Открытый урок "Число 10"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Данный урок является первым в разделе « Двузначные числа». Этот урок непосредственно связан с последующими уроками данного раздела и поможет учащимся легче освоить новый материал, используя полученные знания на данном уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_10.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением отдельных предметов»»

Учитель начальных классов Танаева Татьяна Николаевна

Урок по математике «Число 10»

Пояснительная записка

Данный урок является первым в разделе « Двузначные числа». Этот урок непосредственно связан с последующими уроками данного раздела и поможет учащимся легче освоить новый материал, используя полученные знания на данном уроке.

Выбранная структура урока и его содержание, а также подбор материала, наиболее подходит для решения поставленных задач и изучения новой темы.

С целью развития у учащихся мыслительных операций, речи, памяти, воображения, творческих потенций, в урок были включены задания, в которых учащиеся  анализировали объекты, сравнивали, обобщали, классифицировали, рассуждали по аналогии, придумывали свои задачи и примеры.

Учитывая возрастные особенности первоклассников, их способность мечтать, фантазировать, я использовала одну из любимых сказок моих учеников - « Русалочку».  Единой сюжетной линией мне удалось объединить все этапы урока и создать ситуацию активности и успеха для каждого ребенка.

Организационный момент обеспечил подготовку и проведение последующих этапов урока, создал рабочую обстановку, необходимую для активного усвоения знаний.

В список задач, актуализирующих знания детей, был включен проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы.

На следующем этапе работы  была предложена система вопросов и заданий, подводящих детей к самостоятельному « открытию» нового знания, числа 10.    

Практическая работа позволила проговорить с детьми вопрос о том, что 10 точек можно расположить в виде треугольника -           , поэтому 10 называют  треугольным числом. Выкладывая кружки на равностороннем треугольнике, дети получили возможность в собственных предметных действиях выявить указанную закономерность.  Так как кружки были двух цветов, в классе встретились все возможные варианты соотношения цветов: 1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5. Выполняя это задание, ребята одновременно поработали над составом десяти и повторили взаимосвязь между частью и целым, составив для своего варианта выражения ( Например,      4 + 6, 6 + 4, 10 – 6, 10 – 4.)

На этапе закрепления выполнялись тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов.

В этап «Решение задач на повторение» были включены нестандартные, логические, занимательные задачи.

На всех этапах урока старалась рационально распределить время,

сохраняя логические связки между этапами.

При проведении урока я опиралась на психологические особенности класса: дети раскованы, эмоциональны, активны. Старалась сочетать достаточно высокий уровень подачи материала с созданием в классе атмосферы доверия, доброжелательности, увлеченности, позволяющей «раскрыться» и поверить в свои силы каждому ученику.

Удачной формой организации на одном из этапов  урока считаю  групповую форму, так как она учит детей общению, формирует у них активную позицию, самостоятельность в принятии решений.

На уроке продолжала работу над формированием у ребенка способности к самоконтролю, необходимой для его включения в учебную деятельность. Выполняя задание самостоятельно, дети сравнивали свое решение с образцом и выставляли себе соответственно  «+» или «-«.

Методы и формы, применяемые на уроке, позволили целенаправленно реализовать содержание учебного материала, включив всех учащихся в познавательную деятельность.

Разнообразие и постоянная смена методов предупредила переутомление детей.

На уроке проводилась физкультминутка. Необходимая разрядка осуществлялась за счет высокого эмоционального подъема учащихся, который  возникал во время движений.   С помощью движений в  ритмических играх дети успешно освоили счет через 2, 3, 4, 5 ,подготовив тем самым прочную базу для дальнейшего изучения таблицы умножения.

В конце урока был подведен его  результат. Все ребята работали активно, слаженно.

Конспект урока «Число 10»

Цель:   1.  Изучение числа 10  и состава числа 10.

                2. Закрепление материала предыдущих уроков : решение задач и уравнений , сравнение чисел и выражений, сложение и вычитание с помощью числового отрезка.

                3. Развитие мыслительных операций, речи , творческих способностей учащихся

            4. Воспитание положительной мотивации учения, умения работать активно, дружно.

Оборудование:  иллюстрация к сказке «Русалочка», записи на доске, раздаточный материал для практической деятельности, сигнальный круг для обратной связи, геометрические фигуры, модели числа 10.

План :

1. Организация.

        -День недели?  Какой он по счету?  Число? Что вы можете рассказать об этом числе? Объясните математическую запись числа.  Запишите число в тетрадь.

-Вы готовы к большой работе на уроке математики?

-Как будем работать?

-Не забывайте за каждый правильный ответ ставить +. В конце урока определим самого активного ученика.

2. Актуализация знаний

- На предыдущем уроке внеклассного чтения  мы читали сказку «Русалочка» и узнали о том, что русалочку по имени Ариэль заколдовала морская ведьма и держит у себя в пещере.       На помощь Ариэль отправился ее друг-рыбка Флаундер. Он стал искать место, где спряталась ведьма, а по дороге стал считать поющие раковины-от них зависела жизнь русалочки.

