Координаты на луче
презентация к уроку по математике (4 класс)

Дьякова Татьяна Владимировна

Урок открытия нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока математики  в 4 классе.

Тема: Координаты на луче

Тип урока: открытие нового знания

Цель: сформировать способность к определению координаты на числовом луче с заданным единичным отрезком; сформировать способность записывать координаты любых точек; тренировать навык к грамотному построению координатных лучей.

Задачи урока:

 I. Предметные

сформировать способность к определению координаты на числовом луче с заданным единичным отрезком; сформировать способность записывать координаты любых точек; тренировать навык к грамотному построению координатных луче.

II.Метапредметные

1. Познавательные УУД:

-формировать умение применять свои знания на практике на материале урока математики по теме «Координаты на луче»

- развивать умение моделировать, выделять существенные признаки предмета (моделировать задачу, используя схемы);

- развивать умения анализировать и обобщать полученные знания;

2. Коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группе;

- развивать умение высказывать  свои мысли и доказывать свою точку зрения.

3. Регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия  по образцу (правило);

-формирование  умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.

III.Личностные результаты

- учить осознавать смысл учения, важность изучаемого материала.

Оборудование: интерактивная доска, учебник-тетрадь на печатной основе, раздаточный материал, опорные схемы,  карточки для самостоятельной работы, карточки разного уровня.

                                           

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент.

Цель: психологический настрой учащихся; обеспечение рабочей обстановки на уроке, мотивация к работе на уроке

Дети работают стоя.

– Настроимся на работу. Закройте глаза. Погладьте себя по голове, по лицу, пожелайте себе мыслить ясно, запоминать крепко и быть внимательными, как разведчики. Крепко обнимите и полюбите себя. Откройте глаза и повторяйте за мной:

Я очень хочу учиться!
Я готов к успешной работе!
Я замечательно работаю!

– С чем вы познакомились на предыдущих уроках? 

http://festival.1september.ru/articles/411672/img1.gif

– Мы сегодня продолжим эту интересную работу.

– Нам предстоит подняться еще на одну ступеньку Лесенки Знаний, чтобы узнать новое понятие, связанное с числовым лучом.

Шкалы.Числовой луч.

Личностные: самоопределение; коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний

Цель: подготовка учащихся к

объяснению нового знания, выполнение пробного

учебного действия и фиксация

индивидуального затруднения.

а) – Дома вы должны были построить числовой луч и на нем отметить на нем результаты решения примеров.

– Покажите: что у вас получилось?

У кого возникали затруднения?

http://festival.1september.ru/articles/411672/img2.gif

– Что интересного заметили? 

– Какие знания вы использовали при построении числового луча?

– Какие действия позволяет выполнить числовой луч?

– Тогда изобразите на своем числовом луче смешанное число http://festival.1september.ru/articles/411672/Image2209.gif.

– Что для этого нужно?

б) – А сейчас я дам вам “ключ”, чтобы узнать новое понятие, стоящее на следующей ступеньке лесенки Знаний.

– Вы для этого на своем числовом луче проставьте буквы, соответствующие числам данной таблицы и прочитайте получившееся слово:

Ключ:

21

9

27

3

0

24

15

12

6

18

а

р

а

о

к

т

и

д

о

н

– Итак, на следующей ступеньке Лесенки Знаний “появляется” новое понятие – “координата”.

http://festival.1september.ru/articles/411672/img4.gif

в) – Я предлагаю вам выполнить следующее задание на индивидуальных листочках:

“За 1 минуту определить и записать координаты точек А, В, С, D в данном прямоугольном окошечке”. Можно изобрести свой способ записи…

http://festival.1september.ru/articles/411672/img5.gif

– Кто выполнил задание – встать!

Какие записи у вас получились? Показать на доске…

– Как же так: задание было одно, а варианты записей получились разные?

Дети показывают листочки с заданием.

Числа, кратные 3.)

1. Число 0 – начало луча. 2. На числовом луче откладывали равные единичные отрезки. 3. Расстояние от каждой точки числового луча до начала отсчета равно соответствующей этой точке числу.

Изобразить любое число; складывать, вычитать и сравнивать числа.

1 ученик показывает на доске или на демонстрационном образце.

