Урок математики 2 класс "Конкретный смысл действия деления"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Рулёва Людмила Анатольевна

Урок математики во 2 классе  по теме "Конкретный смысл действия деления". УМК "Школа России".

Данный урок представлен с презентацией и необходимым раздаточным материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа

МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф.Иванова»

Предмет

Математика  04 апреля 2014 г.

Класс

2 класс

Тема

Конкретный смысл действия деления.

Цель

Разъяснить смысл действия деления в ходе решения задач на деление по содержанию; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление.

Основное термины и понятия

Деление, схематический чертеж.

Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Понимать конкретный смысл действия деления; уметь моделировать действие деление с использованием предметов, схематических рисунков и чертежей;  решать задачи и примеры действием деления и записывать их.

Личностные: проявление положительного отношения к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу,  

способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Регулятивные: 

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

находить правильные варианты учебной задачи (при поддержке учителя и класса).

Познавательные: 

осуществлять поиск необходимой информации;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале.

Коммуникативные:

формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

принимать на себя ответственность за результат своих действий;

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

при работе в парах управление поведением партнера – контроль, оценка действия партнера.

Формы работы

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Ресурсы

М.И.Моро, М.А.Бантова. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы в 2 частях. Москва. Просвещение. 2011 год. Презентация к уроку. Доска.

Карточки для работы. Ленточка, ножницы, коробка с конфетами.

Этап урока

Цель

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Форма организации деятельности учащихся

Этап самоопределения к деятельности

Цель: создание благоприятной эмоциональной обстановки на уроке и развитие умения организовать свое рабочее место.

Приветствие.

-Здравствуйте! Давайте все поздороваемся с гостями.

-Долгожданный дан звонок,

 Начинается урок.

 Мы пришли сюда учиться,

 Не лениться, а трудиться.

-Проверьте готовность к уроку.

Подготовка класса к работе.

Проверяют готовность к уроку

Совместное построение плана

Цель: Нацеливание на перспективу.

- Для того чтобы урок прошёл успешно, вам нужно быть внимательными, слушать друг друга, уметь исправлять ошибки, дополнять ответы одноклассников, успешно справляться с задачами, работать дружно и быстро. Но чтобы работать дружно и быстро нам нужно составить план работы.

- Как строители строят новый дом, так и мы будем строить новые знания. Что самое главное в доме? (фундамент). Это у нас устный счёт. Без чего не бывает дома? (без стен). Это – открытие новых знаний. Что ещё должно быть в доме? (крыша). Это – закрепление знаний. А ещё? (труба). Это – выводы. По такому плану будем работать на уроке. Я думаю, что вы справитесь.

Составляют план совместно с учителем

Актуализация знаний

-Итак, начинаем с первого пункта плана. Это устный счёт (ФУНДАМЕНТ).

Продолжается работа

Устно мы считаем что-то

Сравниваем, размышляем

Без ошибок отвечаем.

  1. У стола 4 ножки

А вопрос таков

Сколько вместе будет ножек

У 3х столов?

Мышка зерна собирала

По 2 зернышка таскала

Принесла уж 9 раз

Каков мышечкин запас?

2.Какое числовое выражение лишнее почему?

3 + 3 + 3 + 3

4 + 4 + 3

2 + 2 + 2 + 2

3. Найди пару:

6+6+6+6                          1 * 7

3+3+3                              10 *2

10+10                               6*4

1+1+1+1+1+1+1              3*3

Фронтальная работа

Постановка учебной задачи и создание проблемной ситуации. 

Цель: подвести учащихся к постановке темы и цели урока; активизация и мотивация учащихся

Решите задачу:

-Я сегодня решила угостить вас конфетами и принесла целую коробку конфет.

-Как мне разделить между вами конфеты, чтобы все получили  поровну.

Как разделить конфеты?

-Можно давать каждому по одной, а потом ещё по одной и т.д. пока не закончатся конфеты.

- По сколько же конфет получит каждый из вас?

