открытый урок по математике 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)

Ооржак Джамиля Огаан-ооловна

Данный урок может понадобиться учителям начальных классов и математики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_matem3_kl.docx46.12 КБ

Предварительный просмотр:

Математика 3 класс

Тема урока: «Квадратный сантиметр».

Цели урока:

  • Познакомить с единицей измерения площади – квадратный сантиметр.
  • Учить находить площадь фигуры, использую новую единицу.
  • Закреплять умение решать составные задачи. Совершенствовать вычислительные навыки.

Оргмомент.

- Ждет нас сегодня работа важная:

Что мы знаем – будем повторять,

Что забыли – будем вспоминать.

В математике любая работа

Не обходится без устного счета.

  1. Устный счет.

У доски (2)

3•1+27=                6•2:3+26=

32: (16:2)=            4*8+27:3=

90- (6•0)=              100-6*5=

  • Назовите числа, которые делятся на 3: 12, 14, 15, 17, 18, 22, 23, 24, 25, 26, 30
  • 28 уменьшите в 4 раза. (7)
  • 9 увеличьте в 3 раза (27)
  • 60 уменьшите на 2 (58)
  • Повторите таблицу умножения на 7.
  • 1) 7 увеличить в 4 раза (28)
  • 2) 49 уменьшить в 7 раз (7)
  • 3) Первый множитель 9, второй 6. Найдите произведение (54)
  • 4) Найдите частное чисел 40 и 10 (4)
  • 6) Произведение двух чисел равно 30. Первый множитель 6, найдите второй множитель (5)
  • 7) Во сколько раз 48 больше 8? (6)

ВзаимопроверкаПроверка по эталону (7, 27,58,7,28,7, 54,4,5,6)

Записать число и классная работа.

Экран№2 Площадь

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке познакомимся с единицей измерения площади и будем учиться находить площадь фигуры, используя новую единицу. А как называется эта единица измерения площади узнаем позже.

- Чтобы площадь измерять,

Очень важно мерки знать.

Мерки непростые, плоские такие:

  1. Работа над новой темой.

-Какие меры длины знаете? мм СМ ДМ М КМ

-Какими единицами пользуются для измерения площади ? Единицы площади???

-Математики договорились измерять площади разными квадратными единицами. И сегодня мы будем знакомиться с одной из квадратных единиц. Отгадайте, как называется тема сегодняшнего урока? С какой квадратной единицей будем знакомиться?

(Показать 1 см2

- Посмотрите, что это за фигура начерчена на доске? (Квадрат.)

- Чему равна сторона этого квадрата? (1 см.)

- Какое свойство квадрата вы знаете? (Все стороны равны.)

– На ваших картах лежат мерки.

- Какую форму они имеют? (квадрат)

- Измерьте стороны ваших квадратов.

- Какой они длины? (1 см)

- Начертите в тетради отрезок длиной 1 см – это линейная единица.

- Что мы измеряем в см? (Отрезки, длины сторон фигур)

- Подумайте и скажите, чем отличаются две эти фигуры? (Показать квадрат и квадратную рамку).

- Посмотрите, форма у них одинаковая, только внутри одного из них пустота, можно пронести даже предмет (демонстрирует), а можно ли выполнить такие действия со вторым квадратом? (Нет)

- Эта фигура плоская. Такими мерками измеряют площади фигур и называют единицы площади.

- Наполните, какая длина сторон квадратов на ваших картах? (1 см)

- Начертите такой квадрат в вашей тетради и раскрасьте его.

- Так вы получили единицу площади см2 – квадратный сантиметр.

- Записывают так: см2. 5 см2. 19см2 27см2. -бижиир

- Сколько у каждого из вас квадратов? (один)

- Цифра вначале записи говорит, что это 1 см2.

4. Предлагаю начертить в тетради квадрат со стороной 4 см. (Дети чертят).

- А сейчас посчитайте, сколько в нем см2, используя мерку. (Дети считают). Ответы детей.

