Рабочая программа предшкольной подготовки "Математические ступеньки"
рабочая программа по математике на тему

Фокеева Ольга Николаевна

Программа «Математические ступеньки» по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста разработана на основе авторской  программы К.В.Шевелева «Готовимся к школе» и направлена на развитие мышления и творческих способностей детей. Реализация рабочей программы способствует созданию формирования интереса к занятиям математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_predshkolnoy_podgotovki_matematika.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена

на заседании ШМО

Руководитель методического объединения

__________/

(                      

«           »___________2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

__________/

«           »___________2018 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17»

__________/

«           »___________2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»

на 2018-2019 учебный год

                                       Составитель: учитель начальных классов

                                                              Фокеева Ольга Николаевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа «Математические ступеньки» по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста разработана на основе авторской  программы К.В.Шевелева «Готовимся к школе» и направлена на развитие мышления и творческих способностей детей. Реализация рабочей программы способствует созданию формирования интереса к занятиям математики.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

        Главная цель программы - всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к саморазвитию и самоизменению, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности.  Эта цель реализуется в соответствии с этапами познания и возрастными    особенностями развития детей в системе непрерывного образования.    

        Основные задачи программы:

1.Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2. Увеличение объёма внимания и памяти.

3. Формирование мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7. Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Эти задачи  решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Условия реализации программы

        Необходимыми условиями успешной реализации программы являются:

      -     организация особой предметно-развивающей среды в группе, для прямого действия детей со специально-подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания;

      -     психологическая комфортность детей;

      -     учёт индивидуальных особенностей личности ребёнка.

         Работа с дошкольниками по данной программе строится на основе системы дидактических принципов:

-         принцип психологической комфортности;

-         принцип деятельности;        

-         принцип минимакса;

-         принцип целостного представления о мире;

-         принцип вариативности;

-         принцип творчества;

-         принцип непрерывности.

        Эти принципы не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.

        Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

         В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

        Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их     словарного  запаса,  т.е. не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить новое.

        Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

Основные формы и способы работы с детьми.

        Программа составлена для детей 6 лет.

        Время проведения: по субботам с октября по май. Курс обучения рассчитан на 28 недель – 1 раз в неделю.

        Продолжительность занятий: 25 минут.

        Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую часть, физкультминутки, что будет способствовать развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений.  

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный план  МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа № 17» отводит 28 занятий  для обязательного изучения учебного курса «Математические ступеньки» для детей 6-летнего возраста, из расчета 1 учебное занятие  в неделю.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения курса «Математические ступеньки» в школе «Почемучки» является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса «Математические ступеньки» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике-тетради.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник-тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, равенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Ожидаемые результаты

К концу обучения по программе «Математические ступеньки» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения:

Планируемый минимум образования

  • Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
  • Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
  • Умение находить части целого и целое по известным частям.
  • Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
  • Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
  • Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
  • Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее  числа.
  • Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
  • Умение соотносить цифру с количеством предметов.
  • Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке их уменьшения длины, ширины, высоты.
  • Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
  • Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из частей.
  • Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
  • Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.

 Желаемый результат

  • Умение продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составлять ряд, содержащий некоторую закономерность.
  • Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки  >,< ,=.
  • Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий.
  • Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков + , --, =.
  • Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.
  • Умение практически измерять длину и объём различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.п.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.
  • Умение наряду с квадратом, кругом и треугольником узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед (коробку), цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
  • Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

28 занятий

1. Количество и счет.

        На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 20, учатся писать цифры в клетке (0,7 см) – (печатные цифры).

        Дошкольники считают в пределах 20, используя порядковые числительные (первый, второй).

        Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 20.

        Считают двойками до 20 и тройками до 21.

        Сравнивают числа – соседи.

        Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество.

        Преобразуют неравенство в равенство и наоборот.

        Дети узнают основные математические знаки +, -, =, <, >, учатся их писать и применять при решении примеров и задач.

        Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства.

        Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный материал.

        Учатся составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого десятка.

        Решают задания творческого характера.

2. Величина.

        Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера; длинее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету.

        Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам.

        Находят в группе предметов «лишний» предмет.

        Кроме того , у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).

3. Ориентировка в пространстве.

        Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении; усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.

        Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих предметов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через.

        Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток.

4. Ориентировка во времени.

        Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами.

        Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой будет завтра и послезавтра.

        Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно.

5. Геометрические фигуры.

        Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают и называют стороны, углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические фигуры в тетради.

        Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет).

6. Графические работы.

        Дети учатся штриховать и раскрашивать. Они рисуют точки, узоры, чертят прямые и наклонные палочки, кривые и ломаные линии в тетрадях в клеточку (0,7 см).

