Открытый урок «Устный журнал о С. В. Ковалевской с элементами математического турнира»
план-конспект урока по математике (2 класс)
Открытый урок по математике в нетрадиционной форме.
«Устный журнал о С. В. Ковалевской с элементами математического турнира»
Устный журнал: это форма урока, где учащиеся готовят ряд коротких рассказов об истории математики, из тех разделов ее, которые не изучаются в школе. У обучающихся
формируется концепция математического образования, а также опыт продуктивного взаимодействия с педагогом и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.25 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа № 4
имени Героя Советского Союза О.А. Лосика
Нетрадиционный урок по математике
«Устный журнал о С. В. Ковалевской с элементами математического турнира»
Учитель начальных классов
Зеленковская С. А.
г. Ярцево
Цели занятия:
- познакомить обучающихся с биографией С. В. Ковалевской;
- формировать чувства гордости за Россию.
- развивать концепцию математического образования
Задачи занятия: развивать любознательность, расширять кругозор, повышать мотивацию обучения учащихся.
Оборудование: мультимедийная презентация; стенгазета «Мир Ковалевской…»
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята сегодня у нас не простой урок, а устный журнал, который называется « Такая интересная наука математика». Вы, же любите читать журналы: давайте начнем читать, будьте, пожалуйста, очень внимательны. Мы будем решать математические задачи, и совершать открытия. Все свои успехи мы посвящаем великому русскому математику Софье Ковалевской.
I –страница
Историческая
Учитель: Первая страница называется исторической. Мы совершим экскурсию в 19 век, когда родилась и жила замечательная женщина, талантливая писательница и выдающийся математик Софья Ковалевская
Инсценированный рассказ о женщине-математике Софье Васильевне Ковалевской (1850-1891).
1-й ученик. В прошлом веке жила выдающийся математик-Софья Васильевна Ковалевская. Академик С. И. Вавилов о ней сказал: «В истории человечества до Ковалевской не было женщины, равной ей по силе и своеобразию математического таланта».
2-й ученик: Софья Васильевна родилась в Москве, а когда ей исполнилось 8 лет, семья переехала в Белоруссию. Интерес к математике проявился у Ковалевской ещё в детские годы.
3-й ученик: Обучаться математике Софья начала в восьмилетнем возрасте, у домашнего учителя И. И. Малевича. Учитель сразу обнаружил необыкновенные способности своей ученицы. Он был доволен её внимательностью, прилежанием и восхищался изумительной лёгкостью, с которой она справлялась с задачами.
4-й ученик: Особый интерес девочки к математике вызвало следующее. Однажды при ремонте дома не хватило обоев. И тогда решили детскую комнату оклеить просто бумагой. И вот на оклейку стен были использованы листы из книги по высшей математике. Девочка заинтересовалась тем, что было изображено и написано на этих листах. Она стала часами простаивать около стен, пытаясь понять смысл чертежей, знаков, формул. А непонятные знаки сами отпечатывались в памяти девочки
5-й ученик: Отцу не понравилось увлечение девочки математикой. Он считал, что математика - это не женское дело. Поэтому и занятия с учителем прекратились. Однако страсть к математике у Софьи сохранилась. Она стала изучать математику самостоятельно, но украдкой.
6-й ученик: Учитель Малевич, уезжая, подарил ей книгу по математике, с которой она не расставалась. Она потом писала: «Идя спать, я клала книгу под подушку и затем, когда все засыпали, я при тусклом свете лампады или ночника зачитывалась по целым ночам».
7-й ученик: Через некоторое время отец был вынужден пригласить к дочери нового учителя, который стал знакомить Софью с высшей математикой. Тут-то и встретилась девочка вновь с теми формулами и знаками, которые у неё ранее отложились в памяти.
8-й ученик: Получить высшее образование Софье Васильевне было невозможно, т.к. женщин в высшие школы в царской России принимать запрещалось. Поэтому в дальнейшем Софья Васильевна была вынуждена учиться и работать за границей. Она стала первой русской учёной женщиной-математиком.
