Урок математики в 4 классе по теме "Деление суммы на число". УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Канаева Наталья Николаевна

Цель: рассмотреть правило деления суммы на данное число,  учить применять его при вычислениях; использовать на уроке здоровье сберегающие технологии. 

Использованы различные формы организации учебной деятельности: коллективная, в парах (развитие коммуникативных компетенций), индивидуальная (практическая деятельность).

С целью здоровьесбережения использованы: задачи с содержанием о правильном питании во время вспышек гриппа, о правилах работы за компьютером, физминутка, смена видов деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель:  Канаева Н.Н.                  Класс: 4 В                    Дата: 26.03.19             Предмет: математика      

Тема урока: «Деление суммы на число».

 

Цель: рассмотреть правило деления суммы на данное число,  учить применять его при вычислениях; использовать на уроке здоровье сберегающие технологии.

 Тип урока: «открытие» нового знания.

Задачи  урока:

- формировать умение использовать правило деления суммы на число при выполнении вычислений;

- закреплять умение вычислять значения числовых выражений, применяя свойства арифметических действий;

- формировать умение использовать правило деления суммы на число при решении задач разными способами.

Планируемые результаты

Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.

Метапредметные УУД:

1.Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, оценка и корректирование своих действий во время урока.

2.Познавательные:  применять правило деления суммы на число, определять наиболее рациональный способ применения правила; понимать инструкцию, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, выстраивать необходимый алгоритм действий, выявлять аналогии на предметном материале, работать со знаково-символическими средствами

3.Коммуникативные: работать в группе, осуществлять учебное  сотрудничество с педагогом и сверстниками.

Оборудование урока:

ПК, мультимедийный проектор; презентация PowerPoint к уроку; учебник Рудницкой В.Г., Юдачёвой Т.В. «Математика»   (4 класс, 2 часть);

рабочая тетрадь Рудницкой В.Г., Юдачёвой Т.В.  «Математика»  (4 класс, 2 часть), листочки с заданием, лестница самооценки.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности Организационный этап.

Цель: включение в деловой ритм.

Создает условия для положительной мотивации учащихся.

- Проверьте, все ли готово к уроку.

«Главным сокровищем жизни является не земли, которые ты завоевал, не богатства, …

главным сокровищем жизни является здоровье и чтобы его сохранить, надо многое знать».

Авиценна (средневековый персидский учёный, философ и врач, жил в 10-11 в.)

- Детям рекомендуется находиться за компьютером не больше 1 часа в день. Ваня утром играл в компьютерную игру в течение 45 минут, вечером еще 1 ч 30 минут. На сколько больше Ваня находился за компьютером, чем рекомендуется?

- Чеснок – очень полезное растение. Учёные говорят, что если пожевать дольку чеснока 3 минуты, то во рту не останется микробов. Сколько секунд составляет это время?

-Берегите себя, свое здоровье и тогда математические задачи будут решаться быстрей и легче.

Настраиваются на работу. Включаются в деловой ритм.

Устно решают задачи.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

2.Актуализация знаний Цель: подготовка мышления учащихся к применению имеющихся знаний в изменённой ситуации.

-У вас на партах листочки с заданием: соедини линией выражения с одинаковым значением.

16 : 2                         23 + 37

9 · 6                           20 · 3+15 · 3

37 + 23                      24 : 3

(20 + 15) · 3              6 · 9

 

Работают на листочках. Один ученик у доски.

Коммуникативные

Познавательные

 

3.Целеполагание.

 

4. Открытие новых знаний.

Учебник, с. 53.

- Прочитайте тему урока.

- Какую поставим цель?

Работа над задачей №1, с.53.

-Прочитайте задачу.

-  Решая задачу, Волк и Заяц составили два разных выражения.

- Объясните, как рассуждал каждый из них.

- Вычислите значения этих выражений, сравните результаты.

- Верно ли будет равенство, которое я составила?

(30 + 60) : 3 = 30 : 3 + 60 : 3

- Это и есть правило деления суммы на число. Кто сможет объяснить, как можно разделить сумму двух чисел на какое-либо число?

