Урок математики в 3 классе по теме "Арифметические действия"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Конспект урока математики в 3 классе по теме "Арифметические действия"  нестандартного типа в виде деловой игры, связанной с профессией работников банка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – деловая игра по математике в 3 классе по теме:

«Арифметические действия над числами»  

Цели: создать условия для  совершенствования  вычислительных навыков; способствовать развитию мышления, памяти, внимания, познавательных интересов, содействовать  воспитанию  интереса к профессиональной деятельности работников банка, организованности, самостоятельности, выдержки, умения соблюдать правила игры, содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета.  

Формирование УУД на уроке:

Познавательные:  отработка навыков устного счета и решения задач. Познакомить обучающихся с системой работы банков.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; формировать навыки совместной работы, формировать у детей умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения.

Личностные: осознавать ценности изучаемого предмета, необходимость самосовершенствования;  

Тип урока: нетрадиционный.

Форма проведения урока: деловая игра - имитационный игровой метод активного коллективного обучения.

Цели использования:

1.Формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;    

2.Воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;

3.Передача целостного представления о профессиональной деятельности  и её фрагментах с учётом эмоционально – личностного восприятия;

4.Обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;

5.Воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом.

Технологии и методы обучения: технология коллективной мыслительной деятельности, технология развития критического мышления,технология проблемного обучения, личностно ориентированная технология обучения. 
Формы организации познавательной деятельности учащихся: 
- фронтальная; 
- групповая;

- парная;

- индивидуальная.

Оборудование: ноутбук, проектор, видео, конверты с таблицами, конверты  с заданиями по количеству учащихся, образцы банковских карт с заданиями, картинки  по теме «Банк», карточки с новыми словами, предметы для аукциона: лоты, молоточек, аудиозапись гонга, листы оценки.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лариса Борисовна. Я работаю учителем в Терновской школе. Я слышала от  многих   педагогов, что ученики 3 Б класса   школы № 3 г. Строитель очень любознательные и сообразительные. И мне  захотелось с вами познакомиться и провести у вас урок математики, но не обычный, а в форме игры.

 - Вы любите играть? (Да).

 - Но мы поиграем с вами  в деловую игру, где вы будете в роли   СОТРУДНИКОВ  БАНКА, А  Я С ВАШЕГО ПОЗВОЛЕНИЯ ВОЗЬМУ НА СЕБЯ ОБЯЗАННОСТИ УПРАВЛЯЮЩЕГО БАНКА.      

-  Кто из вас знает, что такое БАНК?  (Ответы детей)

СЛАЙД –БАНК.

Банк-это такая организация, которая выполняет различные операции с деньгами, оказывая услуги правительству, учреждениям и людям. Банк также работает с различными ценными бумагами, документами.    (Ценная бумага – это документ, предоставляющий определенные права его владельцу: акции (документ, подтверждающий часть, долю собственности организации, по этому документу человек получает часть прибыли организации.); облигации также позволяют получать прибыль.

-А у вас в городе есть банки? Бывали вы  там с родителями? (Сбербанк).

-Банки имеют различные названия: ВТБ, Почта банк, Русский стандарт, Восточный банк..)

 - На ваших столах лежат папки с логотипом – знаком Сбербанка России.

Вы  - сотрудники СБЕРБАНКА РОССИИ.

- Надзор за всеми банками осуществляет Центральный банк России. Роль представителей данного банка мы предоставим гостям, которые будут контролировать нашу банковскую деятельность.  

- Чтобы еще лучше понять, как работают банки, я предлагаю вам посмотреть   ВИДЕО -  БАНК ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ. Просмотр видео. (2 мин 14 с)

 - Итак, мы – в банке.

Посмотрите, все ли сотрудники присутствуют. Улыбнитесь друг другу.

Проведем  «летучку» — небольшое производственное совещание для определения ТЕМАТИКИ, ЦЕЛИ И ПЛАНА НАШЕЙ РАБОТЫ.       

- Как вы считаете, какими  профессиональными качествами  должен обладать работник  банка? ( Он должен хорошо считать, быть внимательным, общительным и вежливым).

- Сейчас проверим  ваше внимание и работоспособность в начале рабочего дня.

2. Уст.счет ( на табличках-ПЛАНШЕТАХ)- «Мозговой штурм»

- Уважаемые коллеги, приготовьте таблички - планшеты и маркеры.

