайды 25,26,27,28,29,30

Практическая №9 часть про Симметрию относительно прямой проходящей через центр. Рисунок Бабочки, и др показ через зеркало

https://youtu.be/DKszf5pYwms

  1. Анализ программ и учебников:

Анализируя учебники по математики для начальной школы, можно сказать, что в них присутствуют задания на развития пространственного мышления. Но, несмотря на это, нужно использовать не только тот материал, что дан в учебнике, но и искать свои задания, упражнения, которые бы формировали у учащихся пространственное мышление.

Анализ программы и учебников

Изучение геометрического материала служит двум основным целям:

формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью, объёмом).

Геометрический материал изучается в течение всех лет обучения в начальных классах, начиная с первых уроков.

В изучении геометрического материала просматриваются два направления:

  1. формирование представлений о геометрических фигурах;
  2. формирование некоторых практических умений, связанных с построением геометрических фигур и измерениями.

Геометрический материал распределён по годам обучения и по урокам так, что при изучении он включается отдельными частями, которые определены программой и соответствующим учебником.

Геометрическая линия:

1 класс

ориентировка в пространстве и на плоскости: «над», «под», «выше», «ниже», «между», «слева», «справа», «посередине» и др.; точка, линии: прямая, кривая незамкнутая, кривая замкнутая, луч, отрезок, ломаная, углы: прямые и непрямые, многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал; вычисление длины ломаной как суммы длин её звеньев, суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».

2 класс

плоскость, плоские и объёмные фигуры, обозначение их буквами, виды углов (острые и тупые), составление и деление плоских фигур; вычерчивание окружности с помощью циркуля.

3 класс

более глубокое изучение объёмных фигур (куб, прямоугольный параллелепипед). Знакомство с видами треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний).

4 класс

изучение объёмных фигур, составленных из кубов и параллелепипедов, знакомство с прямоугольной системой координат на плоскости, нахождение обучающимися соответствия между точками на плоскости и упорядоченными парами чисел.

Систематически проводятся такие виды работ, как изготовление геометрических фигур из бумаги, палочек, пластилина, их вырезание, моделирование и др. При этом важно учить детей различать существенные и несущественные признаки фигур. Большое внимание при этом следует уделить использованию приёма сопоставления и противопоставления геометрических фигур.

 Практическая№10 спички слайд 31,32,33,34

Анализ программы и учебников традиционной системы обучения (программа 1-4), М.И. Моро, С.В. Степанов.

Данный курс предполагает формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.

Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса. Круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно. Это точка, линия (прямая, крива), отрезок, ломаная, многоугольники различных видов и их элементы (углы, вершины, стороны, круг, окружность и др.).

При формировании представлений о фигурах большое значение придается выполнению практических упражнений, связанных с построением, вычерчиванием фигур, с рассмотрением некоторых свойств изучаемых фигур (например, свойства противоположных сторон прямоугольника, диагоналей прямоугольника, в частности квадрата); упражнений, направленных на развитие геометрической зоркости (умения распознавать геометрические фигуры на сложном чертеже, составлять заданные геометрические фигуры из частей и др.).

Практическая №11 тонггам слайд №35, составь из фигурок квадрат

Работа над геометрическим материалом по возможности увязывается и с учением арифметических вопросов. Так, с самого начала геометрические фигуры и их элементы используются в качестве объектов счета предметов. После ознакомления с измерением длины отрезка решаются задачи на нахождение суммы и разности двух отрезков, длины ломанной, периметра многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата), а в дальнейшем и площади прямоугольника (квадрата). Нахождение площади прямоугольника (квадрата) связывается с изучением умножения, задача нахождения стороны прямоугольника (квадрата) по его площади - с изучением деления.

Различные геометрические фигуры (отрезок, многоугольник, круг) используются и в качестве наглядной основы при формировании представлений и в качестве наглядной основы при формировании представлений о долях величин, а также при решении разного рода текстовых задач.