2 страница
математический турнир
- Сегодня, ребята, вы ещё познакомитесь с загадочным и интересным миром занимательной математики. Вы увидите, как разнообразен и увлекателен этот мир. Занятие наше продолжается, и сейчас мы проведём соревнование между тремя командами.
(Учащиеся делятся сразу на три команды).
Чтобы победить в соревновании, вы должны быть активными, стремиться быстрее других, подумав, ответить на вопрос или выполнить задание. За каждый ответ команда будет получать очко. По количеству набранных очков в конце занятия мы узнаем, какое место заняла в соревновании каждая из команд.
Вам, конечно, хочется знать, чем будете заниматься? Тогда сумейте открыть вот эти таинственные двери. Чтобы их открыть, надо прочитать загадочные слова, которые на них написаны. Это - ребусы. Для каждой команды – своя дверь. Тот из команды, кто первым правильно прочитает слово, может открыть дверь и на обороте прочитать другое слово, которое и указывает, чем сегодня вы будете заниматься. (Объяснения: ребусы прочитываются так: «Патриот», «Ласточка», «Актриса»).
Теперь скажем хором, чем будете заниматься.
-Решать, отгадывать, играть! Отгадывать вы уже начали. Теперь решите задачу в стихах. Будьте внимательны. Проследите за тем, что говорится в задаче о времени.
Любитель порядка.
Настольная лампа.
Зелёный диван.
Сидит на диване
Матюшин Иван.
Он пишет…
Не будем, ребята мешать,
А только тихонько
Заглянем в тетрадь.
В тетрадке написано
Всё по - порядку:
«В семь двадцать встаём,
Производим зарядку.
В семь тридцать,
Умывшись холодной водой,
Застелем постель
И займёмся едой.
Без четверти восемь
Дрова мы приносим.
Готовим по плану
Похлёбку Полкану-
И в класс направляемся
В восемь ноль пять».
Сколько времени проходит у Матюшина Ивана от подъёма до выхода в школу?
(Учитель спрашивает по одному ученику из каждой команды. Если все ответы правильные, то каждая команда получает очко.)
А теперь решите задачу потруднее. Но сначала ответьте на вопросы:
Сколько ног у жука? (ответ: 6)
Сколько ног у паука? (ответ:8)
Я вам буду теперь читать задачу, а вы считайте, сколько всего ног в моём живом уголке:
У меня в одной коробке три жука,
А в другой имею я три паука.
В уголке шуршат бумагой два ежа,
А в двух клетках распевают два чижа.
Кто, ребята, сосчитать бы мне помог, Сколько вместе все они имели ног?
Сосчитали вы правильно, у них всех вместе 54 ноги. (Для получения ответа
От каждой команды выделяют по одному человеку. Если все ответы правильные, то каждая команда награждается очком.)
Игра «Концовки»
- Сейчас проведём игру «Концовки». Я начинаю предложение, а вы должны его заканчивать. Но для этого надо подумать, сообразить, чтобы концовка предложения была по смыслу правильной. Слушайте внимательно и думайте:
1 Если красный карандаш по длине равен жёлтому, то жёлтый карандаш…(по длине равен красному).
2 Если Оля сидит позади Тони, то Тоня …(Сидит впереди Оли)
3 Зная, что Лена и Зина живут в разных домах, но на одной и той же улице, закончи следующее предложение: « Если Зина вышла из дома одновременно с Леной, То Лена вышла из дома…(одновременно с Зиной).
Задача-смекалка.
-Как в комнате расставить пять стульев, чтобы у каждой из четырёх стен стояло по два стула?
(Для каждой команды заранее на доске или на плакате вычерчивают прямоугольники. Это планы комнат из бумаги вырезывают по 5 кружков или квадратиков - это стулья, если на них смотреть сверху.
Одновременно от каждой команды к своим черте6жам выходят по одному ученику и начинают решать задачу.)
Загадка.
Две в руках, две на ногах-
Не провалишься в снегах;
А проедешь без труда-
Только лягут два следа.
