проект
проект по математике (2 класс)

Баазан Людмила Сонай-ооловна

Развитие познавательных интересов на уроке математики у учащихся начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx134.19 КБ

Предварительный просмотр:

Баазан Людмила Сонай-ооловна

учитель начальных классов

муниципального

бюджетного общеобразовательного

учреждения Хорум-Дагской средней

общеобразовательной школы

Дзун-Хемчикского кожууна

Республики Тыва.

Проект:

«Развитие познавательных интересов младших школьников на уроке математики»

Тема: Развитие познавательных интересов младших школьников на уроке математики

    Цели:

     1.Развитие познавательных интересов младших школьников через использование     современные педагогические технологии.

     2. Повышение качество знаний учащихся.

Задачи:

1.Развивать познавательный интерес, творческие способности.

2.Формировать навык у учащихся выполнения заданий разного характера.

3.Формировать навык у учащихся выполнения теста на русском языке.

4.Развивать интерес к предмету через внеурочные задания

Технология:

1.Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании

2.Информационная технология.

3.Проблемное обучение.

4. Педагогическая технология «Теория и опыт»

Гипотеза:

Если мы, учителя начальной школы будем работать по такой системе, то:

  • формируем у детей познавательный интерес, научим самостоятельно составлять

задачи по схемам или по краткой записи;

  • формируем у детей логическое мышление, сознательных прочных навыков
  • формируем у учащихся умений и навыков работать над тестами и других видов контрольной работы из центральных газет и учебников.
  • сформируем творческие способности;
  • в конечном итоге наши дети будут в какой-то степени подготовленными к новой

системе аттестации (к ЕГЭ), т.к. дети с начальных классов понимают содержание

заданий;

  • я надеюсь, что, в конце концов, мы будем выпускать настоящих современных, вооруженных знаниями и умеющих пользоваться современными

техническими средствами обучения (Интернетом) учащихся

Ожидаемый результат

К концу IV класса обучающиеся должны уметь:

  • логически рассуждать, обобщать, сравнивать, сделать выводы;
  • читать, записывать числа в пределах миллиона;
  • выполнять устные вычисления в пределах 100;
  • выполнять письменные вычисления в пределах 1000;
  • по заданной схеме или краткой записи составлять и решать задачи;

 решать уравнения;

  • находить длину отрезка, ломанной, периметр многоугольника; узнавать время по часам.

Знать:

  • названия и последовательность чисел в натуральном ряду;
  • названия и последовательность первых трех классов;
  • названия компонентов;
  • правило о порядке выполнения действий;
  • виды углов: прямой, острый, тупой.

Вывод

   Работа по новой программе Моро М.И. с использованием современных образовательных педагогических технологий позволяет мне сделать вывод о том, что обучение математике развивает познавательный интерес, логическую сторону интеллектуальных способностей ученика и закладывает прочную основу для изучения предметов на последующих ступенях обучения.

           В практике своей работы мы убедились, что сознательное и прочное усвоение знаний учащимися происходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует так организовывать на каждом уроке, чтобы учебный материал становился предметом активных действий каждого ученика. Сегодня мы являемся свидетелями того, что многие учителя находятся в творческом педагогическом поиске, отходят от тех стандартов, которые сложились десятилетиями. Время требует  от  нас творческого подхода к своей работе. И эта задача должна решаться не только в рамках предложенной нам программ, но и за пределами ее содержания.

         Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов.

    Чтобы развивать познавательный интерес младших школьников на уроке математики нужно применять современные педагогические технологии. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса в системе современного образования. Содержание образования обогащается новыми умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированные взаимодействия педагога с учащимися. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека, как личностно - ориентированный подход в обучении и воспитании.

          Технология личностно - ориентированного обучения и воспитания.

Обычно выражение «личностно-ориентированное» сочетает словом «образование», подразумевая под этим новую, гуманную Модель образования, характерную для XXI в. Более точным названием образования нового времени. Технология личностно- ориентированного обучения и воспитания играет роль объединяющего начала для всех других технологий. Причем это объединение носит системный характер, где для каждой технологии определены свое место и роль. Это объединение технологии расположены в определенной последовательности, дополняя, и усиливая друг друга.

Информационно-коммуникативная технология

   Педагогические технологии также способствуют эффективной реализации принципа информатизации: они усиливают гуманистическую направленность информационных технологий. В частности, взаимодействуя с технологией дифференцированного обучения, ИКТ на уроке приобретает адресный характер. Подбираются с учетом особенностей конкретного класса. Взаимодействуя с технологией проблемного обучения и воспитания, ИКТ помогают учащимся на более глубоком уровне понять исследуемую проблему или проблемную ситуацию. Вступая в диалог с технологией личностно- ориентированного обучения и воспитания, ИКТ могут усиливать развитие тех личностных качеств, которые заложены в цель урока. Интеграция ИКТ с технологией проблемного обучения и воспитания создает благоприятные условия для повышения мотивации учебной деятельности. Роста познавательного интереса. Взаимодействие с технологией рефлексивного обучения и воспитания помогает более эффективно проверить уровень понимания учебной информации.

    Что означает выражение «личностно-ориентированное обучение и воспитание»?

Это означает, что обучение и воспитание должны быть направлены на развитие личности учащихся.

Основные качества личности

Область.

Личностные качества.

Проявления личностных качеств.

Физическая.

Собственно физические.

Физическая сила, гибкость и стройность тела.

Психофизические.

Здоровье, выносливость, ловкость, координация движений, мелкая моторика.

Мыслительные качества + психические процессы, влияющие на познавательную деятельность.

Самостоятельность, глубина, эрудиция, гибкость, открытость (восприимчивость к новому), системность, прагматичность, аналитичность, аргументированность, рефлективность мышления, интуиция, воображение и.т.д. Внимание. Память. Восприятие.

Речевые.

Правильность, выразительность, ясность, точность, краткость, уместность, логичность, этикетность.

Психосоциальная

Эмоционально-чувственные.

Этические (любовь, достоинство, честь, патриотизм, совесть), эстетические (чувство прекрасного, эстетический вкус), интеллектуальные проявления (любознательность, чувство юмора). Культура эмоций и чувств (управление отрицательными эмоциями)

Поведенческие.

Активность, воля (целеустремленность, настойчивость, упорство, внутренняя дисциплина), организованность, аккуратность, вежливость, тактичность, корректность, ответственность, пунктуальность, артистизм (умение играть разнообразные роли в жизни)

Коммуникативные

Толерантность, умение слушать и слышать, умение учитывать особенности собеседника, аудитории, открытость, искренность, коллективизм.

Творческие.

Исследовательские, художественные, технические умения.

Важно подчеркнуть, что личностные качества необходимы человеку на протяжении всей его жизни, чтобы быть здоровым, успешным и счастливым. Если учитель не развивает те или иные качества детей средствами учебного предмета, то его деятельность является неэффективной и даже вредной: во-первых, разрушает здоровье детей, во-вторых, способствует деградации (ухудшение)! Подтверждением сказанному является политика ЕГЭ: тестовые задания по большинству предметов рассчитаны на механическое запоминание конкретных фактов. Естественно, учителя следуя этой политике, занимаются натаскиванием, а не развитием!

