Урок математики 1 класс «Приёмы вычитания с переходом через десяток».
план-конспект урока по математике (1 класс)

Елена Николаевна Суворова

Урок математики 1 класс «Приёмы вычитания с переходом через десяток».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                     

УРОК  МАТЕМАТИКИ    В  1   КЛАССЕ.

                                                                                                                                                         

ТЕМА   УРОКА: «Приёмы вычитания с переходом через десяток».

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с общим приёмом вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через десяток; закрепления умений решать задачи и выражения изученных видов; развития навыков устного счёта.

Планируемые результаты (предметные): знать приём вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через десяток; уметь решать задачи и выражения изученных видов.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь осуществлять самопроверку с доски или контрольного листа; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи; представлять цепочки объектов и явлений; строить логические цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство.

Личностные: имеют познавательный интерес.

     Этапы урока

    Деятельность учителя

   Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

  1. Организационный момент.

Мотивация к работе.

Цель: Включение учащихся в деятельность.

Долгожданный дан…….

Начинается ………

- Какой урок начинается?

- Зачем нужно знать математику?

Знают взрослые и дети –

Без умения считать

Плохо жить на свете!

- А сейчас улыбнулись друг другу. Пожелайте удачи себе на сегодняшнем уроке; пожелайте удачи на уроке друг другу.

- А теперь скажите, что пригодится для успешной работы на уроке? (внимание, умение слушать друг друга, не перебивать друг друга, умение работать вместе, помогать друг другу).

- А сейчас прочитайте пословицу, записанную на доске, и объясните, как вы её понимаете.

Пословица « Век живи – век учись».

Сообщают о готовности к уроку.

Договаривают строчки стихотворения.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют пожелания учителя.

Читает хорошо читающий ученик пословицу с доски.

Положительное отношение к учению, предмету математика, познавательной деятельности. ( Л.)

2. Актуализация полученных ранее знаний.

Организация математической разминки.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания и выявления затруднений».

  1. Вот так дела!

Здесь два числа,

А между ними знак,

Но не прочту никак.

Ребята, вы мне помогите

И выражение прочтите.

     5 + 6

- Спасибо за старание. Вот вам ещё испытание. Прочитайте следующее выражение.

     11 – 6

- Замечательно. Что интересного между этими двумя выражениями вы заметили? (связаны между собой).

-Вспомните математическое правило и проговорите его сначала себе, а затем соседу по парте.

-Используя это правило, составьте ещё одно выражение. (11 – 5)

2. Я предлагаю вам игру

    И три числа вам задаю.

  А вы на числа посмотрите,

 Что с ними делать предложите.

5, 7, 12        6, 8, 14      

          9, 6, 15

Игра проводится по рядам.

- Какие два математических правила вы использовали при составлении данных выражений?

3.Задачки порешайте. Но они в стихах. Отвечать  нужно быстро. ( На доске появляются картинки - сюрпризики; на каждой картинке задачка).

Картинка – мышка.

Мышки в норке не шумели,

К кошке в лапки не хотели,

5 тихонько грызли корку,

6 затеяли уборку.

Сколько мышек посчитай

И ответ скорее дай. ( 11)

- Как вы сосчитали?

Картинка – тучка.

Ветер ночью сладко спал,

Ветер утром спать устал,

Развернулся, потянулся,

Тучки по небу погнал:

7 корабликов летучих,

8 ёжиков колючих.

Сосчитайте, сколько тучек?(15)

- Как вы узнали?

Картинка – грибок.

Тучки хмурились, сердились,

Тучки дождиком пролились.

Улыбнулось солнце рыжее-

Показались 8 рыжиков,

Рядом с ними 3 волнушки,

Неразлучные подружки.

У кого ответ готов,

Сколько выросло грибов? (11)

- Расскажите, как вы считали?

Картинка – зонтик.

В магазине на витрине

17 зонтиков лежало синих,

Покупатели 9 зонтиков купили.

Вы, наверное, догадались,

Там зонты ещё остались?

- А сколько там осталось зонтов?

-Какие задачки вам было решать легко? Какую из предложенных задач оказалось решить сложнее? А почему вам оказалось последнюю задачку решить сложнее?