Внимание на экран. Считаете устно, записываете  конечный  результат  на ТАБЛИЧКЕ  И ПОКАЗЫВАЕТЕ  МНЕ. (Промежуточные результаты  НЕ записываете). (СЛАЙД – «ЦЕПОЧКА ПРИМЕРОВ»)  

  -Предположите тему вашей работы. («Арифметические действия над числами»  (повторение и обобщение  изученного материала). ЕСЛИ БУДУТ ЗАТРУДНЯТЬСЯ, СПРОСИТЬ, ЧТО СЕЙЧАС ВЫПОЛНЯЛИ. (Вычисления, арифм. действия над числами.)

!!!!!!  СЛАЙД С ТЕМОЙ - «Арифметические действия над числами».

 - Теперь поставим цель нашей работы в соответствии с тематикой работы. (Отрабатывать и совершенствовать  вычислительные навыки.)    

Прием «Оратор»

- Докажите, что умение выполнять арифметические действия  над числами имеет практическое значение.  Где  в жизни оно может пригодиться?)

3. Определяем названия отделов.

-  Сегодня вы работаете  в трех разных отделах банка.  

-  Представители от каждого ряда  выйдут  и  возьмут на столе конверты с      изображением банковской карты сотрудника соответствующего отдела.

- Открываем и достаем таблички с названием отделов.

 Управляющий  прикрепляет  на доску названия отделов (на  правой части доски   и ставит на первые парты лицевой стороной к ряду стоячие таблички с названием отделов.)

- Кто из вас знает, что такое «депозит»- вклад, сумма денег, которую можно положить на свой счет в банке на различный срок- 1 месяц, полгода, год и т. д.  За это время  сумма вклада клиента увеличится.  

№ 1. Депозитный отдел (Отдел по вкладам и переводам) оформляет операции по депозитам, денежным вкладам. Также депозитный отдел  осуществляет денежные переводы клиентов  в другой город или  страну.

№ 2. Кредитный отдел.

-Что такое кредит?  Это сумма денег, которую может дать банк  клиенту взаймы, но возвращать нужно будет  большую сумму, чем занимали.  

№ 3. Операционно-кассовый отдел проводит операции по обслуживанию клиентов, которые могут здесь оплатить квитанции за квартиру, интернет, телефон,  штрафы и другие   услуги.

- Какими  навыками  и качествами должен обладать сотрудник банка? (Каждый сотрудник банка должен обладать хорошими вычислительными навыками, должен  быть внимательным, общительным, вежливым.)

 - Уважаемые коллеги, у вас на столах папки с логотипом сбербанка.  В них находятся банковские карты и  документы:

- лист желтого цвета с заданиями. Здесь же  вы будете  выполнять вычисления на клетчатой части листа;

- лист голубого цвета с дополнительными заданиями.

- Их вы будете выполнять, если быстро справитесь с основной работой.  Вы можете  выполнять  все задания в трех рамках разного цвета или то, которое  выберете. Каждое задание оценено бонусами, которые вы видите справа от заданий. Набранные бонусы помогут вам заработать премию.

- Когда будете работать  на цветных листах, не забудьте записать свою фамилию и имя.

 

-Начинаем работу с  банковской  картой.  

Скажите, для чего людям в реальной  жизни  нужна такая карта? ( На карту перечисляется зарплата, денежные переводы и потом, вводя пароль (индивидуальный номер, пин-код)  в банкомате, можно снимать деньги.    

 

- Сейчас представитель от каждого отдела будет выполнять задание  у доски, а остальные сотрудники – на своих местах.

- Проверим свою осанку. Переверните  обратной стороной банковскую карточку. Выполняем задание  под номером 1. Записывают только решение задачи.

 - Нам необходим отдых для глаз.

Гимнастика для глаз  (я буду показывать)

1.Сядьте прямо и расслабьтесь. Не прижимая ладони сильно к лицу, прикройте глаза руками. Закрываем глаза и  думаем о чем-нибудь хорошем.  

2.Расположите ладони так, чтобы пальцы находились напротив ваших глаз, выполняйте повороты головой то в одну сторону, то в другую.

3. Выполняем движение глазами  влево-вправо, вниз-вверх. 

 1. Работа в отделах.

