Урок математики по теме "Движение по числовому лучу"
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Решение задач на движение является традиционной темой для школьного курса математики. Урок по теме: "Движение по числовому лучу" - это важный этап подготовки учащихся к решению задач на различные виды движения. Поэтому необходимо на этом уроке формировать у учащихся умение изображать движение объекта по числовому лучу и описывать его формулой зависимости величин. Данная тема урока определяется практической целесообразностью, так как в повседневной жизни ученики сталкиваются с различными видами движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvizhenie_po_chislovomu_luchu.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа «Земля родная»

Панкратова Галина  Петровна,

учитель начальных классов

Урок математики в 4 классе по теме « Движение по числовому лучу»

Тезисы

Решение задач на движение является традиционной темой для школьного курса математики. Урок по теме «Движение по числовому лучу» - это важный этап подготовки учащихся к решению задач на различные виды движения. Поэтому необходимо на этом уроке формировать у учащихся умение изображать движение объекта по числовому лучу и описывать его формулой зависимости между величинами S, V, t.

На уроке использован деятельностный подход. Основная особенность его заключается в том, что новые математические понятия и отношения между ними не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначений. Большое внимание на уроке уделяется формированию у учащихся способности к рефлексии собственной деятельности, развитию мыслительных операций, внимания, речи.

Данная тема урока определяется практической целесообразностью, так как в повседневной жизни ученики сталкиваются с различными видами движения.

На уроке использованы следующие формы работы:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая;

Обучение осуществляется с помощью следующих методов:

- проблемно-поискового;

- практического;

-словесного;

-наглядного;

- исследовательского.

Всё это позволяет создать на уроке комфортную обстановку для всех учащихся.

г. Новый Уренгой

2009 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа «Земля родная»

Статья

Тема урока: Движение по числовому лучу

Цели урока:

1.Научить показывать движение точек по координатному лучу. Закрепить понятие о движении по числовому лучу, научить читать и строить модели.

2.Сформировать умение изображать объекта на числовом луче и описывать его формулой. Учить пользоваться математическими терминами: числовой луч, цена деления, координата, переменная.

3.Подготовить учащихся к решению задач на движение. Повторить зависимость между величинами V, t, S, уметь применять формулы: S =V* t , V =S: t,  t= S: V.

4.Совершенствовать вычислительные навыки и умение составлять буквенные выражения и решать задачи на нахождение части числа.

5.Способствовать развитию творческих способностей, речи, внимания.

Оборудование урока:

1.Таблички с формулами, куб с формулами.

2. Таблицы с терминами: шкала, координата, числовой луч, квинтет, квартет, дюжина.

3.Индивидуальные карточки - тренажёры: «Быстрые величины», «Быстрые дроби», «Логическая задача», для самопроверки «Таблицы с ответами».

4. Карточки для решения «Блиц-турнира»  (стр. 74, №4, учебник 4 класс, Л.Г. Петерсон).

5.Таблички с формулами (для описания движения точки по числовому лучу).

X = 48 - 6 * t

X = 2 + 4* t

 

6. «Математика» 4 класс, часть 3, урок №22. Л.Г. Петерсон.

7. Числовые лучи (начертить на доске);  движущиеся точки (картинки с изображением черепахи, муравья, лягушки, зайца, белки, мышонка).

8. Таблицы со схемами задач (стр. 74, № 6 , учебник).

Ход урока

I . Организационный момент.

Учитель: Математика - это удивительный мир, который, помогая нам лучше ориентироваться в окружающей действительности, является так же источником сложных логических задач и головоломок, успешное решение которых, создаёт незабываемое состояние и вселяет в нас чувство уверенности в своих силах, чувство победы.

Пусть же чувство уверенности и чувство победы сопровождает каждого из вас сегодня на уроке!

II. Актуализация знаний.

Учитель: В конце февраля в нашей школе будет проходить олимпиада по математике. И мы готовимся к ней. На протяжении всего урока вы будете оценивать свою работу. На парте в файле лежат прямоугольники: зелёные - выполнил работу без ошибок, жёлтые – допустил 1-2 ошибки, розовые – 3-4 ошибки.

Гимнастика ума.

Учитель: Возьмите тренажёр №1 «Быстрые дроби», запишите ответ.

На выполнение задания даётся 3 минуты.

  1. Какое число является 1/3 от числа 9?
  2. Какое число является 1/4 от числа 20?
  3. Какое число является 1/10 от числа 70?
  4. Если 13 является половиной от числа, что это за число?
  5. Если 10 является четвертью от числа. Что это за число?
  6. Если 12 составляет  3/4числа. Что это за число?
  7. Если 8 составляет 2/5 от числа. Что это за число?
  8. Если 10 составляет  3/4от числа. Что это за число?

Учащиеся выполняют задание учителя.

