Конспект урока "Век. Таблица единиц времени"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Жирнова Наталья Борисовна

Конспект урока "Век. Таблица единиц времени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt.odt303.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Век. Таблица единиц времени».

Тип урока: комбинированный урок. 

Дата урока: 20.11.2018

Цели урока: Познакомить с единицей времени – веком; обобщить и систематизировать знания и умения детей по теме «Единицы времени», составить таблицу единиц времени;

Формируемые УУД

1. Познавательные: умение выражать значения в разных единицах измерения, выполнять действия с именованными числами, решать задачи.

2. Личностные: умение работать в команде, оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

3. Регулятивные: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности; анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Формы и методы обучения: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые,

словесные, наглядные, практические.

Основные термины и понятия: «Время», «Единицы времени», «Век».

Планируемые образовательные результаты: 

Научатся: учащиеся познакомятся с единицей времени – веком; научатся соотносить единицы времени; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии; принимать чужую точку зрения, отличную от собственной.

Получат возможность научиться: использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Образовательные ресурсы: Таблица единиц времени; «Лента времени», Ситникова Т.Н. «Поурочные разработки по математике» 4 класс, презентация, электронное приложение к учебнику «Математика», таблица римских чисел.

Ход урока

 I. Организационный этап.                        (слайд 1)

Начинаем наш урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку 5!

   ( Слайд 2)          -Девиз нашего урока: «Делу - время, потехе - час». (хором)

  II. Актуализация знаний.

 Устный счёт

- Вспомнить над какой большой темой мы работаем нам поможет кроссворд.

-Предлагаю вам разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово. ( Слайд 3,4)

1.промежуток времени в 100лет

2.отрезок длиной 100см

3.самая маленькая единица длины

4.отрезок длиной 10см

5. время в 6о минут

6.расстояние в 1000 м

7.единица времени, в 60 раз меньше часа

8.самая маленькая единица временироверка —       (    слайд 5).  

Вспомним и повторим изученные величины. (Ученики, хорошо освоившие тему, получают индивидуальные карточки.)

Реши задачу.   Василий пришёл домой после школы в 2ч 35мин. Ему понадобилось 10 мин, чтобы переодеться и умыться, 25 мин — чтобы пообедать, 1ч 45мин он затратил на приготовление домашнего задания, 25мин — на уборку комнаты и 30 мин — на дорогу до Дома юного техника, в котором он занимается моделированием. Во сколько начинаются занятия по моделированию, если Василий опоздал на них на 25 мин?.)

Задание 1. Найдите лишнюю единицу измерения . Расположите единицы измерения по возрастанию.                         ( Слайд 6)

Задание 2. Найдите лишнюю единицу измерения ( Расположите единицы измерения по убыванию.                              ( Слайд 7)                      

Задание 3. Преобразуйте величины. (Работа по карточкам. Проверка по     слайду 8)

III. Самоопределение к деятельности

У.: Послушайте стихотворение

У ученицы Ленцовой Анюты
Вот уже год не хватает минуты
Сделать зарядку,
Заправить кровать,
Зубы почистить,

Пирог разжевать,

В дырку просунуть упрямый шнурок,

Прыгнуть в автобус,
Успеть на урок,
Больно смотреть на мученья Анюты,
Нет ли у вас лишней минуты?

У.: Чего так не хватало Анюте?

Д.: Времени.

У.: А что такое время?

Д.: Это часы, минуты.

У.: А как вы узнаете о времени?

Д.: По часам, по радио, телевизору и т.д.

              Вспомним единицы измерения времени. Давайте проведём исследование, как взаимосвязаны между собой данные единицы времени.            (слайд 9)    

Задание 4  Покажите время на часах, когда вы…                    (слайд 10)

«Мультипликационно-математическая минутка»

Задание 1.  Незнайка сочинял стихи о своих друзьях 5 минут 17 секунд. Сколько секунд он занимался этой трудной работой?                                               (слайд 11)                                        

У.: Представьте, что часы остановились в вашем доме, классе, городах, сёлах – везде, где живут люди. Что тогда скажите о времени: оно перестанет существовать?

                                                                                                   (слайд 12)

У.: представьте лес, полянку: трава, пенек, прыгает заяц, летают бабочки, прошуршал ежик, людей нигде нет. А время там есть?

Д.: Да. Оно существует независимо от нас.

