Конспект урока математики:Тема : «Подмножество. Знаки ⊄ и ⊂.»
методическая разработка по математике (3 класс)

Шестакова Тамара Юрьевна

Учитель: Шестакова Тамара Юрьевна.

Предмет: математика

Класс: 3 Г

Тема урока: «Подмножество. Знаки ⊄ и ⊂.»

Характеристика класса:

Во 3 классе «Г» учатся 18 мальчиков и 7девочек. Общий уровень развития мышления, внимания и памяти у ребят класса высокий(7 человек), выше среднего (8 человек), средний уровень(7 человек), низкий(3 человека).  Благодаря моим наблюдениям за детьми, я постаралась определить визуалов, аудиалов,  кинестетов  в классе.  Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения, таких в 3 классе «Г» 15 человек. Аудиалы-те, кто в основном получает информацию через слуховой канал, таких в классе 7 человек. Кинестеты - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений, а таких в классе 3 человека. Эти особенности класса учитывались мною при планировании урока.

Цель:Создание условий для овладения обучающимися знаниями о подмножестве как части множества и умениями изображать его с  помощью диаграммы  Эйлера-Венна.

 

Задачи урока:

  • Создать условия для формирования представления  о подмножестве как части множества; упражнять в его изображении с использованием диаграммы, знаков⊄ и ⊂.
  • Обеспечить условия для развития умения сравнивать, анализировать, фиксировать знания, строить гипотезы, обобщать полученные данные и делать выводы;
  • Развивать коммуникативные навыки через умение работать в парах, группах; способствовать формированию познавательного интереса к математике.

 

 

В целях собственного самообразования и повышения своей профессиональной компетенции мной были поставлены следующие цели:

  1. совершенствовать умение применять технологию групповой формы работы на уроках математики через умение ставить исследовательские задачи;
  2. использовать реальные возможности каждого ученика, быть соавтором развивающего сценария урока.

Поставленные цели определили форму и тип занятия: урок «открытия новых знаний» должен быть осуществлен через групповую форму работы и эвристическую беседу.

На каждом этапе решалась определенная задача.

На этапе организационного момента формируются личностные УУД, идет положительный эмоциональный  настрой на работу, общению друг с другого. Пробуждается интерес, потребность в знаниях.

На этапе актуализации опорных знанийглавная задача учителясоздать позитивный,эмоциональный фон, создать ситуацию успеха для каждого ученика,  готовность к предстоящей деятельности. Дети вспоминают известные знания о предложении.

Постановка проблемы.

На данном этапе формируютсярефлексивные умения определять границу между знанием и незнанием,  идет формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения.

 Формируются регулятивные универсальные учебные действия.   Через проблемную ситуацию детьми ставится учебная задача, и формулируются цели урока.

«Открытие» детьми новых знаний. Учитывая особенности данного класса, на этапе «открытия» новых                                                                                      знаний, была организована работа в группах постоянного состава. Группы составлены по принципу взаимодополнения и малоконфликтности. Каждой группе было дано определенное задание, при выполнении которого  делался вывод о подмножестве как части множества. При обосновании своих выводов, сделанных в результате исследования, учащиеся рассуждали, обосновывали свои точки зрения, доказывали, делали выводы. Свои выводы дети сверяли с выводами в учебнике. Организация учебного  процесса построена деятельностным методом. Дети не получали знания в готовом виде, а «открывали» их в процессе совместной деятельности, что способствовало развитию регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Первичное закрепление.

На этапе закрепления изученного материала, учащиеся в ходе самостоятельной работы,на основе алгоритма изображают подмножество на диаграмме Эйлера-Венна. Придумывают свои подмножества. Сверяют с образцом на доске и оценивают себя, формируя познавательные, регулятивные универсальные учебные действия.

Итог урока. Рефлексия. Прогнозирование работы.

На данном этапе дети определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цель урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы. Отмечают продуктивную работу группы. Формируются коммуникативные, регулятивных универсальных учебных действий.

Исходя из результатов рефлексии, было дано дифференцированное домашнее задание.

Урок построен на дидактических принципах: доступности, наглядности, прочности усвоения, сознательности, активности учащихся при руководящей роли учителя. Я постоянно следила за работоспособностью ,вовремя проводя физминутку. Также следила за правильной посадкой детей и организацией рабочего места. Я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей,когда каждый ребенок успешен в своем мнении и не боится высказаться. Считаю, что урок прошел на высоком эмоциональном и интеллектуальном уровне. В результате учащиеся получили чувство удовлетворенности от совместной работы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx39.64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

Предмет

Математика

Класс

3

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Проблемно-диалогическая

Тема

«Подмножество. Знаки  и .»