Благодаря каким процессом можно осуществлять полноценное развитие личностных качеств? Известны два процесса: обучение и воспитание. Их объединяет то, что у них общая цель - развитие личностных качеств учащихся. Их различают средства: в обучении основное средство развития - учебный предмет; в воспитании - личный пример, индивидуальная работа, досуговая деятельность. Тем не менее, обучение и воспитание не всегда выполняют развивающую функцию. Что подтверждают последствия традиционной системы образования.

Как направить обучение и воспитание на развитие личностных качеств? Что необходимо сделать, чтобы обучение и воспитание стали развивающими?

Существует два подхода к развитию: методический и концептуально-методологический.

 В основе методического подхода лежит применение методик развивающего обучения и воспитания. Концептуально-методологический подход к обучению и воспитанию позволяет учителю:

  • осознать необходимость и ценность развития человека;
  • понять, что развитие человека - главная цель образования;
  • осуществить системный подход к развитию: разработать систему уроков и воспитательных мероприятий, направленных на развитие личностных качеств.

   Концептуальное осмысление обучение и воспитание означает разработку концепций преподавания учебных предметов или концепций воспитательной деятельности. Разработка концепции - это исследовательская деятельность, требующая от учителя активной мыслительной деятельности, творческого воображения, самостоятельности мышления.

Формирование познавательных интересов в обучении.

     Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников - это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

 Каковы же пути осуществления этой задачи?

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться  Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.

   Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время
только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и
поражающему воображение. К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы

стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое. Все значительные явления жизни, должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию. Интересу к познанию содействует показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.

   Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

    Успешное обучение математике младших школьников требует от учителя не только методического мастерства, но и глубокого понимания сути математических понятий и творческих работ. Во время уроков математики можно наблюдать снижение у детей интереса к изучаемому материалу, если повторяются одни те же способы обучения. Однообразная работа утомляет маленького школьника. Поэтому я выбрала эту проблему, так как учитель должен не только доступно объяснить изучаемый материал. Но и сделать так, чтобы ученики были сами заинтересованы изучаемым предметом, чтобы им было интересно рассуждать логически, чтобы у них развивалось внимание, мышление и воспитание. Учитывая это, на протяжении всего периода начального обучения математике, я стремлюсь разнообразить деятельность школьников, пробуждая их активность, самостоятельность, вызывая у них заинтересованность в том, что происходить на уроке.

       Основной целью моей работы является разнообразить деятельность учеников и вызвать их интерес к урокам математики.

      Для достижения своей цели я каждый урок стараюсь проводить в нетрадиционной форме: урок-игра, урок - сказка, урок -путешествие, урок-практикум, урок-аукцион, урок-помощь так, как в младшем школьном возрасте изучаемый материал хорошо усваивается в игровой форме. На уроках эффективно использую частично-поисковые и объяснительно-иллюстративные методы обучения. И включая в учебную деятельность содержательно - логические задания, направленные на развитие внимания, памяти, мышления и воспитания. На  каждом уроке применяю разные карточки, перфокарты, тесты и другие задания и провожу разные виды заданий, например:

Фрагмент из урока.

- Видите, как красиво оформлена обложка учебника? Что нарисовано на обложке учебника?

- На обложке учебника нарисованы цифры.

-Кто знает, какие эти цифры?

- 1.2.3.

- Как вы думаете, чему мы научимся по этому учебнику?

- Мы научимся считать, решать примеры.

- Молодцы ребята, как вы догадались?

 - Еще кого вы видите на картинке?

 - Медвежонка.

 -Что он делает?

- Он собирает грибы.

 - Какой он медвежонок?

 - Он маленький.

 - Чего он хочет узнать?

 - Он желает научиться считать.

 -Кто знает какие цифры тут нарисованы?

 -1,2,3.

 - Кто умеет считать до десяти? (Дети считают до десяти)

Сосчитайте, пожалуйста, сколько грибов (елок, листьев, ягод, цветов).

 -Давайте полистаем страницы учебника.

Видите какие красивые картинки нарисованы в учебнике. По этому учебнику мы научимся считать, решать примеры и задачи.

Еще есть у этой книги печатные тетради (знакомятся с тетрадью).

 -Вам понравилась эта книга?

- Почему?

- Да, мне понравилась эта книга, потому что там нарисовано много игрушек, зверюшек и фигур.

 - Хотите научиться считать?

- Да, хотим.

-Молодцы, дети.

- А теперь прижмите, пожалуйста, учебник к себе, аккуратно потрогайте.

- Что вы чувствуете?

- Мне нравится эта книга, я уже влюбилась в нее.

-Молодцы, дети, вот мы уже познакомились с учебником.

Автор этих учебников М.И.Моро. Она написала эту книгу давно. К этому учебнику прилагаются печатные тетради в 2-х частях. Учебник тоже в 2-х частях.

А в конце учебного года тоже провели прощальный урок. Урок-практикум.

Вот ребята, закончился первый учебный год. И мы прощаемся с учебниками 1 - го класса. У нас урок математики не обычный, а урок - практикум.

Давайте, покажем нашим гостям, родителям чему мы научились делать на уроке математики.

  1. Решив каждый пример, запиши букву, соответствующую найденному числу. Прочти название геометрической фигуры:

1) □ + 1 = 18

  1. 13- □= 12          0        -1 = 12

Расшифруй.

  1. Вычисли с устным объяснением

Задача на смекалку.

3) Узнай по рисунку массу 1 котенка ( Все эти котята одинаковой массы).

  • А теперь скажите, пожалуйста, чему вы научились?

На практике использую игровую педагогическую технологию. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Игра «Экзамен»

Каждый ученик выбирает билет. В нем написана 1 задача и по 6 примеров на сложение и вычитание. Учащиеся сначала решают в тетрадях, а потом покажут учителю готовый ответ.

  • Молодцы, дети. Вы все у меня умницы. Дается задание на лето. Вот ребята кончился учебный год. За лето вы все равно будете скучать по математике. Не забывайте предмет, у всех имеются учебники и тетрадь.

Самостоятельная работа.

Самостоятельное выполнение задания - самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика.

Организация самостоятельной работы - самый трудный момент урока. Дело в том, что к моменту проверки работы всегда находится в классе 1- 2 учеников, которые с заданием не успели справиться, а ждать их - значит терять время. Поэтому учитель обычно начинает проверять самостоятельные работы. Те,  кто выполнили задания, включаются в работу, а те, кто не выполнил, фактически переписывают решения в тетради. Организуя, таким образом, проверку, учитель в какой-то мере помогает ученикам, которые не справились с заданием. Но верный ли это путь? В конечном итоге в классе образуется группа, которая изо дня в день полностью не справляется с самостоятельной работой и привыкает дописывать задания во время проверки. Как научить ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.

Учебные пособия по математике

Для организации самостоятельной работы детей над новым учебным материалом необходимо предусмотреть некоторые упражнения, задания, вопросы, дополняющие материал учебника. На этапе закрепления часто бывает полезно организовать самостоятельную работу, так чтобы каждый ученик работал над индивидуальным заданием, подобранным с таким расчетом, чтобы оно было посильно ему, учитывало бы особенности его подготовки.

В решении этих задач учителю помогают педагогическая технология «Теория и опыт», пособия, карточки, тесты, сборник контрольных работ и материалы из журналов «1 сентября», «Начальная школа» и печатные тетради, самодельные перфокарты.