№2, с. 53 (выполняется устно)

- Сравните значения выражений.

Вывод

- Как можно разделить сумму на число?

- Посмотрите и подумайте, к какому выражению нельзя применить правило деления суммы на число?

(на слайде)

(42 + 14) : 7         (70 + 56) : 7

(27 + 8) : 7           (21 + 49) : 7

- Сделайте вывод.

- Давайте теперь полностью сформулируем правило деления суммы на число.

- сравним наш ответ с учебником, с. 54.

Читают тему урока. Ставят учебную цель:

- Познакомиться с правилом деления суммы на число, учиться использованию его при выполнении вычислений.

Учащиеся читают задачу. Затем объясняют, как составлены выражения.

Записывают в тетрадях, вычисляют значения, сравнивают результаты.

- Равенство верно.

Объясняют.

Делают вывод.

- К выражению (27 + 8) : 7 нельзя применить правило деления суммы на число, так как слагаемые не делятся на число 7.

- Чтобы применить правило деления суммы на число, каждое слагаемое должно делиться на это число.

Формулируют правило.

Сравнивают вывод с учебником.

Регулятивные  

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

5. Физминутка.

- В начале урока мы говорили о здоровье. Пришла пора отдохнуть, проведем физминутку.

Проводят дежурные.

Нужно спину так держать,

Чтобы ровненько стоять.

Люди смотрят, не дыша:

Ох, осанка хороша!

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте пошагали.

Регулятивные  

6. Первичная проверка понимания нового материала с проговариванием во внешней речи.

- Запишите выражение: сумму чисел 45 и 30 разделить на 5.

- Найдите значение этого выражения, используя правило деления суммы на число.

- Выполните в парах №3, с. 54. Первый пример объясняет один учащийся, а второй – сосед по парте.

- Проверим выполнение №3.

- Сделаем вывод. Как можно разделить сумму на число?

Один ученик работает у доски.

Работают в парах.

Рассказывают, как вычисляли.

1. Можно вычислить сумму и разделить на число.

2. Можно каждое слагаемое разделить на число и полученные результаты сложить.

Необходимо, чтобы «каждое

слагаемое делилось на данное число».

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

 

7. Первичное закрепление. Применение правила при решении задач.

- Где нам может пригодиться наше новое знание?

- Попробуем применить наши знания. Решим задачу №9, с. 55.

Запись решения в виде выражения.

1 способ.

(24 + 48) : 8 = 9 (ящ.)

2 способ.

24 : 8 + 48 : 8 = 9 (ящ.)

Ответ.

Вывод.

-Как можно разделить сумму на число?

- При решении задач разными способами, об этом нам свидетельствует задача №1, которую решали герои учебника.

Участвуют в анализе задачи, обсуждении ее решения.

Записывают решение.

Повторяют вывод по теме.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

8. Минутка здоровья.

О пользе винограда.

Виноград является богатым источником витаминов А, С, В6, а также важных минералов —  калия, кальция, железа, фосфора, магния. Виноград замедляет процесс старения организма, укрепляет сердце. В косточках винограда содержатся витамины А, Е, К и природные масла, которые способствуют укреплению клеток и омоложению организма. Поэтому диетологи советуют есть ягоды с косточками и со шкуркой. Последняя, кстати, способствует очищению кишечника от шлаков. Так что ешьте виноград, но в меру: достаточно 10-15 крупных ягод в день.

Слушают сообщение учителя.

Регулятивные

9.Самостоятельная работа с

проверкой по эталону.

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

-Проверим, как вы поняли новый материал.

Рабочая тетрадь, №98, с. 34

- Проверьте выполнение (по слайду). Оцените свою работу.

(48 + 54) : 6 = 48 : 6 + 54 : 6

(72 + 63) : 9 = 72 : 9 + 63 : 9

(160 + 320) : 80 = 160 : 80 + 320 : 80

(500 + 150) : 5 = 500 : 5 + 150 : 5

Выполняют задание.

