Главные вкладки

    Открытый урок по математике «Закрепление. Деление многозначного числа на двузначное » 4 класс
    план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

    Маховицкая Татьяна Евгеньевна

    Конспект открытого урока по математике на тему "Закрепление.Деление многозначного числа на двузначное", 4 класс, Школа России,ФГОС.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_rus.yaz_._04.04.18_4_klass.docx42.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по русскому языку

    «Правописание -ться и -тся в глаголах»

    (4 класс)

                                                                                                        Подготовила:

                                                                   Маховицкая Т.Е.

                                                                                  учитель начальных классов

    2018г.

    Урок русского языка.4 -бкласс

    Тема: «Правописание -ться и -тся в глаголах»

    Цели урока: 

    - познакомиться с правописанием  глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться;  научиться задавать вопросы к глаголам;

                - развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму; 

    - воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

    Планируемые результаты:

    Личностные: устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

    Метапредметные:

    Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.

    Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; 

    Регулятивные  УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.

    Задачи:

    -Ознакомить с правилом написания сочетаний -тся и -ться в глаголах;

          -Развивать самоконтроль, адекватную самооценку и взаимооценку;

         -Воспитывать положительное отношение к знаниям;

        -Корректировать логическое мышление, внимание, слуховое восприятие на основе упражнений в   узнавании и соотнесении.

        -Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, моделирование

        Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, самостоятельная, парная

        Средства обучения: наглядный материал, раздаточный материал, учебник.

    Ход урока

    1.Этап мотивации

    Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!

    Продолжите фразу:

    «Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу….

    ( лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать…)

    2.Актуализация знаний

    А)- Какую часть речи мы изучаем? (глагол)

    - Что называется глаголом ? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что делал?, что делает?, что сделает?, что сделать? и т.д,  и обозначает действие предмета. Н-р: стоял, стоит, постоят, стоять)

    - Что такое неопределённая форма глагола? (Это начальная неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола, отвечает на вопросы  что делать? или что сделать?, и имеют ^ –ть или  ^ –ти. Н-р: везти, писать)

    Б)- А сейчас работаем в парах по карточкам. Прочитайте текст. Найдите глаголы. Определите морфологические признаки.

    Апрель

    Апрель – месяц весенний. Весело звенит вешняя капель. На дворах сверкают лужи. Скоро прилетят с юга дикие утки. В голубой вышине зазвенит весёлая песня жаворонка.

    - Проверяем. Звенит – н.вр., 3л, ед.ч, 2 спр; сверкают – н.вр., 3л, мн.ч, 1 спр;

                           прилетят – б.вр., 3л, мн.ч, 2 спр., зазвенит – б.вр., 3л, ед.ч.,2 спр.

    - Какие глаголы называются возвратными? (Глаголы с  ^ -ся наз-ся возвратными глаголами. Они отвечают на вопросы что делать?, что сделать?.Н-р: купаться, радоваться)

       В)Послушайте легенду.

      “Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?”

    - Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире? ( с помощью языка люди общаются)

    Продолжите фразу:

    Если мы будем хорошо  знать язык, то сможем... (лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать)

    - А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка.

    Рассказать секреты слова

    Я для вас всегда готова.

    Но на уроке будь готов

    Сам раскрыть секреты слов.

    - Сегодня нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и  активными. На уроке вы должны  показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

    3.Минутка чистописания.

    Ь

    печь мальчик воробьи читать учиться

    Учиться всегда пригодится.

    4.Выявление места и причины затруднения

    . Знакомство с новой темой  

    Цель: подвести к формулировке правила.

    а)Поисковая задача. Найди и подчеркнуть однокоренные глаголы.

    . Что снится моржу

    Что может, ребята,

    Присниться

    Моржу?

    Никто вам не скажет,

    А я - расскажу.

    Снятся моржу

    Хорошие сны:

    Африка снится,

    Львы и слоны...

    ( Б. Заходер)

    О ком говорится в стихотворении? Почему моржу снится Африка?

    Морж - морское млекопитающее. Длина до 4 м, весит до 2т. Клыки верхней челюсти (моржовый клык) выступают изо рта (у самца до 80см). Моржи обитают во всех северных морях, питаются моллюсками: улитками. устрицами и осьминогами. Среди моржей встречаются хищники, питающиеся нерпами, реже птицами.