Приведу несколько примеров. Например, игра «Заметь все!» для 1 кл. На наборном полотне выставляю в один ряд 7-8 картинок с изображением предметов. Предлагаю детям рассмотреть предметные картинки. Время фиксирую (не более 10 с). Затем закрываю и предлагаю детям перечислить их, назвать последовательность. Меняю местами 2-3 картинки и спрашиваю, что изменилось на наборном полотне. Убираю одну из картинок и спрашиваю, какая картинка исчезла, прошу списать ее. Эту игру можно проводить с теми же заданиями, но заменив предметные картинки геометрическими фигурами. Ученикам задаю соответствующие вопросы: какие фигуры изображены на рисунке? Сколько их? Какого они цвета? В какой последовательности изображены?

Прошу каждого ученика расположить эти фигуры на парте, используя для этого индивидуальный счетный материал. Стараюсь, чтобы все ученики в классе проделали работу, ни один не остался равнодушным.

Эти задания я использую при сравнении групп предметов, в знакомстве с понятием «Столько же». Делаю запись на доске и вывешиваю табличку, на которой изображена тувинская национальная обувь. Прошу внимательно рассмотреть ее и составить соответствующие примеры:

1+1=2             2—это 1 и 1               2-1=1

Итак, на каждом уроке в урок формируется навык устного вычисления. В результате подвожу детей к выводу: если к 1 прибавить 1 то получится 2; если из 2 вычесть 1, то

получится 1.

Все задания сопровождаю яркими наглядными материалами. Формирование вычислительных навыков трудоемкая и скучная работа, если учитель не будет вносить разнообразия в ее организацию.

Опорные схемы

Овладение новыми, более совершенными способами познавательной деятельности содействует углублению познавательных интересов в большей мере тогда, когда это осознается учащимися. Именно это и является источником радости.

Использование народной педагогики.

Работая более 40 лет  учителем начальных классов, я увлеклась народной педагогикой. В каждой тувинской сказке, песне, легенде есть чувство прекрасного и поучительного. Не только в устном народном творчестве присутствует это, есть это также и в народном искусстве, в народной культуре.

Ребенок, слушая сказку, песню, стихи, пословицы, загадки учится доброте, честности, уважению к старшим, а также мысленно проходит путь героев сказок и легенд. Многие пословицы, сказки, загадки, песни прошли столетия и дошли до наших дней. Элементы народной педагогики я стала применять с 1990 года. Например, при изучении счета с 1 до 10 в 1 классе, я использую народную педагогику и привожу примеры из тувинского фольклора.

«1»—увидишь один раз, не забудешь навсегда.

«2»—у тувинского народного жернова два круга.

«3»-в названии тувинской народной сказке «Мальчик с тремя знаниями»

«4» ....

И в тувинских народных пословицах и поговорках присутствуют цифры. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Очень удобно на уроках показывать рисунки или предметы национальной утвари, также помогают на уроках с детьми песни, частушки, скороговорки, пословицы, загадки.

Какой использую материал?

На тувинском языке материалов мало, особенно по народной педагогике. Поэтому сама сочиняю стихи, игры и привожу примеры и составляю задачи, и дети сами придумывают примеры и задачи из жизни класса, школы, села и т.д.

У меня такая привычка с молодости - всегда помогаю отстающим детям, посещаю их дома и объясняю кому что нужно. Всегда держу связь с родителями.

Особое внимание требуют дети с низким уровнем активности. Главная задача учителя — поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Очень важно специально подготовить такого ребенка к ответу — стоять с ним рядом, поощрять, не боясь перехвалить, демонстрировать всему классу его успехи и активность. Нельзя спешить вызывать ребенка к доске, если учитель не уверен в правильности ответа, лучше пусть ученик ответит ему «на ушко», чтобы не демонстрировать классу ошибки ребенка.

и привожу

примеры из тувинского фольклора.

«1»—увидишь один раз, не забудешь навсегда.

«2»—у тувинского народного жернова два круга.

«3»-в названии тувинской народной сказке «Мальчик с тремя знаниями»

«4» ....

Все задания сопровождаю яркими наглядными материалами. Формирование вычислительных навыков трудоемкая и скучная работа, если учитель не будет вносить разнообразия в ее организацию.

Учебные задания с нематематической информацией —один из возможных приемов разнообразия деятельности в работе по совершенствованию вычислительных навыков.

Математические задания расположены в порядке возрастания сложности, форма их записи самая разнообразная: цепочки примеров, простые и с разветвлением, таблицы, магические квадраты по сложению и умножению третьего и четвертого порядков, блок схемы—простые, с условием без цикла и с циклом, двумя условиями и с двумя циклами.

В предлагаемых заданиях для учащихся 1-4 классов даны словесные формулировки познавательных вопросов, возможные ответы из которых один правильный, математические задания вычислительного характера для проверки выбора ответа и информация о животных или событиях.

Предложенные мною задания можно использовать на уроке, так и во внеклассной работе с детьми. На занятии учащиеся выполняют математические задания, чередуя их с некоторой информацией о животных и событиях в форме беседы, что дает возможность усилить воспитательный эффект, осуществись межпредметные связи, повысить познавательную активность детей.

Приведем некоторые задания. Хемчик длиннее Кара-Суга, но короче Енисея, Чыргакы короче Кара-Суга. Какая из этих рек самая длинная и самая короткая?

На двух тарелках по одинаковому количеству сладкого курута. С одной тарелки съели три курута, а с другой шесть курутов. На какой тарелке осталось больше курутов?

Сколько рогов у крупного скота: У четырех коров, у пяти коров, у шести верблюдов?

Сколько ног у двух коз, у трех коз, у двух куриц вместе? Лучший читатель нашего класса О.Айнык, читает за минуту 180 слов. Сколько слов он прочитает за 5 минут?

Мама сварила 6 косточек за 60 минут? Сколько косточек она сварит за 1 час?

2 класс

1. Продолжи ряд чисел.

а)        1,3,7,

13,21, *"? ' • •? • • •

б)        ...21, 34, 47,

86,...

2. Набери 15:

7

2

3

6

4

5

9

1

8

4

7

3

5

2

8

4

7

3

1

7

3. Вставь знаки (+, -)

а)        6*2 = 5*3

б)        8*3-11*0

в)        8*2=18*8

г)        7*4 = 6*5

4. Магические квадраты

л

Какое дерево является лучшим пылесосом?

  1. Береза-28
  2. Сосна-17
  3. Тополь-23

10

15

7

3

8

0

8

13

5

Из каждой строки и каждого столбца, таблицы числу, сумма трех выбранных чисел поможет вам проверить выбор ответа. Варианты выбора трех чисел показаны. Береза, сосна, тополь - это деревья. Назовите, какие из них расту, в нашем лесу? Как называются изделия из дерева? Какие изделия есть в ваших домах? Из какого дерева делают юрту? Кто назовет мне, мастера села и республики, который занимается этим искусством? Какой подарок он получил на празднике «Наадым - 2004» (Автомашину марки ГАЗ - 69)

1) Какая птица может ходить по дну водоема?

  1. Воробей-3
  2. Утка-4
  3. Сорока - 5

Для проверки выбора ответа воспользуйтесь цепочкой примеров. Результат последнего действия, число 4, соответствует слову утка.

□  □ ^ □ ^ □ * □ ^ □

Утка - это перелетная птица. Весной к нам прилетают эти птицы. Нельзя охотиться на них. Спасаясь от врага, утка ныряет в воду.

