Мастер-класс на тему «Дифференцированные задания для формирования предметных и метапредметных умений»
методическая разработка по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Горяинова Анастасия Викторовна

 

Цель: научить составлять дифференцированные задания по предметным и метапредметным умениям.

Задачи: показать, как составляются задания различного уровня трудности, как дифференцировать задания по уровню творчества, по объёму учебного материала, по уровню развития метапредметных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_goryainova_kulibko_1.docx220.36 КБ
Файл master-klass.pptx514.01 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему «Дифференцированные задания для формирования предметных и метапредметных умений»

Цель: научить составлять дифференцированные задания по предметным и метапредметным умениям.

Задачи: показать, как составляются задания различного уровня трудности, как дифференцировать задания по уровню творчества, по объёму учебного материала, по уровню развития метапредметных умений.

 Дата – 14 февраля 2019 года.

Подготовили и провели учителя начальных классов – Горяинова Анастасия Викторовна, Кулибко Галина Михайловна.

Учитель

Участники мастер-класса

Наглядный, раздаточный материал

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Займите места за любым из трёх столов

Рассаживаются за столы с названиями «Пёс Шарик», «Кот Матроскин», «Дядя Фёдор»

Похожее изображениеКартинки по запросу кот матроскинКартинки по запросу дядя федор

- Как вы думаете, что могут обозначать названия команд?

Таким образом можно распределить детей на группы, не называя сильных и слабых. На основе контрольных, диагностических работ и личных наблюдений за способностями учащихся учитель определяет, кто в какой команде будет работать.

Детям можно сказать так: «Вы, ребята, будете сегодня помогать Шарику выполнять задания. Вы - Матроскину. А вы – Дяде Фёдору».

При этом дети совсем не обязательно должны сидеть в группе.

Высказывают предположения.

  1. Классификация заданий по уровню сложности

- На ваших столах лежат карточки с заданиями трёх уровней сложности. Команда под названием «Пёс Шарик» выберет те задания, которые вы бы предложили детям с низким уровнем успеваемости по математике. «Кот Матроскин» - задания среднего уровня. «Дядя Фёдор» - сложные задания.

Учителям предлагаются 9 карточек заданий для 2, 3, 4 классов различные по уровню трудности.

Выбирают задания, которые соответствуют названию их группы,  зачитывают.

1 уровень.

2 класс. Найди периметр прямоугольника со сторонами 6 см и 10 см.

3 класс. Реши уравнения.

Х:8=20

У:4=20

К:5=70

C:2=30

4 класс. Мальчик купил 7 одинаковых карандашей, а девочка купила 11 таких же карандашей и заплатила на 12р. больше. Сколько стоит один карандаш?

2 уровень.

2 класс. Найди периметр прямоугольника длиной 7 см, а шириной 15 мм.

3 класс. Реши уравнения и раздели их на группы.

Х:8=20

У:4=20

К:5=70

C:2=30

4 класс. 

Мальчик купил 7 одинаковых карандашей, а девочка купила 11 таких же карандашей и заплатила на 12р. больше. Сколько мальчик и девочка заплатили за свою покупку?

3 уровень. 

2 класс. Вычисли периметр прямоугольника длиной 5 см, шириной на 5 мм короче. Начерти другую фигуру с таким же периметром.

3 класс. Измени уравнения так, чтобы они решались делением. 

Х:8=20

У:4=20

К:5=70

C:2=30

4 класс. Мальчик купил 7 одинаковых карандашей, а девочка купила 11 таких же карандашей и заплатила на 12р. больше. Сколько мальчик и девочка заплатили за свою покупку?

Составь аналогичную задачу и реши её.

- При работе на уроке вы также можете дифференцировать помощь, которую оказываете детям, проверку выполненной работы.

Здесь необходимо отметить, что объяснение нового материала всегда должно проводиться на высоком, но понятном уровне, чтобы все дети могли учиться в зоне ближайшего развития. И обсуждение всех заданий должно быть коллективным, чтобы дети имели возможность перейти на более высокий уровень усвоения учебного материала.

- Иногда мы предлагаем детям самим выбрать задание, с которым они могут справиться. Здесь можно использовать занимательный момент – «Кораблики». Ребёнок сам выбирает, груз какого корабля придётся ему по силам.

Картинки по запросу кораблик ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу кораблик ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу кораблик

  1. Дифференциация предметных умений. Знакомство со способами дифференциации.

- Теперь я предлагаю вам самим попробовать усложнить базовое (простое) задание и составить задания  среднего и повышенного уровня трудности.