Таким образом, развитию пространственного мышления необходимо уделять больше внимания, чем это предусматривается в учебниках начальной школы.

Необходимо разрабатывать методики формирования пространственного мышления у младших школьников, которые будут включать упражнения, представленные в определенной системе, а также на основе того материала, который имеется в учебнике, необходимо организовывать работу с детьми так, чтобы она способствовала развитию пространственного мышления.

Анализ программы и учебника математики из УМК «ПНШ» раздаточный материал на листочках жел цв

Отличительной чертой является увеличение роли геометрического материала и изучения величин, в которых затрагивается связь математики с окружающим миром.

Изучение геометрического материала включает:

Формирование представлений о геометрических фигурах;

Развитие геометрической «зоркости»;

Измерение отрезка, решение задач на нахождение суммы и разности двух отрезков, длины ломаной, периметра многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата), а в дальнейшем площади и объема.

Основные цели изучения геометрического материала:

развитие пространственного мышления учащихся как разновидность образного;

познание окружающего ребенка мира с геометрических позиций как базы создания учащимися геометрической картины миры.

Развитие умения использовать сформированные представления при ориентации в окружающем ребенка мире;

Геометрическая линия:

1 класс

Прямая, кривая, отрезок,  дуга,  точка,  ломаная линия, многоугольник, угол, симметрия, работа с линейкой

2 класс

 Прямая, луч, периметр, окружность, круг, виды углов, симметрия,  построение циркулем и линейкой.

3 класс

Виды треугольников по разному основанию (остроуг., прямоуг., тупоуг.; разносторон., равностор., равнобедр.); куб; симметрия; площадь; палетка;

площадь прямоугольника; транспортир; катет, гипотенуза,   высота

4 класс

Диагональ многоугольника; разбиение многоугольника на треугольники ;

площадь прямоугольного треугольника; знакомство с многогранниками  и фигурами вращения (шар, цилиндр, конус)

Диагностика развития пространственного мышления

Команда развивающей онлайн-платформы для детей предлагает подборку логических заданий с упором на пространственное мышление

Многие взрослые используют пространственное мышление в работе — оно совершенно необходимо для людей творческих и инженерно-технических профессий. Но и вне зависимости от рода деятельности способность человека оперировать трёхмерными образами помогает решать практические задачи:

  • хорошо ориентироваться на местности: выбирать кратчайший или наиболее удобный маршрут к малознакомому месту, запоминать маршрут с первого визита, легко обходиться без навигатора при передвижениях по городу на автомобиле;
  • преуспевать в спорте, особенно в командных видах (футбол, баскетбол) и единоборствах;
  • разумно организовывать жилое пространство — без труда поддерживать порядок в шкафах, гардеробных, на рабочем столе и точно знать, где что находится;
  • заниматься любым видом творчества, особенно полезно пространственное мышление при создании скульптур и макетов;
  • чаще побеждать в пространственно-стратегических играх (шашках, шахматах, нардах, в компьютерных бродилках).

Детям пространственное мышление нужно и в повседневной жизни, и на уроках — особенно когда в расписании появляются такие предметы, как геометрия (стереометрия), физика, химия.

Кстати, пространственное мышление тесно связано с образным и навыками визуализации. Так что без него сложно намечтать в подробностях безмятежный отдых на райском острове или трёхэтажный загородный дом.

Для проверки способностей к пространственному мышлению мы предлагаем простой онлайн-тест, который подойдёт и взрослым, и детям. Обратите внимание: тест не так прост, как кажется на первый взгляд, — некоторые задачи заставят вас задуматься и даже засомневаться в себе. Но он простой в исполнении: вам нужно будет лишь выбрать ответ из нескольких вариантов.