2) Из какой сказки эти слова:

  1. Мальчик с тремя знаниями
  2. Оскюс-оол - 2
  3. Караты-Хан – 4
  4. Вычислите числа 8 последнее действие результат, число 2 соответствует слову Оскюс-оол.

3) Какая рыба без чешуи?

  1. Щука - 4
  2. Сом-5
  3. Карась - 3

Для проверки ответа*воспользуйтесь решением цепочки примеров:

-4,

Результат число 5 соответствует слову «сом».

4) Какая птица выводит птенцов зимой?

  1. Дятел -7
  2. клест - 8
  3. Аист-6

Как называются геометрические фигуры, используемые в записи данного задания. Какая фигура здесь лишняя? Лишняя фигура - круг, остальные фигуры многоугольники.

□ -6=        6-5=

        

Клест - небольшая, немного крупнее воробья, ярко окрашенная птица. Встречаются они в еловых лесах. Клеста легко обнаружить, по отрывочному, но очень звучному, с металлическим оттенком крику, который они почти всегда издают, перелетая с дерева на дерево. Питается клест семенами шишек елей, сосен, ясеня, иногда употребляет ягоды и семена травянистых растений.

Богатейший материал для решения воспитательных задач дают цветные иллюстрации, содержащиеся в учебниках. Они помогают развитию у детей как конкретного, логического, так и абстрактного мышления. Так, постепенный переход от предметной наглядности к наглядности условной (разного рода схемы, чертежи) обеспечивает возможность ознакомления детей с моделированием математических отношений в различных формах. Иллюстрации учебника могут оказать большую помощь в деле укрепления связи обучения математики с жизнью. Они помогают детям осознать многие математические зависимости и увидеть возможность их практического использования. Они дают материал для математических обобщений , обогащая личный опыт ребенка.

Иллюстрации учебника способствуют расширению кругозора учащихся знакомя их с различными сторонами окружающей действительности. Сюжеты этих иллюстраций разнообразны. Это и сценки из сказок, сценки из школьной и домашней жизни самих детей, детские игры, жизнь природы и иллюстрации отражающие отношение человека к окружающей природе, и рисунки, знакомящие детей с людьми различных профессий, с их трудовой деятельностью, с используемой ими

Проблемное обучение

Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее.

В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

Для развития познавательных интересов важно усложнение познавательных задач. Для этого интересно использовать предварительную подготовку к восприятию нового. Например:

Для выявления характера ошибок учащихся в определении порядка выполнения действий в выражениях в конце третьей и начале четвертой четверти, когда материал уже хорошо изучен, можно провести самостоятельные работы. Выражения составляются так, чтобы вычисления в них можно было производить как в правильном порядке, так и не в правильном: 60: 6 • 2 (правильный);        64: 16: 2 (неправильный).

На правильность применения  правил  порядка выполнения действий значительное влияние оказывает структура выражений и числовой материал.

В структуре выражений играет набор, количество и расположение действий в выражениях, наличие в них скобок. Ошибки состоят в том, что учащиеся выполняют сложение раньше деления, не обращая внимания на порядок записи.

Дети помнят начало формулировки, в которой сложение названо раньше вычитания, а умножение раньше деления, и не обращает внимания на конец правила, подчеркивающий, что эти действия надо выполнять в порядке их записи. Другая причина этих ошибок -ориентировка учащихся не на правило, а на возможность выполнения действий - делают то, что делается.

Так же большую роль играет количество действий. Если учащиеся умеют применять правило порядка выполнения действий в выражениях в два действия, нельзя утверждать, что они могут применить его столь же успешно в выражениях в три - четыре действия. Особенно ярко это проявляется в выражениях со скобками.

Теперь рассмотрим влияние числового материала. Вполне понятно, что если числа в выражении не позволяют производить вычисления в неверной последовательности, то ошибки встречаются редко. Если числовой материал позволяет в одном и том же выражении использовать разный порядок выполнения действий, то в работах встречаются все возможные варианты.

Можно использовать следующие упражнения для формирования умений пользоваться правилами порядка выполнения действий, предполагающие постепенные усложнения деятельности учащихся.

1.а) Выберите значение выражения 96 - 24 + 12: 6 из чисел 90 , 74, 70, 14.

б) Выберите выражения, значения которых равны 80 : 20 + 20 • 2;        84 - 12 + 48 :

6; 95 - 10 + 5; 5 + 90 : 6 • 5.

  1. Из всех схем выражений выберите те, в которых умножение надо выполнять вторым действием: □ + □□;□□ + (□ + □);□ + □□ + □;       □ + (□-□)•□.
  2. Проверьте правильно вычислены значения выражений. Исправьте ошибки, если они есть: 100-20: (20- 10) = 8; 70 : 14 ■ 5 = 1; 90 - 36 : 18 + 18= 70.
  3. Расставьте знаки арифметических действий чтобы получились различные выражения, и вычислите их значения: 48 □ 12 □ 4.
  4. Составьте выражения, подбирая вместо «окошек» такие числа над которыми можно выполнить указанные действия:        □ + □- □ + □;□:□ + □; □ -□•□ + □.

Приведенные упражнения могут быть использованы как на уроках, так и во внеклассной работе.

Работа по - новому.

  Задания, подобранные в этой статье, помогают учителю выстроить ход урока, помогают повторить изученный ранее материал, который необходим для усвоения нового, и при этом каждое задание требует от учащихся активной мыслительной деятельности.

Возьмем тему «Порядок выполнения действий в выражениях». Ориентируясь на материалы по математике для второго класса. Первый урок проходит так.

Сначала детям предлагаются различные выражения и им необходимо определить количество действий в них, наличие или отсутствие скобок, а так же те действия, которые

необходимо выполнить в данных выражениях: 72- (9-3)-6; 72-9-3-6 + 12;72-9-3-

( 6+ 12).

Дети сравнивают первое и второе выражения, отмечают, что в первом есть действия (его нужно выполнить первым), в первом выражении нужно выполнить три действия, а во втором -4. Некоторые отмечают, что во втором выражении добавляется число 12. Второе выражение похоже на третье, только в третьем есть скобки.

Дети говорят, что в данных выражениях отсутствуют такие действия, как умножение и деление.

А что можно сказать о таких выражениях? 72 : 9 • 3 : 6 : 2; 72 : 9 • 3: ( 6 : 2 ) • 7; 72 : 9 • 3 : 6: 2-7.

Рассматриваются правила выполнения действий в выражениях. Подчеркивают слова: по порядку слева на право, сложение или вычитание. Обращают внимание на слово или. Обсуждается, что оно означает. Делают вывод: если в выражении слева идет первым сложение, то выполняем сложение, а если вычитание, то выполняем вычитание.

Для закрепления правил, выполняют задания. По какому признаку записаны выражения в каждом столбике?

29-8 + 24        72 : 9 • 3

32 + 9-7+ 14        48:6-7:8

64-7+ 16-8        27:3-2:6-9

Только после этого ставится вычислительная задача.

На доске записывают выражение 68 - 7 • 8 + 63 : 9. Дети расставляют порядок действий: 68 - 7 • 8 + 63 : 9. Вычисления выполняют устно. Они решают первое действие 7 • 8 = 56. Учитель берет карточку с числом 56 и закрывает ею выражение 7 • 8, получается запись: 68 -56 + 63 : 9. И так пока не получится запись: 12 + 7.