-Конечно, мы вместе с рыбкой будем бороться за жизнь Ариэль.

а) Нам придется восстановить порядок на числовом отрезке, т.к. потерялись числа.

-Сосчитайте от 1 до 10 и обратно.

-Какое число следует в натуральном ряду чисел за числом  9 ?

-На сколько  9<10 ? На сколько 10 >9 ?

-Какое число левее 10 на 2 единицы ?    На сколько  8<10?

-Какое число надо увеличить на 3 ,чтобы получить 10?

-Сколько единиц дополняет число 6 до 10 ?

-Сколько надо прибавить к 5 ,чтобы получить 10?

-Молодцы!  Напишите в тетради все однозначные числа.

-Прочитайте, что написали. (1,2,3,4,5,6,7,8,9.)

б) Подберите слагаемые в сумме:

       9+--- = 10

8+--- = 10

7+--- = 10

6+--- = 10

5+--- = 10

-Как вы думаете, какое равенство лишнее? ( 5+5)  Почему? ( В нем одинаковые слагаемые).

-Какие еще суммы, значение которых равно 10  можно составить ? (1+9,   2+ 8-----)

-Какое свойство сложения  использовали ? ( Переместительное )

-Итак, сколько поющих раковин насчитали? (10)

- Давайте отдохнем и отправимся дальше. (Ритмическая  игра на 2 , 3 )

3. Постановка учебной задачи.

     -Ребята, мы видим поющие раковины (на доске ). Они очень разные, и Флаундеру  пришлось нелегко.  Как вы думаете, на какие части их можно разбить? Можете сразу называть соответствующие разбиениям выражения.

(По цвету : 5+5 , по форме : 3+7 ,  по размеру : 2+8 )

-А  всего поющих раковин ? ( 10 )

В конце концов Флаундер спрятал поющие раковины  в небольшой пещерке, чтобы ведьма их не нашла.     Но прежде он выложил дно пещерки кругленькими камушками.

а) Практическая работа.   ( На столе у детей  треугольник , вырезанный из бумаги , и 10  кружков-точек двух цветов ).    Каждый ребенок должен выложить кружки  на треугольник и рассказать, какой вариант разбиения числа 10 у них встретился.   (Например, 10- это  3 и 7 )

-В тетради составьте все возможные равенства для своего разбиения. Укажите в равенствах целое и части.    ( Например, 3+7=10,  7+3=10,  10-7=3, 10-3=7 )

б) Решение задач.    -

- И тут Флаундер встретил отца Ариэль-короля Тритона , который рассказал ему ,что для спасения Ариэль нужно выполнить задание – решить задачу и подобрать к ней схему: «Рыболов поймал  6 карасей и 4 щуки. Сколько всего рыб?» (10 рыб))  

-Как узнали ? ( К 6 прибавили 4 и получили 10 .)

-Какая схема подходит и почему ? (Вторая  схема , искали целое .)

-Составьте и решите обратные задачи. ( « Рыболов поймал 10 рыб , из них 6 карасей , а  остальные щуки. Сколько щук поймал рыболов ?»,  «Рыболов поймал 10 рыб ,из них  4 щуки , а остальные караси . Сколько карасей поймал рыболов ?»       Дети решают обратные задачи и подбирают к ним соответствующие схемы. )

-Ребята,встаньте и покажите ,как плавают рыбки. ( Физ.минутка :

 «Рыбки плавали,ныряли в теплой,чистенькой воде. То сожмутся – разожмутся, то зароются в песке.» )

в) Игра « День – ночь»

 –Выполнив задание, Флаундер понял : чтобы выйти из заточения , Ариэль должна дотронуться до морского ежа.   Русалочка , недолго думая ,     стала их трогать. Чтобы определить , каким по счету окажется нужный еж , мы поиграем в игру « День – ночь».

Цепочка :  3 + 2 – 1 + 4 – 5 + 0 + 3 + 4

-Этот еж ?   ( Десятый ! )

-Так Ариэль спаслась от злой ведьмы и попала к нам на урок. ( Учитель показывает детям  куклу Ариэль  со словами : «Давайте споем для  русалочки нашу любимую песню»  )

Физминутка – исполнение песни  с  соответствующими движениями.

4. Открытие детьми нового знания .

-Как  вы считаете, какое  число у нас  на уроке сегодня главное ?

-Почему ?  

( Дети вспоминают задания , которые они выполняли :

-поющих раковин – 10

-дно пещерки – из 10 камушков

-рыболов поймал  10  рыб

-русалочка дотронулась до  10  ежа  )

-Чем число 10 отличается от остальных ? ( 2 знака в записи – 1 и 0 )

-Вы правильно заметили. У С. Я. Маршака есть такое стихотворение :

« Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки,

Если ж слева рядом с ним

Единицу поместим,

Он побольше станет весить,

Потому что это  10 !»