Тест с сайта newtonew.com из 9 заданий чтобы определить свой уровень

Щелкните чтобы пройти по ссылке

           Тест на пространственное мышление: 9 занимательных задач от LogicLike слайд №36

       3чел пройдут его сейчас

Приемы работы с заданиями развивающими пространственное мышление на слайде 38

1)Развитие пространственного мышления с помощью пуговиц и шнуровок

Развитие пространственного мышления с помощью пуговиц и шнуровок

Развитие пространственного мышления с помощью пуговиц и шнуровок - это интересное и увлекательное занятие, которое можно выполнять, как по одиночке, так и группой детей.

Опубликовано в Развитие логики у детей Задания в картинках

2)Развитие пространственного мышления - Вращающийся кубик слайд 39

Развитие пространственного мышления - Вращающийся кубик

Упражнение на развитие пространственного мышления "Вращающийся кубик"- это занятие, которое требует большой концентрации внимания ребенка.

Опубликовано в Развитие логики у детей Задания в картинках

3)Развитие логического мышления - Найди фигуру по проекции слайд 40

Развитие логического мышления - Найди фигуру по проекции

Упражнение на развитие логического мышления "Найди фигуру по проекции" - это занятие, в котором ребенку нужно найти на картинке именно ту объемную фигуру, проекцию (плоское изображение) которой ему покажет взрослый.

Опубликовано в Развитие логики у детей Задания в картинках

4)Найди вид объемной фигуры сверху слайд 41

Найди вид объемной фигуры сверху

Упражнение на развитие пространственного мышления "Найди вид объемной фигуры сверху" - это занятие, в котором ребенок должен найти проекцию (плоское изображение) той фигуры, которая изображена на картинке.

Опубликовано в Развитие логики у детей Задания в картинках

5)Развитие пространственного мышления - Тень слайд 42

Развитие пространственного мышления - Тень

Упражнение на развитие пространственного мышления "Тень" - это довольно сложное занятие, в котором ребенку предстоит проявить достаточно внимания, чтобы с ним справиться.

Опубликовано в Развитие логики у детей Задания в картинках

Игра с самодельными кубиками - Сложи фигуру

Игра с самодельными кубиками - Сложи фигуру

Игра с самодельными кубиками "Сложи фигуру" - это увлекательное занятие для детей, в котором нужно склеить кубики из готовых выкроек на бланках, а затем из этих кубиков сложить определенные фигуры.

Опубликовано в Развитие логики у детей Задания в картинках

6)Упражнение - Логический куб

Упражнение - Логический куб

Упражнение на развитие логического мышления "Логический куб" - это занятие, в котором необходимо найти недостающий фрагмент куба, не потеряв при этом закономерность (или логику) куба.

Опубликовано в Развитие логики у детей Задания в картинках

7)Развитие пространственного мышления - Зоопарк слайд 43

Развитие пространственного мышления - Зоопарк

Упражнение на развитие пространственного мышления "Зоопарк" - это отличная тренировка и развитие мышления ребенка, требующее от него умения "видеть внутри себя", то есть видеть не только то, что находится перед тобой, но и представлять, что будет находиться перед тобой, если ты посмотришь на объект с другой стороны.

Опубликовано в Развитие логики у детей Задания в картинках

8)Умная раскраска - Распечатать и играть

Умная раскраска - Распечатать и играть

Умная раскраска - Распечатать и играть - это не совсем обычная раскраска для детей. Здесь даются картинки, каждая из которых имеет два варианта - вид сбоку и вид сверху.

Опубликовано в Развитие логики у детей Задания в картинках

9)Упражнение - Собери кубик слайд 44

Упражнение - Собери кубик

В упражнении "Собери кубик" ребенок должен вырезать и склеить развертку кубика по заданному образцу на бланке. Задание ребенок должен делать самостоятельно, руководствуясь картинками на бланке №1.

Опубликовано в Развитие логики у детей Задания в картинках

10)Упражнение - Найди недостающий фрагмент слайд 45

Упражнение - Найди недостающий фрагмент

В логическом упражнении "Найди недостающий фрагмент" ребенок должен подобрать к каждому кубику именно тот фрагмент, которого ему не хватает.