Следующее задание: по какому признаку можно разбить выражение на три группы: 81 -29 + 27; 400 + 200 + 30 - 100; 27 : 3 • 2: 6 • 9; 400 + 200 + 300 - 100: 48 : 6 ■ 7 : 8; 54 + 6 • 3 -72:8;72:9-3;84-9-8.

Задание третье. Можно ли утверждать, что значения выражений в каждом столбике
одинаковы?     56 : 8        54 : 9

7 • 8 : (32 : 4)        9- 6 : ( 36 : 4)

(65-9): (24 : 3)       (72 - 18): ( 27 : 3)

После того как учащиеся научатся соотносить то или иное выражение ссоответствующим правилам, предлагают такие задания: подумайте, какие знаки действий можно поставить вместо звездочек: □*□*□.

Дети спрашивают «А какой порядок действий?» Учитель выставляет порядок действий: □ * □ * □. Предлагают разные варианты: □ * □ * □

+

+

:      • и т. д.

Далее детям предлагается выполнить работу самостоятельно. Они придумывают различные примеры такого типа.

Затем схемы усложняются: добавляются числа, скобки, изменяется порядок действий. Особенности этих заданий состоит в том, что они активизируют творческую активность самого учителя.

                                      Порядок действий.

О чем задумался Незнайка и зачем к нему прилетели птички? -   Уставшие и голодные птички должны свить себе гнездышко. Незнайка задумался как помочь им. Ему на помощь пришли сами же птички: «Сначала давайте соберем зернышки, поклюем их, а потом, ставь сильными, полетим за веточками для гнездышка.»

А как на таблице изображены зернышки и веточки? Какими знаками они обозначены?

Незнайка запомнил порядок работы, который ему предложили птички, и решил

попробовать выполнить примеры на порядок действий. Давайте поможем ему.

Разбирают примеры: 30 - 2 • 4; 20 : 4 + 9. Таким образом дети самостоятельно изучают тему, а учитель руководит их мыслительной деятельностью. На первом этапе, главное - научить разбираться в порядке действий.

На следующем этапе предлагаются примеры в три и четыре действия. Затем появляются примеры с использованием скобок и в помощь предлагается таблица:

1 -        2 +

□□+□=□

□        □-□ = □   1 + Выполняй по очереди   2 -

Спеши на помощь

(□ -□) + □ = □

□        -(□ + □) = □

Таблица образно напоминает, что в первую очередь надо выполнять действия в скобках.

Поиск и творчество.

Как добиться твердого усвоения правил порядка выполнения действий? На доске записан пример: 96-28: 4 + 36-2. Определить порядок действий только над действиями деления и умножения: 96 - 28 : 4 + 36 • 2. Выполняем их по порядку: 1) 28 : 4 = 7; 2) 36 • 2 = 72. Затем переписываем числовое выражение в упрощенном виде: 96-7 + 72. Снова обозначаем порядок действий: 96 - 7 + 72. Заканчиваем его решение: 3) 96 - 7= 89; 4) 89 + 72 = 161.

Для выработки твердых навыков, правильных и быстрых устных вычислений на каждом уроке выделяется 5-10 минут для проведения тренировочных упражнений. Но чтобы не пропадал интерес к устному счету можно использовать игры.

На внутренней стороне доски вешаются кармашки с надписью «Устно», «Работай сам».

В первый кармашек кладутся карточки, на которых записаны примеры для устного счета, в другой кармашек - примеры для самостоятельной работы на уроке.

Детям очень нравится игра «В полет на воздушном шаре». Изображается воздушный шар, в нем герои из детских книг. Внизу прикреплен почтовый ящик - кармашек с прорезью. На уроке за отличный ответ ученик получает билет - карточку на обратной стороне, которой пишет свою фамилию и на перемене опускает в почтовый ящик. Полет может длиться несколько дней, а когда будет окончен, учитель вместе с учащимися вскрывает почтовый ящик, подводит итоги и объявляет победителя. В качестве поощрения победитель может составить создания для устного счета и даже проводить его.

Ошибки в порядке выполнения арифметических действий и пути их предупреждения.

В учебный материал можно включить содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

  1. Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах
  2. Пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами
  3. Дополни числами
  4. Быстрее нарисуй
  5. Найди, кто спрятался
  6. Найди сходство и различие
  7. Прочитай рассыпанные слова

Задания, направленные на развитие восприятия и воображения.

Восприятие - это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким.

В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.

  1. Подбери заплатку к сапожку
  2. Собери разбитый кувшин, вазу, чашки, тарелки
  3. Упражнение Геометрические фигуры
  4. Упражнение Треугольники
  5. 100-клеточная таблица с графическими изображениями
  6. Таблица с геометрическими фигурами разной формы
  7. Таблица с геометрическими фигурами разного размера
  8. Таблица с геометрическими фигурами не только разной формы, но и белого и черного цвета
  9. 100-клеточная таблица, заполненная цифрами.

Задания, направленные на развитие логического мышления

          Интеллект человека. В первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.

Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.

  1. Задачи на смекалку
  2. Задачи шутки
  3. Числовые фигуры
  4. Задачи с геометрическим содержанием
  1. Логические упражнения со словами
  2. Математические игры и фокусы
  3. Кроссворды и ребусы.

Воспитательные задачи обучения

Разнообразие видов упражнений, представленных в учебнике, их

расположение создают условия для решения тех воспитательных задач, которые

стоят перед учителем начальных классов. Вся система упражнений построена так, что обеспечивает развитие у детей умения наблюдать,сравнивать, подмечать черты сходства и различия в наблюдаемых фактах, делать выводы.

Например: сравните.

1)чем похожи?

2)в чем отличие?

Найди 2 одинаковых рисунка (на стр~27)

- можно ли все предметы назвать словом? Какой лишний предмет мешает это сделать? Стр.31.

Сравни картинки и найди 5 отличий. Стр.33.

  1. Сравни картинки и найди 5 отличий. Изображение 337 Изображение 338

  В работе я ставлю перед собой задачу: не только дать учащимся первые представления и понятия в области языка и математики, но и формировать у школьников логические мыслительные умения, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. Учащиеся к моменту перехода в среднее звено должны сравнивать, анализировать, обобщать. Все это не только способствует более прочному усвоению знаний и всестороннему развитию детей, но и поможет им в будущем решать трудные, нестандартные задачи, работать творчески.

Задания, направленные на развитие памяти.

Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Например, академик А.Ф.Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Но следует знать и о том, что хорошая память не всегда гарантирует ее обладателю хороший интеллект. Психолог Т.Рибо описал слабоумного мальчика, способного легко запомнить ряды чисел. И все-таки память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.

Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.

  1. Запомни двузначные числа.
  2. Запомни математические термины.
  3. Цепочка слов.
  4. Рисуем по памяти узоры.
  5. Запомни и воспроизведи рисунки
  6. Зрительные диктанты
  7. Слуховые диктанты

Разминки

Этот прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов. Разминка занимает 5-7 минут. В чем смысл данного вида работы? Он проводится или на этапе проверки домашнего задания или первичного усвоения, когда вопросы очень просты (репродуктивные) и требуют однозначный, быстрый ответ, проверяющий знания и внимание детей, умение слушать и слышать вопрос.