I. Депозитный отдел – 1 ряд от окна. (Решают задачу.)

1. Клиент банка сделает вклад в размере 8000 рублей  на длительный срок. По истечении срока сумма увеличится в 2 раза.  Сколько денег получит клиент?    

(8000  2 = 16000 р.)

1 сотрудник из этого отдела работает

на белой части магнитной доски справа, пишет маркером. Остальные сидят за партами и решают на клетчатом листе желтого цвета.

 II. Кредитный отдел – 2 ряд (посередине)

1. Для закупки деталей часовая мастерская взяла в банке кредит на сумму 15000 р.   Через год она выплатила 17000 р. На сколько рублей мастерская заплатила больше, чем взяла у банка?  (17000 -15000=  2000 р.)

Один  сотрудник из этого отдела работает

на обратной стороне правого крыла зеленой доски, пишет мелом.  Остальные сидят за партами и решают на индивидуальном  клетчатом листе желтого цвета.

III. Операционно-кассовый отдел – 3 ряд.

1. Каждый месяц пенсионер Егоров получает денежный перевод в размере 9000 р. Какую сумму  получил  в  банке пенсионер с сентября по ноябрь?

( 9000 ∙ 3= 27000 р.)

!!!!!Один сотрудник из  операционно-кассового отдела работает

на обратной стороне  левого крыла доски, пишет мелом.  Остальные сидят за партами и решают задачу на индивидуальном клетчатом листе желтого цвета.

Время вышло и начинается проверка.

1 ОТДЕЛ.

-Поднимите руки те, сотрудники  ДЕПОЗИТНОГО  отдела, у которых такой же ответ, как на доске. Подсчет рук и количество бонусов заносится в катру эффективности работы отделов.

Если на доске неверно, сотрудники исправляют.

- Сотрудники, решившие правильно ставят на банковской карте «+», кто неправильно « - ».

2 ОТДЕЛ.

-Поднимите руки те, сотрудники  КРЕДИТНОГО отдела, у которых такой же ответ, как на доске. Если на доске неверно, сотрудники исправляют.

 -Сотрудники, решившие правильно ставят на банковской карте «+», кто неправильно « - ».

Подсчет рук и количество бонусов заносится в катру эффективности работы отделов.

3 ОТДЕЛ.

-Поднимите руки те, сотрудники  ОПЕРАЦИОННО-КАССОВОГО  отдела, у которых такой же ответ, как на доске. Если на доске неверно, сотрудники исправляют.

-Сотрудники, решившие правильно ставят на банковской карте «+», кто неправильно « - ».

Подсчет поднятых рук.  

Количество бонусов заносится в карту эффективности работы отделов, которая  прикреплена  в центре  доски.

Управляющий:

 - Сейчас  я познакомлю вас, с какими  документами  вам предстоит работать далее.

Задание № 2(В ГРУППАХ  по 4 человека: 1 и 2 парта; 3 и 4 парта).

I. Депозитный отдел. Банковские переводы.

Работа в группах по 4 человека.

1 группа.

1 и 2 парта (4 человека,  первая четверка) 1 ряда выполняют задание на листе А3 на маленьком столе, который сзади   их ряда. Вычисляет  примеры  каждый член   четверки  на клетчатом желтом  листе, который есть у каждого из них, сверяют, потом соединяют стрелками пример и ответ маркером.

Кто  в какой город отправил перевод?

Сотрудники этой группы выходят к первому столу, стоящему сзади за их рядом, ведут подсчеты на клетчатом желтом листе, а потом на лист А3 соединяют линиями маркером пример с соответствующим ответом

 

Мама: 45 : 9 + 2995  (3000)    Бабушка: 500   2 + 600 + 400  (2000)     Папа: 22 ∙ 3 +3934 (4000)  

Дедушка: 81: 9 + 991  (1000)

1000                      3000                4000                         2000                     5000

 Москва              Курск                Новгород                Орел                 Воронеж

Учащиеся должны заметить, что перевод в 5000 р.  - лишний ответ.

2 группа.

3 и 4 парта (4 человека, вторая) 1 ряда работают над заданием (лист А3) за вторым столом, стоящим сзади рядов, но вычисления сначала делает каждый член  группы на индивидуальном  клетчатом желтом  листе бумаги, потом сверяют результаты друг с другом в своей четверке, приходят к одному мнению и  вписывают маркером ответ в квадратик и т.д.

