Главные вкладки

    Методическая разработка урока математики 2 класс УМК "Начальная школа XXI века" по теме "Прямоугольник. Квадрат."
    методическая разработка по математике (2 класс)

    Побединская Марина Владимировна

    Создать условия для знакомства с определениями "прямоугольник", "квадрат", способствовать развитию умения находить прямоугольники и квадраты среди четырехугольников, способствовать развитию навыка построения прямоугольника, квадрата, развитие внимания и глазомера.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pryamougolnik.kvadrat.docx27.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Предмет

    Математика

    УМК

    Начальная школа XXI века

    Тема

    Прямоугольник. Квадрат.

    Цель педагогической деятельности

    Создать условия для знакомства с определениями "прямоугольник", "квадрат", способствовать развитию умения находить прямоугольники и квадраты среди четырехугольников, способствовать развитию навыка построения прямоугольника, квадрата, развитие внимания и глазомера.

    Тип урока

    Урок открытия нового знания.

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные научатся: распознавать и классифицировать геометрические фигуры, формулировать определения прямоугольника и квадрата, характеризовать многоугольник.

    Метапредметные познавательные: приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать уровень владения учебным действием; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать собеседника, высказывать собственную точку зрения; оформлять свои мысли в устной речи.

    Личностные: осознавать свои возможности в учении, познавательный интерес к математической науке.

    Методы и формы обучения

    Методы: частично-поисковый, наглядный, практический. Формы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

    Образовательные ресурсы

    Рудницкая В.Н. Математика: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. - 6-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2016. - 128 с. : ил.

    Рудницкая В.Н. Математика: 2 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. - 4-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2017. - 64 с. : ил.

    Интерактивное задание.

    Презентация, слайд "Многоугольники"

    Угольники, сигналы светофора, математический веер, счетные палочки, индивидуальный лист достижений по теме "Прямоугольник. Квадрат", карточки для самостоятельной работы и взаимопроверки, самопроверки, карточки диагностики планируемых результатов двух уровней, карточки для парной и групповой работы.

    Организационная структура урока

    Этапы урока

    Обучающие и развивающие компоненты, задания

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    1. Организационный этап

    Чтоб водить корабли.

    Чтобы лётчиком стать

    Надо прежде всего

    Математику знать.

    И на свете нет профессии,

     Вы смекайте – ка

     Где бы нам не пригодилась

     Математика.

    Желаю удачи на уроке! Что для этого нужно?

    Ответы детей

    2. Мотивация к учебной деятельности

    Самопроверка ДЗ по карточке

    ТПО, стр.54, № 3.

    Мотивирует к учебной деятельности

    С какой целью вы пришли на урок математики?

    - Что для этого вы должны будете сделать?

    Организовывает проверку домашнего задания.

    - Выполните самопроверку ДЗ по карточке.

    - Если показали прямые углы, то поставьте +, отметили вершины прямых углов + Если вы правильно выписали номера многоугольников, то в карточке "Достижение планируемых результатов" нарисуйте зеленый сигнал светофора, допустил ошибку - желтый.

    Отвечают на вопросы учителя

    Узнать новое.

    Сначала самим понять, что мы не знаем, а затем сами открыть что-то новое.

    Самопроверка домашнего задания по образцу (карточка).

    Выполняют самооценку, фиксируют в маршрутном листе

    Этап актуализации и пробного учебного действия

    подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

    1) Чистописание.

     – С чего мы обычно начинаем урок?

    - Как мы готовимся к минутке чистописания?

    ( Пальчиковая гимнастика)

    Пальцы делают зарядку

    Чтобы меньше уставать

    А потом они в тетрадке

    Будут циферки писать.

    2)         ( На доске записаны цифры)

              0 3 5 6 9

    -  Какие общие элементы есть в написании этих цифр?

    3) -Сегодня мы отправимся в гости, а кто нас будет встречать вы узнаете выполнив задание.

    (На доске вывешены числа внутри геометрических фигур)

    10 … 20 … 25 … … 40 … 50 … 60 …

    - Предложите задание, что здесь можно  сделать?

