Конспект урока по математике "Нахождение нескольких долей целого"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Габдуллина Гульшат Халиковна

Конспект интегрированного урока по математике и информатике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nahozhdenie_neskolkih_doley_tselogo.docx151.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Нахождение нескольких долей целого».

Конспект интегрированного урока по математике и информатике.

Учитель: Габдуллина Гульшат Халиковна

Возраст учащихся: 4 класс

Цель урока:

 формирование представления об алгоритме поиска доли числа; развитие познавательного интереса учащихся, развитие умения выявлять закономерности, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы; содействовать воспитанию ответственного отношения к учебному труду, самостоятельности и добросовестности.

Задачи урока:

Предметно – содержательная:   познакомить учащихся с тем, как образуются, называются и записываются доли;

Деятельностно – коммуникативная: научить находить несколько долей целого, сравнивать доли;

Ценностно – ориентационная: развивать познавательный интерес путем привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций, развивать мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы.

Тип урока: открытия нового знания

Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, интернет,   магнитная доска, ноутбуки для учащихся.

Набор раздаточного материала для индивидуальной и групповой работы,

учебник: «Математика» 4 класс, М.И.Моро

1)Организационный этап. Мотивация к учебной  деятельности.

Все сегодня в настроении?

Все здоровы? Нет сомнения?

Дружно за руки возьмитесь

 И друг другу улыбнитесь!

- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным. Мы повторим то, что уже знаем и постараемся открыть новые секреты математики.

2) Актуализация знаний.

( На столах листы самопроверки,  учащиеся оценивают свою работу после каждого задания)

А) Работа на интерактивной доске по заданиям из Яндекс. Учебника

Б)  Записываем число, классная работа.

Придумываем и записываем в тетрадях 4 примера с ответом 16 на сложение, вычитание, умножение и деление.

( Проследить за правильной осанкой учащихся во время работы).

Постановка цели и задач урока.

-Математическая разминка

Игра «Математическое лото»

S

567

1/6

500

1/5

Р

     2

дм

1/4

30

48

23

241

Вопросы:

  • Число, в котором 5 сотен 6 десятков 7 единиц
  • Произведение 6 и 8.
  • Частное 300 и 10.
  • Число следующие при счете после числа 240.
  • 230 разделить на 10
  • Произведение 50 и 10.
  • Математический символ для обозначения площади.
  • Единица измерения площади.
  • Математический символ для обозначения периметра.

Какие числа остались незакрытыми? 1/6, 1/4 ,1/5

3) Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения

-Какое задание вызвало затруднение? Почему?

-Что это за числа вы знаете?

 -Нет.

-Вот мы с вами сегодня с ними и познакомимся.

 На доске  рисунок 2 тортов( 1 целый, другой разделен на доли)

- У кого в ближайшее время будет день рождения? Кого вы пригласите, чем угостите? Сколько гостей пришло на наш праздник? На сколько равных частей разделен торт?

Тема урока:  Нахождение нескольких долей целого.

- Какую цель мы поставим перед собой?

 -Научиться находить несколько долей целого. (Табличка с целью на доску)

- Если мы разделим 1 торт на 8 равных частей и возьмем одну часть, то для обозначения этой доли используют число 1/8- дробь (опережающее обучение). История возникновения дробей (Приложение2)

Что означает каждое число в дроби: под чертой -----на сколько частей разделили целое (знаменатель),

над чертой--------сколько таких частей взяли (числитель). 

Каждый должен за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой числитель – знайте,

Под чертою – знаменатель.  ( На доску таблички)

4)Реализация построенного проекта.

Нахождение доли числа

Практическая работа.

-Индивидуальная

1) Возьмите полоску бумаги. Измерьте её длину. (12 см)

- Разделите ее (перегибанием) на 2 равные части. Измерьте половину полоски.

- Чему равна 1/2от  12см ?

1)12:2=6см (запись в тетрадь)

2) Разделите полоску (перегибанием) на 4 равные части. Измерим ¾ полоски. Сколько это см?

2)12:4=3см  (запись в тетрадь)

3*3=9см

-Вывод: Как узнать ¾ от 12?  ( На доску табличка) Проговорить.

Физминутка ( математическая)

- Хлопаем столько раз, сколько будет 3*3;

- Приседаем столько раз, сколько вам лет и т.д.

5)Самостоятельная работа в парах на ноутбуках с самопроверкой по эталону.

Закрасить необходимые доли фигур ( круга и прямоугольника) с помощью программы  Paint.

Варианты заданий. (Приложение 1)

6)Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Один ученик у доски, остальные на местах.

-№ 299 Краткая запись на доске:

Было-  ?5мотков по56м

Израсходовали- ? 2/7 части всего провода

Осталось - ?

(1ученик  у доски)  Самопроверка  для остальных.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

№ 298  или задание в Яндекс.Учебнике

8) Рефлексия

Быстро время пролетело

И идёт к концу урок.

Так давайте без задержки

Подведём всему итог.

- Какая тема урока? Какую цель вы ставили для себя?

- Закончите предложение: «Теперь я умею…» (... находить несколько долей предмета, фигуры, числа, именованных чисел)

                                                «Мне было интересно …..»,

                                                «Мне пока ещё трудно…..»

 Интересное и меткое “Арифметическое” сравнение сделал Л.Н. Толстой. Он говорил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе.

Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь.

- Я желаю вам, чтобы ваше мнение о себе совпадало с мнением окружающих!

-Оценки за урок (с комментарием) на основе листа самопроверки.

Приложение 1

F:\Вариант 1.png

F:\Вариант 2.png

F:\Вариант 3.png

F:\Вариант 4.png

 Приложение 2

Дополнительный материал. История возникновения дробей.

 - Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерении величины и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби, так как результат измерений не всегда был целым числом.

Даже дележ добычи, которую охотники приносили с охоты в свои пещеры, приводил к дробному делению. Им приходилось делить  животное  на двоих охотников. Вот и получал каждый 1/2 добычи.

В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики дроби так и назывались – «ломаные числа».