Общие приёмы вычитания с переходом через десяток
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Урок  по математике по теме "Общие приёмы вычитания с переходом через десяток". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_1_klasse_murtazina_novotulka.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с.Новотулка  м.р. Хворостянский  Самарской области

                                                                    Урок математики  

Класс:1.

Учитель: Муртазина Наиля Имрановна

Дата проведения:17.04 2018г.

УМК: «Школа России»    

Тема: Общие приёмы вычитания с переходом через десяток


Цель: познакомить с приёмом табличного вычитания по частям и приёмом, основанном на взаимосвязи суммы и слагаемых.

Задачи: учить детей целеполаганию, направленному на результат, нахождению нового способа деятельности, оценивать свои достижения, развивать умение анализировать и рассуждать.

УУД на уроке:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления;

 формулировать проблему с помощью учителя; осуществлять синтез, как составление целого из частей.

Коммуникативные: выражать свои мысли и действия; использовать речь для регуляции своего действия; строить понятные для партнёра высказывания.

Предметные: читать, записывать числа в пределах 20; уметь применять изученное правило.

Личностные: проявление познавательных мотивов, интерес к способу решения и общему способу действия.


   

Тип урока: урок «открытия» нового знания (в системе деятельностного подхода).

Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, репродуктивный, элементы метода исследовательского обучения.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Технологии: здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, ИКТ. Продолжительность учебного занятия: 40 мин

 Оборудование:

для учителя:

компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, наглядный материал, презентация 1 по теме урока, презентация 2  для проверки в системе мониторинга  «PROClass».  

Для учащихся:

  • «Математика» (учебник). М.И. Моро, М.А. Бантова и др. 1 класс, часть 2,
  • Лист самооценки,  тетради.

№ этапов

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Формы работы

УУД

1.  Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты

Цель: выработка на личностно- значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

– Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

Пожелаем друг другу успехов в учении. Повторяйте за мной.

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные, мы - старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!

 - Приготовьтесь, пожалуйста, к работе. Начинаем работать.

-Запишите сегодняшнее число.

   17 апреля . Классная работа.

Приветствуют гостей кивком головы, улыбаются друг другу. Хлопают в ладоши. настраиваются на работу.

Фронтальная работа

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2). Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

1.Устный счёт.

Сегодня урок математики необычный. Может быть, кто-то уже догадался чему он будет посвящён? (спорту, т.к. звучала песня о спорте, футболе) 

Проверить наши предположения поможет задание устного счёта. Выложите карточку с ответом на парту.

9- 6  = 3   (у)                 □+5=8       (б)            

18-8= 10   (л)                4+□=4       (т)            

11-10= 1 (ф)                 7+□=9       (о)            

Какие числа получились? У кого также?

1,3,4,8,9,10

-Что можно сделать с данными числами ( поставить в порядке возрастания  ; составить слово)

Какое слово получилось?         футбол

2.Актуализация опорных знаний.

Какое грандиозное событие, связанное с футбол произойдет в июне 2018 года в Росии? (Чемпионат мира по футболу)

Матчи Кубка конфедераций пройдут в России с 17 июня по 2 июля 2018 года в городах:Москва, Сочи, Волгоград, Ростов-на-Дону, Казань, Саранск, Санкт-Петербург, Самара,

 Нижний Новгород ,Екатеринбург, Калининград(11 городов)
Сборная России сыграет в группе А, где встретится с командами Португалии, Мексики и Новой Зеландии.

Я предлагаю  вам   поиграть в математический футбол.

Мы делимся на  две команды(«Спартак», «Лада»), выбираем капитанов.

 Чтобы у нас всё получилось, что надо сделать? Как надо работать? (быстро, качественно, дружно, как команда)

Талисманом  игр является Волк Задира.  Он предлагает Вам решить примеры по командам(примеры на доске, ученики выходят по очереди и решают примеры своей команды.

6+6=  

 8+8=

7+6=

9+2=

7+5=

7+7=

9+9=

8+4==

9+6=

7+6=        13-5=

                                                          12-8

Слушают музыку.

Решают примеры, оценивают свою работу

Решают примеры, оценивают свою работу

Учащиеся выходят к доске  по очереди решают примеры 1,2 столбика.

Самооценка в                                                                 Листах смайликом

Фронтальный опрос.

 Индивидуальная работа с последующей самопроверкой

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков

3.  Постановка учебной задачи – 4-5 минут 

Цель: обсуждение затруднения

Создание проблемной ситуации.

 13-5        12-8=

-Ребята попробуйте решить примеры третьего столбика. В командах, выполняют задание. Учитель прослушивает ответы . (Как решить данные примеры. Попробуйте в команде найти способ решения.

13-5=            (1 команде)

12-8=             (2 команде)

“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”

В командах пробуют решить примеры

Коллективная работа

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4. Открытие нового знания построение   проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут

Цель: обдумывание в коммуникативной форме проект будущих учебных действий .

( учитель после  «мозгового штурма» с детьми делает вывод):

1способ )      13-5=13-3-2=8

  2способ)   13 это 5 и 8   ( Если суммы вычесть одно слагаеое , то получиться другое слагаемое )13-5=8

-Какой способ решения самый  короткий и удобный?)

 

 Сформулируйте тему урока. Учитель помогает сформулировать тему урока.

Тема урока: Общие приёмы вычитания с переходом через десяток

- В совместной деятельности найдём приёмы вычитания с переходом через десяток и будем применять их при решении выражений и задач.

Исходя из темы урока, что вы  хотели бы узнать на уроке? Чему научиться?

 Хорошо. Но мы с вами на уроке должны работать дружной командой. Сформулируем  цели для каждого из нас.

