Математический кружок
календарно-тематическое планирование по математике
Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. Решая такие задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. А любое детское открытие, пусть самое маленькое, сродни открытию маститого ученого.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа математического кружка «Занимательная математика»
на основе материалов дистанционного математического кружка творческой лаборатории «Дважды Два».
Аннотация
Программа математического кружка создана для занятий с учащимися начальных классов. Основу программы составляют инновационные технологии. Новизна данной программы в следующем:
- развитие потенциальной одаренности младших школьников в условиях массовой школы, а не специализированной;
- ярко выраженная математическая направленность;
- интегрированной характер, так как она ориентирована не только на расширение знаний в области математики, но и на формирование и корректировку умственных способностей, творческое развитие;
Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем обучении.
При отборе содержания программы использованы обще дидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, усложнения содержания учебной деятельности; доминирование развивающих возможностей над информационной насыщенностью; ориентация на потребности ребёнка; максимальное расширение круга интересов; доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний; сочетание индивидуальной учебной и исследовательской учебной деятельности с её полноценными формами; ориентация на соревновательность, актуализация лидерских возможностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Пояснительная записка.
Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа педагога. Данная программа предназначена для работы с учащимися первой ступени обучения, с учётом того, что период начального обучения – основополагающий в развитии и становлении личности: установлено, что электроэнцефалограммы взрослого и 13-летнего подростка практически полностью совпадают, что свидетельствует об окончании созревания нервных клеток головного мозга. Следовательно, максимум усилий для развития общих способностей детей надо прилагать в младшем школьном возрасте с целью создания условий для развития учащихся, для овладения ими элементами теоретического, обобщающего мышления, связанного с пониманием содержания задач, нахождением общего способа решения однородных задач разного вида, с их целостным планированием.
Продолжительность курса.
Программа рассчитана на 3 года.
Новизна данной программы в следующем:
- развитие потенциальной одаренности младших школьников в условиях массовой школы, а не специализированной;
- ярко выраженная математическая направленность;
- интегрированной характер, так как она ориентирована не только на расширение знаний в области математики, но и на формирование и корректировку умственных способностей, творческое развитие;
В качестве методической основы использованы модели обучения одарённых детей раннего возраста, разработанные американскими психологами Дж. Гилфордом «Структура интеллекта», а также теоретические положения программы «Одарённый ребёнок в массовой школе» А. С. Савенкова, на основе материалов дистанционного математического кружка творческой лаборатории «Дважды Два». Технологиями обучения являются:
- проблемно-развивающее обучение; - адаптированное обучение; - индивидуализация и дифференциация обучения; - информационные технологии.
При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.
Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:
- эвристическая беседа;
- практикум;
- интеллектуальная игра;
- дискуссия;
- творческая работа;
- исследовательская работа.
Поурочные домашние задания в разумных пределах являются обязательными. Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной учителем.
Формы контроля:
Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:
- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
- различные упражнения в устной и письменной форме.
Также возможно проведение рефлексии самими учащимися.
Учащимся можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля:
№ занятия | Определение уровня трудности занятия | Настроение | Самооценка работы на занятии | ||
легкое | среднее | трудное | |||
Цель программы:
- обогащение кругозора учащихся через изучение материала, выходящего за рамки учебной программы с учётом их интереса;
- совершенствование сферы когнитивного развития – «обучения мышлению» (горизонтальное обогащение содержания по А.И. Савенкову);
- совершенствование сферы психосоциального развития – «социальной сферы» (горизонтальное обогащение содержания образов по А.И. Савенкову).
Задачи программы:
- развитие целостной картины мира;
- развитие воображения как основы творческой деятельности
- развитие творческого критического и абстрактно-логического мышления, способности к решению проблем;
- развитие способности к самостоятельному обучению и исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям;
- развитие способностей к самопознанию и самопониманию.
Работа по решению поставленных цели и задач строится на основе следующих принципов:
- усложнения содержания учебной деятельности;
- доминирование развивающих возможностей над информационной насыщенностью;
- ориентация на потребности ребёнка;
- максимальное расширение круга интересов;
- доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
- сочетание индивидуальной учебной и исследовательской учебной деятельности с её полноценными формами;
В процессе работы по программе у учащихся формируются следующие способности и умения
Познавательные способности.