(Лыжи и лыжные палки).
Задача - логическая.
В соревновании по бегу Ваня, Гриша и Дима заняли первые три места (1, 2 и 3-е). Какое место занял каждый из ребят, если Гриша занял не второе и не третье место, а Дима -не третье?
Примечание. На доске сделать запись: Участвовали: Ваня, Гриша, Дима.
Гриша- не 2-е и не 3-е место.
Дима- не 3-е место.
Какое место в соревновании занял каждый из ребят?
(Ответ: Гриша-первое, Дима-второе, Ваня - второе место. Необходимо, чтобы дети объяснили решение).
Загадки.
1.Кто становится выше, когда садится? (ответ: собака)
2.Что становится легче, когда его наполняют? (ответ: резиновый шарик)
3. Три братца по одной дорожке бегут, один впереди, а два позади; эти двое бегут, но никак переднего догнать не могут. (ответ: колёса детского велосипеда).
Задача-шутка.
У трёх сестёр по одному брату. Сколько всего детей в этой семье?(ответ: четверо)
Задача на логику.
Один человек должен был перевести через реку волка, козу и капусту. Но его лодка была такая маленькая, что он при каждом переезде мог взять с собой одно животное или капусту.
Между тем волка нельзя было оставлять на берегу одного с козой, т.к. он мог её съесть. Нельзя было также допустить, чтобы коза оставалась одна с капустой, т.к. она могла её съесть.
Как при этих условиях перевезти всё на другой берег?
(ответ:1-я переправа: человек и коза (обратно-1-человек);
2-я переправа: человек и волк (обратно - человек и коза);
3-я переправа: человек и капуста (обратно -1 человек);
4-я переправа: человек и коза).
Сценка «Треугольник и квадрат»
Жили-были два брата: Треугольник с Квадратом.
Старший - квадратный, добродушный, приятный.
Младший - треугольный, вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри: ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три, у тебя же их четыре».
Но Квадрат ответил: «Брат! Я же старше, я - Квадрат».
И сказал ему нежней: «Неизвестно, что нужнеей!»
Но настала ночь, и к брату, натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато срезать старшему углы.
Уходя, сказал: «Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился-был Квадратом, а проснёшься - без углов!»
Но наутро младший брат страшной мести был не рад.
Онемел… Стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата восемь новеньких углов!
Учитель: Как много страничек было в нашем журнале… Что вы узнали нового и интересного?
Рефлексия. «Утверждение»
- Я узнал(а) много нового.
-Мне это пригодится в жизни.
-На уроке было над чем подумать.
-На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.
Спасибо за урок! И в заключении хочу вам пожелать:
«Путь умным будет ум у вас, а сердце добрым будет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-252200-1383130656.jpg)
Урок – устный журнал
Обобщение знаний о творчестве А.С. Пушкина, расширение круга чтения. Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусства. Воспитание любви к поэти...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/02/picture-292837-1388677900.jpg)
Открытый урок математики во 2 классе МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
Тема: Закрепление сложения и вычитания в пределах 100 без перехода через разряд.Цели и задачи урока: Образовательные: закрепление изученных случаев вычислений в пределах 100 без ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/29/picture-237228-1456738427.jpg)
Урок – устный журнал по книге Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"
Представлен урок по книге Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/30/picture-510926-1414683011.jpg)
Конспект открытого урока математики в 4 классе для обучающихся с ОВЗ "Математическое путешествие по сказкам А.С.Пушкина"
Урок с элементами интеграции....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/17/picture-404053-1573997637.jpg)
Открытый урок по предмету "Живой мир" Тема: Устный журнал "Зимние зарисовки"
Урок для учащихся 4 класса коррекционной школы.Презентация является наглядным сопровождением содержания урока, но просмотр её слайдов чередуется сменой видов деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/03/picture-1088133-1543796898.jpg)
Открытый урок математики "Решение задач на нахождение суммы с элементами функциональной грамотности"
Открытый урок математики Решение задач на нахождение суммы с элементами функциональной грамотности...