    -Какую закономерность вы наблюдаете в записи чисел?

    - Восстановите ряд.

    На доске появляется запись (числа внутри геометрических фигур)

    10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65

           Ф            И  Г      У       Р        Ы

    - О чем мы будем говорить на уроке?

    - Как догадались?

    - Как называется наука, которая изучает геометрические фигуры?

    - С минутки чистописания!

    - Делаем пальчиковую гимнастику!

    ( Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

    (Дети пишут цифры в тетрадях.)

     Ответы детей.

    -Предлагаем определить закономерность и вставить пропущенные числа.

     - Счет через 5.

    Ученики называют пропущенные числа.

                     

    - О геометрических фигурах.

    Цифры записаны в геометрических фигурах.

      - Геометрия.

    3. Актуализация знаний

    Математический диктант

    Интерактивное задание (фронтальное)

    Слайд "Многоугольники"

    (индивидуальная)

    Проводит математический диктант:

    Увеличьте:

    20 на 5, 42 на 3, 6 в 7 раз, 5 в 8 раз

    Уменьшите 16 на 9, 56 на 16, 20 в 4 раза, 36 в 6 раз

    Определи недостающую фигуру

    Создает проблемную ситуацию (индивидуальная карточка)

    - Есть ли среди многоугольников прямоугольники? Запиши номера прямоугольников в тетрадь.

    Выполняют взаимопроверку:

    25, 45, 42, 40, 7, 40, 5, 6

    Если  нет ошибок "5"

              1-2 ошибки "4"

              3 ошибки "3"

    Понимают информацию, представленную разными способами

    Находят прямоугольник среди фигур

    Самопроверка

    4. Постановка учебной задачи

     

    Составляют план выхода из затруднения

    - Почему возникли затруднения?

    -Назовите тему урока.

    Чему должны научиться на уроке? Каким способом? Могут пригодится новые знания в жизни?

    Определяют границы знания

    Формулируют тему урока, задачи, план выхода из затруднения (понаблюдаем, сравним, сделаем вывод)

    5. Открытие нового знания

     

    Словарь Ожегова

    Организует "открытие" нового посредством  диалога

    - 1.        Собери картинку. (Работа в парах)

                 ( На доске изображения многоугольников: квадрата, треугольника, прямоугольника, ромба, четырехугольника, трапеции)

    – Рассмотрите фигуры представленные на доске.

     – Что  вы видите?

      - Какое наименьшее число углов у многоугольника?

       - Какая фигура лишняя?

       - Почему?

      - Как можно назвать оставшиеся фигуры? Почему?

    -У вас на партах лежит набор таких же фигур. Предложите свое задание.

    - Предложите задание для четырехугольников.

    Самопроверка. По эталону на доске.

    -Проверьте себя.

    - Что заметили?

    -Почему?

    2.- Сравнение фигур.

    - Рассмотрите внимательно прямоугольник и квадрат. Сравните.

    а) - В чем сходство?

    Б) ЛОВУШКА ( ПРОБЛЕМА)

    - Ну а раз квадрат является прямоугольником и они так похожи, я смею утверждать, что прямоугольник тоже является квадратом?

    - У прямоугольника 4 прямых угла, 4 стороны, он многоугольник. Все как у квадрата.

    - Кто может возразить?

    - Как проверить можем?

    Вывод:

    - Квадрат- это прямоугольник, у которого все стороны равны.

    -У прямоугольника равны не все стороны, а только противоположные. Значит он не квадрат.

    Молодцы!

    Характеризуют геометрические фигуры (многоугольники, треугольники, четырехугольники, углы прямые).

    Формулируют определение прямоугольника, квадрата..

    Читают определение в учебнике.

     

    Читаю в словаре Ожегова

    Выбирают задание для группы, определяют количество прямоугольников, квадратов

    Физкультминутка

    Формируем умение осуществлять самоконтроль.

    Давайте немножко отдохнём, глазки у вас устали, были в напряжении.

