Арифметические действия с многозначными числами(повторение)
план-конспект урока по математике (4 класс)

Бирюлева Надежда Алексеевна

Цель:  Научить составлять математическое выражение, используя изученные арифметические действия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_kursy.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ТК  4 класс  Бирюлева Н.А.,12.03.2018

УМК «Планета знаний»

Математика  

Технологическая карта № 1

Тема

Арифметические действия с многозначными числами(повторение) 5 часов.

Цели

Научить составлять математическое выражение, используя изученные арифметические действия.

Основное содержание темы

Актуализация знаний об алгоритмах выполнения арифметических действий. Решение математических выражений, включающих изученные математические действия. Освоение умения составлять математическое выражение, используя

Термины и  понятия

Название компонентов действий, взаимосвязь между компонентами арифметических действий, разрядные слагаемые,  сочетательный и переместительный законы сложения и умножения, приёмы рациональных вычислений.

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание помочь учащимся школы №17;

- позитивное отношение к процессу создания сметы расходов для строительства пришкольной площадки;

- осознание собственной успешности при повторении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение слова «финансы», «бюджет»,  «смета», «социально-ориентированный», «экологичный проект», «проектная стоимость» и использовать их в активном словаре;

- определять приёмы выполнения арифметических действий и обосновывать свое мнение;

- определять порядок действий при решении математических выражений  и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретенные знания при выполнении расчётов для строительства финансово-выгодной  пришкольной площадки.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-  выполнять учебное действие в соответствии с планом;

-  соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

- выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-  выполнять самооценку и взаимооценку учебных заданий.

-соотносить полученный результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

- использовать речь для регуляции своего действия;

-формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

-  согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

- выполнять  вычисления, используя  алгоритмы;

- составлять математические выражения, используя изученные арифметические действия.

 

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Окружающий мир

Тема – «Экономика», «Экология»

Технология

Тема: «Разметка изделия»

ОБЖ

Тема: «Безопасность в городе»

 

Информационный материал

Учебник «Математика» ч.2

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Раздаточный материал

Карточки с учебными заданиями.

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная  -

• групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый  результат

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Винтика.

                Учащиеся школы №17 г. Березняки разработали проект благоустройства  пришкольной территории и предложили его на конкурс, который проводила администрация города. Предложенный проект «Лучший школьный двор» по всем параметрам  оказался социально-ориентированным, потому что предлагал интересный отдых для детей разного возраста, экологичным, потому что обеспечивал школу дополнительными зелёными насаждениями и в  строительстве детской площадки использовались натуральные материалы,  безопасным, но финансово-невыгодным, так как его проектная стоимость превысила обозначенную стоимость. Эксперты проекта высоко его оценили  и предложили школьникам отказаться от некоторых позиций проекта, чтобы уменьшить стоимость.

                Ребята, можно в проекте «Лучший школьный двор» сохранить предложенные позиции, которые являются его преимуществами, но уменьшить стоимость выполнения?

                 Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они  пока не  готовы убедительно представить свою позицию.

            Есть ли у вас желание научиться оформлять проект, в котором замыслы могут сочетаться с условиями его реализации?

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Винтику.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый  результат

Блок А.  Сложение и вычитание многозначных чисел.

Цели:

• Актуализировать алгоритм выполнения письменного сложения и вычитания;

• Научить составлять математическое выражение с использованием  действий сложения и вычитания.

Задание 1(З)

Назовите  компоненты  действия сложения.

 Прочитайте выражение 2896+5308+1104 разными способами.

Задание 2(З)

Расскажите о порядке выполнения действий в математическом выражении.

Задание 3 (П)  

Верно ли, что если поменять местами слагаемые, то сумма будет иной? Обоснуйте своё мнение.

Задание 4(У)

Найдите значение этого выражения удобным способом.

Задание 5 (З)  

Назовите действие обратное сложению.

Назовите компоненты действия вычитания.

Задание 6 (З)  

Как проверить результат действия сложения?

Каким действием проверяется вычитание?

Задание 7 (П)

Верно ли, если  a + b =c,  то b = c – a. Обоснуйте свой ответ.

Верно ли, если d - k =m, то d = m – k? Обоснуйте свой ответ.

Задание 6  (У)

Найди значения выражений и сделай проверку:

27 346 + 9873                            163620 - 9064

384058 + 615942                       600000 - 39482

Сообщение учителя:

(введение понятий прайс-лист,  смета, «социально-ориентированный», «экологичный проект»)

Диагностические задания

1. Определите значение  подчеркнутого слова в предложении.

Роза стоит на остановке.

(имя девочки).