Взять 15 целых единичных отрезков, а 16-ый разделить на 3 равные части, но взять лишь 1 из трех.

http://festival.1september.ru/articles/411672/img3.gif

Индивидуальное задание

Несколько учащихся показывают свои варианты.

– анализ, синтез, сравнение,

обобщение, аналогия,

классификация, сериация (П);

– извлечение необходимой

информации из текстов (П);

– использование знаково-

символических средств (П);

– осознанное и произвольное

построение речевого высказывания

(П);

– подведение под понятие (П);

– выполнение пробного учебного

действия (Р);

– фиксирование индивидуального

затруднения в пробном действии

(Р);

– волевая саморегуляция в

ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью

(К);

– аргументация своего мнения и

позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К);

– использование критериев для

обоснования своего суждения (К).

3. Постановка учебной задачи

Цель: выявить место и причину затруднения; определить тему и цель урока.

- Какое задание выполняли?

– Чем это задание отличается от предыдущего, когда вы отмечали разные числа на числовом луче? 

– Так в чём именно возникло затруднение? Почему записи получились разными?

– Какова же цель нашего урока? (Или чему мы должны научиться?)

– Сформулируйте тему урока… (появляется запись на доске):

– Молодцы!

– А на следующем этапе нашего урока мы и уточним значение понятия “координата” и научимся грамотно записывать координаты любых точек.

Не требовалось определять и записывать координаты точек.

Не поняли значение слова “координата”; не знали, как грамотно записывать; не успели…

Уточнить значение понятия “координата” точки; научиться определять и записывать координаты любых точек. 

Координаты на луче.

– анализ, синтез, сравнение,

обобщение, аналогия,

классификация, сериация (П);

– извлечение необходимой

информации из текстов (П);

– использование знаково-

символических средств (П);

– осознанное и произвольное

построение речевого высказывания

(П);

– подведение под понятие (П);

– выполнение пробного учебного

действия (Р);

– фиксирование индивидуального

затруднения в пробном действии

(Р);

– волевая саморегуляция в

ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью

(К);

– аргументация своего мнения и

позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К);

– использование критериев для

обоснования своего суждения (К).

4. «Открытие» нового знания.

Цель: выйти из затруднения.

а) – Итак, кто или что является вашим первым помощником при затруднениях?

– Слышали ли вы фразу: “Оставьте свои координаты”? Что она обозначает?

– Что обозначает адрес

– А что же используют для записи адреса? 

– Так что же такое “координата” точки?

– Итак, со значением слова “координата” выяснили. Желающие могут на перемене проверить по толковому словарю! 

б) – Вернемся к нашему заданию: “Определить и записать координаты точек А, В, С, D”.

-  Что показывает число , которое соответствует точке А?

- Уточните, что же такое координата на луче?

- Что еще необходимо сделать в задании?

- Действительно, в математике существуют строгие правила, есть свои условные обозначения.

– Посмотрите внимательно на опору: Как здесь записана координата точки А?

http://festival.1september.ru/articles/411672/img6.gif

– Что показывает число в скобках?

– Внимание! Буквенное обозначение точки – над лучом, а соответствующее число – под ним!

– Исправьте в своих записях ошибки те, кто их допустил.

– Так что же такое “координата точки”? 

в) – Проверьте себя по учебнику: с. 61 – чтение вывода про себя…

– Так что же такое “координата точки”?

– А почему координата вашей точки В равна (8)?

– Что нового вы узнали про числовой луч из вывода в учебнике?

– Почему его еще и так называют?

– Лесенка Знаний пополнилась еще одним дополнением:

http://festival.1september.ru/articles/411672/img7.gif

Словарь, учебник, учитель, знания с прошлых уроков…

Оставить свой адрес. Дать номер телефона.

О местоположении.

Число

Это число, показывающее местоположение точки на числовом луче, т. е. “адрес” точки.

Толковый словарь лежит на столе учителя.

Определяют фронтально. 

Расстояние от начала луча.

Но в задании необходимо не только определить, но и записать.

 В скобках, рядом с обозначением точки. 

Количество единичных отрезков от начала отсчета до точки А.

(Хоровой ответ учащихся с помощью опоры.)

Именно это число показывает расстояние от т. В до начала луча.

Он ещё называется координатным лучом

Так как каждой точке числового луча соответствует число, равное координате этой точки.