У.: А как доказать, что в этом лесу, который мы себе представили, существует время?

Д.: Растут растения, день сменяется ночью.

Итог: Все изменяется, развивается, однако, изменения одних предметов мы замечаем, изменения других скрыты от нашего взора, но они происходят.

        А чтобы наши глазки всё хорошо замечали мы сделаем

iV. Физкультминутку для глаз                                                  (слайд 13)                                       

Следить за божьей коровкой глазами, не поворачивая головы.

V. Работе по теме урока.

ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ?

В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.

ВРЕМЯ, понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т. е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого.

 (слайд 14)

У.: древнегреческий философ Гераклит, живший в 4 веке до н.э., говорил, что все течет, все изменяется. Наверное, для того, чтобы не потеряться во времени, человечество придумало для себя единицы времени. Итак, назовите их по возрастающей.

Д: секунды, минуты, часы, сутки, месяцы, годы.                  (слайд 15)      

- Как вы думаете, есть ль единицы времени больше года?

- Назовите тему урока. Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с новой единицей времени, узнать, как эта единица связана с уже изученными.)

 

Первичное усвоение новых знаний.

ЗАГАДКА:

Весь век идет Ерёмушка
Ни сна ему, ни дрёмушки.
Шагам он точный счет ведет
А с места все же не сойдет.

Какая единица измерения времени встретилась вам в загадке?          (слайд 16 , 17)  

- Что вы знаете про век?                                                                          (слайд 18)                                                                                

- Назовите синоним к слову век – столетие.

- Как называется отрезок времени в 10 веков?

Электронное приложение к учебнику

Работа по учебнику. С. 51

   Откройте учебник и прочитайте самостоятельно параграф. Что вы узнали?

1век = 100 лет. Запишите.

VI. Физ. Минутка                                                                        (слайд 19)          

1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.
2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.
3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.
4) "Будильник" - хлопки над головой.
5) "Пружинка" - приседания.
6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.

Века принято обозначать римскими цифрами.

 VII. Первичная проверка понимания

(№247 – на слух)

- Сколько лет в 3 веках, в 10 веках, в 19, в 20 веках?

- А сколько веков составляет 600 лет, 1000 лет, 1200 лет, 2000лет?

- Который по счёту век наступил в 2001 году?

 

VIII. Закрепление изученного

1.Работа с лентой времени

№250 (1) – устно, коллективная работа.

У.: На ленте времени отмечают года, века, тысячелетия.

Формулировка проблемы:

У.: Какое это время? Как его можно узнать?

Д.: Это историческое время.                            (слайд 20)

У.: Очень много исторических событий произошло в разные эпохи!

     Давайте вспомним исторические факты нашей Родины. Таблица на доске поможет тем, кто ещё не уверен.

 №249- оформление на доске.

 

- совхоз Большевик переименован в п .Варламово  в 1973 году. В каком веке - совхоз Большевик переименован в п .Варламово                                                           (слайд 21)

- г.Сызрань основан 1683г. В каком веке основан г.Сызрань?                               (слайд 22)

-Какое событие мирового значения произошло в 2014 году в России?                (слайд 23)

- Москва основана в 1147 г.                                                                                      (слайд 24)  

   Соотнесите величины.                                                                  (слайд 25)

Презентацию сворачиваю. Включаю диск.

 Работа с электронным приложением к учебнику. (задание2)

Проверка с помощью сигнальных карточек. (автопроверка)

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Составление кластера.

У.: Составьте таблицу единиц времени.

Проверка. (Сопоставление с образцом через документ - камеру)

- №255( базовый уровень). Дети, хорошо освоившие решение задач данного вида, получают индивидуальные карточки (  взаимопроверка)

 -Карточка1

1.Масса кенгуру 130 кг, это на 100 кг меньше, чем масса бурого медведя. Какова масса бурого медведя?

2.Суточная норма употребления картофеля взрослым человеком — 265г. Это на 60г больше,

чем мясных продуктов и на 395г меньше, чем овощей и фруктов.Сколько мяса и сколько

овощей и фруктов должен ежедневно употреблять взрослый человек?

 Рефлексия (подведение итогов занятия)

У.: Итак, 45 минут пролетели очень быстро.

Можно ли сказать, что мы их провели с пользой? Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек

Что было интересно? Что затрудняло?

