Конспект урока по МАТЕМАТИКЕ на тему: "Прием вычитания с переходом через разряд" (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")
план-конспект урока по математике (2 класс)

Хохрякова Полина Владимировна

Конспект урока по математике

Тема: «Прием вычитания с переходом через разряд»

Цели деятельности учителя: знакомство с рациональным приемом вычитания с переходом через разряд; развитие математической речи, логического мышления.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь применять прием вычитания с переходом через разряд;
  • тренировать вычислительные умения, уметь анализировать и решать задачи;

Личностные:

  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: презентация, учебник Петерсон Л.Г., 2 класс 1 часть, стр. 26-27

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 29.09.18                                        ФИО Учителя школы: Слуднова Наталья Викторовна___________

Школа: 104                                                  ФИО Методиста ЧПК№1: Серебренникова Светлана Валентиновна _______

Класс: 2 «В»                                        ФИО Студентки 41 группы: Хохрякова Полина

Кабинет: 103

Время занятия:

Конспект урока по математике

Тема: «Прием вычитания с переходом через разряд»

Цели деятельности учителя: знакомство с рациональным приемом вычитания с переходом через разряд; развитие математической речи, логического мышления.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь применять прием вычитания с переходом через разряд;
  • тренировать вычислительные умения, уметь анализировать и решать задачи;

Личностные:

  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: презентация, учебник Петерсон Л.Г., 2 класс 1 часть, стр. 26-27

Этап урока

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

(слайд 1) Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Владимировна и сегодня я проведу у вас урок математики. Я желаю вам хорошей, интересной работы и приятного настроения.

Присаживайтесь.

Готовят рабочее место

Ответы на вопросы учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

2 мин.

(слайд 2) Сейчас мы с вами немного потренируемся и подготовим свои головы к уроку математики.

-Ответы показываете на планшетах (или табличках с цифрами).

1. Наибольшее двузначное число.

2. Наименьшее двузначное число.

3. Запиши соседей десятков числа 40.

4. Сколько десятков и единиц в числе 37?

5. Сколько сантиметров в 4 дм?

6. Запиши наибольшее из чисел 70 и 50.

7. Чему равно значение, если первое слагаемое 20, второе слагаемое 60?

8. Чему равно значение, если уменьшаемое 80, вычитаемое 60?

9. К какому числу нужно прибавить 4, чтобы получить 44?

10. Из какого числа вычесть 0, чтобы получить 60?

11. В столовой было 9 литров молока, разлили в стаканы 6 литров. Сколько осталось?

12. На даче собрали 10кг огурцов и 10 кг помидор. Сколько кг овощей собрали на даче?

Молодцы, ребята! Мы отлично справились и готовы работать дальше.

(слайд 3) Составьте все возможные равенства с числами: 17, 12, 29

-Назовите, что является целым, а что частью при сложении?

-А что является целым, что частью при вычитании?

-Как связаны эти примеры?

-99

-10

-39,41

-3 дес. 7 ед.

-40

-70

-80

-20

-40

-60

-3 л

-20 кг

C:\Users\home\Desktop\двас.pngC:\Users\home\Desktop\раз.png

-Целое – это значение суммы 29, а части – слагаемые 17 и 12

-Целое – уменьшаемое 29, а части – вычитаемое 17 и разность 12.

-Если из целого вычесть часть, то получим другую часть. А если части сложить, то получим целое.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П (общеуч): осознание и произвольное построение речевого высказывания

П (общеуч): решение рабочих задач

К: участвуют в учебном диалоге;

III. Постановка учебной задачи

3 мин.

-Вспомните приемы сложения чисел «по частям». Что нужно сделать, чтобы сложить, например, 54 и 29?

-Вы правы! А если нам придется вычитать из 54 29, то чем мы воспользуемся?

Верно! А если нужно сделать это устно, сможем ли мы сделать это сейчас? Значит то нам нужно сделать?

(слайд 4) Сегодня мы с вами научимся новому способу вычитания, он называется «вычитание с переходом через разряд».

(слайд 5) Подумайте, какую цель мы можем поставить перед собой?

-Молодцы, ребята! Тогда приступим к изучению.

-Нужно 54 и 29 поделить на части (разряды), и сложить десятки с десятками, единицы с единицами, а затем сложить полученное вместе.