Если устную разминку проводить в начале урока перед объяснением новой темы, то она должна включать не только вопросы на проверку домашнего задания, но и актуализацию опорных понятий, пройденных раньше (неделю, месяц, год назад), которые необходимо восстановить в памяти ребенка.

Детям предлагается как можно быстрее, хором отвечать на вопросы (их обычно 15-20) и самостоятельно оценивать себя: в случае правильного ответа ставить себе в тетради заметку. В конце разминки учитель объясняет, за сколько ответов можно поставить себе «+». (Приложение 1)

              Геометрический материал

Развитию познавательных интересов способствует использование геометрического материала.

1        Вывесив плакат с рисунком, составленным из геометрических фигур. Можно спросить:

Из каких фигур состоит рисунок кошки? Какой фигурой представлено туловище? Измерь и найди площадь этой фигуры, сумму длин ее сторон

2        Раздать детям геометрические фигуры и дать задание - составить из данных фигур домик, елочку, кораблик и т.д.

Как добиться того, чтобы ученики с интересом занимались математикой, как научить их решать задачи, как убедить в том, что математика нужна не только в повседневной жизни, но и для изучения других предметов?

Многие школьные учебники математики решают эти проблемы. Для развития интереса к предмету в них есть занимательные задачи, система упражнений, которая формирует необходимые умения и навыки, прикладные вопросы, показывающие связь математики с другими областями знаний.

Мотивационная функция задач в обучении математике

Роль задач в обучении математике чрезвычайно велика. Они могут служить многим конкретным целям обучения, выполнять разнообразные дидактические функции. Широкое использование в учебном процессе мотивационной функции задач является одним из средств его активизации. Такое применение задач способствует осознанному восприятию учащимися программного материала, овладению прочными знаниями, развитию мыслительной деятельности школьников.

Задания, направленные на развитие внимания

Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, надо использовать средства, вызывающие у ученика ощущение, сознание собственного роста.

Составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи - эти и многие другие приемы, побуждающие ученика осмыслить свою деятельность, неуклонно ведут к формированию стойкого познавательного интереса.

Развитие познавательных способностей

В процессе учебной деятельности школьника, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Внимание - это форма организации познавательной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса как внимание.

1 Заселите домик числами

10

3

4

2

5

1

2        Решить удобным способом (40+10)-7

(60+10)-4

После записи решения на доске детям дается задание: Найдите, чем похожи суммы в этих примерах. А получив ответ: Вторые слагаемые одинаковы - число 10, дети обводят указанные слагаемые красным мелом (40+10)-7 (60+10)-4

Вывод можно зафиксировать наглядно, соединив дугой число 10 и то число, которое вычитается.

В этом обобщении фиксируется основа вычислительного приема для случая 30-6 Следующие задания предлагаются с целью закрепить умение выделять в круглых

десятках один десяток, т.е. представлять круглые десятки в виде суммы, в которой одно из

слагаемых равно числу 10

3        Вставить числа в окошки по данному образцу

40 = 30+ 10        80=... + 10

60 = 50+ 10        50=... + ...

При проделанной работы необходимо сказать о том, что умения заменять круглые десятки суммой со вторым слагаемым 10, находить удобный способ вычитания. Из такой суммы несколько единиц и знания состава числа 10 пригодятся ученикам в дальнейшем при изучении нового вычислительного приема. Все это нацеливает детей на изучение нового материала. И детям интересно решать пример вида 30-6 т.к. они сами при его решении устанавливают закономерность, используя ранее приобретенные знания.

Задачи на применение знаний и умений также способствуют развитию познавательных интересов. С одной стороны эти задачи позволяют ученикам оперировать знаниями, повседневно убеждаться в их полезности. С другой стороны, сам процесс оперирования умениями позволяет им делать лестные для себя заключения о продвижении.

Особенно развивают интерес творческие работы учащихся, которые связаны с работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и умениями. Для этой цели использую опорные схемы:

- ? на ? больше

- ? на ? меньше

Было - ?

Взяли - 12

Осталось-18

Занимательный материал

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности. На уроках можно использовать такие игры : ЛЕСЕНКА, МОЛЧАНКА, ДЕСАНТНИКИ, "ПРОДОЛЖАЙ, НЕ ЗЕВАЙ",ТОЧНО ПО КУРСУ, ПОЕЗД, КОМУ ПОДАЕТСЯ МЯЧ, и многие другие.

             Задания творческого характера на уроках математики.

Учебные задания, выполняемые на уроках математики, часто определяют однообразие мыслительной деятельности учащихся, реализуя лишь обучающие цели - закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитие учащихся и на дальнейшем усвоении учебного материала. В частности, имеются ввидуучебные задания на нахождение значений числовых выражений, то есть решение примеров из учебников.

Урок математики очень оживляют учебные задания творческого характера. Детям необходимо составить неравенство. На доске записана левая часть неравенства 72 : 6 и знак сравнения «>». Подумайте, какое выражение надо записать в правой части неравенства, чтобы значение левого выражения было в четыре раза больше правого? 72 : 6 > 72 : □. Предлагается делитель 24.

Подумаем, правильно ли выполнено задание. Попробуем рассуждать не вычисляя. Делитель в правом выражении шесть. Чтобы первое выражение в четыре раза больше по своему значению, чем второе, надо чтобы делитель во втором выражении был в четыре раза больше, чем шесть, то есть 24. Делитель в первом выражении меньше в четыре раза, значит, частное будет больше в четыре раза. Теперь проверим рассуждение вычислением. В эту работу следует активно включать слабых учащихся. Затем дети самостоятельно составляют неравенства. При самостоятельном выполнении слабым учащимся предлагаются карточки с методической помощью:

72 : 2 > 72 : 6 72 : 3 > 72 : □ 72 : 4 > □ : □ 72 : □ > □ : □

Главное, чтобы учитель осознавал психолого-пелогогическую основу учебных заданий -развитие учащихся.

Игровое обучение

Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника

имеют   игровые   моменты,   вносящие   элемент   занимательности   в   учебный   процесс,

помогающие снять усталость и напряжение на уроке.

Игровое обучение может использоваться как метод, как методический прием, как форма обучения.

Сущность обучению как игре в курсе математики могут обеспечить сюжет и/или соревнование. По времени игра может продолжаться от 10-15 минут до четверти. Сюжет более уместен для 1 -7 классов, а для старших школьников - соревновательный момент.

Игровая ситуация предполагает активизацию деятельности учащихся на уроках.

Для формирования сюжета учителю необходимо знать любимых героев детей и наиболее популярные игры, фильмы, музыкальные произведения.

Игра

       Для младших школьников учение - новое дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и «психикой» детей. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к школьной премудрости. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей еще не сформирована. Поэтому основным видом дидактических игр, используемых на начальных этапах, является игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающий напряжение, которое возникает в период адаптации детей к школьному режиму.

Игра является одним из средств формирования психических образований, крайне необходимых для учебного процесса, мышления, внимания, памяти и т.д.

Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, причем ведущая функция игры определяется ее дидактическими целями. Например, формирование освоения социальных ролей может реализовываться в большинстве игр, так как дидактические игры чаще всего носят коллективный характер и предполагает то или иное разделение ролей.