        Выполняют графические диктанты. Срисовывают различные предметы по клеточкам и точкам и дорисовывают недостающие части предметов.

7. Конструирование.

        Дети, используя счетные палочки, складывают геометрические фигуры, цифры, буквы, предметы, картинки.

8. Логические задачи.

        Дошкольники находят логические связи и закономерности.

Выделяют в  группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 – 3 признакам.

Продолжают логический ряд предметов.

Группируют предметы по 1 – 3 признакам.

На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди и исправь ошибку художника).

Дети собирают головоломки.

На занятиях используются загадки математического содержания, задачи – шутки, ребусы.

Проводятся занимательные игры, математические конкурсы.

Все это способствует развитию у детей логического мышления, находчивости, смекалки.

Методическое обеспечение программы

        Успешная реализация программы зависит  от наглядного, демонстрационного, раздаточного  материала, использования различных технологий, форм, приёмов и методов работы на развивающих занятиях.

технологии:

-     Личностно – ориентированные технологии.

-  

       Технология развивающего обучения.

-      

         Игровая технология.

Различные виды деятельности:

познавательная;

коммуникативная;

продуктивная;

трудовая;

двигательная.

Методы:

-   Словесный;

-   наглядный;

-   игровой.

Приемы:

- рассказ;

- беседа;

- описание;

- указание и объяснение;

- вопросы детям;

- ответы детей, образец;

-показ реальных предметов, картин;

-действия с числовыми карточками, цифрами;

- модели и схемы;

- дидактические игры и упражнения;

-  логические задачи;

- игры-эксперименты;

- развивающие и подвижные игры и др.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Кол-во

часов

Характеристика деятельности детей

Дата проведения

план.

Факт.

1

Числа от 0 до 10. Ориентировка на листе в клеточку. Логические задачи (классификация предметов по признакам).

1

Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки.

Определять принадлежности элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству).

Объединять предметы в группы по заданному признаку и разбивать совокупность предметов на группы в соответствии с заданными признаками;

Упорядочивать группы предметов.

Сравнивать количество предметов в группах.

Сравнивать числа по разрядам.

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Описывать события и явления с использованием чисел.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания).

Прогнозировать результат вычислений.

Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия

Исследовать ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения.

Находить и выбирать способ решения текстовой задачи.

Планировать решение задачи.

29.09

2

  Прямой и обратный счет в пределах 10. Сравнение предметов по форме. Логические задачи (продолжение логического ряда).

1

06.10

3

 Порядковый счет в пределах 10. Понятия: слева, справа, вверху, внизу. Ориентировка в тетради в клеточку (0,7 см). Конструирование из палочек.

1

13.10

4

Счет в пределах 10. Нахождение и сравнение чисел – соседей (предшествующее, последующее число). Логические задачи (антонимические игры). Графические работы (штрихование и раскрашивание).

1

20.10

5

Счет в пределах 10. Сравнение предметов по цвету. Ориентировка в кабинете по словесной инструкции. Графические работы (рисование по памяти). Конструирование из палочек.

1

27.10

6

Счет в пределах 10. Отношения «больше», «меньше», «равно». Знакомство со знаками «>», «<», «=». Логические задачи (нахождение в группе предметов «лишнего» предмета). Графические работы (рисование по памяти). Конструирование из палочек.

1

03.11

7

Счет в пределах 10. Сравнение групп предметов (больше, меньше, одинаковое количество). Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад. Графический диктант по клеточкам. Конструирование из палочек.

1

10.11

8

 Счет в пределах 10. Сравнение предметов по длине, высоте, ширине и толщине. Ориентировка в кабинете по словесной инструкции. Графические работы (дорисовывание недостающих частей предметов). Конструирование из палочек.

1

17.11

9

Число и цифра 1. Подбор и группировка предметов по 1 – 2 признакам. Логические задачи (головоломки). Графические работы (штриховка и раскрашивание узоров).

1

24.11

10

Число и цифра 2. Понятие «пара». Ориентировка в пространстве. Направления движение: слева, справа, вверху, внизу. Логические задачи (нахождение логических связей). Графические работы (дорисовывание недостающей части предметов).

1

01.12

11

  Число и цифра 3. Число сказок. Состав числа. Логические задачи (продолжение логического ряда). Графические работы (графический диктант по клеточкам).

1

08.12

12

Число 3. Знакомство с треугольником. Формирование представлений: далеко,  близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом. Графические работы (штрихование и раскрашивание). Конструирование из палочек.

1

15.12

13

 Число и цифра 4. Состав числа. Времена года, стороны света, части суток. Нахождение в группе предметов «лишнего». Логические задачи (задачи на развитие внимания, памяти). Графические работы.

1

22.12

14

 Число 4. Четырехугольник. Ориентировка в пространстве, использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между, от, к. Графические работы (рисование по памяти). Конструирование из палочек.