-Столбиком

-Нет, нужно найти новый способ решения.

-Познакомиться с новым способом вычитания и научиться применять его.

 

П(лог):построение логической цепочки

Р: целеполагание

К: участвуют в учебном диалоге;

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

IV. «Открытие» нового знания

(слайд 6) Откройте учебник на стр. 26. Посмотрите на 1 задание.

Кто прочитает вслух? Что нам необходимо сделать?

-Решаем второй столбик вместе. Кто пойдет к доске?

-Итак, какие будут ответы? А как мы решим третий пример этого столбика? Мы сегодня уже повторяли с вами этот прием.

Правильно, поделим на части и получится? Что вы заметили в этом столбике?

Что вы заметили в этом столбике необычного? Значит какой вывод мы можем сделать?

(слайд 7) Верно! Теперь давайте взглянем на 2 задание. Прочитайте вслух.

-Давайте внимательно посмотрим на этот пример, что делают с числом 38? Зачем это делают? Затем вычитают из 72 30, а число 8 пока оставляют в стороне. А почему сначала бы не вычесть 8 из 72, а потом 30. Помогло бы это нам? Затем из полученного числа 42 вычитают 8, но что теперь происходит? Для чего?

-Большой алгоритм, вы согласны?

Но для чего всё это мы было сделано? Так в чем заключается новый прием?

-Верно! Давайте вместе попробуем решить пример таким способом! (слайд 8) Кто пойдет к доске?

C:\Users\home\Desktop\хардбас.png

-Молодцы! Давайте решим под буквой самостоятельно.

-Проверяем!

C:\Users\home\Desktop\лала.png

-У кого по-другому?

-Давайте передохнем!

-Вычислить устно и найти ответ на вопрос.

-74, 83, мы поделим на части числа, 83

- Первый и второй пример это части третьего примера.

-34, 25, мы поделим на части оба числа и получим 25.

-Первый и второй пример это тоже части третьего примера.

-Можно выполнять сложение и вычитание по частям.

-Разбивают на разрядные слагаемые (30 и 8). Чтобы было удобнее вычитать устно.

-Потому что так будет неудобно.

-8 делят на удобные слагаемые. Для круглого числа не хватает 2, поэтому 8 разбивается на 2 и 6. Затем из 42 вычитают 2 и уже из круглого числа вычитают 6 и получают 34.

-Чтобы было легко вычитать устно. Прием вычитания по частям через разряды.

«Второе число в выражении мы делим на разрядные слагаемые и вычитаем сначала десятки из десятков, затем единицы»

П (общеуч): осознание и произвольное построение речевого высказывания

П: поиск и выделение необходимой информации

К: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникаци

П(лог): анализ объектов

К: участвуют в учебном диалоге;

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач

Динамическая пауза

Практический

1 мин

(слайд 9) Если вы услышите название птицы, то машите руками,

если я ошибусь, то хлопайте в ладоши.

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

мухи и стрижи.

Прилетели птицы

голуби, синицы,

аисты, вороны,

галки, макароны.

Прилетели птицы

голуби, синицы,

галки и стрижи,

чибисы, чижи,

аисты, кукушки,

совы и ватрушки.

Прилетели птицы

голуби, синицы

лебеди и утки

и спасибо шутке.

- Тихо садитесь

Повторяют движения за учителем.

Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

V. Первичное закрепление во внешней речи

3 мин.

(слайд 10) Посмотрите внимательно на 3 задание. Нам нужно решить его с помощью нового приема, который мы изучили. Давайте первый решим вместе.

-Записываем выражение: 23 – 7. Что мы первое сделаем? Какие? Почему именно 3 и 4? Затем?  Какой будет ответ?

-Решаем второе, кто пойдет к доске? Записываем все вместе 71 – 56. Что мы делаем в первую очередь? Какие? Что мы запишем дальше? Что сначала вычитаем по нашему правилу? А что нам ещё нужно сделать для полного удобства решения примера?

Правильно! Значит ответ будет?

-Итак, давайте проверим как мы усвоили новый прием. 1 вариант каждого ряда решает 3 пример, а 2 вариант 4.

-Проверяем по эталону!

C:\Users\home\Desktop\рррьаз.png

-Вы большие молодцы! Так хорошо работаете!