(У доски работают два ученика: записывают на обратной стороне доски ответы заданий тренажёра №1).

Учитель: Решите примеры  «Какое я число?»

Я на 20 меньше, чем четверть числа 200.

Отними « меня» от 100 и ты получишь число, которое соответствует четверти века.

Учащиеся выполняют задание учителя.

Ученики,  работающие у доски, называют ответы, класс сверяет.

Учитель: Возьмите тренажёр №2 «Быстрые задачи на величины», и повторим формулы зависимости между величинами. Время выполнения 3 минуты.

К доске выходят ученики, бросают на стол «Куб с формулами» (ученик должен назвать формулу, которая написана на верхней грани куба).

S = V * t

V= S : t

t = S : V

P = (a + b)*2

 

A = V * t

V = A : t

C= a * n

S = a * b

V = a * b * c

S = a * a

и другие формулы.

Учитель: Решим задачу: «Моя школа расположена на расстоянии 6 км от своего дома. Если папа отвозит меня в школу на машине и едет со скоростью 60 км / ч, сколько времени мы находимся в пути?»

Какие величины участвуют в задаче?

Какие формулы необходимо знать, чтобы решить эту задачу?

Учащиеся самостоятельно решают логическую задачу, с дальнейшим объяснением её решения.

III . Повторение пройденного.

Учитель: Итак, мы с вами продолжаем изучать числовой луч. Дайте определение терминам, с которыми мы будем работать сегодня: «шкала», « числовой луч», « координата» (Термины написаны на табличке).

Как найти расстояние между двумя точками на числовом луче?

Что показывает стрелка на числовом луче?

Чем можно показать пройденный путь за единицу времени?

( Учащиеся выполняют задание учителя).

IV. Работа над темой: Движение по числовому лучу.

Учитель: Какие формулы необходимо знать, чтобы записать формулу зависимости переменной координаты X от времени движения t?

Определите координаты точек: А, Б, С, Д координатного луча. Найдите расстояния АБ, БС, ВД.

На числовом луче поставлены точки: А (1/4), В (3/4), С (2), Д  2 ¼). Как найти расстояние между точками числового луча?

(На доске начерчен числовой луч).

0            1                2                   3                4                   5               6                  7               8

(Ученики выполняют задания в тетрадях и на доске.)

АБ = 3/4 – 1/4 = 2/4

БС = 2 – 3/4= 4/4 – 3/3 = 1/4

БД = 2 ¼ - 3/4  = 1 5/4  - 3/4 

V. Постановка проблемы.

На доске начерчен числовой луч:

0           10                20           30               40                  50               60                  70              80                90      100

Учитель: Посмотрите на числовой луч и скажите, где будет девочка через 3 часа?

Учащиеся: Ответить невозможно, т.к. мы не знаем, сколько единичных отрезков проходит за 1час (V).

Учитель: Она проходит 10 единичных отрезков в час. Изобразите это на числовом луче.

Учащиеся: Нельзя, так как неизвестно, откуда она идёт.

VI. «Открытие» новых знаний.

Учитель: Что необходимо знать, чтобы изобразить движение точки по числовому лучу?

Учащиеся: Чтобы изобразить движение по числовому лучу, необходимо знать:

- Откуда начало движения.

-  В каком направлении движется предмет или человек.

- Скорость.

Учитель: А как вы думаете, чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке?

Учащиеся: Будем учиться изображать на числовом луче движение точки.

Учитель: Будем учиться записывать формулу зависимости переменной координаты Х от времени движения.

Работа по учебнику: урок № 22. Задание № 1 (а), с. 73.  «Изобрази движение по числовому лучу черепахи, муравья, лягушонка и зайчика. Запиши формулы зависимости, переменной координаты Х от времени движения t».

Учитель: Прочитайте задание. На что указывает стрелка?

Учащиеся: Стрелка указывает, откуда началось движение и в каком направлении. Длина стрелки соответствует скорости движения.

Учитель: Обратите внимание: Движение объекта (черепахи) начинается не с координаты 0. Запишите формулу зависимости переменной координаты х от времени движения t.

Учащиеся записывают формулу:

Х = 20 + 10 * t

№ 1 (б), с. 73.

Учитель: Откуда началось движение муравья? В каком направлении он движется?

Учащиеся составляют и записывают формулу с комментированием (работа у доски):

Х = 45 – 9 * t

№ 1 (в), 73.

Учащиеся составляют и записывают формулу:

Х = 12 + 4 * t

Учащиеся составляют и записывают формулу:

Х = 72 – 12 * t

Учитель: От чего зависит переменная координата Х?

Учащиеся: Переменная координата Х зависит от движения t

VII . Первичное закрепление.