Опубликовано в Развитие логики у детей Задания в картинках

11)Логическое упражнение - Посчитай кубики слайд 46

Логическое упражнение - Посчитай кубики

Логическое упражнение "Посчитай кубики" состоит их нескольких задач: во-первых ребенку нужно посчитать количество кубиков на каждой картинке, во-вторых необходимо решить, насколько их меньше, чем на образце,

Опубликовано в Развитие логики у детей Задания в картинках

12)Развитие логического мышления - Собери кубик

Развитие логического мышления - Собери кубик

Упражнение на развитие логического мышления "Собери кубик" - это еще одно занятие, в котором ребенку нужно своими руками собрать и склеить кубик по заданному образцу.

Опубликовано в Развитие логики у детей Задания в картинках

Упражнение "Собери кубик с умом"

Упражнение "Собери кубик с умом"

Упражнение "Собери кубик с умом" - это еще одно творческо-интеллектуальное занятие для детей, в котором необходимо собрать и склеить кубик по определенному образцу. 

Опубликовано в Развитие логики у детей Задания в картинках

12)Картинки на развитие внимания - Окна

Картинки на развитие внимания - Окна

Упражнение - Картинки на развитие внимания "Окна" - занятие, развивающее внимание и пространственное мышление ребенка. Здесь ребенок должен правильно выбрать картинку, в которой показан вид окна изнутри, глядя на пример окна дома снаружи.

    Вывод:

Анализ показал, что заданий на развитие пространственного мышления не очень много и они не дают возможности хорошо сформировать пространственное мышление, но в программах для начальной школы задача развития пространственного мышления школьников ставится перед учителем, поэтому ему приходится самостоятельно разрабатывать системы заданий и включать их в урок вне того материала, который дан в учебнике, что вызывает особую сложность.

Таким образом, развитию пространственного мышления необходимо уделять больше внимания, чем это предусматривается в учебниках начальной школы. Необходимо организовывать работу в детьми так, чтобы она способствовала развитию пространственного мышления.

Использование геометрического материала открывает новые возможности в плане развития обобщённых приёмов мыслительной деятельности, восприятия, воображения, образной памяти, пространственного мышления, логики, познавательной активности, интуиции и «математического чутья» ребёнка.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления и познавательной активности на уроках математики при изучении геометрического материала в начальной школе

Данная работа включает в себя обобщение педагогического опыта учителя начальных классов Ветренко С.А....

Развитие пространственного мышления в процессе изучения геометрического материала

Работа-обобщение опыта по теме самообразования "Развитие пространственного мышления на уроках математики."Программа «Начальная школа ХХIвека» предполагает глубокое и всестороннее изучение младши...

Развитие пространственного мышления на уроках математики через изучение геометрических материалов

Пространственное мышление обеспечивается различными психическими процессами, такими как восприятие (первоосновой которого...

«Моделирование как средство развития познавательных действий на уроках математики при изучении геометрического материала».

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учитьс...

Исследовательский проект "Развитие геометрической зоркости у детей младшего школьного возраста в процессе изучения геометрического материала"

Геометрическая зоркость –это умственная деятельность учащихся, которая включает в себя последовательность взаимосвязанных умений:умение узнавать и видеть геометрические фигуры;умение строить гео...

Развитие пространственного мышления на уроках математики через изучение геометрических материалов

Пространственное мышление обеспечивается различными психическими процессами, такими как восприятие (первоосновой которого является ощущение), внимание, память, воображение при обязательном участ...

Использование практических работ в процессе изучения геометрического материала на уроках математики как средство развития пространственного мышления у обучающихся первого класса

В статье раскрываются вопросы, связанные с использованием практических работ в процессе изучения геометрического материала на уроках математики как средство развития пространственного мышления у обуча...