1

12.01

15

 Число и цифра 5. Состав числа. Звезды морские и геометрические. Сравнение предметов по ширине и толщине. Логические задачи (продолжение логического ряда). Графические работы (дорисовывание недостающих частей предмета).

1

19.01

16

 Число 5. Пятиугольник. Ориентировка в пространстве, понятия: в том же направлении, в противоположном направлении. Графические работы (графический диктант). Конструирование из палочек.

1

26.01

17

Число и цифра 6. Состав числа. Подбор и группировка предметов по 1 – 2 признакам. Логические задачи (игры, развивающие логическое мышление). Графические работы (штриховка и раскрашивание узоров).

1

02.02

18

Число 6. Шестиугольник. Прием попарного сравнения. Формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера. Конструирование из палочек. Графические работы (рисование узоров на слух по клеточкам).

1

09.02

19

Число и цифра 7. Состав числа. Радуга и ноты. Ориентирование во времени: название дней недели. Логические задачи (нахождение отличий у двух одинаковых картинок). Графические работы (штриховка и раскрашивание).

1

16.02

20

Число 7. Семиугольник. Сравнение предметов по 1 – 2 признакам. Логические задачи (задания на развитие внимания, памяти). Конструирование из палочек. Графические работы (рисование по памяти).

1

02.03

21

Число и цифра 8. Состав числа. Рождество, восьмиконечная звезда. Ориентировка во времени: названия месяцев (первый – январь, второй – февраль…). Логические задачи (нахождение «лишнего» предмета). Графические работы (графический диктант по клеточкам).

1

09.03

22

Число 8 .Восьмиугольник. Формирование представлений: утро, день, вечер, ночь. Подбор и группировка предметов по 1 – 2 признакам. Конструирование из палочек. Графические работы (срисовывание предметов по точкам).

1

16.03

23

Число и цифра 9. Состав числа. Логические задачи (нахождение «лишнего» предмета). Графические работы (графический диктант по клеточкам).

1

23.03

24

Число и цифра 10. Состав числа. Знакомство со знаками «+», «-», «=». Выделение из группы предметов «лишнего» предмета. Конструирование из палочек. Графические работы (дорисовывание недостающей части предметов).

1

30.03

25

Числа 1 – 10. Знакомство с задачей. Выделение из ряда фигур «лишних». Логические задачи (нахождение отличий в двух одинаковых картинках). Графические работы (рисование узоров по клеточкам).

1

06.04

26

 Решение задач. Сравнение предметов по 1 – 2 признакам. Конструирование из палочек. Графические работы (рисование по памяти).

1

13.04

27

    Числа от 0 до 20. прямой и обратный счет. Сравнение предметов. Решение задач. Графические работы (графический диктант).

1

20.04

28

Порядковый счет от 1 до 20. Решение задач. Знакомство с фигурами: круг, овал. Конструирование из палочек. Графические работы (копирование ломаных линий).

1

27.04

Итого

28 ч

     Литература

1.Герасимова А.С., Жукова О С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольников. – М.: Изд. Олма Медиа Групп, 2007.

2. Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. – «Дельта», С – П., 1999.

3. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. Тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2012.

4. Коноваленко С. Как подготовить ребёнка к школе. Психологические тесты, игры и упражнения. – М., 2003.

5. Папка дошкольника «Лабиринты». – г. Киров «Весна дизайн».

6. Папка дошкольника «Счёт до 10». – г. Киров «Весна дизайн».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предшкольной подготовки «Ступеньки детства»

Программа предшкольной подготовки «Ступеньки детства» Возраст детей 6-7 лет Срок реализации – 1год...

Рабочая программа "Азбука" (Бадулина "Ступеньки детства", УМК "Гармония")

Тематическое планирование "Азбука" разработано по пособимя Бадулина О., Ступеньки детства. (УМК "Гармония")...

Рабочая программа. Математика. "Раз - ступенька, два - ступенька."

Рабочая программа по дошкольной подготовке для детей 6 - 7 лет. Имеет пояснительную записку, тематическое планирование, планируемые результаты знаний, умений и навыков....

Рабочая программа по ВНД " Ступеньки мудрости"

Авторская рабочаая программа "Ступеньки мудрости" по внеурочной деятельности, направление «Духовно-нравственное», предназначена учащимся начальных классов и составлена на 4 года....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление – «художественно - эстетическое» возраст учащихся – 13 - 14 лет срок реализации - 1 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление –  «художественно - эстетическое»возраст учащихся – 13  - 14  летсрок реализа...

Рабочая программа кружка «Логические ступеньки» для 1 класса

Рабочая программа кружка  «Логические ступеньки» для 1 класса...