При желании вы можете воспользоваться подсказкой на обратной стороне листа. Это ещё один способ дифференциации – по степени самостоятельности и характеру помощи.

После работы участников мастер-класса учитель предлагает свой вариант.

Усложняют задания для 2, 3 и 4 классов, заполняют таблицу.

Озвучивают получившиеся варианты.

См.Приложение 1.

- Другой способ дифференциации – по уровню творчества. Рассмотрите таблицу №2 (таблица выводится на экран).

Рассматривают примеры заданий на экране.

См.Приложение 2.

- Ещё один способ дифференциации – по объёму учебного материала. Рассмотрите таблицу № (таблица выводится на экран).

Рассматривают примеры заданий на экране.

См.Приложение 3.

4. Дифференциация метапредметных умений

- В нашей школе разработана программа «КИС-Развитие», которая позволяет отслеживать уровень развития мыслительных операций сравнение, обобщение, аналогия, абстрагирование, анализ и синтез. Как показывает анализ работ учащихся, наиболее трудно им даются операции аналогия и абстрагирование. Это тоже может быть основой для дифференциации.

- Возьмите, пожалуйста, задание на аналогию 1 уровня. Выполните его и подумайте, а какие задания можно предложить детям с более высоким уровнем развития этой мыслительной операции.

-После выполнения задания вы можете посмотреть, какие варианты заданий мы предлагаем.

Получают задание на аналогию 1 уровня, выполняют. Пробуют составить задания 2 и 3 уровня.

См.Приложение 4.

На экране:

АНАЛО́ГИЯ (греч.ἀναλογία analogia – соответствие - сходство) – сходство предметов в каких-либо признаках или отношениях; рассуждение по аналогии  – это формирование выводов, сделанных о свойствах одного объекта на основании его сходства с другим объектом.

- Теперь возьмите, пожалуйста, задание на абстрагирование 1 уровня. Выполните его и подумайте, а какие задания можно предложить детям с более высоким уровнем развития этой мыслительной операции.

Получают задание на абстрагирование 1 уровня, выполняют. Пробуют составить задания 2 и 3 уровня.

См.Приложение 5.

АБСТРАГИРОВАНИЕ – это форма познания, представляющая собой мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других его свойств и связей, признаваемых «частными», несущественными.

6. Подведение итогов

- В заключении хотим сказать, что использование дифференцированных форм обучения позволяет помочь ребенку в его становлении как личности, помогая ему постепенно избавляться от закомплексованности  перед ученическим коллективом, от боязни преодоления учебных преград, помогает повысить его самооценку.  

И хотим предоставить  печатные материалы, которые возможно помогут вам в организации дифференцированного обучения на уроках математики. Спасибо за внимание!


Приложение 1. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ

Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

* усложнение математического материала (например, в задании для 1-й и 2-й группы используются двузначные числа, а для 3-й группы – трёхзначные);

* увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (например, во 1-й и 2-й группах даётся задача в 2 действия, а в 3-й группе в 3 действия);

* выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (например, 3-й группе даётся задание: запишите выражения в порядке увеличения их значений и вычислите);

* использование обратного задания вместо прямого (например, 1-й и 2-й группам даётся задание на замену крупных мер мелкими, а 3-й группе – более трудное задание на замену мелких мер крупными).

1 уровень

2 уровень

3 уровень

2 класс

Сравните числа.

54 и 7; 63 и 64;

52 и 32; 24 и 42

Сравните.

52 и 50-4; 89 и 98+2;

45 и 54-50; 89 и 112

Сравните числа.

КС и Н;  К4 и К5;  
9 и РС;  7Н и 6В

3 класс

Вычисли:

8*7

6*4

42:6

63:9

Вычисли:

70*5

90*3

60:30

80:20

Вычисли:

18*2+8

30+72:8

150:50*5

32:4*100

4 класс

Вырази в см:

15 дм =

29 м =

350 дм =

300 м =

Вырази с помощью одной единицы измерения:

8 м 5 см =

14дм 3 см =

60 см 5 мм =

Вырази в более крупных единицах измерения. Найди, где возможно, несколько решений.

250000 см =

370 мм =

630000 дм =


Приложение 2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приёмов.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности. Например:

* классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур);

* преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой задачи в составную);

* задания с недостающими или лишними данными;

* выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;

* самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.

Дифференцированную работу можно организовать различными способами. Чаще учащимся с низким уровнем обученности (1 группа) предлагают репродуктивные задания, ученикам со средним (2 группа) - продуктивные и высоким (3 группа) уровнем  – творческие задания.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

2 класс. Реши задачу. В вазе лежало 20 шоколадных конфет и 15 желейных. 10 конфет съели. Сколько осталось?