- Как вы думаете, это удобный способ? (не очень)

- Кто предложит другой способ. (Разбить большой квадрат на см2.)

- Сделайте это.

- Сколько насчитали квадратов? (16)

Значит площадь данного квадрата 16 см2

Записывается это так: S= 16 см2 (на доске)

- Каким способом вы считали? (по вертикали, по горизонтали).

5. Работа по учебнику. Стр.58

А) – Прочитайте параграф на стр.58, вверху.

- Что вы можете сказать о наших рассуждениях? (Мы правильно рассуждали).

- Какую единицу площади мы сегодня узнали? (Квадратный сантиметр).

- Что такое квадратный сантиметр? (Квадрат со стороной 1 см)

Б) Закрепление - №1 стр.58

- Найдите площади фигур в №1 – стр.58

- Сколько см2 в первой фигуре? (8 см2)

- Сколько см2 во второй фигуре? (7 см2)

- Что скажите о площадях этих фигур? (Площадь больше у фигуры голубого цвета).

Практическая работа в парах.

Каждая пара получает конверт (смотрите приложение №1) , в котором находятся

Геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник)

Таблица

Задание для учащихся:

Измерьте площади фигур, заполните таблицу и сделайте вывод.

Измерь площади фигур. Заполни таблицу.

Название фигуры

Площадь фигуры (см2)

1

2

Вывод: самую большую  площадь имеет ____________________________

Меньше всех площадь у ________________________________________

Что такое палетка?

      Палетка - прозрачная пластинка с нанесенной на нее сеткой квадратов, служащая для вычисления площадей на планах и картах.

Игра «Светофор»: Дети на вопрос учителя показывают сигнальной карточкой правильный ответ.

1.Если у квадратика сторона 1см – площадь его равна …1см2  (кызыл)

2. Если у квадрата сторона 1м – площадь его равна …1м2     (сарыг )

3. Если у квадрата сторона 1дм – площадь его равна …1дм2 (ногаан)

6. Физкультминутка

- Вы наверное, устали?

Настало время отдыхать.

Предлагаю усталость

Физкультминуткой снять.

(Дети встают. Туловище влево, вправо – наклоны, встали на носочки, потянулись, руки влево, вправо).

- Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся.

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется. (Дети садятся).

  1. Работа над пройденным материалом.

А) Задача №5 стр.58.

Прочитайте условие задачи.

- Что надо узнать в задаче?

- Что в задаче известно? Можем сразу ответить на вопрос задачи?

- Что необходимо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Из скольких кг свежей малины получается 1 кг сухой)

- Это можно узнать? (Да)

- Как? (Разделить 21 кг свежей малины на 3 части)

- Сколько получили? (7 Кг)

- А сейчас мы сможем узнать, сколько взяли свежей малины, чтобы получить 5 кг сухой? (Да)

- Как (Умножить) (Решение записать на доске и в тетради)

1) 21 : 3 = 7 (кг) – взяли свежей малины, чтобы получить 1 кг сухой.

2) 7 * 5 = 35 (кг)

Ответ: 35 кг.

Пример№8

 1-2 столбик-слабые, 3 столбик-средние, 4 столбик -сильные

Б) Задача №4 (устно)

- Отгадайте загадку.

Я грациозна и красива,
И людьми давно любима,
И вспахать я помогу,
И до рынка отвезу 
(Лошадь.)

- Лучшие в мире верховые лошади, ценящиеся очень дорого, обитают в Персии. Движения этих лошадей легки. В походах они мужественны и выносливы, но характером возбудимы и гневны. Большого роста, элегантны.