    У доски и в тетрадях: Запишите глаголы и слова, от которых зависит глагол, поставьте вопрос, определите форму глагола.

    может (что сделать?) присниться – н.ф

    сны ( что делают?) снятся, снятся –3л., наст, время, мн числа

    Африка (что делает?) снится, снится – 3.лица, наст, время, ед, числа

    он может (что сделать?) проснуться– н.ф

    Сравним глаголы и вопросы н.ф и 3л . Что заметили? Чем они отличаются?

    Когда будем писать мягкий знак?

    Выставим алгоритм проверки написания глаголов .

    б) Работа с пословицей

    - Прочитайте пословицу:

    Тот труда не бои(т…ся),

    Кто умеет труди (т…ся).

    - Спишите пословицу, вставляя пропущенное сочетание букв.

    - Взаимопроверка

    - Сравните свои работы.

    - Что же получается? (Мы по-разному написали слова с пропущенными буквами)

    - Задание было одно, а вы его выполнили по-разному. Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем? (Мы ещё не знаем, когда пишется  -тся или  -ться)

    - Какой будет тема нашего урока? (Правописание  -тся и  -ться в глаголах)

    2)Сообщение темы и целей урока

    - Тема урока «Правописание  -тся и  -ться в возвратных глаголах». На уроке я помогу вам познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на  -тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам; развивать дальнейшее умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму.

    - Какую вы поставили перед собой цель учебной деятельности?

    (Я хочу научиться определять нахождение ь знака перед ^ -ся в возвратных глаголах; объяснять написание   -тся и  -ться в глаголах; применять правило правописания  -тся и  -ться в возвратных глаголах)

    5.Построение проекта выхода из затруднения

    а) -Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы проверки и решить её.

    - Прочитайте слова 1 столбика (одеваться, стучаться, промчаться)

    - Что их объединяет? (глаголы)

    - На какой вопрос они отвечают? (что делать? , что сделать?)

    - В какой форме стоят? (неопределённая форма)

    - Прочитайте слова 2 столбика (одевается, стучится, промчится)

    - Что их объединяет? (глаголы)

    - На какой вопрос они отвечают? (что делает? , что сделает?)

    - В какой форме стоят? (3-е л., ед.ч., наст. и буд. вр.)

    - Прочитайте слова 3 столбика (одеваются, стучатся, промчатся)

    - Что их объединяет? (глаголы)

    - На какой вопрос они отвечают? (что делают? , что сделают?)

    - В какой форме стоят? (3-е л., мн.ч., наст. и буд. вр.)

    - Итак, в каком случае пишется -ться? (Если глагол стоит в неопределённой форме, отвечает на вопрос что делать? или  что сделать? перед ^- ся пишется ь знак)

    - В каких случаях пишется – тся? ( Если глагол стоит в з-е лице ед. или мн. числа, отвечает на вопросы что делает? , что сделает?, что делают? , что сделают?, то пишется –тся)

    б) Работа с учебником

    - Сравните  наше открытие с правилом в учебнике на стр. 104- 105.

    - Прочитайте 1 часть правила, 2 часть правила.

    в)Составление алгоритма

    Глагол

    -тся        -ться

    Поставь вопрос

    Если

              что (с) делать?                                   что делает? , что сделает?,

                                                                          что делают? , что сделают?

    неопределённая форма                                 3-е лицо, ед. или мн.ч

        в вопросе есть ь знак,                                 в вопросе нет ь знака,                              

             то пиши -ться                                                то пиши -тся

    г) Дальнейшая работа над пословицей

    - Вернёмся к пословице. Проверьте ещё раз.

    6. Закрепление.

         1)- Прочитайте слова.(на карточках) Запишем их в тетрадь и на доске  в два столбика –тся, -ться, подчёркивая орфограммы.

    Он  хвалит…ся, вращат…ся, качат…ся, она боит…ся, они нравят…ся, прощат…ся.

    -тся                      -ться

     он хвалится                вращаться

    она боится                качаться

    они нравятся                прощаться

    2) Найти глаголы в пословицах.

    За всё брат?ся – ничего (не)сделать.

    Друзья познают?ся в беде.

    -Много мудрых советов для всей нашей жизни можно найти в пословицах.  А вот еще один совет, который нам дал герой Вениамина Каверина в романе “Два капитана” и который стал крылатым выражением, девизом для многих поколений:

     “Б?рот?ся и искать, найти  и (не)сд?ват?ся”.