Цели

Создание условий для овладения обучающимися знаниями о подмножестве как части множества и

умениями изображать его с  помощью диаграммы  Эйлера-Венна.

Задачи

  • Создать условия для формирования представления  о подмножестве как части множества; упражнять в его изображении с использованием диаграммы, знаков и ⊂. 
  • Обеспечить условия для развития умения сравнивать, анализировать, фиксировать знания, строить гипотезы, обобщать полученные данные и делать выводы;
  • Развивать коммуникативные навыки через умение работать в парах, группах; способствовать формированию познавательного интереса к математике.

Основные термины, понятия

«множество», «подмножество», «включено», «знаки  и »

Планируемый результат

Предметные УУД:

- иметь представление о понятиях «множество», «подмножество», «знаках  и »;

- уметь изображать подмножество с помощью диаграммы Эйлера-Венна;

- уметь различать множество и подмножество;

 Личностные УУД:

-  устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

  - оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  Коммуникативные УУД:

 -  слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 - договариваться совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать в паре, группе

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Парно-групповая работа

Индивидуальная

Книгопечатная продукция

Л.Г. Петерсон. Математика. 3 класс. Часть 1.

Технические средства обучения

Компьютер

Медиапроектор


Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

1 этап. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

2 этап. Актуализация  опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

3 этап. Постановка учебной задачи, планирование

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

4 этап. Открытие нового знания (исследование)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

5 этап. Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

6 этап. Применение новых  знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

7 этап. Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

8 этап. Домашнее задание

Включение нового способа действий в систему знаний учащихся  тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и  нестандартной ситуации


Технология изучения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

Л - личностные

П - познавательные

Р - регулятивные

К - коммуникативные

1 этап. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу»

Методы: словесный, наглядный (по источнику передачи информации)

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок математики, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки. Вы юные математики.

- Какое настроение у вас в данную минуту? С прекрасным настроением начинаем работать.

-  Прочитайте девиз юных математиков

(1 слайд)

- Как понимаете?

-Где в жизни нам пригодится математика?

Дети рассказывают о своём настроении

Девиз юных математиков:

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень  точная  наука,

Интересная наука-

Это математика!

Обучающиеся высказывают своё мнение.

Личностные УУД:

  • эмоциональный настрой на урок;
  • проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности;

Метапредметные УУД:

познавательные

  •  активное слушание;
  • формулирование собственных  ожиданий;

коммуникативные

- слушание собеседника;

- построение понятных для собеседника высказываний

2 этап. Актуализация  опорных знаний и умений.

Цель: подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

Методы: словесный, практический, наглядный (по источнику передачи информации); репродуктивный (по степени самостоятельного мышления); рефлексия учебно-познавательной деятельности

- Какую тему изучили на предыдущем уроке?

- Давайте определим, что мы уже знаем и умеем по данной теме?

- Вам сегодня поможет в работе «Лестница успеха» (2 слайд)

1 задание

- Положите перед собой карточки  (Карты  заготовлены для каждого ученика).

- Что будете сейчас делать? С какой целью?

- Предлагаю поработать в парах.

- Проверьте свои ответы с товарищами.

- Теперь проверьте себя по образцу.

(3 слайд)

- Возьмите свою «Лестницу успеха»  и оцените себя.

2 задание

- Положите перед собой карточку. Прочитайте задание. Есть вопросы?

- Проверьте правильность выполнения задания (4 слайд)

- У кого были затруднения на этом этапе?

 

- Возьмите свою «Лестницу успеха»  и оцените себя. (5 слайд)

Проблемная ситуация.

3 задание (Задание у детей на карточках).

Изобразите на  одной диаграмме Эйлера-Венна множество зайцев и множество животных.

Ребята проговаривают тему урока.

Ответы детей.

Ответы обучающихся на вопросы учителя

Ребята заполняют перфокарты, работая в парах.

Дети сверяют ответы, работая в группах.

Ребята проверяют правильность выполнения задания, выслушивая ответы одноклассников, а затем по образцу.

Обучающиеся оценивают свои знания и первый успех на уроке.

Сначала дети делятся на 4 варианта и работают индивидуально, затем работа группах. Дети добавляют свои карточки ответами товарищей

Дети проверяют.