. – анализ, синтез, сравнение,

обобщение, аналогия (П);

– подведение под понятие (П);

– определение основной и

второстепенной информации (П);

– постановка и формулирование

проблемы (П);

– структурирование знаний (П);

– осознанное и произвольное

построение речевого высказывания(П);

– выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью

(К);

– аргументация своего мнения и

позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений,

координирование в сотрудничестве

разных позиций (К);

– разрешение конфликтов (К).

Физкультминутка.

Цель:  снятие физического и эмоционального напряжения у детей

 

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:  проверить полученные знания через разные виды заданий.

Задание 4, с. 62

а) Выполняется фронтально на доске с комментированием. Если будут желающие, – “по цепочке”.

http://festival.1september.ru/articles/411672/img8.gif

б) Выполняется на доске “по цепочке”, с комментированием:

http://festival.1september.ru/articles/411672/img9.gif

в) Выполняется в паре со взаимопроверкой (1 пара работает у доски):

http://festival.1september.ru/articles/411672/img10.gif

Фронтальная работа  

Комментирование по цепочке

Работа в парах с комментированием

Самооценка

– анализ, синтез, сравнение,

обобщение, аналогия,

сериация, классификация (П);

– моделирование и преобразование

моделей разных типов (П);

– использование знаково-

символических средств (П);

– подведение под понятие (П);

– установление причинно-

следственных связей (П);

– выполнение действий по

алгоритму (П);

– осознанное и произвольное

построение речевого высказывания

(П);

– построение логической цепи

рассуждений, доказательство (П);

– выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью

(К);

– адекватное использование

речевых средств для решения

коммуникационных задач (К);

– формулирование и аргументация

своего мнения в коммуникации

(К);

– учет разных мнений,

координирование в сотрудничестве

разных позиций (К);

– использование критериев для

обоснования своего суждения (К).

– достижение договоренностей и

согласование общего решения (К);

– осознание ответственности за

общее дело (Л);

6.  Самостоятельная работа ( с самопроверкой)

Цель: проверить уровень усвоения материала каждым учеником

Задание 3 (а, б), с. 62 – по вариантам, самостоятельно:

– Кто закончил, встать! Проверим по образцу.

а) Образец на доске:

http://festival.1september.ru/articles/411672/img11.gif

б)        

http://festival.1september.ru/articles/411672/img12.gif

– Оцените свою работу, используя сигналы: красный – допущены ошибки, зеленый – без ошибок!

– Кто допустил ошибку, объясняет, в чем именно (где?) и почему?

Над чем еще стоит поработать?

Дети, допустившие ошибки, работают самостоятельно на следующем этапе урока, выполняя подобное задание, например, задание 4(в), с. 62.

Самостоятельная работа учащихся с самопроверкой по образцу

Самооценка

– использование знаково- символических средств (П); – подведение под понятие (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – доказательство (П);

– контроль (Р);

– коррекция (Р);

– оценка (Р);

– волевая саморегуляция в

ситуации затруднения (Р);

 7.   Включение в

систему знаний и

повторение

Цель: выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как

промежуточный шаг.

http://festival.1september.ru/articles/411672/img12.gif

– Решим задачу на конкретное применение новых знаний о координатном луче:

Задание 7, с. 62

http://festival.1september.ru/articles/411672/img13.gif

– Что известно в задаче? Куда двигался автомобиль? (Слева направо.)

– Что нужно узнать? Как? (Точку отправления. Из конечной точки В (17) вычесть 6 ед. отрезков.)

– Так из какой точки выехал автомобиль? (Из точки А (11.)        

– Ответьте на 2-ой вопрос задачи. (Справа налево на 3 е.)

Учащиеся, допустившие ошибки в самостоятельной работе, работают (Задание 3 (б), с. 62)

выполняя аналогичное задание. Затем сверяют по эталону, либо по образцу (на индивидуальных листочках). Выполнив свое задание, подключаются к работе класса.

А в это время остальные

решают задачу в команде за правильность. Проверка по образцу.

