Главные вкладки

    Урок по математике «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел», 4 класс «Школа 2100»
    методическая разработка по математике (4 класс) по теме

    Берест Елена Алексеевна

     Цель:      найти приём быстрого (рационального) сложения и вычитания многозначных чисел, создать условия для усвоения алгоритма письменного сложения и вычитания вычитания многозначных чисел.

     

    Задачи:          - создать условия для самостоятельного открытия  правила

                              письменного  сложения многозначных     чисел;

                            - формирование умения воспроизводить  полученные знания

                               в практической работе;

                            - создавать условия для применения  алгоритма в изменённой

                               ситуации (при решении задач);

                            - создавать ситуации для повышения познавательной активности

                              учащихся;

                            - создать ситуацию рефлексии;

                            - содействовать развития логического мышления, внимания,

                              умения строить высказывания с использованием

                              математической терминологии;

                            - создавать условия для воспитания интереса к истории своей

                              страны, чувства патриотизма.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

        Открытый урок по математике «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел», 4 класс «Школа 2100»

     Цель:      найти приём быстрого (рационального) сложения и вычитания многозначных чисел, создать условия для усвоения алгоритма письменного сложения и вычитания вычитания многозначных чисел.

    Задачи:          - создать условия для самостоятельного открытия  правила

                              письменного  сложения многозначных     чисел;

                            - формирование умения воспроизводить  полученные знания

                               в практической работе;

                            - создавать условия для применения  алгоритма в изменённой

                               ситуации (при решении задач);

                            - создавать ситуации для повышения познавательной активности

                              учащихся;

                            - создать ситуацию рефлексии;

                            - содействовать развития логического мышления, внимания,

                              умения строить высказывания с использованием

                              математической терминологии;

                            - создавать условия для воспитания интереса к истории своей

                              страны, чувства патриотизма.

                                                      Ход урока.

    1. Организационный этап.         Слайд 2

    - Откройте тетради, запишем число, Классная работа.

    Слайд 3

                                      Поезжай за моря – океаны.

                                      Надо всею землёй пролети:

                                      Есть на свете различные страны,

                                      Но такой, как у нас не найти.

                                      Глубоки наши светлые воды,

                                      Широка и привольна земля,

                                      И гремят, не смолкая заводы,

                                      И шумят, расцветая поля…

                                                                              рус. поэт  Михаил Исаковский.

    - О какой стране упоминает автор? А как называется  регион, в котором мы живем?

     - На уроке предстоит  много работы: узнаем статистические и географические сведения, интересные научные факты о нашем регионе.

           2. Устный счёт.

      *** Регионы – соседи Ставропольского края.

    - Сделаем разминку ума. На столах лежат карточки с выражениями. Возьмите любые две одинакового цвета и найдите их значение. Значение напишите справа.  

    - Объединитесь по цвету карточек в группы. Вспомним правила работы в группах:

    Слайд 4

    Работа в группах.  

    - Расположите ответы в  порядке возрастания. Прочитайте, какое слово получилось.

    Д

    18 000+5 000

    А

    100 000-75 000

    Г

    17 000+14 000

    Е

    35 1 000

    С

    24 000∙2

    Т

    38 000+12 000

    А

    510 000 : 10

    Н

    90 000-37 000

    К

    48 000-40 000

    РА

    24 000  2

    С

    83 000+7 000

    НО

    97 000 – 6 000

    ДА

    90 000+3 000

    Р

    95  1 000

    СК

    1 000 000 :10

    ИЙ

    100 000+3 000

       

    К

    7 000∙2

    А

    5 000+13 000

    Л

    40 000-11 000

    М

    36 000+8 000

    Ы

    60 000-15 000

    К

    90 000-31 000

    И

    600 000:10

    Я

    71  1 000

    Р

    21 000-10 000

    О

    5 000+13 000

    С

    19 000+11 000

    ТО

    72 000-12 000

    В

    710 000 : 10

    С

    76  1 000

    КА

    90 000 – 4 000

    Я

    45 000∙2

    - Проверим, какие слова получились? Что они означают?      

     - Правильно, эти регионы – соседи нашего края. Поместим названия регионов  на карту, ориентируясь по цветным знакам.

    - Посмотрите на карту, какие еще регионы граничат со Ставропольским краем?

    Слайд 5

    ***  Города Ставропольского края.

    1) Чтение и запись многозначных чисел.

         Повторение разрядов и классов.

    Слайд 6

     - Запишите в тетрадь числа, в которых: (По одному пишут у доски)

    1) 1 ед. кл. тысяч, 777 ед. кл.единиц;

    2) 1 т., 7с., 8 д., 2 ед.

    3)  1 ед. кл. тысяч, 780 ед. кл.единиц;

    7) 1 ед. 4 разряда, 8 ед. 3 разряда, 7 ед. 2разряда; 8 ед. 1разряда.