Учащиеся по - разному читают выражение (5 плюс 6; сумма чисел 5 и 6; первое слагаемое 5, второе слагаемое 6; 5 увеличить на 6).

Учащиеся читают (разность чисел 11 и 6; уменьшаемое 11, вычитаемое 6; 11 уменьшить на 6).

Стараются найти взаимосвязь.

Проговаривают сначала себе, затем работают в паре, проговаривая это правило друг другу.

Дети составляют устно ещё одно выражение.

Работают в группах. Выходят к доске и записывают выражения, используя данные числа.

5+7=12               6+8=14

7+5=12               8+6=14        

12 – 5=7             14-6=8

12 – 7=5             14 – 8=6

                9 + 6=15

                6 + 9=15

               15 – 9=6

               15 – 6=9

Дети отвечают на поставленный вопрос.

Учащиеся решают задачки в стихах, объясняют свой выбор решения задачи.

Ответы учащихся (таблицу сложения мы уже знаем, а вот таблицу вычитания мы ещё не проходили).

Обобщение, классификация, сравнение, способность выполнять логические операции (П.)

Умение слушать собеседника, правильно доносить свою мысль, вступать в учебное сотрудничество. ( К.)

Умение слушать собеседника, подчиняться законам коллектива, помогать друг другу. ( К.)

Обобщение, классификация, способность выполнять логические операции , умение применять полученные знания

( П.)

3.Постановка учебной задачи.

Формулирование учащимися целей урока.

Цель: обсуждение затруднений.

- Почему же, ребята, у нас возникли затруднения при решении последней задачи?

- Чего мы с вами не знаем?

- Чему нам предстоит сегодня научиться?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Какие задачи нам предстоит выполнить сегодня на уроке, чтобы успешно усвоить изучаемый материал?

- Как вы думаете, сможем ли мы сегодня на уроке узнать общие приёмы вычитания чисел с переходом через десяток?

- Какими качествами мы должны обладать, чтобы добиться каких – либо успехов в достижении поставленных задач?

Ответы учащихся. ( Мы не знаем таблицу вычитания; нам предстоит этому сегодня научиться.)

Пытаются сформулировать тему урока; проверяют свои предположения  с учебником.

Дети пытаются сформулировать задачи урока.

Умение сформулировать свои затруднения; умение обосновывать свои суждения. ( П.)

Умение определять тему урока, цели урока, задачи урока. ( Р.)

В сотрудничестве с учителем умение ставить задачи ( Р.).

4. Планирование.

- Давайте попробуем составить план, по которому мы будем работать, чтобы узнать общие приёмы вычитания чисел с переходом через десяток.

- Что будет самое главное на сегодняшнем нашем уроке?

Учащиеся рассуждают и приходят к выводу: надо вспомнить таблицу сложения чисел в пределах 20; хорошо знать состав чисел второго десятка.

Умение применять полученные знания на практике. ( П.)

5. Практическая деятельность.

1. На интерактивной доске карточки с примерами.

5+7          11 -7       18 – 9       7 +6

8+3          16 – 8     15 – 7       9 +2

- На какие две группы можно распределить данные карточки?

- Почему нам легко найти значение выражений на сложение?

- Чему нам предстоит научиться сегодня на уроке?

  1. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: Обсуждение проекта выхода из затруднения.

- Ребята, ваши предложения по выходу из сложившегося затруднения

- Нам предстоит выполнить сложение на оставшихся карточках.

- А может быть кто – то знает ещё один приём вычитания?

- Какое может возникнуть затруднение при выполнении вычитания вторым способом?

Распределение примеров по группам.

Рассуждения учащихся: сложение и вычитание; умеем находить значение и не умеем находить значение.

Учили таблицу сложения.

Научиться вычитать с переходом через десяток.

Предлагают варианты выхода из сложившегося затруднения.

Решают с проговариванием, вычитают по частям, т.е убавляют до десятка.

Надо вспомнить таблицу сложения в пределах 20.

Плохо знаем таблицу сложения в пределах 20.

Умение применять полученные знания. ( П.)