Не следует приучать детей к тому, чтоб на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев, так как игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения. Она обязательно должна быть подчинена тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроках. В силу этого игру заранее планируют, продумывают и место в структуре урока, определяют форму ее проведения, подготавливают материал, необходимый для проведения игры. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке, или используется для активизации внимания: веселые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

По мере овладения учащимися навыками учения, дидактические игры занимательного типа теряют свою ведущую роль: если ранее игра являлась предпосылкой для включения учащихся в учение, то после освоения в игровых ситуациях элементов учебной деятельности, игра превращается в дидактический прием.

Дидактическая игра способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает у детей живой интерес и помогает усвоить им учебный материал. При подборе и разработке игр нужно исходить из основных закономерностей обучения. Вот главная из них: обучение происходит только при активной мыслительной деятельности учащихся. Чем разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество на уроке, зависящем от характера организуемой деятельности -репродуктивной или творческой.

Буквенный диктант

Его можно использовать перед объяснением новой темы. Не учитель называет тему, а ученики. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных слов учащиеся составляют слово.

При использовании приема «Буквенный диктант» вопросы формулируются из соответствующей темы по математике, из любых предметов школьного курса и даже из кроссвордов.

Прием ценен для развивающего обучения, но еще мало разработан как в теории, так и в практике.

Числовой диктант

При использовании этого приема дети вспоминают два понятия, пытаются сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое-либо действие и ответ записывают в тетрадь. Чем он интересен? Во-первых, устный счет сам по себе полезен на уроках математики. Во-вторых, мы не просто даем возможность считать, а подсчитывать вещи (понятия, величины, единицы...), знание которых входит в базовый минимум школьной программы не только по данному предмету, т. е. мы пытаемся расширить кругозор детей. В-третьих, давая аналогичное задание для самостоятельного конструирования, мы ненавязчиво заставляем школьников еще раз прочитать текст учебника, поскольку без этого они не смогут выполнить предлагаемую работу, а она для них очень интересна.

Цифровой диктант

Этот прием, пришедший к нам из программированного обучения, где основой является идея о постоянной обратной связи, очень эффективно используется для быстрой фронтальной проверки усвоения и закрепления знаний. Учитель произносит некоторое утверждение и, если ученик согласен, то он ставит единицу (1), если нет - нуль (0). В результате получается число. Все, кто получил правильное число, получают «плюс» за работу (балл за данный этап урока).

Подобные диктанты с большим удовольствием составляют сами учащиеся и подбирают вопросы из многих учебных предметов. Аналогичные задания можно дать на дом или на уроке.

Задания со сменой установки

Этот прием работы на уроке позволяет не только проверить знания детей по теме, но и развивать зрительную память, быстроту реакции, внимание. Почему прием носит такое название? В этом случае мы чуть-чуть «обманываем» детей, говоря, что будет выполняться тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Детям надоедают одни и те же слова: «Решим задачу, выполним упражнение» и т. д. Мы меняем формулировку задания, зная, что кроме развития памяти одновременно проверяем качество усвоения программного материала. Суть приема в следующем: на доске заранее пишется задание (несколько чисел, фигуры), учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убираем, а дети должны постараться ответить на вопросы учителя (отвечают хором) или письменно в тетрадях.

Приемы повышения интереса учащихся к обучению, о которых было сказано, показали их высокую эффективность не только для качественного формирования знаний, но и для развития познавательных способностей школьников, их общенаучных умений и навыков для повышения мотивации их деятельности, создания ситуации успеха и творческой активности.

Для организации любой игры необходимо: Сценарий.  Весь ход игры с оговариванием возможных вариантов ее развития, в зависимости от поведения игроков.

Содержание. Тот теоретический материал, который будет предложен. Дидактический материал:

         а)        Условия для игроков

         б)        Вопросы, задания и т. п.

         в)        Плакаты, украшение, оформление.

         г)        Награждение

         д)        Заготовки для освещения хода игры.

Для проведения дидактической игры (особенно игра-контроль) можно порекомендовать детям познакомиться с новым или углубляющим материалом, и один из конкурсов представить как домашнее задание. Одним из приемов является продажа подсказок, как учителем, так и командой противника.

Нельзя забывать о наградах, поощрениях и выделении активных игроков.  И        для

максимальной объективности можно порекомендовать:

         а)        взаимооценку

         б)        самооценку

         в)        оценку преподавателя

         г)        оценку, в соответствии с местом, занятым командой

Затем берется среднее арифметическое всех оценок и ставится итоговая оценка за урок.

Кроссворд

     Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая игра — кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти.

На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала.

Логические задания кроссвордов подбираются с возрастными и психологическими особенностями учащихся.

Способов зашифровки много, однако наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих от ребенка сообразительности, поэтической выдумки. Загадки учат детей говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка.

Назначение загадки состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале — для пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой, а позднее зрительной памяти, выработки орфографической зоркости.

Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). Вот что писал по этому поводу К.Д.Ушинский: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные».

Процесс отгадывания, по мнению   современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку — как творческую задачу.

Поддержание познавательной активности учащихся в ходе контроля за уровнем знаний — важное условие успешности учебного процесса. Однако известно, что повторное воспроизведение детьми учебного материала, будучи важным в плане закрепления и контроля, снижает интерес к предмету, если проводится дублирующим образом и в форме простого повторения. Оживить опрос и активизировать в процессе его работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала — кроссворды. Работать с ними можно с первого класса.

Первоначально, вводя кроссворды в свою практику, следует объяснить учащимся, как их нужно решать. Лучше всего сделать это сначала совместно со школьниками, а затем постепенно предоставлять ребятам большую самостоятельность.

Относительную трудность при использовании кроссвордов представляет их вычерчивание. Можно предварительно начертить кроссворд и написать текстовое пояснение на доске. Более целесообразным представляется показ его проекции через эпидиаскоп или кодоскоп. Можно наложить на кроссворд просвечивающий лист бумаги и таким образом вписать ответ без предварительного вычерчивания.

Можно использовать кроссворды в виде кармашков, лицевая часть которых представляет собой трафарет с прорезями вместо букв, а на изнаночной стороне напечатаны задания для решения. Внутри кармашка вложен чистый листок с фамилией ученика. Такой кармашек позволяет многократно использовать одну и ту же сетку-решетку кроссворда для индивидуальной работы.

Тематические кроссворды можно использовать как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися.

Заключение

       Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.

Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:

•   уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);

  • характером (многосторонними, широкими интересами, локальными-стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);
  • местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;
  • своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера);
  • связью с жизненными планами и перспективами.

Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника.

Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

Внеклассная работа

Со второго полугодия 1-го класса я начала проводить кружок «Занимательная математика». Со второго класса провожу факультатив «Логика в математике». Так у нас идут занятия кружок «Занимательная математика» и факультатив «Логика в математике». Эти занятия чередую, т.е. в одну неделю провожу факультатив и в другую - кружок.

В факультативах мы занимаемся только заданиями логического характера. А в кружках входят задания и игры разного характера по программе.

Факультатив «Логика в математике» способствует формированию математических способностей учащихся, а именно учит обобщать математический материал, логически рассуждать, делать выводы, доказывать, развивает гибкость мышления детей.

Факультатив по математике составляет неразрывную часть учебно- воспитательного процесса по данному предмету. Он содействует развитию психических процессов учащихся: восприятия, представления памяти, внимания, речи, воображения, развивает познавательную деятельность учащихся.

Как уроки, так и внеклассные занятия строится с учетом основных принципов дидактики, научности, доступности, наглядности, учета индивидуальных особенностей учащихся?