    (По одному пишут у доски)

                  1777, 1782, 1780, 1878.

     - Что могут означать эти числа?

     - Это года образования  городов Ставропольского края.

    Слайд 7

                                      1777 г. -  Ставрополь

                                      1782 г. -   Благодарный

                                      1780 г.  -   Пятигорск

                                      1878 г. -   Минеральные Воды

     - У городов, как и людей, есть возраст. На территории нашего края есть города постарше, а также есть  молодые. Как узнать возраст города?

     - Сосчитаем, сколько лет этим городам, работаем в группах.

    Карточки:

    Узнай возраст города:

    Ставрополя   2017 – 1777=

    Узнай возраст города:

    Пятигорска  2017 – 1780=

    Узнай возраст города:

     Минеральных Вод 2017 – 1878=

    Узнай возраст города:

    Благодарного 2017 – 1782 =

     

    - Назовите возраст городов.

    Ставрополю – 240 лет                

     Пятигорску – 237 лет       Благодарному -  235 лет

     Минеральным Водам – 139 лет

    Слайд 8

     - Какой из этих городов старше? Самый молодой?

     3. Постановка целей урока.

    * Население Ставропольского края.

        - На территории Ставропольского края проживают люди различных национальностей: русские, армяне , украинцы, даргинцы, греки, ногайцы, цыгане, туркмены, турки …

        - Самый большой по численности населения  - это город Ставрополь. В этом городе проживает 433 677 человек.  Второе место занимает город Пятигорск –  145 836 человек.

    - Округлим числа до сотен  и сосчитаем сколько всего человек проживает в этих двух городах? Каким действием это узнаем?  Сосчитаем устно.( Карточки с числами – на доске.

    433 677433 700

    145 836145 800

    Слайд 9

                                                                               500 000

       400 000 + 100 000 =    500 000                        70 000             

                                                                                     570 000                                                   -------------------

                                                                               570 000                                                  

       30 000 + 40 000 =  70 000                                  8 000

                                                                                     578 000                                                   -------------------

                                                                                578 000

       3 000  +  5 000 = 8 000                                        1 500           

                                                                                579 500    человек                                          

        700   +   800 = 1 500                                                                

        - Быстро ли мы нашли сумму этих чисел? Почему? Да и число получилось приближенное.

        - Что же делать, чтобы назвать точную сумму?

    - Сформулируйте цель нашего урока.

          Цель урока:  найти приём быстрого (рационального) сложения и вычитания многозначных чисел.

    4. «Открытие»  нового  знания.

    - Есть ли в вашем арсенале знаний такие, которые помогают производить вычисления более быстрым путём?

                                     Письменное сложение и вычитание  многозначных чисел.

    - Повторим алгоритм  письменного сложения многозначных чисел.

    Слайд 10

     - Перенесите этот приём на многозначные числа.

                Решаем тот же пример в столбик с объяснением у доски.

    433 677

    145 836

    579 513

    5. Первичное  закрепление.

    *** Работа по учебнику.

    - Проверим, правильный ли способ мы нашли по учебнику: стр.  14, правило.

    - Пользуясь правилом, узнаем на сколько больше человек проживает в г. Ставрополе, чем в Пятигорске.

    433 677

    145 836

    287 841

    - Решим примеры  №2:

             1 гр  - 1 пример;  2 гр  -  2 пример;  3 гр  - 3 пример; 4 гр  - 4 пример.

     Каждый решает самостоятельно.

    - Группы, поменяйтесь местами и проверьте, как ребята справились с заданием.

    ***

    - В википедии найдите сведения, где находится Ставропольский край: в Европе или Азии? 

    После выступлений Слайд 11

     

    - Площадь нашего края в 260 раз меньше всей площади России.. Много это или мало? Сколько это квадратных километров?

    - Узнать площадь Ставропольского края можно путём сложения площадей районов. Всего в крае 26 районов. На столах каждой группы имеются таблицы с указанием названий районов и их площадей. Найдите сумму их площадей.

     Каждая группа  находит общую площадь двух частей:

    1

    Александровский

    8 986

    2

    Андроповский

    3

    Апанасенковский

    4

    Арзгирский

    9 057

    5

    Благодарненский

    6

    Будённовский

    7

    Георгиевский

    5 649

    8

    Грачёвский

    9

    Изобильненский

    10

    Ипатовский

    7 785

    11

    Кировский

    12

    Кочубеевский

    13

    Красногвардейский

    12 107

    14

    Курский

    15

    Левокумский

    16

    Минераловодский

    17

    Нефтекумский

    7 536

    18

    Новоалександровский

    19

    Новоселецкий

    20

    Петровский

    6 877

    21

    Предгорный

    22

    Советский

    23

    Степновский

    8 248

    24

    Труновский

    25

    Туркменский

    26

    Шпаковский

    - Ответственный выходит к доске и прикрепляет маркером написанный ответ.