Сохранились свидетельства о привязанности таких лошадей к своим хозяевам. Отдалённым потомком знаменитых персидских лошадей была кобыла Лизетта, принадлежавшая Петру I. О ней рассказывали легенды: будто бы она, не видя Петра несколько часов, вырывалась из конюшни, невзирая на замки и стражу, и бегала по лагерю, разыскивая царственного хозяина, никому не даваясь в руки. Только сам Пётр мог увести её в конюшню. Верой и правдой служила она царю. Теперь её чучело хранится в одном из музеев Санкт-Петербурга.

- Что ещё интересного узнали? (Сколько лошадь съедает овса.)

- Что известно?

- Что нужно узнать?

- Сразу можем ответить на главный вопрос?

- Значит, задача какая? (На приведение к единице.)

- Для того, чтобы узнать, сколько лошадь съедает за 6 дней, что нам нужно знать? (Сколько съедает за 1 день.)

- Что нужно знать для того, чтобы узнать, сколько она съедает за 1 день? (Сколько всего килограммов и всего дней.)

- Посмотрите внимательно, есть ли у нас в условии такие данные?

- Составляем план решения.

1) /

2)• Выражение 32:4•6=48 кг.

Решение. Проверка по эталону.

- Прочитайте задачу №4 (хором)

- Что надо узнать в задаче?

- Как вы думаете, можно сразу ответить  на вопрос задачи? (нет)

- Что мы должны знать? (норму выдачи овса на 1 день)

- Это мы можем найти? (Да)

- Как? ( 32 : 4 = 8 (кг) – потребуется на 1 день лошади)

- А сейчас мы можем узнать, сколько кг овса необходимо лошади на 6 дней? (Да)

- Как? ( 8 * 6 = 48 (кг))

- Ответили на вопрос задачи? (Да).

- Прочитайте задание №2

В) Выполните задание №2 (на доске)

- Что значит уменьшить на 40?

- Что значит уменьшить в 4 раза?

Работа в группах

Найдите пллощадь учебника, тетради, линейки и дневника.

VI. Самостоятельная работа. (№ 2,3 – с.58)

В) Выполните задание №2

- Что значит уменьшить на 40?

- Что значит уменьшить в 4 раза?

- Какая получится запись?

( 72 – 40) : 4 = 8

- Почему поставили скобки? (Потому что результат надо разделить на 4).

(56 – 40) : 4 = ……; (48 – 40) : 4 = …….; ( 64 – 40) : 4 = …..

1 вариант №2 (72-40):4=8       (56-40):4=4       (48-40):4=2         (64-40):4=6

2 вариант  №3 (12:4)•7=21     16:4•7=28            20:4•7=35            24:4•7=42

№9ар 59

8. Домашнее задание.

  • №7– стр.58
  • Задача №6 – стр.59
  • Стр.59 – задача на смекалку.

  1. Итог урока

Дети делают вывод: для измерения длины используют см, а для измерения площади см2

- Какую единицу площади мы сегодня узнали? (см2)

- Что такое квадратный сантиметр? (квадрат со стороной 1см2)

-  А завтра мы узнаем, что не обязательно фигуру разбивать на квадратные сантиметр, чтобы найти площадь фигуры.

Ваше настроение. Выберите значок вашей позиции на уроке:

На уроке было много непонятного, устал

На уроке  узнал новое, всё было понятно

Хочу ещё узнать что-нибудь о площади.

10. Оценки за урок.

Я узнал (а) ….. .

Я научился(ась)…… .

Мне понравилось …….. .

- Оцените свою работу на уроке.

Лист самооценивания

Устный счет

Практическая работа

Самостоятельная работа

Решение задач

Решение примеров

Как усвоил новый материал (справился с заданием под чертой)

Оценка за урок

11. Работа в тетради на печатной основе. (дифференцированное задание)

А) стр.31

- Каждый выберите себе 1 задание: 71, 72, 73, 74 и выполните его самостоятельно

- Урок окончен. Отдыхайте.

Тема «Единица площади – квадратный метр»

Цель: создать условия для ознакомления с новой единицей площади – квадратным метро

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Приготовились учиться.