У.: Время нельзя остановить, наша задача с вами –правильно использовать каждую минуту на уроке и в жизни. Цените и берегите время.

Мы знаем время растяжимо

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

                   Вы наполняете его.

Бывают у него застои

А иногда оно течет

Ненагруженное, пустое

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки

Что разделяют наши сутки

Но положив их на весы

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

У.:Эврика!

Каждому необходимо научиться грамотно и с успехом распоряжаться своим временем, чтобы максимально увеличить полезное время и сократить бесполезное. Предлагаю интересный инструмент для анализа потерянного времени – календарик-пинарик. Идея календарика–пинарика ведет свое название от слова «пинать» в значении «подталкивать». Календарик призван показать сколько времени тратится впустую, а также мотивировать на более полезное использование времени. Об этом календарике я расскажу вам на кл. часе.

Домашнее задание:

Мини – исследование.

          Дома предлагаю вам провести  мини – исследование. Надо будет поработать с календарем. Какой год нас ждет впереди? Я вам раздам календарь на 2019 год.  В 2019 год объявлен  годом  туризма и театра. В этом году очень много юбилейных дат, чтобы их запомнить и не забыть, некоторые из низ я предлагаю вам отметить в календаре. Самим найти юбилейные даты, записать на карточке, отметить их в календаре

(Россия имеет богатую историю, насыщенную различными событиями. Многие из них стали ее неотъемлемой частью, и оказали огромное влияние на становление и развитие страны. Памятные даты РФ, оставившие неизгладимый след, внесены в календари и отмечаются ежегодно.

31 марта исполнится 205 лет взятия русскими войсками Парижа. После триумфальной победы у стен столицы Франции, император Наполеон отрекся от трона.

12 мая ровно 75 лет исполнится со дня Крымской наступательной операции. Советским войскам понадобилось 35 суток, чтобы освободить Крым и Севастополь от немецко-фашистских захватчиков.

10 июля 1709 года состоялась легендарная Полтавская битва. Это сражение стало переломным в Северной войне.

9 февраля исполнится 115 лет битве в бухте Чемульпо.

9 августа — 205-летний юбилей первой победы российского морского флота, сражение походило под командованием Петра I у мыса Гангут в 1714 году. В 2019 году будет отмечаться 220 лет военной операции по взятию крепости Корфу под командованием легендарного адмирала Ф. Ф. Ушакова.

15 августа 220 лет назад состоялась битва при Нови. В 1799 году русская армия нанесла сокрушительный удар по французам, и стала одним из самых известных сражений в Итальянском походе.

9 декабря 1769 года российской императрицей Екатериной II была учреждена высшая военная награда — орден Святого Георгия. Национальных героев, которых россияне вспоминают ежегодно вот уже 250 лет, символически связывает Георгиевская лента... )

Всем спасибо за урок!

Резерв.

·Пословицы.

Век живи, век учись.

Обещанного 3 года ждут.

Делу время, а потехе час.

Неделя год кормит.

 Минута - час бережёт.

 День да ночь, сутки прочь.

 Всему своё время.

 Время – не деньги, потеряешь – не найдёшь.

 Упустишь минуту – потеряешь час.

 Минута час бережёт.

· Устойчивые выражения.

Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя — и оно не может быть мыслимо иначе.

Лев Н. Толстой

Всё в нашей жизни приходит в своё время. Только надо научиться ждать!Оноре де Бальзак

Время проходит, но сказанное слово остается.   Лев Н. Толсто

Масса кенгуру 130 кг, это на 100кг меньше, чем масса бурого медведя. Какова масса бурого медведя?

Первую партию в шашки Вася и Дима играли 27мин, это на 6 мин меньше, чем вторую.

Сколько времени мальчики играли в шашки, если было сыграно только две партии?

Рыжая лисица порой достигает 63см в длину, а её пушистый хвост на 23см короче.

Какова длина лисицы с хвостом?

За час Пэдди Дойл (Великобритания) подтянулся 1840 раз, это на 112 раз меньше, чем

Поль Вай Мак Чанг (Гонконг) совершил прыжков, согнув колени. Сколько прыжков совершил Поль?

Суточная норма употребления картофеля взрослым человеком 265г. Это на 60г больше,

чем мясных продуктов и на 395г меньше, чем овощей и фруктов.Сколько мяса и сколько

овощей и фруктов должен ежедневно употреблять взрослый человек?