Проверка: сравнивают свое решение с решением на слайде; оценивают  правильность решения.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

10.Рефлексия учебной  деятельности

(итог урока)

С каким новым правилом мы познакомились на уроке?

-Повторите правило.

-Какие задачи  поставили в начале урока?

- Где нам пригодилось умение делить сумму на число?

- Что нам помогло достичь результата?

- Что еще было важным на уроке?

-Как вы считаете, достаточно одного урока, чтобы научиться пользоваться новым правилом?

- На следующем уроке мы познакомимся еще с одним применением этого правила при решении примеров.

- Помогал ли нам в работе разговор о здоровье на уроке?

- С правилом деления суммы на число.

Регулятивные  

Коммуникативные

Личностные

Домашнее задание

Учебник №8, с. 49, №13, с. 51.

Регулятивные

Личностные

Самооценка работы

На слайде- лесенка самооценки. (У каждого учащегося листок с лесенкой.)

C:\Users\Пользователь\Desktop\img16.jpg

На ступеньках лесенки рисуют человечка:

на первой ступеньке – услышал и забыл;

на второй – увидел и запомнил;

на третьей – сделал и понял;

на четвертой – смогу научить другого.

Самоанализ урока

Тема урока: «Деление суммы на число».

 

Цель: рассмотреть правило деления суммы на данное число,  учить применять его при вычислениях; использовать на уроке здоровье сберегающие технологии.

Урок открытия новых знаний и способов действий. Учащиеся активно включились в ритм работы на уроке. Связь с предыдущим материалом обеспечена за счет активизации ранее полученных способов действия по теме «Свойства арифметических действий».

Все этапы урока взаимосвязаны, соответствуют данному типу урока. Цель урока и тема сформулирована учащимися. Содержание урока направлено на конструктивное взаимодействие учащихся.

Использованы различные формы организации учебной деятельности: коллективная, в парах (развитие коммуникативных компетенций), индивидуальная (практическая деятельность).

Новый материал раскрыт при активной работе учащихся. Учащиеся сами сделали вывод. Работа в парах предусматривала организацию совместной деятельности учащихся с целью закрепления открытого способа действия – правила деления суммы на число. Организация  урока способствовала  выработке у учащихся умений планировать, организовывать свою деятельность.

С целью здоровьесбережения использованы: задачи с содержанием о правильном питании во время вспышек гриппа, о правилах работы за компьютером, физминутка, смена видов деятельности.

Предложенные на уроке задания соответствуют возрастным особенностям младших школьников, развивают внимание, память, операции анализа, обобщения, способствуют повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки.

В процессе урока наблюдалось конструктивное сотрудничество учащихся между собой и с учителем.

Реализованы этапы целеполагания и рефлексии урока. Учащиеся адекватно оценили достигнутые результаты по «Лесенке успеха». Учащиеся обнаруживали самостоятельность в действиях, были эмоционально активны. Временные рамки урока соблюдены. Урок цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики 4 класс "Действия с составными именованными числами. Решение задач различного вида" школа 2100

Урок математики в 4 классе.          По программе  «Школа 2100». Тема урока: “Действия с составными именованными числами. Решение задач различног...

Урок математики в 3 кл "Умножение суммы на число"

Конспект урока математики в 3 классе по программе Начальная школа 21 века...

Конспект урока по математике 3 класс Тема: "Умножение суммы на число"

Урок составлен в соответствии стребованиями ФГОС в СДМ по программе "Школа 2000"...

Урок математики 4 класс по теме "Деление на числа, оканчивающиеся нулями" ("Школа России")

Предлагаю вашему вниманию разработку урока математики в 4 классе "Деление на числа, оканчивающиеся нулями"...

Урок математики . 2 класс. Тема: Нахождение нескольких долей числа и числа по его доле. УМК Начальная школа XXI век.

Тип и стру       Стура урока: повторение и закрепление изученного (постановка и решение учебной задачи). Содержание урока соответствует  содержанию программы, ...

Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Вычитание чисел". УМК "Перспективная начальная школа 21 века".

Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Вычитание чисел". УМК "Перспективная начальная школа 21 века"....