Работа в сотрудничестве с учителем. ( Р.)

Способность планировать свои действия выхода из сложившейся ситуации.

( Р.)

Способность действовать по намеченному плану для достижения результата.

( Р.)

6. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы умеем отдыхать.

Приподнялись, чуть присели

И соседа не задели.

А теперь тихонько встали.

На носочки поднялись,

Руки опустили,

А теперь присели,

Коленки обхватили.

Снова встали – ноги вместе

И уже сидим на месте.

Выполняют физкультминутку.

7. Первичное закрепление. Работа с учебником.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

- А сейчас мы постараемся закрепить умение выполнять вычитание чисел с переходом через десяток.

- Работать мы будем с учебником, нашим помощником. Работать будем коллективно и самостоятельно.

- Кто уже научился выполнять вычитание хорошо?

- У кого из вас возникли затруднения?

- Что нужно знать, чтобы затруднений не возникало?

Комментированное проговаривание. (1, 2 столбики).

Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой по эталону.

Высказывания учащихся.

Умение слушать собеседника, правильно доносить свою мысль до слушателя. ( К.)

Умение работать самостоятельно, умение контролировать свои действия; умение сравнивать и исправлять ошибки.

( Р.)

Умение оценивать свою деятельность, находить свои затруднения и причины их возникновения. ( Р.)

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Сейчас вы будете работа в парах. Давайте вспомним с вами правила работы в парах.

- Решите только те примеры, в которых необходимо применение знаний, полученных сегодня на уроке. А затем решите примеры, которые мы изучили ранее.

Работать дружно, не мешать остальным, помогать друг другу.

Работают в парах.

Умение договариваться; слушать друг друга.

( К.)

Осуществление действий по заданному плану. ( Р.)

9. Решение задач.

Работа с интерактивной доской.  (Электронное приложение к учебнику).

Решают задачи. Проверяю по эталону.

Применение полученных знаний.

( П.).

Умение контролировать свои действия, проверять , находить ошибки. ( Р.)

10. Рефлексия.

11. Итоги урока.

- Какие задания вам особенно понравились на сегодняшнем уроке?

- Что было легко выполнять?

-Что было трудно?

- Почему у нас с вами возникли затруднения?

- Оцените свою работу с помощью фишек, которые у вас лежат на парте.

- Поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению в конце нашего урока.

- Я рада, что у вас хорошее настроение, несмотря на наши затруднения.

- Дополните предложения на доске:

Сегодня на уроке я узнал (а) ………..

Сегодня на уроке я научился (научилась)……

Я теперь знаю…….

Оценивают свою работу с помощью фишек.

Оценивают своё настроение с помощью смайлика.

Высказывания детей.

Строить собственное высказывание на тему возникших затруднений. ( П.)

Умение оценивать свою работу на уроке. (Р.)

Умение выделять нравственный аспект поведения. Объективная оценка результатов деятельности. ( Л.)

Умение выражать свои мысли. ( К.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе «Табличное вычитание. Приём вычитания с переходом через десяток»

«Табличное вычитание. Приём вычитания с переходом через десяток»...

Урок математики "Сложение и вычитание с переходом через десяток"

Разработка урока по теме "Сложение и вычитание в пределах 100"...

Конспект урока математики " Сложение и вычитание без перехода через десяток" 3 класс АООП "(вариант1, 8.3)

Данный урок разработан для обучающихся с нарушением в интеллектуальной сфере( вариант 1 и 8.3)...

Технологическая карта урока математики «Общие приемы вычитания с переходом через десяток» ( УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений выполнять вычитание с переходом через десяток в пределах двадцатиЗадачи урокаДидактические:Научить выполнять вычитание с ...

Конспект урока по математике.Тема:"Общие приёмы вычитания с переходом через десяток".(УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с приёмом табличного вычитания по частям и приёмом, основанном на взаимосвязи суммы и слагаемых.  Познакомить с общими приемами табличного вычитани...

Технологическая карта урока математики "Сложение и вычитание с переходом через десяток" 3 класс, АООП 1

Материал предназначен для учителей, работающих по адаптированным основным образовательным программам в начальной школе....