Ни минутки не лениться,

Не скучать, не отвлекаться,

А стараться и стараться.

- Сегодня на уроке математики я желаю вам сделать для себя открытие, получить новое знание. А сейчас продолжим постигать тайны этой сложной и интересной науки.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

А) « Интеллектуальная разминка» (Слайд 2)

1) Даны числа: 2, 3, 5, 9. Три из них перемножили и получили 90. Какие числа перемножили? (2х5х9=90)

2) Сумма пяти одинаковых чисел равна 30. Чему равно каждое число? (30:5=6)

3) Игра в «Лото» (Математический диктант)

- В таблице нужно вычеркнуть числа, которые получатся в результате выполнения действий. Должны остаться 7 чисел.

1) 7 увеличить в 4 раза (28)

2) 72 уменьшить в 8 раз (9)

3) Первый множитель 9, второй 6. Найдите произведение (54)

4) Найдите частное чисел 40 и 10 (4)

5) Найдите число, в котором десятков в 8 раз больше, чем единиц (81)

6) Произведение двух чисел равно 30. Первый множитель 6, найдите второй множитель (5)

7) Во сколько раз 48 больше 8? (6)

8) Найдите произведение 5 и 9 (45)

ВзаимопроверкаПроверка по эталону (Слайд 2)

- К этим числам мы вернемся в конце урока.

4) Среди геометрических фигур найдите прямоугольники. (Слайд 3-4) Докажите. Что знаете о прямоугольниках?

Б) Работа в парах.

1) -Достаньте из конверта фигуры. Сложите из них прямоугольник. Найдите его площадь. Запишите в тетрадь. Можно пользоваться алгоритмом.

Алгоритм нахождения

площади прямоугольника

1. Измерить длину.

2. Измерить ширину.

3. Найти произведение полученных чисел

(в одинаковых единицах)

- Какой единицей измерения длины пользовались? (см). В чем измеряли площадь? (кв. см) (Учитель вывешивает карточки на доску). Что такое кв. см? (Квадрат со стороной 1 см) (Прикрепляет модель квадрата на доску)

9. Рефлексия учебной деятельности.

Подведем итог урока. Вспомните, какую цель ставили перед собой. Продолжите предложения (Слайд 15)

Я узнал (а) ….. .

Я научился(ась)…… .

Мне понравилось …….. .

- Оцените свою работу на уроке.

- Кто уверен, что хорошо понял новый материал, отлично работал, был внимательным и старательным, встаньте, прикрепите ваши значки на картинку

Конспект урока математики в  3 классе по ФГОС.

Тема урока:

Квадратный сантиметр

Цели

Образовательная:

Познакомиться с новой единицей измерения площади – квадратным сантиметром.

Развивающая:

Создать условия для развития познавательного интереса, внимания, памяти, мышления, воображения.

Развивать вычислительные навыки и умение решать задачи.

Воспитательная

Создать условия для развития интереса к предмету, формировать ключевые компетентности: рефлексивную, коммуникативную, технологическую.

Оборудование

для ученика:

Учебник, тетрадь, карточки для самостоятельной работы и домашнего задания,

Для практической работы: геометрические фигуры, палетка, таблица, инструкция.

Для самоконтроля и рефлексии: сигнальные карточки, листы самооценивания, смайлики.

для учителя:

Презентация, ноутбук, проектор

Ход урока:

Организационный момент

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке

Ручка, книжка и тетрадка?

Устный счет

 Слайд 2

 Сегодня Квадрик -  путешественник. Он решил подняться на гору, но гора эта не простая, а математическая. Чтобы забраться на ее вершину нужно выполнить несколько заданий.

Слайд 3

  1. Найдите произведение чисел.  