Они решают «Цепочку примеров» - банковский перевод («Цепочка примеров»), вычисляют каждый пример все члены группы на клетчатом желтом  листе,  

     - На какую сумму сделала перевод бабушка внучке, находящейся в другом городе?                                    

          ∙ 4           + 820           -854             : 7               +1098        -600         +55               +1445

12   →   → →   →    →    

       48                868          14               2              1100        500           555               2000

 Проверка работы депозитного отдела.

Проверка начинается с работы  первой  четверки по трафарету. Лист А3 с выполненным заданием прикрепляется на доску. Кто-то из сотрудников этого отдела выходит и прикладывает трафарет к листу А3, на котором работала первая четверка. Стрелки должны совпасть. Если стрелки не совпадают, сотрудники всех отделов ведут подсчеты на желтых индивидуальных клетчатых листах и находят допущенную ошибку.

 !!!!!!! Учащиеся должны сказать, что перевод в 5000 р.  - лишний ответ.

   Если этот отдел справился раньше других, сотрудники выполняют дополнительные задания на голубом листе: 3 карточки разного уровня сложности (                          

 II. Кредитный отдел.

2. Работают в парах.

 Выбери правильный ответ и поставь в последнем  столбике  номер соответствующего вопроса.  

1. В каком месяце у нашего банка была самая большая прибыль по кредитам?                    2. В каком месяце была самая маленькая прибыль?                                                  

3. В каком месяце прибыли не было вообще?

4. На сколько рублей прибыль в июне меньше, чем в сентябре?   

                                                                                     

 Месяц

Прибыль

 Номер вопроса

май

562 000 рублей  

июнь

526 000 рублей

июль

265 000 рублей

август

652 000 рублей

сентябрь

625 000 рублей

 октябрь

256 000 рублей

 ноябрь

 

ОТВЕТЫ:

Выбери правильный ответ и поставь в последнем  столбике  номер соответствующего вопроса.  

1. В каком месяце у нашего банка была самая большая прибыль по кредитам?                    2. В каком месяце была самая маленькая прибыль?                                                  

3. В каком месяце прибыли не было вообще?  

4. На сколько рублей прибыль в июне меньше, чем в сентябре?   

                                   

 Месяц

Прибыль

Номер вопроса

май

562 000 рублей  

 

июнь

526 000 рублей

июль

265 000 рублей

 

август

652 000 рублей

1

сентябрь

625 000 рублей

октябрь

256 000 рублей

2

 ноябрь

 

3

4. На сколько рублей прибыль в июне меньше, чем в сентябре?   

-625 000

 526 000

   99 000 р.                            

Ответ: на 99 000 р.

Проверка –  запишут на табличках номер вопроса и ответы.  

1. август

2. октябрь

3. 99 000 р.

 

Производственная гимнастика. Вышли из-за парт. Стали друг за другом. Я говорю, какие упражнения делаем под музыку.  

- В сводной  таблице  отчета  по кредитам  найти ошибку и  отметить (обвести в кружок или подчеркнуть) лишнюю цифру в каждой строке таблицы.

 

: 6

24

6

36

45

12

42

18

30

54

48

60

: 8

16

33

24

48

72

32

64

18

56

80

40

: 5

45

30

25

50

20

35

40

5

15

22

10

: 7

49

58

28

14

42

21

56

35

7

63

70

 

                                      ОТВЕТЫ

: 6

24

6

36

45

12

42

18

30

54

48

60

: 8

16

33

24

48

72

32

64

18

56

80

40

: 5

45

30

25

50

20

35

40

5

15

22

10

: 7

49

58

28

14

42

21

56

35

7

63

70

 

  Если справятся быстрее других отделов, могут сверить в четверках и приступать к дополнительным заданиям.

III. Операционно-кассовый отдел.

 

2. При распечатке  чека закончилась кассовая лента, и итоговая сумма на чеке не распечаталась. Восстановите общую сумму оплаты  услуг.

- Подведем итоги работы каждого отдела на итоговом производственном совещании.

 

 

Карта эффективности работы  

 отделов

№ п/п

Задание

Оценка эффективности

1

2

5. АУКЦИОН.

Управляющая:

- Уважаемые сотрудники и  в завершении рабочего дня в благодарность за продуктивную работу я хочу предложить вам поучаствовать в аукционе. У вас есть возможность со скидкой, по низкой цене выкупить купить 3 предмета, выставленные  нашим банком на аукцион.