-7 разделим на части. 3 и 4, потому что нужно округлить 23 для удобства. Из 23 вычитаем 3, получаем 20 и вычитаем 4. Получаем 16.

-56 делим на разрядные слагаемые. 50 и 6.

71 – 50 – 6. из 71 50, а затем из 21 6. 6 разделить на удобные слагаемые 1 и 5. 21 – 1 – 5. 20 – 5 = 15.

К: участвуют в учебном диалоге;

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

5 мин.

(слайд 11) Теперь вам нужно поработать самостоятельно! Посмотрите на задание №4.

-Сейчас вам нужно решить все 5 примеров, самостоятельно, соблюдая все правила работы со столбиком.

-Верно ли вы решили примеры? А как вы сможете точно убедиться в этом? А как можно выполнить проверку? Верно! Каждый самостоятельно у себя в учебнике выполняет самопроверку, если ответ в примере и проверке не совпадает, нужно подумать почему.

-Начинаем проверять по цепочке, первый говорит пример и его решение, следующий говорит проверку к нему. И так до конца.

-Ребята, а что интересного вы заметили? А если посмотреть именно на все уменьшаемые и вычитаемые отдельно?

-Молодцы!

(если остается время выполняем №5)

C:\Users\home\Desktop\все.png

-Проверить, вычитание проверяем сложение.

C:\Users\home\Desktop\предпоследнее.png

-В уменьшаемом и вычитаемом цифры меняются местами. Сумма цифр в каждом числе равна 10. Вычитаемые увеличиваются, а уменьшаемые уменьшаются.

П: выполнение заданий

Р: оценка работы

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач

VIII. Включение в систему знаний.

3 мин.

(слайд 12) Достигли ли мы цели урока?

Повторим, как выполнить вычитание двузначных чисел с переходом через разряд?

- Можете ли теперь решать выражения, которые вызвали трудности в начале урока?

«Второе число в выражении мы делим на разрядные слагаемые и вычитаем сначала десятки из десятков, затем единицы»

К: формулируют ответы и выводы;

IX. Рефлексия деятельности

Словесный

беседа

3 мин.

ДЗ: с. 27 № 6 а) в тетради, № 8 в учебнике

- Оцените свою работу на уроке.

- Кто может сказать, что научился быстро и правильно выполнять такие вычисления?

- Кому нужна помощь?

-Спасибо вам за урок, ребята! До свидания!

Анализируют свою работу на уроке.

Р: анализировать собственную работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

28 сентября Классная работа 99, 10, 39,41, 3 дес.7ед, 40,70, 80, 20, 40,60, 3 л, 20 кг.

Слайд 4

Вычитание с переходом через разряд Тема урока:

Слайд 5

Познакомиться с новым способом вычитания и научиться применять его. Цель урока:

Слайд 8

10 7 20 5

Слайд 9

Динамическая пауза

Слайд 11

72, 54, 36, 18, 0

Слайд 12

Познакомиться с новым способом вычитания и научиться применять его. Цель урока:

Слайд 13

ДЗ: с. 27 № 6 а) в тетради, № 8 в учебнике

Слайд 14

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике. Тема "Сложение и вычитание без перехода через десяток". 3 класс. Адаптированная программа.

Конспект урока по математике. Тема "Сложение и вычитание без перехода через десяток". 3 класс. Адаптированная программа....

Конспект урока по математике. Тема "Сложение и вычитание без перехода через десяток". 3 класс. Адаптированная программа.

Конспект урока по математике. Тема "Сложение и вычитание без перехода через десяток". 3 класс. Адаптированная программа....

План-конспект урока по теме: "Прием устного вычитания с переходом через разряд"

План-конспект урока по математике.  Образовательная система: ПерспективаРаздел: Сложение и вычитание двузначных чисел   Тема: Прием устного вычитания с переходом через разрядТип ур...

Конспект урока математики в 1 классе "Вычитание с переходом через десяток. Закрепление."

Урок разработан по УМК "Перспектива" для учащихся 1 класса...

Конспект урока по математике.Тема:"Общие приёмы вычитания с переходом через десяток".(УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с приёмом табличного вычитания по частям и приёмом, основанном на взаимосвязи суммы и слагаемых.  Познакомить с общими приемами табличного вычитани...