Реши задачу двумя способами. В вазе лежало 20 шоколадных конфет и 15 желейных. 10 конфет съели. Сколько осталось?

Варианты заданий.

- Измени задачу так, чтобы она решалась тремя способами.

- Измени задачу так, чтобы в ней появились лишние данные.

- Составь задачу, которая решается выражением 32-(32-14).


Приложение 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 1-й и 2-й группы выполняются кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

Как правило, дифференциация по объёму сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основными, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

3 класс. Найди площадь листа бумаги со сторонами 8 см и 12 см.

Найди площадь листа бумаги со сторонами 8 см и 12 см.

Начерти прямоугольник, площадь которого будет в 2 раза меньше данного.

От данного листа бумаги (8см*12 см) отрезали часть (4см*4см).

Найди площадь отрезанной части и оставшегося листа бумаги.


Приложение 4. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ НА АНАЛОГИЮ

1 уровень

2 уровень

3 уровень

2 класс

Заполни пропуски по образцу.

+

сложение

сумма

-

вычитание

ˣ

:


Заполни пропуски по образцу:
Переместительное свойство сложения:
35+43=43+35

Сочетательное свойство сложения:______________

Распределительный закон умножения относительно сложения:__________________

Уменьшаемое – двузначное число.

Вычитаемое – это сумма двузначного круглого числа и произведения однозначных чисел.

78-(10+5*2)

1 слагаемое – двузначное число.

2 слагаемое – разность двузначного числа и частного однозначных чисел.

________________________

Приложение 5. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ НА АБСТРАГИРОВАНИЕ

1 уровень

2 уровень

3 уровень

3 класс

Запиши решение задачи.

В школьную столовую привезли ящики с овощами. В одном ящике А кг картофеля. В другом морковь, её  в С раз меньше, чем картофеля. Сколько кг весит ящик с морковью?

Запиши решение задачи.

В школьную столовую привезли ящики с овощами. В одном ящике А кг картофеля. В другом морковь, её  в С раз меньше, чем картофеля.  

Поставь вопрос к задаче так, чтобы она решалась в 2 действия. Реши задачу.

Составь свою задачу по выражению: А:С+А.

Запиши текст задачи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс на тему «Дифференцированные задания для формирования предметных и метапредметных умений» Учителя начальных классов: Горяинова Анастасия Викторовна, Кулибко Галина Михайловна.

Слайд 2

Поможем героям выполнить задание

Слайд 3

2 класс Найди периметр прямоугольника со сторонами 6 см и 10 см. Найди периметр прямоугольника длиной 7 см, а шириной 15 мм. Вычисли периметр прямоугольника длиной 5 см, шириной на 5 мм короче. Начерти другую фигуру с таким же периметром.

Слайд 4

3 класс Реши уравнения. Х:8=20 У:4=20 К:5=70 C :2=30 Реши уравнения и раздели их на группы. Х:8=20 У:4=20 К:5=70 C :2=30 Измени уравнения так, чтобы они решались делением. Х:8=20 У:4=20 К:5=70 C :2=30

Слайд 5

4 класс Мальчик купил 7 одинаковых карандашей, а девочка купила 11 таких же карандашей и заплатила на 12р. больше. Сколько стоит один карандаш? Мальчик купил 7 одинаковых карандашей, а девочка купила 11 таких же карандашей и заплатила на 12р. больше. Сколько мальчик и девочка заплатили за свою покупку? Мальчик купил 7 одинаковых карандашей, а девочка купила 11 таких же карандашей и заплатила на 12р. больше. Сколько мальчик и девочка заплатили за свою покупку? Составь аналогичную задачу и реши её.

Слайд 6

Г руз какого корабля ты выберешь?

Слайд 7

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ 2 класс 1 уровень 2 уровень 3 уровень Сравните числа. 54 и 7; 63 и 64; 52 и 32; 24 и 42

Слайд 8

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ 2 класс 1 уровень 2 уровень 3 уровень Сравните числа. 54 и 7; 63 и 64; 52 и 32; 24 и 42 Сравните. 52 и 50-4; 89 и 98+2; 45 и 54-50; 89 и 112 Сравните числа. КС и Н; К4 и К5; 9 и РС; 7Н и 6В

Слайд 9

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ 3 класс 1 уровень 2 уровень 3 уровень Вычисли: 8*7 6*4 42:6 63:9

Слайд 10

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ 3 класс 1 уровень 2 уровень 3 уровень Вычисли: 8*7 6*4 42:6 63:9 Вычисли: 70*5 90*3 60:30 80:20 Вычисли: 18*2+8 30+72:8 150:50*5 32:4*100