Роза стоит в вазе.

(название цветка).

2.  Закончите фразу.

В первом предложении

 «Роза стоит на остановке» слово «роза» означает ……………. .

 (имя девочки).

Во втором предложении 

«Роза стоит в вазе» слово «роза» означает ……….  

(название цветка).

Познавательные умения:

- раскрывать значение слова «кнопка», «Кнопка»,  «винтик», «Винтик», «снежок», «Снежок», «дружок» «Дружок», ««роза», «Роза» и использовать их в активном словаре;

- определять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя правило. Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения

- строить и писать предложения со словами, которые одинаково произносятся, но имеют разные значения.

Блок Б. Умножение и деление многозначных чисел.

• Актуализировать алгоритм выполнения письменного умножения и деления;

• Научить составлять математическое выражение с использованием  действий умножения и деления.

Задание  1 (З) Слайд

Прочитайте выражения.

(4*418)+(4*418)+(4*418)+……+(4*418)=

                               25 раз

(20+300+4000)+(20+300+4000)+(20+300+4000)+….+(20+300+4000)=

                                    10 раз

(698-658)+(698-658)+(698-658)+…..+(698-658)=

                              7 раз

9+9+9+…9=

      15раз

Задание 2(З)

Расскажите о смысле действия умножения. Назовите свойства умножения.

Задание 3(З)

Расскажите о сочетательном свойстве умножения, используя первое выражение.

Задание 4 (З)  

Расскажите о распределительном свойстве умножения, используя второе и третье выражения.

Задание 5(З)

Расскажите о переместительном свойстве умножения, используя четвёртое выражение.

Задание 6 (П)

Верно ли выполнено вычисление выражения 50х100, если его значение 500. Обоснуйте своё мнение.  

Задание 7 (У)

Вычислите выражения, используя известные свойства умножения и приём умножения числа на 10.

   (4х418)х25 

 

Задание 8 (З)

Назовите действие обратное умножению. Расскажите правило вычисления числового выражения вида: 240:10.

.

Задание 9 (П)

Можно ли утверждать, что значением числового выражения 5600:70 будет число 8. Обоснуйте свой ответ.

Задание 10 (У)

Вычислите выражения, используя правило деления на 10.

240:60=                      54000:60=

5600:700=                 63000:70=

4500:50=                   10000:5000=

Задание 11 (З)

Расскажите способы вычисления числовых выражений.

(32-12):4=

(21х8):2=

(100+50+5):5=

Задание 12 (П)

Верно ли ,что для вычисления выражения (450-90):45 можно использовать только один способ. Обоснуйте своё мнение.

Задание 13 (У)

Выполните вычисления каждого числового выражения рациональным способом.

(33*34 ) : 17 =

(1000 +  500 + 75 ) :25 =

Задание 14 (З) Слайд.

Назовите значение словосочетания «буквенное выражение»

Расскажите правила умножения и деления на 0 и 1, используя слайд.

Задание 15 (П) Слайд.

Можно ли утверждать, что все буквенные выражения имеют смысл. Обоснуйте своё мнение.

Задание 16 (У)

Определите значение каждого выражения.

375*0+294:294-(162-162):1=

7:(151:151)-(121-121)*5+1*9=

Задание 17 (З)

Расскажите алгоритм письменного умножения.

Расскажите алгоритм письменного деления.

Задание 18 (П)

Можно ли утверждать, что вычисления каждого выражения выполнены верно. Обоснуйте своё мнение.

               504                                                    584

246960|--------                          -    3 039 720|--------

2016       4 9                                   2 336         4

_____                                             _______

  4536                                                 703

-4536

______

        0

  2590                       192000               1452              

 *763                     *         90             *   318  

_______                    17280               11616

  7770                                             +    1452

                                                             4356

                                              461736

Задание 19 (У)

Выполните письменные вычисления каждого числового  выражения, используя  известный алгоритм и сделайте  проверку.

5007*716=

364*214=                                                                                                                

12690 : 141=

3710000 : 3500=

Задание 20 (З)

Что значит, когда делимое делится на делитель нацело?

Можно ли всегда полностью(нацело)разделить одно число на другое?

Что нужно сделать, чтобы проверить правильность деления с остатком?

Задание 21 (П)

Верно ли, что при делении с остатком остаток всегда должен быть меньше делителя?

Задание 22 (У)

Выполни деление с остатком и сделай проверку.  

1 227 298 : 236 =

816 216 : 402 =

Прочитайте выражения и назовите три способа вычисления числового выражения. 

Диагностические  задания

1. Рабочая тетрадь,  № 3.  