Ответы детей.

Обучающиеся оценивают свои умения.

Ответы детей.

У детей возникла проблема.

Рассуждения детей и предложения детей.

Дети приходят к выводу, что это такое  задание раньше не встречалось и выполнить  его невозможно.

Предметные УУД:

- иметь представление о понятии «множество»;

-уметь задавать множество разными способами.

- уметь изображать множество на диаграмме Эйлера-Венна.

Личностные УУД:

  • активизация имевшихся ранее знаний;
  • активное погружение в тему;
  • умение слушать в соответствии с целевой установкой;
  • принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания;

Метапредметные УУД:

познавательные

  • выдвижение  предположений о теме урока;
  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;
  • слушают вопросы учителя;
  • отвечают на вопросы учителя;

- осуществляют актуализацию личного жизненного опыта;

  • формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;

- формирование умения находить ответы на вопросы;

- рефлексия способов и условий действия; контроль и  оценка процесса результатов деятельности;

регулятивные

- оценка результатов работы, осуществление контроля и внесение корректив;

коммуникативные

  • взаимодействие с учителем во время опроса;

- участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений;

  • формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;

- формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения

3 этап. Постановка учебной задачи, планирование

Цель: поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации.

Метод постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме урока; рефлексия учебно-познавательной деятельности

Каждый ли заяц является животным? Всякое ли животное является зайцем? Какое из этих множеств является частью другого?

Догадались, какая тема сегодня на уроке?

Какая цель урока?

Поставьте перед собой задачи?

- Возьмите свою «Лестницу успеха» и оцените себя. 

Рассуждения детей.

Определяют тему урока, цель.

Дети намечают вопросы, на которые они хотели бы найти ответы:

1.Познакомиться с подмножеством.

2.Узнать какие знаки ставятся между подмножеством и множеством.

3. Научиться изображать отношение множества и подмножества на диаграмме Эйлера-Венна.

Обучающиеся оценивают себя.

Предметные УУД:

- иметь представление о понятии «множество», «элементы множества»

Личностные УУД:

- осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Метапредметные УУД:

коммуникативные

- формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

 - формирование умения ставить цель деятельности;

регулятивные

 - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

  • формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- оценка результатов работы, осуществление контроля и внесение корректив;

познавательные

- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

- рефлексия способов и условий действия; контроль и  оценка процесса результатов деятельности;

Физкультминутка

Цель: снятие физического напряжения

Учитель демонстрирует фрагмент из видеоурока «Физкультминутка»

Дети выполняют упражнения

Формирование установки на здоровый образ жизни - Л

4 этап. Открытие нового знания (исследование)

Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его  как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

Методы: организация самостоятельной исследовательской деятельности через парную и групповую работу; наглядный, словесный, практический;

рефлексия учебно-познавательной деятельности

 1 Задание

(изображают диаграмму с множеством зайцев и множеством животных)

Сверяют свои предположения  с  правилом в учебнике.

2задание

- Положите перед собой «пазлы».  

- Установите последовательность, т.е. разложите сверху вниз так, чтобы получился алгоритм изображения диаграммы подмножества и множества.

 ( 6 слайд)

Высказывают свое мнение. Выполняют задания в парах, а затем в группах.

Объясняют свой выбор.

Сверяют с образцом.

Работа над правилом в учебнике.

В группе

Высказывают свое мнение.

Размышления детей.

Составляют алгоритм.

Дети смотрят слайд и убеждаются в правильности своих выводов.

Предметные УУД:

-

Личностные УУД:

- умение грамотно излагать свои мысли и выстраивать аргументацию;

Метапредметные УУД:

регулятивные

  • формирование умения слушать и понимать других;
  • формирование умения формулировать свои мысли в устной формеР;

оценка результатов работы, осуществление контроля и внесение корректив;

коммуникативные

- формирование умения работать в парах, в группах;

познавательные

  • развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации;
  • развитие умения строить простые рассуждения;
  • формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

- рефлексия способов и условий действия; контроль и  оценка процесса результатов деятельности;

5 этап. Первичная проверка понимания

Цель: усвоить учащимися новый способ действия,  зафиксировать алгоритм выполнения … , организовать усвоение учащимися нового материала

Методы: наглядный, словесный; рефлексия учебно-познавательной деятельности

- Давайте сверим свои открытия.