2 и 7           3 и 9        4 и 8         5 и 5

6 и 4           7 и 7        8 и 9         9 и 4

9 и 6           8 и 2        7 и 6         6 и 5

5 и 3           4 и 7        3 и 8         2 и 9

Слайд 4

  1. Квадрик начал свой подъем, но перед ним оказался огромный камень. Чтобы его сдвинуть, надо вычислить  значения выражений:

Слайд 5

90:(3×3)×3=                       6×(15:5)+12=

(6+15):7×8=                       30+12: 2- 8=

 Слайд 6

  1. Поднявшись еще выше, Квадрик решил перекусить. В рюкзаке у Квадрика пирожки с капустой и с яблоками.

Слайд 7

К.-  3п.

Яб.-? в 4 р.бол.

}?

К-    3п.

Яб .-?на 4бол.

}?

  • Составить и решить по кратким записям задачи;
  • Сравнить решения задач.

Слайд 8

У Квадрика в одном кармане лежали шоколадные конфеты, а в другом - карамельки.

Используя числа и знаки  3, 6, +,-, ×,:  

Составьте задачи, чтобы они решались сложением, вычитанием, умножением и делением.

В лист самооценивания  учащиеся выставляют себе оценку за устный счет.

Знакомство с новым материалом.

Постановка проблемы.

 Слайд 9

  Квадрик уже почти у вершины. Но что это? Перед ним отвесная скала, в одиночку ее никак не преодолеть. Нужна ваша помощь. Но, чтобы помочь Квадрику нужно очень постараться и выполнить все задания, которые встретятся нам на уроке.

    Показываю два одинаковых  прямоугольника, расчерченные на разные по величине  квадраты .

- Что это за фигуры?

- Вспомните, чему мы учились на прошлом уроке? (Сравнивать фигуры по площади)

- Назовите  способы сравнения  площадей фигур? (На глаз, наложением, разбивая на квадраты.)

- Вычислите площадь этих прямоугольников.

- Почему у вас получились разные результаты? (Прямоугольники разделены на квадраты разной величины)

 - Как быть? Как поступить в такой ситуации? Разобраться в этом нам поможет учебник.

Откройте стр. 58

Постановка темы и целей.

Знакомство с новым материалом

Первичная проверка понимания учебного материала

Физкульт- минутка

        

Практическая работа в парах

 

Закрепление ранее изученного материала

Домашнее задание.

Диагностика результата урока

Рефлексия достижения цели

- Прочитайте тему урока.

Записываю на доске: «Квадратный сантиметр».

- Скажите, что мы должны узнать, чему научиться?

(Дети называют цели урока, при необходимости корректирую)

- Прочитайте по учебнику новый материал.

- Скажите, что такое квадратный сантиметр?

(Квадрат со стороной 1 см, единица измерения площади)

- Найдите на рисунке и  покажите, как выглядит  квадратный сантиметр.

- Начертите его в тетради.

- Как записать кратко один  квадратный сантиметр?

(Ученик выходит к доске и записывает 1см2 )

- Как записать кратко        

5 квадратных сантиметров, 19 квадратных сантиметров, 27 квадратных сантиметров?

Наклоняемся с хлопком

И с хлопком потом встаем.

Вниз и вверх, вниз и вверх,

Ну-ка, хлопни громче всех!

На одной ноге мы скачем,

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже,

Очень долго прыгать можем.

Головой вращаем плавно,

Смотрим влево, смотрим вправо.

И пройдемся мы немного,

И вернемся вновь к уроку.

Просмотр нового материала в электронном приложении к учебнику.

- Как при помощи квадратного сантиметра измерять площади фигур?

(Разбить фигуру на квадратные сантиметры и сосчитать их количество)

Работа с учебником, с. 58, №1 (дети читают задание, объясняют, делают вывод)

- Ребята, давайте вернемся к заданию с прямоугольниками. Почему у двух одинаковых прямоугольников получились  разные площади? (Сравнивая фигуры, нужно использовать одинаковые единицы площади)

Каждая пара получает конверт (смотрите приложение №1) , в котором находятся

  1. Геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, многоугольник)
  2. Палетка
  3. Таблица
  4. Инструкция

Задание для учащихся:

Измерьте площади фигур , заполните таблицу и сделайте вывод.