Прочитайте текст «Моя семья» и выделите имя собственное значком «Х», имя нарицательное – значком  «V».

2. Выпишите из текста «Моя семья»:

- имена и отчества родителей Игоря Свиридова;

- отчество Игоря.

Познавательные умения:

- раскрывать значение выражения «имя нарицательное», «имя собственное» и использовать их в активном словаре;

- определять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

 - выполнять учебное задание, используя правило;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

 Коммуникативные умения:

-  оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию, в рамках учебного диалога.

 Предметные умения:

- рассказывать о правописании имен нарицательных и собственных;

- определять в тексте имена собственные;

 -  писать имена собственные и нарицательные, используя известное правило;

- составлять и писать имена собственные, используя разные слоги.

Блок В.  Составление математического выражения с использованием всех арифметических действий.                 

                                                                                                                                                                                                                                                   

Цели:

• Научить составлять математическое выражение, используя изученные арифметические действия.

Задание 1  (З) 

 Назовите значение словосочетания «числовое выражение». Прочитайте выражения и назовите три способа вычисления числового выражения.

Используя числа 4212 и 18,составь «сумму», «разность», «произведение», «частное».

Задание 2 (У) 

Что значит найти значение выражения?

Вычислите  значение числовых  выражений, используя алгоритм. Используя все данные выражения, составьте сложное выражение. Запишите его.

 315+621         936:9        107х6         104+642

Задание 3 (З)

В каком порядке выполняются действия в сложном выражении?

Определи порядок действий и найди значение выражения.

        5383 х 96 : (20+19+9) + 10399 + (47063 - 184) х 7

Задание 4 (П)

Верно ли, что скобки в сложном числовом выражении не влияют на его значение?

        4 х 15- 12 : 6

Расставь скобки в выражении разными способами.

Задание 5 (У)

 Поставь скобки так, чтобы равенство стало верным:

        25-16+7=2            144:12х3=4              25+12х3=111

Задание 5 (У)

    Задача на основе прайс- листа.

Задание 6  (У)

  Решите задачу, записывая решение числовым выражением.

        А)Площадка перед школьным крыльцом имеет размеры 12м Х 25м. Рабочий выкладывает плиткой 3кв.м в день. На сколько быстрее выполнит эту работу бригада из 5 рабочих при условии, что они работают с одинаковой скоростью?

       Б) две бригады выполнили эту работу за 12 дней. Одна бригада выкладывала 14кв.м в день. Какова производительность второй бригады?

Задание 7  (У) Рабочая тетрадь,  № 14.            с взаимопроверкой

Напишите, название города, в котором вы живете.

Расскажите о своем городе (поселке).

Я живу в …………..

Задание 8 (У)             с взаимопроверкой

Напишите свой домашний адрес:

Мой адрес: город ………….., улица ………………, дом ……, кв. …… .

Задание 9  (У)               с самопроверкой

Допишите каждое предложение, используя слова для справок.

Школьного врача зовут ______________________________.

В школе работает учительница _________________________________.

Слова для справок: Мария, Валерий Петрович, сестра, Дружок, Степа, Дымка, Роза Макаровна.

Сообщение учителя 

Приглашение – это обращение с просьбой  принять участие в чем-нибудь. Приглашение бывают: устные и письменные, которые содержат информацию о мероприятии и условиях его проведения.

Алгоритм оформления приглашения

Чтобы оформить приглашение, надо:

• использовать вежливое обращение;

• написать название мероприятия (день рождения, дискотека, концерт),

   которое будет проводиться;

• указать день и время проведения мероприятия;

• написать место проведения (адрес);

• написать имя   приглашающего.

Например: 

 Дорогая мамочка!

Приглашаю тебя на концерт. Приходи 7 марта в 12 часов в школу.

Ваня.

Задания 10 (З) Слайд 6

Расскажите алгоритм оформления «Приглашения».

Задания 11 (П)

Можно ли вручать приглашение без подписи, если делаешь это собственноручно? Обоснуйте свое мнение.

Задания 12 (У)

Создайте текст  «Приглашения» на концерт другу и оформите его.

Диагностические  задания:

Прочитайте текст, подберите подходящие по смыслу имена собственные, используя слова для справок, и напишите его.  

Напишите название текста.

Проверьте правильность  его оформления.

_____________

Летом _______  ________ отдыхает у  бабушки. Её зовут ______  _______. Они живут в поселке _________на берегу озера ________. Дом охраняет собака _________.  

Слова для справок:  Петров, Никита, Мария Ивановна, Горки, Дружок, Белое, Лайка, Нина, Лесное, Гришина, Иван Васильевич.