Слайд 11

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ 4 класс 1 уровень 2 уровень 3 уровень Вырази в см: 15 дм = 29 м = 350 дм = 300 м =

Слайд 12

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ 4 класс 1 уровень 2 уровень 3 уровень Вырази в см: 15 дм = 29 м = 350 дм = 300 м = Вырази с помощью одной единицы измерения: 8 м 5 см = 14дм 3 см = 60 см 5 мм = Вырази в более крупных единицах измерения. Найди, где возможно, несколько решений. 250000 см = 370 мм = 630000 дм =

Слайд 13

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА 2 класс 1 уровень 2 уровень 3 уровень Реши задачу. В вазе лежало 20 шоколадных конфет и 15 желейных. 10 конфет съели. Сколько осталось? Реши задачу двумя способами. В вазе лежало 20 шоколадных конфет и 15 желейных. 10 конфет съели. Сколько осталось? Варианты заданий. - Измени задачу так, чтобы она решалась тремя способами. - Измени задачу так, чтобы в ней появились лишние данные. - Составь задачу, которая решается выражением 32-(32-14).

Слайд 14

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 3 класс 1 уровень 2 уровень 3 уровень Найди площадь листа бумаги со сторонами 8 см и 12 см. Найди площадь листа бумаги со сторонами 8 см и 12 см. Начерти прямоугольник, площадь которого будет в 2 раза меньше данного. От данного листа бумаги (8см*12 см) отрезали часть (4см* 4см ). Найди площадь отрезанной части и оставшегося листа бумаги.

Слайд 15

Дифференциация метапредметных умений - сравнение - обобщени е - аналогия - абстрагирование - а нализ и синтез

Слайд 16

Дифференциация метапредметных умений А налогия (от греч. ἀναλογία analogia – соответствие - сходство) – сходство предметов в каких-либо признаках или отношениях. Рассуждение по аналогии – это формирование выводов, сделанных о свойствах одного объекта на основании его сходства с другим объектом.

Слайд 17

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ НА АНАЛОГИЮ 1 уровень Заполни пропуски по образцу. + сложение сумма - вычитание ˣ :

Слайд 18

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ НА АНАЛОГИЮ 2 уровень Заполни пропуски по образцу: Переместительное свойство сложения: 35+43=43+35 Сочетательное свойство сложения: _________________ Распределительный закон умножения относительно сложения: _____________________ 3 уровень Уменьшаемое – двузначное число. Вычитаемое – это сумма двузначного круглого числа и произведения однозначных чисел. 78- (10+5*2) 1 слагаемое – двузначное число. 2 слагаемое – разность двузначного числа и частного однозначных чисел . _________________

Слайд 19

Дифференциация метапредметных умений Абстрагирование - это форма познания, представляющая собой мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других его свойств и связей, признаваемых «частными», несущественными.

Слайд 20

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ НА АБСТРАГИРОВАНИЕ 1 уровень Запиши решение задачи . В школьную столовую привезли ящики с овощами. В одном ящике А кг картофеля. В другом морковь, её в С раз меньше, чем картофеля. Сколько кг весит ящик с морковью?

Слайд 21

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ НА АБСТРАГИРОВАНИЕ 2 уровень Запиши решение задачи. В школьную столовую привезли ящики с овощами. В одном ящике А кг картофеля. В другом морковь, её в С раз меньше, чем картофеля. Поставь вопрос к задаче так, чтобы она решалась в 2 действия. Реши задачу. 3 уровень Составь свою задачу по выражению: А:С+А. Запиши текст задачи.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Формирование предметных и метапредметных знаний и умений на уроках русского языка и литературного чтения»

Метапредметный урок – это …Эта часть работы представляет собой размышления автора на тему метапредметного урока, его признаков, отличий и преимуществ.Метапредметный урок- это урок, целью которого...

Мастер –класс по математике. Тема: абак - эффективный инструмент формирования навыка счета.

Наглядность, чувственное восприятие, и практическая деятельность детей являются основой осознанного усвоения знаний, лучшим средством развития детей. В качестве такого наглядного материала я ис...

Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы

Разработала учебные задания, используя учебные пособия по математике 1 кл, УМК "Планета Знаний"...

"Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы"

По данной теме разработан пакет заданий на формирование разных видов результатов освоения образовательной программы согласно ПРП. Разработаны отдельные учебные задания по математике по теме: "Спо...

Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы

Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы...

Задание на формирование предметных и метапредметных знаний. Учусь дома. Учусь сам.

Карточка для дистанционного обучения по русскому языку ...