    - Какое задание нужно выполнить?

    -Запишите это предложение, устранив все неясности. Проверка.

    7.Физкультминутка

    8.Вторичное закрепление

    1)Работа по учебнику с.104упр.217

    -Прочитайте загадку,отгадайте.

    -Сравните произношение и написание выделенных слов.(в им.сущ.произношение и написание совпадают,а в глаголах нет.)

    -Какой можно сделать вывод?(Правописание –тся и ться в глаголах является орфограммой)

    2)Работа по учебнику стр. 105 упр. 219

    - А сейчас я вам предлагаю выполнить упр. 219 по вариантам.

    1 вариант – 1и 2 предложения,

    2 вариант – 3 предложение.

    - Самопроверка по образцу.

    1в.   Рано утром на рассвете умываются мышата.

         Надо, надо умываться по утрам и вечерам.

                                           2в.   Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

           Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

    2)Творческая работа

    - Прочитайте текст.

    В весеннем лесу …….   легко и свободно. Зазвенела короткая, но радостная песня малиновки. Если ………   , то можно разобрать знакомые слова.  Свистит,  ……. на  все лады молодой, зеленеющий лес.

    - Какова тема текста? (Весна в лесу)

    - Вставьте слова-глаголы, чтобы текст стал завершённым.

    В весеннем лесу  дышится  легко и свободно. Зазвенела короткая, но радостная песня малиновки. Если   прислушаться , то можно разобрать знакомые слова.  Свистит, переливается  на  все лады молодой, зеленеющий лес.

    3)Самостоятельная работа с самопроверкой по вариантам.

    - А сейчас я предлагаю вам выполнить дифференцированные задания с правом на выбор 3 уровней.

    - Возьмите карточку. Внимательное послушайте условие её выполнения.

    - Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте 1 уровень.

    - Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор 2 уровень.

    - Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш выбор 3 уровень.

    1 уровень.  Вставь в  пословицы  изученную орфограмму

    Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
    Трус своей тени
    (что делает?) боит…ся.
    Не стыдно не знать, стыдно
    (что делать?) не  учит…ся
    За всё 
    (что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.

    2  уровень. Вставь в  пословицы  изученную орфограмму

    Кто на уроке старает…ся,

    У того всё получает…ся.

    Если не будешь стремит…ся,

    Нечем будет гордит…ся!

    3 уровень. Подбери возвратные глаголы на изученное правило

    Проявлять стремление – ….

    Они испытывают  волнение -…..  

    Допускать ошибки -……            

    Он испытывает радость-  …… 

    7.Итог урока

    - Какую цель ставили перед собой на  начало урока?

    - Кто считает, что достиг поставленных целей?

    - За что бы вы себя похвалили?

    - В каких случаях мы пишем перед  ^–ся  ь знак?

    - В каких случаях мы не пишем перед  ^–ся  ь знак?

    8. Домашнее задание

    - Дом. задание я предлагаю вам на выбор:

    1) упр. 220 стр. 105,

    2) придумать и записать по 5 слов на изученное правило.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по математике "Письменное деление на однозначное число.Закрепление" 4 класс

    Цели урока: Закрепить письменный прием деления многозначного числа на однозначное;совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи. Задачи: Образовательные: ...

    Открытый урок по математике тема "Умножение на 1" 3 класс

    Учебный предмет: математика.УМК «Школа России». Автор М.И.Моро, М.А. Бантова и др. «Математика», М.: «Просвещение», 2014 г.Класс: 3 класс.Дата проведения: 08.12.2016 г.Тема урока:...

    Конспект урока по математике "Письменное деление на двузначное число" 4 класс УМК Школа России

    Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов....

    Конспект открытого урока по математике "Решение задач на движение" 4 класс

    Разработка урока по математике для 4 класса составлена с учётом ФГОС. Целья урока является закрепление умений учащихся решать задачи на встречное и противоположное движение. С учетом цели урока состав...

    Конспект урока по математике «Умножение числа на сумму», 4 класс

    Конспект урока разработан в соответствии ФГОС НОО....

    Открытый урок по математике «Закрепление. Деление многозначного числа на двузначное » 4 класс

    Открытый урок по математике  «Закрепление. Деление  многозначного  числа на двузначное » 4 класс...