Слайд10.

Что такое палетка?

      Палетка - прозрачная пластинка с нанесенной на нее сеткой квадратов, служащая для вычисления площадей на планах и картах.

 Слайд 11

Если кто-то из инструкции не понял, как пользоваться палеткой - обратитесь за помощью к учителю.

Выполнение практической работы.

Проверка заполнения таблицы.

Слайд 12

Оцените результат работы в листе самооценивания.

Самостоятельная работа.

Учащиеся получают задание на карточках. (См. приложение №3 )

Проверка

Слайд 13

Отметка  в лист самооценивания.

- С какими трудностями вам пришлось столкнуться в самостоятельной работе?

На обратной стороне карточки другой вариант аналогичной работы. Выберите задание, в котором вы допустили ошибки, и попытайтесь дома его решить правильно.

Ребята, которые не допустили ошибок, решают  задачу  на смекалку. (см приложение №3 задание * )

Итак, ребята, подводим итоги урока. Выяснить на сколько хорошо вы усвоили новый материал поможет задание под чертой, с. 59

Самостоятельное выполнение задания.

Проверка.

Отметка в лист самооценивания.

Вывод:

- Что хорошо получается?

-На что следует обратить внимание и еще поработать?

- Достигли ли вы поставленной цели?

- Смогли ли помочь Квадрику подняться на вершину?

Слайд 14

   Выберите смайлик, подойдите к доске и прикрепите его на гору туда, на какой уровень удалось подняться вам.

- Какую оценку вы бы поставили себе за урок?

  Спасибо всем за работу. Урок окончен.

Приложение №1

Лист самооценивания

Устный счет

Практическая работа

Самостоятельная работа

Решение задач

Решение примеров

Как усвоил новый материал (справился с заданием под чертой)

Оценка за урок

Приложение № 2

Инструкция:

  1. Наложи палетку на фигуру, выровняй края.
  2. Сосчитай, сколько квадратных сантиметров поместилось на фигуре.
  3. Запиши данные в таблицу.

Примечание: два неполных  квадрата считать за один.

Измерь площади фигур. Заполни таблицу.

Название фигуры

Площадь фигуры (см2)

1

2

3

Вывод: самую большую  площадь имеет ____________________________

Меньше всех площадь у ________________________________________

Задания для домашней работы.

  1. За день продали 36 пирожков с мясом, а с капустой в 4 раза меньше. Сколько всего пирожков продали?
  2. Вычисли, записывая решение столбиком.

50 – 32         45 + 15

48 + 18         51 – 17

76 – 48          67 – 24

  1. Длина отрезка МК – 8 см, длина отрезка СВ – 4см. Начерти отрезки и определи, во сколько раз отрезок  СВ  меньше отрезка МК.

4* Ломаная линия состоит из пяти звеньев.  На сколько сантиметров больше станет длина ломаной, если каждое звено увеличить на 4 см.

Задания для групп

- Решить цепочки примеров и найти сумму их значений.

На доске 6 листов с ответами. Выполнив задание правильно, дети находят свой ответ, переворачивают листочки и собирают картинку.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс"

Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс". Фрагмент урока был дан на районном семинаре г. Химки Московской обл. "Новейшие ИКТ в начал...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013

Конспект  открытого   урока  по математике  во 2 «Б» классе УМК  «Начальная школа 21 века  Тема Полёт  к звёздам.  (интегрированный урок по математике и ху...

Открытый урок по математике по теме " Таблица умножения и деления с числом 9." ФГОС в 3 "б" классе 29.11.2017 года . Уровень муниципальный . Показан опыт работы на уроке математики учащегося с ОВЗ.

Урок изучения нового материала проведён по  теме "Таблица умножения и деления  с числом 9" ФГОС  на муниципальном уровне по программе "Школа России"....