- А чего у нас 10 ?  

-Поскольку у человека на руках 10 пальцев , число 10 издревле использовалось как укрупненная единица счета. С этим связано и обозначение числа  1д. 0е. стали записывать короче – 10.

5.Первичное закрепление ( с комментированием ).

а)-Запишите число 10 в тетради. ( Учитель обращает внимание ребят на позу при письме , положение ручки.)

б)-Ребята , посмотрите и скажите, как иллюстрируется число  10  в книге ? ( Числовым отрезком ,совокупностями предметов ,костями домино , показывающими состав этого числа ,  римской цифрой , треугольной моделью числа 10 .)

-10 точек можно расположить  в  виде треугольника, поэтому 10 называют треугольным числом.

Физминутка. Ритмическая игра на  4 .

                                             

в) Работа по учебнику, с.38,№2

1   2   3   4   5   6   7   8   9

-Я думаю, мы быстро справимся с этим заданием.  Составим суммы,  равные 10. (1+9, 3+7, 2+8, 4+6, 5+5 ).

Проговаривается состав числа 10.

6.Решение тренировочных упражнений. 

с.39, № 4

Что нужно сделать в этом задании?  (Показать стрелкой сложение и вычитание на числовом отрезке и записать ответ.)

2 + 5 + 3 = ? – комментированным способом ( у доски )

10 – 1 – 6 = ?- самостоятельно с последующей проверкой.

с.39, № 5  ( Верхняя строка – комментированным  способом, нижняя – самостоятельно, взаимопроверка )

10   ?   8        10 + 0   ?   10 – 0       3 + 7   ?   2 + 8

  7   ?   10      10 – 2   ?   10 – 5       1 + 9   ?   5 -  5

-Что будем сравнивать? ( Числа и выражения.)

- Сравните и обоснуйте свой выбор. ( Например,  10 > 8, т.к. 10 расположено правее 8.   10 – 2 > 10 – 5, т.к.  уменьшаемое – одинаковое,   вычитаемое- разное. Там,  где  вычитаемое меньше – там разность больше )                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

     с.39, № 6

х + 4 = 10          10 – х  = 1          х – 10 = 0

-Как называются данные равенства ?   (Равенства, в которых  есть неизвестные компоненты  действий , обозначенные латинской буквой, называются уравнениями )

-Какие правила вы применяете для решения любого уравнения?      (-Целое равно сумме частей.    

 -Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть. )

Дети решают и комментируют уравнения так:

  1. х + 4 = 10

х   и  4 – части , 10 – целое. Ищем часть, поэтому из целого вычитаем другую часть.

х = 10 – 4

х  = 6

Уравнения   2)  и  3)   ребята решают по вариантам.

Физминутка.

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели,

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

7. Решение задач на повторение.

с. 39 № 8 (  1картинка –  в классе,  2 картинка – по аналогии  дома )

-О какой величине идет речь ? ( О массе.)

- В каких единицах измеряется масса ? ( В килограммах )

-Как найдем массу мешка ? (Дети высказывают предположения.)         Массу мешка можно найти с помощью логических рассуждений , либо составляя уравнение.

1 способ. Весы в равновесии. Уменьшив массу каждой  чашки          на 1 кг , вновь получим равновесие. Значит, х = 5 + 2 – 1 = 6( кг)

2 способ. 5 + 2 = х + 1

                 7 = х + 1

                 х = 7 – 1

                 х = 6

                 Ответ:  6 кг

 -И последнее задание.   « Куда войдет больше воды: в трехлитровый чайник или трехлитровый самовар?» ( Первый, поднявший правильный ответ, получает звездочку.)

8. Итог урока.

-Что нового узнали на уроке ? ( Познакомились с числом 10.)

-Что можете рассказать о числе 10? ( Число 10 стоит в натуральном ряду чисел на десятом месте. Оно больше предыдущего числа 9 на один, но меньше последующего числа 11 на один. Число 10 двузначное, четное. Состав числа 10: 1+ 9, 2 + 8, 3 + 7, 4 + 6, 5 + 5)

-Понравился   ли урок?

-Какое задание понравилось больше всего?

-Сколько  +  заработали?

-Ребята, вы все работали замечательно, поэтому все заслужили высокой оценки. Те, у кого пять + , получат звездочки. А русалочка Ариэль награждает всех поющими раковинами. ( Учитель угощает ребят и гостей конфетами в форме раковин под необычную музыку «музыкальной шкатулки».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие с дошкольниками на дне "Открытых дверей"

Данное открытое занятие позволяет познакомиться с будущими первоклассниками и ознакомить детей в игровой форме с новой для них учебной деятельностью....

Сценарий выступления "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"

Представлен сценарий выступления группы на празднике День гимназии на тему: "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"....

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»  ...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...