- А мы умеем решать такие задачи?

Почему?

-Какая же тема нашего сегодняшнего урока?

-Какие задачи мы себе поставим на уроке?

-Это следующий пункт нашего плана (СТЕНА).

Предлагают варианты, как поделить конфеты.

Будем учиться решать задачи на деление.

Фронтальная работа

Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Цель: Организовать учащихся по

исследованию проблемной ситуации.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым арифметическим действием «делением», научимся решать задачи нового вида.

-Как вы понимаете слово «разделить»?

-В словаре  Сергея Ожегова  написано:

 Делить - разделить на части, распределить.

-Я взяла словарь в школьной библиотеке специально для вас. Если у вас возникнут проблемы с толкованием значения слова, вы тоже можете им воспользоваться.

- Зачем нам нужно умение делить?

Где вам оно пригодится  в жизни? (Разделить торт, конфеты, деньги, разделить обязанности при работе в парах  и т. д.)

 

-Приступим сейчас к практической работе. У вас на парте лежит тесьма, которая пригодится вам для изготовления поделки на технологии.

-Как поступить если тесьма одна на двоих, а нужна каждому? (её нужно разделить).

-Как вы это сделаете, чтобы у вас получилось поровну? (её нужно сложить пополам и разрезать).

-Верно. Можете приступать к разрезанию тесьмы.

-Вспомните правило работы с ножницами.

-Теперь у каждого есть необходимая тесьма. С помощью линейки определите её длину.          

-Помогите соседу по парте, если он затрудняется с измерением.

- Длина тесьмы – 10 см. Запишем в тетрадь: 10

 (на доске:  ------------------------)

-А теперь разделите каждый свою часть тесьмы ещё на 2 равные части.

-Как вы это сделаете? (наложим один конец на другой и согнём пополам)

 - Сделайте это.

(на доске:  ------------- | ----------------)

 -Чему равна каждая часть тесьмы? Измерьте.

 - Как  записать наши действия  на языке математики?

 -С помощью математического знака «деление».

 -Обратите внимание, как располагаются точки в клеточке.

-Продолжаем запись в тетради:

       10 : 2 = 5

-Как можно прочитать эту запись?

     10 разделить на 2.

Вывод: - Какое действие вы использовали при разрезании тесьмы?

Что значит разделить?

-Вы справились с этим пунктом плана.

- Молодцы!

Активизация жизненного опыта.

Переключение внимания.

Работа в парах

Создание ситуации совместной поисковой деятельности через взаимоконтроль, взаимодеятельность.

Связь с уроком трудового обучения.

Коррекция мелкой моторики на основе упражнений с инструментами.

Коррекция наглядно-действенного мышления.

Фронтальная

Парная

Физкультминутка

Цель: снятие напряжения

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Выполняют действия.

Первичное закрепление нового материала

Цели: закрепить и обобщить знания учащихся, учиться выполнять деление, решая задачи.

-Переходим к выполнению следующего пункта плана  «Закрепление» (КРЫША).

 - Выполним упр.1из учебника на стр.58 самостоятельно в тетрадь.

-Первое время мы будем деление выполнять  схематическим рисунком.

 - Составьте схематичный рисунок.

 -Проверим, сравнив с образцом на доске.

У кого нет ошибок?

Кто допустил ошибки в рисунке?

Кто допустил ошибки в решении?

Кто не смог выполнить задание?

Работа в учебнике.

Самостоятельная работа в тетради.

Применение знаний в новой ситуации (перенос на практику).

Индивидуальная

Повторение и закрепление изученного.

Самостоятельная работа

Цель: проверить степень освоения изученного материала и умение самостоятельно применять знания на практике

-Перед вами карточки с заданиями разных цветов.

Задания разной степени сложности.

На розовой карточке простое задание, на желтой карточке – среднее, на зеленой – трудное.

-Я предлагаю вам выбрать задание, которое вам подходит по степени сложности.

- Внимательно прочитайте задание.