Повторить…

Учиться решать…

Учиться составлять

Отвечают на вопросы

Проверяют свой ответ и называют верный вариант.

Высказывают свое мнение

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информаци

5. Первичное закрепление – 4-5 минут

Цель: проговаривание нового знания,  

(запись в виде опорного сигнала)

1) Работа с ЭП  по математике 1 класс

2) Сформулируйте задание. (решить примеры , используя изученные способы)

Выполните задание.

Проверка с комментированием.

Придумайте пример?

Обсудите в команде, как составить  примеры.

Чему мы научились? 

/обращаемся к целям урока./ (Мы решали примеры  на вычитание с переходом через десяток

Справились ли мы с заданиями Забиваки?  Получайте  мячи. Волк Забивака предлагает выполнить зарядку:

Физминутка. 1)Презентация «Футбол» (для глаз)

2)Спорт нам плечи расправляет,

Силу, ловкость нам дает.

Он нам мышцы развивает

И к рекордам нас зовет.

Всем спортсменам наш привет!

Там, где спорт, болезней нет.

Высказывают свое мнение

Делают вывод.

Выполняют физминутку  по слайду

фронтальная работа, работа в парах

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут. Цель: интерпритация нового способа действия и исполнитель-

ская рефлексия  (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

Двигаемся дальше.

Обратите внимание на задание  №2 Листа .  

Сформулируйте задание. (решить задачи; выбрать задачи)

Самостоятельно выполните это задание.

Что заметили? (не все тексты являются задачами, в задаче должно быть условие и вопрос,  и задачу можно решить) 

1.Волк Забивака играл в футбол с Лисой. Волк забил 10 голов , а Лиса на 2 меньше. Сколько всего забито голов?

2 Волк Забивака играл в футбол с Лисой.   Лиса   на 2 меньше. Сколько всего голов забила Лиса?

Отметьте галочкой правильно составленную задачу.(у каждого карточки с заданием) Проверьте друг друга в группе.

Докажите.

Что известно в задаче? Прочитайте вопрос. Выберите модель к данной задаче. Кто догадался, как решить задачу?

Запишите решение  и ответ задачи самостоятельно. Чему мы теперь научились?

 (Учились решать задачу в два действия)

Справились ли мы с заданием? Погордитесь собой, похвалите себя: Я молодец! У меня всё получилось.

После решения, проверяют по эталону на слайде,

оценивают свою работу

Учащиеся читают, выбирают правильные ответы.

Работа в группе

Проверка  по «эталону» на слайде,

учащиеся оценивают работу ,отмечают в листах самооценки

Групповая работа

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

7.   Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут.

Цель:

повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания

1)Работа с  системой мониторинга  «PROClass»

2» Нам остаётся только поддерживать сборную нашей страны и болеть за наших спортсменов во время соревнований. 

* Задача на смекалку: 

Логическое задание «Интересный квадрат»

Обратите внимание на стеллажи с мячами.

 Каких мячей не хватает на полке?

Ребята, мы говорили о ЧМ по футболу. Что мы можем пожелать нашим спортсменам? Пусть наши спортсмены одержат победу.

 Нам остаётся только поддерживать сборную нашей страны и болеть за наших спортсменов во время соревнований. 

После выполнения представители от каждой группы объясняют решение

Индив.работа

Самостоятельная работа  по уровням 

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.

Домашнее задание.

Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

1.Рефлексия.

Наш урок подошел к концу.

Обратитесь к целям урока. Достигли ли мы их?

Под каким девизом мы сегодня работали? Удалось ли нам  работать командой?

 Смог ли каждый из нас внести свой вклад в наш общий результат? Если вы считаете, что у вас на уроке всё получилось на фишке мячике  нарисуйте смайлик: все получилось –,

не все понятно

ничего непонятно-

Покажите ваше настроение: приклейте ваш мячик в воротах или вне ворот. Если вы уходите с хорошим настроением- мяч в воротах, нет хорошего настроения –мяч вне ворот.

 Спасибо всем за урок.

Анализируют свою деятельность на уроке.

Учащиеся

высказывают свое мнение

Фронтальная работа

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смолообразование

Источник информации:

1.        Винокурова Н.К. Подумаем вместе. – М.: Просвещение, 2002.

2.        Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей. – М., 1997.

                       

               

 Использованы  Интернет ресурсы:

Изображения мяча, ворот, Кубок, Волк Забивака                   http://images.yandex.ru

 песня «Футбол,футбол»                                                   http://borsound.ru/neznayka-i-druzya      

Лист    самооценки     Фамилия____________________________ Класс_

задание

оценка

1.

9-4  =    (о)          □+5=8       (т)            

18-8=    (л)          4+□=4      (б)            

11-10=  (ф)        7+□=9       (у)          

1,2,3,4,5,10

2.

3.

4.

5

1.Волк Забивака играл в футбол с Лисой. Волк забил 10 голов , а Лиса на 2 меньше. Сколько всего забито голов?

2 Волк Забивака играл в футбол с Лисой.   Лиса   на 2 меньше. Сколько всего голов забила Лиса?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общий прием вычитания с переходом через десяток

математика 1 класс, подготовка к общему приему вычитания с переходом через десяток, устный счет...

Урок математики в 1 классе «Табличное вычитание. Приём вычитания с переходом через десяток»

«Табличное вычитание. Приём вычитания с переходом через десяток»...

Конспект урока по математике.Тема:"Общие приёмы вычитания с переходом через десяток".(УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с приёмом табличного вычитания по частям и приёмом, основанном на взаимосвязи суммы и слагаемых.  Познакомить с общими приемами табличного вычитани...

Урок математики 1 класс «Приёмы вычитания с переходом через десяток».

Урок математики 1 класс «Приёмы вычитания с переходом через десяток»....