1.Работа по учебнику (работа в парах):

№2, с.73: «Движение мышонка по числовому лучу описывается формулой х = 2+4 * t (время – в часах). Из какой точки луча мышонок вышел? В каком направлении и с какой скоростью он идёт? В какой точке числового луча он был через t ч после выхода, через 2ч, 3ч, 5ч? Проверь с помощью рисунка. Решение типовой задачи, используя вывод зависимости переменной координаты от времени движения.

Учащиеся:

1ч          Х = 2 + 4 * 1             Х = 6

2ч          Х = 2 + 4 * 2            Х = 10                       Х = 2 + 4 * t

3ч          Х = 2 + 4 * 3            Х = 14

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой.

(На обратной стороне доски записано решение задачи)

№3, с. 73: «Движение белочки по числовому лучу описывается формулой х = 48 – 6 * t (время в минутах). Из какой точки луча она вышла? Определи координату точки. В которой находилась белочка через 1 мин после выхода, через 2 мин, 3 мин. Через сколько времени она придёт в начало луча? Сделай рисунок».

Учащиеся:

1ч             Х = 48 – 6 * 1          Х = 42

2ч             Х = 48 – 6 * 2          Х = 36                     Х = 48 – 6 * t

3ч             Х = 48 – 6 * 3          Х = 30  

 

IX . Подведение итогов изучения нового материала.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать по результатам решения этих задач?

Учащиеся: Движение любой точки, предмета по числовому лучу можно описать формулой.

Учитель: Чем отличается движение двух объектов, если их движения задаются формулами:

                         Х = 22 + 4 * t                                Х = 22 – 4 * t

X. Закрепление изученного материала.

Учитель: А сейчас мы проведём « блиц – турнир»

Учащиеся выполняют задания в технологии « блиц – турнира»:

№4, с. 74:

а) «3 кг яблок стоят а рублей. Сколько надо заплатить за 7 кг таких яблок?»

б) « За 4 часа автомат закрывает с банок. За сколько времени он закрывает d банок?

в) « b л молока разлили в банки по 3 л в каждую. После этого остались незаполненными k банок. Сколько всего было банок?»

г) « После того как Таня прочитала х страниц книги, ей осталось прочитать на 12 страниц больше, чем она прочитала. Сколько всего страниц в этой книге?»

д) «У Иры было b рублей. Она купила 2 книги по х рублей, и 5 тетрадей по у рублей. Сколько денег у неё осталось?»

е) « В первом вагоне поезда а человек, во втором вагоне в 2 раза больше, чем в первом, а в третьем на n человек меньше, чем во втором. Сколько всего пассажиров в трёх вагонах?»

Учитель: А сейчас  мы проведём взаимопроверку. Вы будете работать на карточках: решение каждой задачи нужно записать в геометрической фигуре по цепочке.

Попробуйте оценить друг друга:

»5» - верно решены все задачи;

«4» - верно решено 4 – 5 задач;

 « 3» - верно решено 3 задачи.

При проверке задачи №1 надо назвать геометрическую фигуру и её свойства.

Учитель: А сейчас мы повторим нахождение части числа, числа по его дроби, проценты

(решение задачи № 6 (а) с объяснением). Учащиеся, решившие задачу самостоятельно, получают отметку.

XI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Что нового для себя вы открыли на сегодняшнем уроке?

Что не умели, чему научились? На протяжении всего урока, после каждого этапа вы оценивали себя: в свой конверт клали прямоугольники соответствующего цвета. А теперь посмотрите, каких прямоугольников у вас больше и напишите на карточке маркером дробь:

 -  Правильная дробь – обозначает «Мне на уроке всё удалось», «Мне было интересно на уроке».

 -  Смешанное число – «Были Затруднения»

 -- Неправильная дробь – «Мне было трудно».

Выйдите по очереди к доске, прикрепите на доску магнитами свою карточку с написанной дробью, и мы оценим наши сегодняшние успехи.

Учащиеся выполняют задания.

XII. Формулирование домашнего задания.

Учитель: Желаю, чтобы на следующем уроке, когда мы будем подводить итоги, у вас у всех получились правильные дроби. Дома выполните задание: « № 6 (б) на с. 74, № 8 на с. 75.

Учащиеся отмечают задания.

Литература:

Демидов Т.Е., Козлова С.А., Тонких А. П., и др. «Моя математика». Учебник для 4-го класса в 3-х частях. – М.: « Баласс», Изд. Дом РАО, 2005.

Демидова Т. Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. «Моя математика». 4-й класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: « Баласс», Изд. Дом РАО , 2005.

Козлова С.А., Рубин А. Г. «Самостоятельные и контрольные работы» к учебнику « Моя математика» для 4-го класса. – М.:« Баласс», Изд. Дом РО, 2005.

ЯНАО, г. Новый Уренгой

2009 г.