    1 группа

    18 043

    2 группа

    13 434

    3 группа

    19 643

    4 группа

    15 125

    66 245

    Слайд 12

    - Если сложить эти  числа, то получится общая площадь нашего края.  Она составляет 66 245 км².  Карточка с числом – на доске.

    -  Округлите число до тысяч.

    Слайд 13                      

     - По размерам территория Ставропольского края – не самая маленькая. Есть регионы, большие её по площади (Якутия, Красноярский край), а есть  меньшие (Владимирская область, Ивановская).

                         ****   ФИЗКУЛЬТМИНУТКА***

    Для глаз:   - пройдите глазами по границе нашей страны, следя за флажком на

                         указке;

                      -  найти Камчатский край,  Карелию, Бурятию, Коми, Магаданскую область, Тюменскую область.

    - В учебнике в №5 есть задача а). Прочитайте ее. О чем говорится в задаче?

    Такое же расстояние и от Благодарного до поселка Мокрая Буйвола. Найдите устно с какой скоростью ехал велосипедист?

    - За два часа велосипедист проехал от Благодарного до Мокрой Буйволы 18 км. С какой скоростью он ехал?

       6. Решение  задач.

        - Какие формы земной поверхности встречаются на территории нашего края?

        - Вам предстоит выяснить, какую площадь занимает каждая их них.

    Слайд 14

          Возвышенности  занимают   52 800 км²,  горы – на 48 180 км² меньше , чем возвышенности, а низменности – на 3 960 км² больше, чем горы. Какую площадь занимают низменности Ставропольского края?

    Один ученик делает анализ задачи и решение на переносной доске.

        Возвышенности   - 52 800 км²

        Горы                       - 4 620 км²

        Низменности         - 8 580 км²

    7. Игра «Неизвестное число».

    Слайд 15

          х + 100 = 500                        

      - Угадайте, какое число я задумала? Как его нашли? Почему?

     - Знание этого правила пригодится вам при решении уравнения.

    8. Решение уравнения.

     - Какие реки протекают на территории Ставропольского края? (Самые крупные реки — Кубань, Кума, Терек, Калаус, Егорлык, Зеленчук и Подкумок)

    - В нашем городе? ( Мокрая Буйвола)

    - А кто из вас знает длину реки Мокрая Буйвола? Вы узнаете это, правильно решив уравнение.

    Слайд 16

        Если к длине реки Мокрая Буйвола прибавить разность чисел 3 750 и 2 640, то получим 1 261. Найдите длину реки Мокрая Буйвола.

    Слайд 17

                               х + (3 750 – 2 640) = 1 261

    Один ученик выходит к доске и решают совместно.

     - Общая длина реки Мокрая Буйвола составляет 151 км.

       

    Слайд 18                   

      9. Итоги урока.     Тест.                                                                  

        - Чтобы проверить, как вы усвоили правило письменного сложения и вычитания многозначных чисел, я предлагаю вам выполнить  тест.

    Слайд 19

           У  каждого ученика тест лежит на парте.

               1. С какого разряда начинаем сложение многозначных чисел?

                   а) с любого       б) с единиц           в) с самого большого

               2. Какой пример удобнее решить в столбик?

                   а) 50000+15000   б) 100000+1000   в) 13751+12467

               3. В каком примере допущена ошибка в записи?

                   а) 27175           б) 24012              в)  307307

                     +                        +                           +

                       31221                3713                     120134

        - Проверьте правильность выполнения по образцу (на доске).

    Слайд 20

        - Кто выполнил тест без ошибок? С одной ошибкой?

    10.   Рефлексия.

        - Проанализируем работу на уроке по вопросам на карточках

    •  Какие элементы урока, задания, способы деятельности понравились?
    • Что получилось?
    • Где и почему возникли трудности?
    • Как преодолели их?

    Слайд 21

    - Подойдите к лесенке самооценки и поместите квадратик со своим именем на той ступеньке, которая соответствует вашему настроению на уроке, после него.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПИСЬМЕННОЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ (урок математики, 3 класс)

    Данный конспект урока (со здоровье сберегающими технологиями) пригодится учителям, работающим с детьми 3 класса....

    «Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел»

    Цели:-познакомить учащихся с приёмами письменного сложения и вычитания любых многозначных чисел;-развивать умения выявлять изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливать зависимост...

    АЛГОРИТМЫ ПИСЬМЕННОГО СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ.

    технологическая карта урока по математике  пот теме "Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел."...

    «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел», 4 класс «Школа 2100»

    Цель:      найти приём быстрого (рационального) сложения и вычитания многозначных чисел, создать условия для усвоения алгоритма письменного сложения и вычитания вычитани...

    Письменное сложение и вычитание многозначных чисел

    Письменное сложение и вычитание многозначных чисел...