Познавательные умения:

- раскрывать значение выражения «виды имен собственных», «приглашение» и использовать их в активном словаре;

- различать имена собственные разных видов и обосновывать свое мнение;

- определять необходимость использования имен собственных в предложении и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения

- выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение.

Предметные умения:

- рассказывать о правописании имен собственных разных видов;

- рассказывать о своем городе;

- рассказывать алгоритм оформления «Приглашения»;

- подбирать к именам нарицательным соответствующие имена собственные;

- определять клички для кота, кошки и собаки;

- строить предложения с именами собственными;

- писать адрес проживания;

- писать имена собственные разных видов в тексте, используя известное правило;

- создавать и оформлять текст «Приглашения», используя имена собственные.

Блок Г. Диагностика качества освоения темы

Цель - установить степень усвоения темы, а именно:

-  писать имена собственные и нарицательные в тексте;

- определять имена собственные разных видов;

- проверять написание текста, вносить исправления.

Контрольное задание Слайд 12

Диктант

У Антона и Маши Ивановых живёт белый кот Пушок. Пушок любит катать мяч. Дети часто играют с котом.

Грамматические задания:

1.Подчеркните в тексте имена собственные.

2.Поставьте знак «+» над словом, которое обозначает фамилию человека.

Регулятивные умения:

 - проверять написание текста, вносить исправления.

Предметные умения:

- писать имена собственные и нарицательные в тексте;

- определять имена собственные разных видов.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый

результат  деятельности

• Стимулировать интерес, воображение к процессу создания и оформления приглашения на день рождения.

• Научить школьников:  

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- использовать приобретенные знания для составления и оформления  приглашения на день рождения.

- оформлять приглашение на день рождения;

- представлять результат свой деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

                     Ребята, необходимо в проекте «Лучший школьный двор» сохранить предложенные позиции, которые являются его преимуществами, но уменьшить стоимость выполнения работ до 1.000.000 рублей?

Информативный вариант Слайд 13

Составьте смету проекта «Лучший школьный двор», используя данные  прайс-листа и данный проект площадки. Дайте название своему проекту.

Импровизационный вариант Слайд 14

         Рассчитайте стоимость предложенных проектов и определите экономически выгодный вариант. Дайте ему название.

Эвристический вариант Слайд 15

         Используя данные  прайс-листа, составьте смету и план площадки и назовите свой проект.

Личностные умения:

 - проявлять творческое отношение к процессу создания  и оформления приглашения на день рождения.

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для составления и оформления  приглашения на день рождения.

Регулятивное умение

-  выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативное умение

-  адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- оформлять приглашение на день рождения.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.

I. Задание на самоанализ.  Слайд 16

Закончите предложения:

1 Мне важно правильно писать имена собственные, потому что……

2. Чтобы написать приглашение без ошибок, нужно ………….

II. Задание на самооценку.  Слайд 17

Закончите предложения:

Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) приглашением на день рождения, которое сделал …………..…………(сам, с помощью одноклассника, учителя).

Личностные умения:

 - оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью;

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Сформировать представление об именах собственных: образовании и видах.

Ввести правило написания имен собственных.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения темы

Личностные умения:

- проявлять позитивное отношение к процессу создания приглашения на день рождения.

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания при создании и оформлении приглашения» на день рождения.

Регулятивные умения:

- соотносить учебные действия с известным правилом.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- создавать и оформлять приглашение  на день рождения.

*Заполняется учителем по окончании изучения темы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-практикум по математике по теме "ВЫПОЛНЕНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ С МНОГОЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ"

Это урок обобщения и систематизации знаний по выполнению арифметических действий с многозначными числами....

Арифметические действия с многозначными числами.

Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнени...

Конспект урока математики по теме:"Действия с многозначными числами. Повторение." Программа "Перспектива" 3 класс

Данный материал представляет разработку интегрированного урока математики и музыки, что интересно провести в конце учебного года в период закрепления знаний.  Тема: Повторение изученного материал...

Арифметические действия над многозначными числами

Открытый урок по математике 4 класса. Тема"Орифметические действия над многозначными числами"...

Тема урока:"Арифметические действия над многозначными числами. Закрепление

Цель:1. повторить арифметические действия над многозначными     числамизакреплять знание таблицы измерения, увеличение и уменьшение числа в 10,100, 1000 разрассмотреть решени...

Модель урока по учебному предмету "Математика" в 4 классе на тему "Арифметические действия с многозначными числами"

Тема: Многозначные числа. Арифметические действия с многозначными числами. Цель: Закреплять навыки работы с многозначными числами. Задачи:Развивать математическую речь, мышление, навыки само...