    «Стрельба глазами» - А сейчас постреляем глазками как можно дальше вправо, влево, вверх, вниз.(5р)

    «Стреляют» глазами.

    6. Первичное закрепление  

    Работа по учебнику

    1. Стр.111, №1

    1. Стр.112, №3

    2. Стр.112, №5.

    Организует первичное закрепление в паре

    - Как доказать, что все углы прямые? (угольник)Если нет угольника. только линейка?

    Организует моделирование из счетных палочек

    Работают в паре.

    Называют прямоугольники, квадраты

    Называют инструменты для измерения углов

    Выполняют самооценку, фиксируют в маршрутном листе

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Работа в печатной тетради.

    ТПО, стр.56, № 1 или по карточке

    Организует дифференцированную самостоятельную работу деление фигур на группы, определение группы фигур

    Выполняют самостоятельную работу с самопроверкой по карточке

    8.  Включение в систему знаний

    1. Практическая часть

    ТПО, стр.56, №4 (индивидуальная)

    2. Дополнительное задание

    (индивидуальная)

    Выполните построение четырехугольников  в рабочей тетради

    -Какое задание можно придумать и выполнить?

    Нахождение периметра

    Выполняют построение четырехугольников: прямоугольника, квадрата.

    Выполняют взаимопроверку

    9. Рефлексия учебной деятельности

    Диагностика планируемых результатов:

    1. ТПО, стр.57, №5

    2. Карточка

    Выставление отметок

    1. Проводит диагностику планируемых результатов

    - Подчеркните слова, которыми можно назвать фигуру на рисунке.

    2. Организует работу с утверждениями

    - Определите истинность утверждений

    Любой квадрат является прямоугольником   верно  / неверно

    Любой прямоугольник является квадратом верно  / неверно.

    - Что нового узнали?

    - Удалось решить поставленную задачу?

    - Если эта тема вызвала затруднение, вы можете прийти на занятия "Грамотей Грамотеич"

    - Комфортно ли чувствовали себя на уроке, поднимите соответствующий смайлик.

    Выставляет отметки

    Дают определение заданной фигуре

    Определяют истинность утверждений, Самопроверка, раскрашивают соответствующий круг

    Соотносят изученный материал и субъективный опыт. Делают выводы.


    ФИ____________________________________________

                         

                           Достижение планируемых результатов

                           по теме "Прямоугольник. Квадрат"

    Умею находить прямые углы многоугольника

    Знаю определение квадрата

    Знаю определение прямоугольника

    Умею находить прямоугольник, квадрат среди четырехугольников (многоугольников)

    Умею выполнять построение четырехугольников: прямоугольника, квадрата

    Умею слушать и понимать собеседника

    Умею планировать свои действия

    Умею выполнять самопроверку

    Умею выполнять взаимопроверку


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методические разработки уроков математики 2 класс

    1 урок:Введение нового знания с использованием технологии деятельностного метода обучения, проблемного обучения, элементов технологии сотрудничества, технологии организованного общения мла...

    Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"

    Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...

    методическая разработка урока математики 2 класс(обратные задачи)

    конспект урока по мамтематике "Школа России" 2 класс...

    Методическая разработка урока во 2 классе по математике «Числа От 20 До 100» (Закрепление)

    Цели урока. Закрепить навык счета в пределах 100, формировать вычислительные навыки, упражняться в решении простых задач, в нахождении периметра геометрических фигур, в решении лог...

    Методическая разработка урока для 2 класса УМК "Начальная школа XXI века" по теме: "Правописание слов с суффиксами -ик,-ек".

    Предлагаю методическую разработку урока, на котором в интересной и доступной для детей форме раскрывается сложный программный материал по првописанию суффиксов -ик, -ек. Единая сюжатная линия, правило...

    Методическая разработка урока математики 4 класс «Действия с единицами массы, с многозначными числами». УМК "Школа России"

    Урок практического применения знаний, исследовательская работа "Узнай вес своего портфеля"...

    Методические разработки уроков «Математика» 2 класс

    Методические разработки уроков «Математика» 2 класс...