Владение большим объёмом информации. Богатый словарный запас. Перенос усвоенного знания на новый материал. Установление причинно-следственных связей. Умение делать выводы. Использование путей поиска информации. Умение оценивать как сам процесс деятельности, так и его результат. Умение рассуждать. Построение гипотез. Критичность мышления. Высокая любознательность.
Творческие способности.
Способность рисковать. Дивергентное мышление. Гибкость мышления и действий. Способность высказывать оригинальные идеи. Богатое воображение. Развитие интуиции.
Особенности эмоциональной сферы.
Уважение к другим. Толерантность. Склонность к самоанализу. Настойчивость в выполнении задания. Чуткость к анализу нравственных проблем.
Программа рассчитана для педагогов, желающих организовать работу кружка с учащимися младшего школьного возраста, имеющих потенциальные способности в достижении высоких результатов в разных областях знаний, поможет спланировать работу по подготовке учащихся к участию в олимпиадах, марафонах, конкурсах различного уровня.
Календарно-тематическое планирование
Программа рассчитана на 1 занятия в неделю, 36 часов в год, длительность занятий 40 минут.
Первый год обучения
№ | Тема | Кол-во часов | |
1 | Вступительный тест | 1 | |
2 | Задачи на смекалку | 2 | |
3 | Ребусы | 2 | |
4 | Зазеркалье | 2 | |
5 | Разрезания | 3 | |
6 | Проверочный тест | 1 | |
7 | Логика | 3 | |
8 | Лабиринты | 2 | |
9 | Геометрия | 3 | |
10 | Закономерности | 3 | |
11 | Проверочный тест | 1 | |
12 | Переправы | 2 | |
13 | Множества | 3 | |
14 | Конструктивы | 3 | |
15 | Про числа | 3 | |
16 | Проверочный тест | 1 |
Второй год обучения
(1 час в неделю –36 часов в год)
№ | Тема | Кол-во часов | |
1 | Вступительный тест | 1 | |
2 | Задачи на смекалку | 2 | |
3 | Ребусы | 3 | |
4 | Плюс- минус один | 3 | |
5 | Спички | 3 | |
6 | Проверочный тест | 1 | |
7 | Двумя способами | 2 | |
8 | Комбинаторика | 3 | |
9 | Геометрия | 3 | |
10 | Множества | 2 | |
11 | Проверочный тест | 1 | |
12 | Кубики | 3 | |
13 | Логические головоломки | 3 | |
14 | Гори – гори ясно! | 2 | |
15 | Олимпиадное | 3 | |
16 | Проверочный тест | 1 |
Третий год обучения
№ | Тема | Кол-во часов | |
1 | Вступительный тест | 1 | |
2 | Задачи на смекалку | 2 | |
3 | Плюс - минус один | 2 | |
4 | Переливания | 3 | |
5 | Римские цифры | 3 | |
6 | Проверочный тест | 1 | |
7 | Решения с конца | 3 | |
8 | Разрезания | 3 | |
9 | Части, уровень | 3 | |
10 | Комбинаторика | 3 | |
11 | Проверочный тест | 1 | |
12 | Взвешивания | 3 | |
13 | Кубики | 3 | |
14 | Логика | 2 | |
15 | Гори-Гори, ясно! | 3 | |
16 | Проверочный тест | 2 |
Методическое обеспечение программы
Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. Решая такие задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. А любое детское открытие, пусть самое маленькое, сродни открытию маститого ученого. При выполнении творческих заданий следует оценивать только успех. Учитель должен внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем, видеть в каждом школьнике индивидуальность с особыми возможностями, дарованиями. Американский психолог Розенталь показал, что когда педагог ожидает «выдающихся успехов» от детей, они действительно эти успехи начинают показывать, даже если до этого считались не очень способными. Поисково-творческие задачи создают благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижений.
Выводы и рекомендации
Эффективность программы определяется по количественному и качественному участию учащихся в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах различного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический кружок
Программа кружка расчитана на 4 года. Кружок обеспечивает полноценное интеллектуальное разитие учащихся, формирорвание мыслительных процессов, логического мышления, творческой деятельности, теоретичес...

Авторская программа внеурочной деятельности "Математический кружок"
В программе дано планирование занятий кружка на 4 года (1, 2, 3, 4)....
Программа внеурочной деятельности "Математический кружок"
Программа для начальной школы...

Математический кружок "Пифагор"
Математический кружок "Пифагор". Результаты за первый год обучения....
Рабочая программа. Математический кружок "Мир цифр"
Рабочая программа. Пояснительная записка. КТП....