-Кто знает, что такое аукцион?  

Аукцион - публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства, и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона.

- Правила нашего аукциона таковы. На торги будут выставлены 3 лота.

Лот — объект торга на аукционе. 1ЛОТ, самый дорогой, - самолет , 2 ЛОТ-  прогулочный катер и 3 –й ЛОТ- машина.

-Но вместо денег вы за лоты будете расплачиваться правильными ответами на поставленные вопросы.  

 Посовещайтесь в своих отделах, выберите сотрудника, который будет отвечать на вопросы.  

ЗВУЧИТ    УДАР   ГОНГА

-Итак, кто  первый поднимет руку и даст  правильный ответ, получает самый дорогой   лот  для своего отдела.

Допускаются дополнительные вопросы.

ПРИЕМ «ЛОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА»- Альтернати́ва (фр. alternative, от лат. alternatus — другой) — возможность выбора одного из двух вариантов ответа, а ложная альтернатива- возможен ложный выбор

 Может таблички??????

   - Сколько получится при сложении 34 и 52: 68 или 86? (86)

 -  Произведение чисел  4 и 5  равно  25 или 24? (Нет. 20)

 – 15 больше 3-х в 6 или в 5 раз?  (В 5 раз)

УДАР МОЛОТКА -    «ПРОДАНО»….отделу

 

    - Сколько получится при умножении 8 и 9? 72 или 81(72)

  - Разность чисел 95 и 14 равна 71 или 89? (Нет. 81)

   -  При вычитании 80 и 12 получится 68 или 78? (68)

                      

                         УДАР МОЛОТКА -    «ПРОДАНО»…..отделу

 

  - При делении 32 на 4 получится 7 или 9? (Нет, получится 8)

 - Если первый множитель 6, второй 5, то произведение равно

                           35 или 30? (Нет. 30)

 - Частное чисел 54 и 6 равно 7 или 9? (9)

 

         7.ИТОГ. Рефлексия.

-Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале нашей  работы?

 - Как вы считаете, удалось ли вам достигнуть их?

- Кто из сотрудников испытывал затруднения в работе, кого нужно отправить на курсы повышения квалификации за счет банка? Что было сложным для вас?

- Была ли для вас полезна деловая игра на уроке? Если да, то чем?

- Давайте попробуем оценить нашу работу самостоятельно. Я прошу  сотрудников заполнить  оценочный лист работы в отделе, отметив высказывания, характеризующие вашу работу на уроке.

Оценивание работы сотрудников отдела управляющим: прием «Оценка-не отметка» - создание ситуации успеха(смайликами, словами, послать на курсы переподготовки):

5 смайлов  или 4 смайла, «Прекрасный ответ», «Вас было приятно слушать!», «Надо повторить таблицу и постараться в следующий раз работать лучше».

      Я вам желаю, чтоб удача улыбалась,

И валюта приживалась,

А везенье не кончалось,

И в делах все получалось!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 2 класс Порядок выполнения действий. Скобки

Знакомство с порядком выполнения действий при вычислениях;обучение нахождению значения выражений со скобками....

План-конспект урока математики 2 класс. Тема "Порядок действий. Скобки."

Урок математики разработан к УМК "Школа России" ФГОС. Тема урока "Порядок действий. Скобки.", тип урока: урок "открытия" нового знания. Планируемые результаты: учащиеся научатся читать и записывать вы...

презентация к уроку Математика 4 класс "Поупражняемся в действиях над величинами" ПНШ

Презентация предлагается к заключительному уроку  математикипо теме "Поупражняемся в действиях над величинами"  в 4 классе. Материал представлен по теме "Олимпиада 2014" Знакомство с героями...

Урок математики 2 класс Тема: Порядок действий в выражении со скобками.

Цели:·        Уточнить общее правило порядка действий в выражениях со скобками, сформировать способность к практическому использованию данного правила в выражениях.·...

Урок математики 2 класс.Порядок выполнения действий. Скобки.

Это первый  урок  по данной теме во 2 классе. "Школа России."...

Урок математики. 3 класс. "Порядок выполнения действий".

Урок комплексного применения знаний....

Урок математики 2 класс "Конкретный смысл действия деления"

Урок математики во 2 классе  по теме "Конкретный смысл действия деления". УМК "Школа России".Данный урок представлен с презентацией и необходимым раздаточным материалом....