нравственно-этическое оценивание

усваиваемого

содержания (Л);

– анализ, синтез, сравнение,

обобщение, аналогия, сериация,

классификация (П);

– понимание текстов, извлечение

необходимой информации (П);

– подведение под понятие (П);

– моделирование, преобразование

модели (П);

– использование знаково-

символических средств (П);

– установление причинно-

следственных связей (П);

– построение логической цепи

рассуждений, выведение следствий

(П);

– самостоятельное создание

алгоритмов деятельности (П);

– выполнение действий по

алгоритму (П);

– доказательство (П);

– осознанное и произвольное

построение речевого высказывания

(П);

– контроль, коррекция, оценка (Р);

8. Итог урока. Рефлексия

Цель:  Фиксация нового содержания, изученного на

уроке, и организация рефлексии и

самооценки учениками

собственной учебной

деятельности.

Цель урока? Достигли?

– Назовите ключевые слова урока…

http://festival.1september.ru/articles/411672/img14.gif

– Где в жизни вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока?

– А еще наш урок подготовил вас к следующему, на котором вы научитесь находить расстояние

между точками числового луча по их известным координатам.

 Оцените свою. См. прил.

Домашнее задание

Домашнее задание в соответствии с цветом.

Оранжевые листочки - Задание 2 (а), с. 61; с. 63 № 9

Синие листочки – с. 62 № 8; с. 63 № 9

Зеленые листочки – с. 60 № 13; с. 63 № 9

При решении задач, определении адреса чего-либо, кого-либо и т. д.

Самооценка с помощью цветовых сигналов

– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и

результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия

успешности (Л);

– адекватное понимание причин

успеха / неуспеха в учебной

деятельности (Л);

– выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью

(К);

– формулирование и аргументация

своего мнения, учет разных

мнений (К);

– использование критериев для

обоснования своего суждения (К);

– планирование учебного

сотрудничества (К);

– следование в поведении

моральным нормам и

этическим требованиям (Л).

                                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я очень хочу учиться! Я готов к успешной работе! Я замечательно работаю!

Слайд 2

Лестница знаний

Слайд 4

21 9 27 3 0 24 15 12 6 18 а р а о к т и д о н Ключ:

Слайд 6

Лестница знаний

Слайд 7

“Определить и записать координаты точек А, В, С, D”. Что показывает число , которое соответствует точке А? Уточните, что же такое координата на луче?

Слайд 8

Цель. Уточнить значение понятия “координата” точки; научиться определять и записывать координаты любых точек. Тема. Координаты на луче.

Слайд 10

Это число, показывающее местоположение точки на числовом луче, т. е. “адрес” точки. Координата точки?

Слайд 11

“Определить и записать координаты точек А, В, С, D”.

Слайд 12

А (5)

Слайд 13

Лестница знаний

Слайд 18

Цель. Уточнить значение понятия “координата” точки; научиться определять и записывать координаты любых точек. Тема. Координаты на луче.

Слайд 19

Самооценка ВСЕ ПОНЯЛИ И ВСЕ ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНИЛИ БЕЗ ОШИБОК ВСЕ ПОНЯЛИ, НО БЫЛИ ДОПУЩЕНЫ ОШИБКИ В НЕКОТОРЫХ ЗАДАНИЯХ ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ ИЛИ СОМНЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Координаты" 3 класс

В архиве находятся конспект урока в 3 классе по теме "Координаты" и приложения (презентация, раздаточный материал). Тема «Координаты» изучается после темы «Алгоритмы. Свойства алгоритма». Поэтому осно...

Система координат

Презентация к внеурочному занятию по математике в 4 классе...

Конспект и презентация к уроку математики ": Точки на осях координат. "

ООУрок математики по программе "ШКОЛА 2000".  На данном уроке обобщаются    представления  учащихся  о   координатной   плоскости;   развив...

конспект урока по математике Координаты для 4 класса "Морское путешестие"

Конспект открытого  урока по математике "Координаты" для 4 класса "Морское путешестие" автор учебника Моро...

урок на тему «Определение географических координат разных точек Земли, а также нахождение тех или иных точек по их координатам» окружающий мир – 4 класс

окружающий мир – 4  классурок на тему   «Определение  географических координат разных точек Земли, а также нахождение тех или иных точек по их координатам» Цели:1. В результате про...

Координаты на плоскости. Построение точек по их координатам

Цели: - Обобщить   представления  учащихся  о   координатной  плоскости;   развивать  умение определять  координаты    точек  на...

Координаты на плоскости. Построение точек по их координатам

Цели: - Обобщить   представления  учащихся  о   координатной...