Россия имеет богатую историю, насыщенную различными событиями. Многие из них стали ее неотъемлемой частью, и оказали огромное влияние на становление и развитие страны. Памятные даты РФ, оставившие неизгладимый след, внесены в календари и отмечаются ежегодно.

31 марта исполнится 205 лет взятия русскими войсками Парижа. После триумфальной победы у стен столицы Франции, император Наполеон отрекся от трона.

12 мая ровно 75 лет исполнится со дня Крымской наступательной операции. Советским войскам понадобилось 35 суток, чтобы освободить Крым и Севастополь от немецко-фашистских захватчиков.

10 июля 1709 года состоялась легендарная Полтавская битва. Это сражение стало переломным в Северной войне.

9 февраля исполнится 115 лет битве в бухте Чемульпо.

9 августа — 205-летний юбилей первой победы российского морского флота, сражение походило под командованием Петра I у мыса Гангут в 1714 году. В 2019 году будет отмечаться 220 лет военной операции по взятию крепости Корфу под командованием легендарного адмирала Ф. Ф. Ушакова.

15 августа 220 лет назад состоялась битва при Нови. В 1799 году русская армия нанесла сокрушительный удар по французам, и стала одним из самых известных сражений в Итальянском походе.

9 декабря 1769 года российской императрицей Екатериной II была учреждена высшая военная награда — орден Святого Георгия. Национальных героев, которых россияне вспоминают ежегодно вот уже 250 лет, символически связывает Георгиевская лента...

 -Карточка1

1.Масса кенгуру 130 кг, это на 100кг меньше, чем масса бурого медведя. Какова масса бурого медведя?

2.Суточная норма употребления картофеля взрослым человеком — 265г. Это на 60г больше,

чем мясных продуктов и на 395г меньше, чем овощей и фруктов.Сколько мяса и сколько

овощей и фруктов должен ежедневно употреблять взрослый человек?

 -Карточка1

1.Масса кенгуру 130 кг, это на 100кг меньше, чем масса бурого медведя. Какова масса бурого медведя?

2.Суточная норма употребления картофеля взрослым человеком — 265г. Это на 60г больше,

чем мясных продуктов и на 395г меньше, чем овощей и фруктов.Сколько мяса и сколько

овощей и фруктов должен ежедневно употреблять взрослый человек?

 -Карточка1

1.Масса кенгуру 130 кг, это на 100кг меньше, чем масса бурого медведя. Какова масса бурого медведя?

2.Суточная норма употребления картофеля взрослым человеком — 265г. Это на 60г больше,

чем мясных продуктов и на 395г меньше, чем овощей и фруктов.Сколько мяса и сколько

овощей и фруктов должен ежедневно употреблять взрослый человек?

 -Карточка1

1.Масса кенгуру 130 кг, это на 100кг меньше, чем масса бурого медведя. Какова масса бурого медведя?

2.Суточная норма употребления картофеля взрослым человеком — 265г. Это на 60г больше,

чем мясных продуктов и на 395г меньше, чем овощей и фруктов.Сколько мяса и сколько

овощей и фруктов должен ежедневно употреблять взрослый человек?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 4 класс "Единицы времени - век. таблица единиц времени"

Цель урока:Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение организовывать и поддерживать  ди...

Конспект урока математики 4 класс "Таблица единиц времени"(обобщающий урок)

Конспект урока математики "Таблица единиц времени" (обобщающий урок)...

Конспект урока математики по теме «Век. Таблица единиц времени».

Тип урока: комбинированный урок.  Цель урока: Познакомить с единицей времени – веком; обобщить и систематизировать знания и умения детей по теме «Единицы времени», составит...

Конспект урока по математике 4 класс УМК Школа России Тема урока: Таблица единиц времени

1. Создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени», умения организовывать и поддерживать диалог, способность слушать, сотрудничать;2. Способствовать развит...

Конспект урока по математике "Единица времени-век.Таблица единиц времени"

Цель урока: познакомить с единицей времени – веком.Задачи урока:- развивать умение преобразовывать крупные единицы измерения времени в мелкие и наоборот, выполнять вычисления  с именованным...

Конспект урока математики по теме " Единицы времени – век. Таблица единиц времени"

Тема урока: Единицы времени – век. Таблица единиц времени. Цель урока:Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). Совершенствовать устные и письменные выч...