Особое внимание на внеклассных занятиях следует уделять созданию положительного эмоционального тонуса. Внеклассные занятия по математике должны приносить детям глубокое удовлетворение, радость, познания.

Фрагмент из факультатива «Логика в математике».

Задачи геометрического содержания

  1. «Поспевай — не зевай»

1 Птица — истребитель грызунов, наш большой друг. (Сова.)

0

  1. Маленький ребенок. (Малыш.)
  2. Шестой день недели (Суббота.)
  3. Бьющий из земли источник. (Ключ, родник.)
  4. Человек, который управляет трактором. (Тракторист,)
  5. Человек, который передает свои знания другим? (Учи тель.)
  6. Задача:

Летела стая гусей; один гусь впереди и два позади; одни позади и два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было гусей? (3 гуся.) Решение задач

1. Сколько на чертёнке четырехугольников?

2. Убери 4 палочки так, чтобы осталось: а) 5 одинаковых квадратов; б) 5 квадратов, 4 из которых одинаковые, а пятый отличается от них.

Ответ: а)        б)

П. Решение задач

1. Из 12 папочек сложи 4 равных квадрата. Переложи 3 палочки так, чтобы получились 3 равных квадрата.

Ответ:

2. Переложи 2 палочки так, чтобы получился один большой квадрат и один маленький.

Ответ:

ь

3. Переложи 2 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника.

Я использую учебник Г.В.Керова «Логические задачи, графы, головоломки, числовые ребусы, олимпиадные задания» 1 - 4 класс.

Внеурочные занятия под руководством учителя

Внеурочные занятия по математике проводятся в разных целях. Как и по отношению к основным занятиям, проводимым на уроке, цель определяет и содержание и характер, и организацию внеурочной работы с детьми.

Чаще всего под внеклассной работой по математике понимают занятия, направленные на то, чтобы повысить интерес детей к математике, способствовать развитию у них наблюдательности, смекалки, занять их досуг интересными играми и развлечениями математического содержания. Это одно из важных направлений в

работе учителя. Для того чтобы оно дало желаемый эффект, важно иметь в виду следующие основные принципы, в соответствии с которыми следует строить эту работу.

  1. В первых и вторых классах рано еще говорить о каких-либо сложившихся у детей интересах в той или иной области. Поэтому выделять для внеурочной работы по занимательной математике отдельную группу более интересующихся математикой, проявляющих большие способности и в ней было бы неправильными. Задача этой работы - повысить интерес к математике и у тех детей, которые сначала его и не проявляют. Отсутствие интереса в этом возрасте чаще всего связано просто с недостатком знаний, с трудностями. Не редко бывает так, что ученик, не всегда успешно справляющийся с учебной работой на уроках математики проявляет смекалку, находчивость. Это укрепляет в нем веру в свои силы, у ребенка появляется желание проявить себя не хуже и на уроках, он лучше начинает заниматься.
  2. Внеурочные занятия - дело добровольное. Принуждать детей к участию к этой работе было бы „большой педагогической ошибкой. Чтобы не происходило отсева учащихся, привлеченных к этим занятиям, важно, чтобы эти занятия были действительно интересными, чтобы они увлекли детей, понравились им. Внеурочная работа должна носить исключительно развлекательный характер, не требующий от детей никакого умственного напряжения. Напротив, простой развлекательности, шуток и игр не имеющих никакого отношения к математике, на этих занятиях не должно быть вовсе. Вся работа должна строится на таком материале, на котором можно вызвать живой интерес у детей желание поиграть в предложенные игры не только во время занятий, но и дома, желание понять содержание работы, чтобы потом показать своим товарищам, родителям, братьям, сестрам.

Если содержание внеурочной работы будет прочно связано с программой обучения, то это с одной стороны, создает условие урочной работы, а с другой - обязательно окажет положительное влияние и на усвоение программы.

Чтобы пробудить и поддерживать интерес к занятиям по занимательной математике, необходимо разнообразить эту работу.

Разнообразие должно проявляться и в содержании отобранного материала, и в формах организации занятий, используемых в ходе этих занятий средствах наглядности, технических средств обучения.

Выбор новой программы и учебников Моро М.И., Волкова С.И., ... носит развивающий характер. Этот курс является частью единого непрерывного курса

Задания печатных тетрадей направлены на формирование и развитие общеучебных интеллектуальных умений у младших школьников и помогают овладеть технологией работы с учебными пособиями.

Использование информационной технологии является одним из главных средств обучения. Для современной школы характерен комплексный подход к процессам информации, включающий освоение информационной технологии в качестве дидактического инструмента.

Под термином «информационные технологии» понимается совокупность технических средств и способов обработки информации.

Текстовой, графической, видео и аудио, что значительно повышает их дидактическую ценность И.Т. можно применять как учителя к уроку математики (для составления задач, дидактических материалов, тестов, таблиц, схем) как средство обучения на уроке математики в начальной школе. Следует отметить, что особенности информатизированных занятий для детей режим работы (не более 15 минут за урок).

Я чаще всего использую показ на слайде условие задачи им краткую запись, схемы, вопросы и т.д.

Можно использовать слайд. Написать задание.

Найди сумму числе 2 и 3. Разность чисел 5 и 1

Задание в тетрадях.

Запиши цифрами - саннар-биле бижи. Пять минус три Шесть плюс два. От четырех отнять три К трем прибавить единицу И постепенно задание усложняется.

К сумме чисел 9 и 1 прибавить 5 Из числа 10 вычтите разность чисел 5 и 2

л

Вставьте знак + или -, чтобы, равенство было верным:

7 П7 = €

5 | |3 =8        и т.п.

Работа с использованием проектора активизирует внимание учащихся и в конечном счете ведет к хорошим результатам. Особенно привлекают детей игры, где они выступают, например, в роли летчика, учителя, водителя и т.п.

В развивающем „обучении должны преобладать задания, ориентирующие учащихся на поиск, действия, в нестандартных условиях.

Характер задания зависит от того, как учитель поставит учебное задание, оно может быть репродуктивного характера, в творческую деятельность, что содействует их развитию.

Например: продолжите ряд чисел до 30        

Такое задание ориентировано на воспроизведение ранее усвоенного действия сложения.

Можно вопрос поставить иначе: по какой закономерности составлен данный

ряд чисел? Найдите ее и продолжите этот ряд до 30.

*

Здесь первый вопрос ориентирует учащихся на поиск, т.е. на включение их в творческую деятельность.

2) Решите второй пример, используя результат первого:

2 * 7 = 14 : 2 * 6 =         

  1. Что значит умножить 2 на 6?
  2. Как получить 12 из 14? Нет в этом варианте ориентации учащихся на поиск, они выполняют ранее усвоенные действия.
  3. Чем похожи эти* примеры?
  4. Чем они различаются?
  5. Как же по результату первого примера решить второй пример?

.

Библиография

  1. И.В.Никитина. Инновационные педагогические технологии. Издательство «Учитель»
  2. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.
  3. Волкова СИ. Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа 1990 №7 ,   1991 №7, 1992 №7, №8, 1993 №7
  4. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении.Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984..г
  5. КорчемлюкО.М.Задания для развития памяти и внимания на уроках математики Начальная школа
  6. Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике в начальных классах М: 2000г
  7. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, серия «Педагогика и психология», 1999. № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"

ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса  Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта  Я – горожанин!О...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!

Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить  1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....