-Задайте вопросы, если что-то непонятно. Задание можно выполнять на карточке.

- Кому необходима моя помощь?

- Приступайте к работе. На выполнение задания 5 минут.

ПРОСТОЕ ЗАДАНИЕ

12 яблок раздали детям, по 3 яблока каждому. Сколько детей получат яблоки?

* * *|* * * |* * * |* * *

(записать решение и ответ)

СРЕДНЕЕ ЗАДАНИЕ

12 яблок раздали детям, по 3 яблока каждому. Сколько детей получат яблоки?

 (выбрать правильный схематичный рисунок, записать решение и ответ)

* * *|* * * |* * * |* * *

* * * *| * * * * |* * * *

ТРУДНОЕ ЗАДАНИЕ

12 яблок раздали детям, по 3 яблока каждому.  Сколько детей получат яблоки?

(сделать схематичный рисунок, записать решение и ответ)

Проверка: - Кто выполнял задание на розовой карточке.

- Найдите на доске свой вариант выполнения задания.

- Сравните с образцом на доске.

- У кого нет ошибок?

- Кто допустил ошибки?

- Кто выполнял задание на желтой карточке.

- Найдите на доске свой вариант выполнения задания.

- Сравните с образцом на доске.

- У кого нет ошибок?

- Кто допустил ошибки?

- Кто выполнял задание на зеленой карточке.

- Найдите на доске свой вариант выполнения задания.

- Сравните с образцом на доске.

- У кого нет ошибок?

- Кто допустил ошибки?

-С каким же новым арифметическим действием мы познакомились на уроке?

- Что обозначает слово «разделить»?

-Вот мы выполнили еще один пункт плана (ТРУБА).

Развитие мыслительной деятельности через анализ и синтез.

Развитие самоконтроля.

Индивидуальная

Рефлексия деятельности

Цель: результат и самооценка деятельности

- Мы выполнили наш намеченный план? Построили дом? Ну, а теперь надо по лесенке успеха зайти в этот дом, для этого мы с вами должны определить на какой ступеньке мы с вами находимся.

-Кто не понял материал и находится на нижней ступеньке.

-Кому нужна еще помощь?

-Кто понял хорошо?

-Кто все понял отлично? Тот стоит на верхней ступеньке. Молодцы!

- Спасибо за урок!

Оценивают себя на лесенке успеха.

Индивидуальная


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики

Слайд 2

слагаемое 58 70 13 65 96 68 слагаемое 42 87 сумма 100 100 100 100

Слайд 3

Найди пару: 3 + 3 + 3 + 3 4 + 4 + 3 2 + 2 + 2 + 2 Какое числовое выражение лишнее? 6+6+6+6 1 * 7 3+3+3 10 *2 10+10 6*4 1+1+1+1+1+1+1 3*3

Слайд 4

Продолжи ряд: + - ,… - , + …………. Разбей выражения на две группы : 3x5, 5 x 8, 6:2, 10 x 4, 12:6, 1 x 9, 16:2

Слайд 7

Физкультминутка

Слайд 9

Домашнее задание -На «5» - придумать задачу на деление и записать решение в тетрадь, - на «4» - применить умение делить на равные части в домашних условиях (например, во время ужина) и устно составить задачу, - на «3» - решить задачу из сборника с.50 №2 .



Предварительный просмотр:

Лист самооценки  ____________________________________

Лист самооценки  ____________________________________

        

Лист самооценки  ____________________________________



Предварительный просмотр:

ПРОСТОЕ ЗАДАНИЕ

8 яблок раздали детям, по 2 яблока каждому. Сколько детей получат яблоки?

* * |* *  |* *  |* *           (Записать решение и ответ).

ПРОСТОЕ ЗАДАНИЕ

8 яблок раздали детям, по 2 яблока каждому. Сколько детей получат яблоки?

* * |*  * |*  * |*  *          (Записать решение и ответ).

ПРОСТОЕ ЗАДАНИЕ

8 яблок раздали детям, по 2 яблока каждому. Сколько детей получат яблоки?