- С чего нужно начать?

- Во- вторых?

- В-третьих?

- Возьмите свою  «Лестницу успеха» и оцените себя.

Дети высказывают свои предположения и сверяют по эталону.

  1. Узнать общие свойства множеств.

2. Определить какое множество является частью другого.

3.Изобразить диаграмму подмножества внутри диаграммы множества.

Осуществляют самооценку

Предметные УУД:

- знать алгоритм изображения  подмножества и множества  на диаграмме Эйлера-Венна.

Личностные УУД:

  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению ;

 - применение на практике и последующее повторение нового материала;

Метапредметные УУД:

познавательные

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- рефлексия способов и условий действия; контроль и  оценка процесса результатов деятельности;

коммуникативные

- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

6 этап. Применение новых  знаний

Цель: включить  новый способ действий в систему знаний  при этом  повторить и закрепить  ранее изученные способы  подготовки к изучению следующих разделов.

Методы: наглядный, практический; рефлексия учебно-познавательной деятельности

Работаем по учебнику.

-Что нужно сделать в задании?

-Что поможет нам выполнить это задание?

Верно, в  выполнении этого задания вам поможет алгоритм изображения подмножества и множества.

Оцените себя на «Лестнице успеха»

Самостоятельная работа.

(по учебнику)

Придумайте примеры подмножества и множества.

Дети доказывают своё мнение.

Дети работают в группе. Представляют свои результаты. Сверяют с образцом.

Обучающиеся оценивают себя.

Взаимопроверка. Сверяют с образцом на доске.

Оценивают себя.

Учащиеся придумывают примеры подмножества и множества.

Предметные УУД:

- уметь  изображать диаграмму подмножества и множества.

 Личностные УУД:

- проявление готовности к самообразованию;

Метапредметные УУД:

регулятивные

- умение выбирать действия с поставленной задачей;

познавательные

- рефлексия способов и условий действия; контроль и  оценка процесса результатов деятельности;

7 этап. Рефлексия учебной деятельности

Цель: оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать  методы построения и границы применения  нового способа действий

Методы: словесный

- Кто доволен собой на уроке? Кто все задания выполнял уверенно и легко?

- Кто чувствовал затруднения?

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Личностные УУД:

-самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности

8 этап. Домашнее задание

Цель: включить новый способ действий в систему знаний учащихся  тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации

Методы: практический

Учитель даёт дифференцированное, творческое задание:

- выполнить задания по индивидуальным карточкам;

- придумать подобное задание для одноклассников

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики. Тема урока: ЧТО УЗНАЛИ. ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ.

Цель:развитие  и  формирование  способностей  вычислений  через  математическую  деятельность.укрепление  взаимодействия  и  практической  значим...

Конспект урока математики.Тема. Решение задач на движение. Урок-закрепление.

Цели и задачи урока: 1. образовательные1.1.Закрепить и систематизировать знания  учащихся  о  скорости, времени, расстоянии; формировать  вычислительные  навыки, навыки...

Конспект урока математики.Тема урока: "Роль математики в жизни людей и общества".

Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему.Планируемые образовательные результаты Предметные:учащиеся научатся делать выводы о значении математическ...

Конспект урока математики Тема урока: «Решение задач. Табличные случаи с числами 2,3,4 ».

УМК«Гармония»Тип урокаУрок закрепления полученных  знаний.Цель, задачиЦель: Совершенствование вычислительных навыков и умений решать арифметические задачи.Задачи:Образовательные:Повто...

Конспект урока по математике "Подмножество. Знаки ⊂ и ⊄». Задачи на приведение к единице" 3 класс , УМК "Перспектива"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Подмножество. Знаки ⊂ и ⊄». Задачи на приведение к единице»....

Конспект урока математики Тема: «Сравнение многозначных чисел. Решение арифметических задач. Правило (закономерность) в записи числового ряда.»УМК «Гармония», учебник Математика: 3кл.: Учебник: В 2 ч.

Цели деятельности учителя: Формирование умения сравнивать многозначные числа, располагать их в порядке убывания, находить правило, по которому расположен ряд многозначных чисел.Совершенствование навык...

Конспект урока математики. Тема: Число и цифра 2. Знак плюс (+).

Тема: Число и цифра 2. Знак плюс (+).Цель: создать условия для формирования представлений о числе и цифре 2Задача: 1.  Познакомить с числом и цифрой 2 и +;закреплять число12. развивать математиче...