* * |* * |* * | * *          (Записать решение и ответ).

ПРОСТОЕ ЗАДАНИЕ

8 яблок раздали детям, по 2 яблока каждому. Сколько детей получат яблоки?

*  * |*  * |*  * |*  *          (Записать решение и ответ).

ПРОСТОЕ ЗАДАНИЕ

8 яблок раздали детям, по 2 яблока каждому. Сколько детей получат яблоки?

*  * |*  * |*  * |*  *          (Записать решение и ответ).

СРЕДНЕЕ ЗАДАНИЕ

8 яблок раздали детям, по 2 яблока каждому. Сколько детей получат яблоки?

 (выбрать правильный схематичный рисунок, записать решение и ответ)

*  *|*  * |*  * |*  *

*  *  *  *|  *  *  *  *  

СРЕДНЕЕ ЗАДАНИЕ

8 яблок раздали детям, по 2 яблока каждому. Сколько детей получат яблоки?

 (выбрать правильный схематичный рисунок, записать решение и ответ)

*  *|*  * |*  * |*  *

*  *  *  *|  *  *  *  *  

СРЕДНЕЕ ЗАДАНИЕ

8 яблок раздали детям, по 2 яблока каждому. Сколько детей получат яблоки?

 (выбрать правильный схематичный рисунок, записать решение и ответ)

*  *|*  * |*  * |*  *

*  *  *  *|  *  *  *  *  

СРЕДНЕЕ ЗАДАНИЕ

8 яблок раздали детям, по 2 яблока каждому. Сколько детей получат яблоки?

 (выбрать правильный схематичный рисунок, записать решение и ответ)

*  *|*  * |*  * |*  *

*  *  *  *|  *  *  *  *  

ТРУДНОЕ ЗАДАНИЕ

8 яблок раздали детям, по 2 яблока каждому.  Сколько детей получат яблоки?

(сделать схематичный рисунок, записать решение и ответ)

ТРУДНОЕ ЗАДАНИЕ

8 яблок раздали детям, по 2 яблока каждому.  Сколько детей получат яблоки?

(сделать схематичный рисунок, записать решение и ответ)

ТРУДНОЕ ЗАДАНИЕ

8 яблок раздали детям, по 2 яблока каждому.  Сколько детей получат яблоки?

(сделать схематичный рисунок, записать решение и ответ)

ТРУДНОЕ ЗАДАНИЕ

8 яблок раздали детям, по 2 яблока каждому.  Сколько детей получат яблоки?

(сделать схематичный рисунок, записать решение и ответ)

ТРУДНОЕ ЗАДАНИЕ

8 яблок раздали детям, по 2 яблока каждому.  Сколько детей получат яблоки?

(сделать схематичный рисунок, записать решение и ответ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Конкретный смысл действия умножения" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Конкретный смысл действия умножения»Цели деятельности учителя: раскрыть конкретный смысл действия умножения, как сложение одинаковых слагаемых, развивать ло...

Математика, Конкретный смысл действия деления, 2 класс, УМК Школа России

Математика, Конкретный смысл действия деления, 2 класс, УМК Школа России...

Конспект урока математике "Конкретный смысл действия деления" (2 класс) УМК "Школа России"

Планируемые  результаты Предметные:Знать как решить задачу или пример с новым арифметическим действием «деление»уметь моделировать с помощью схематических рисунков и записывать д...

Рабочий лист по математике "Конкретный смысл действия деления"

Рабочий лист по математике "Конкретный смысл действия деления"...

Конспект урока математики "Конкретный смысл действия деления" (УМК "Школа России, 2 класс)

Тема: «Конкретный смысл действия деления» Цели деятельности учителя: формирование представления об арифметическом действии «деление», совершенствование вычислительных навы...

Технологическая карта урока математики «Конкретный смысл действия деления» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для закрепления обущающимися конкретного смысла действия деления.Задачи урокаДидактические:•   знать конк...