Главные вкладки

    Методическая разработка урока математики в начальной школе в свете требований новых Образовательных стандартов
    методическая разработка по математике (2 класс) по теме

    Проект урока  математики во 2-ом классе, ОС «Школа 2100»

    Тема урока:  «Решение задач»

    Тип урокаурок  рефлексии (урок повторения, закрепления знаний и выработки умений  решать задачи по теме: «Цена, количество, стоимость»)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл itogovaya_kontrolnaya_rabota_po_kursu.docx252.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья  «Методическая разработка урока математики в начальной школе в свете требований новых Образовательных стандартов» Козловой Екатерины Ивановны, учителя начальных классов ГБОУ СОШ №456 Колпинского района Санкт-Петербурга

    Проект урока  математики во 2-ом классе, ОС «Школа 2100»

    (Учебник «Математика» для 2-го класса Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких; «Дидактический материал», С.А. Козлова, В.Н. Гераськин, Л.А. Волкова)

    Тема урока:  «Решение задач»

    Тип урока:  урок  рефлексии (урок повторения, закрепления знаний и выработки умений  решать задачи по теме: «Цена, количество, стоимость»)

    Цель урока:

    • деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий;
    • содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и др. по теме «Цена, количество, стоимость», упражнение в решении задач данного вида

    Задачи урока:

         Предметные:

    • воспринимать содержание задачи на слух, путем самостоятельного чтения текста;
    • анализировать  текст задач на предмет наличия в них необходимых признаков задачи, достаточного количества данных для их решения, наличия избыточных данных ;
    •  анализировать содержание задач, устанавливая  зависимость между величинами, между условием и вопросом;
    •  переводить условия задач на математический язык (построение математической модели), работа с математической моделью;
    • решать задачи в 2-3 действия, оценивая  правильность хода решения и реальность ответа, интерпретация результатов

         Метапредметные:

    • регулятивные (определять и формулировать цель и задачи предстоящей деятельности, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, корректировать план по ходу работы, оценивать результат  деятельности);
    • познавательные (строить речевые высказывания в устной форме, ориентироваться на разнообразие способов решения задач, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков);
    • коммуникативные (допускать возможность существования у одноклассников и учителя различных точек зрения, формировать собственное мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия, умение работать в группе и  в парах,  договариваться с партнерами)

    Личностные:  развивать активность, смекалку,  самостоятельность, целеустремленность, работоспособность, самоконтроль

    Формы организации деятельности обучающихся на уроке: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа, самостоятельная работа. 

    Ход урока

    I. Организационный момент

    (Повторить, проговорив, правила поведения на уроке в стихотворной форме)

    • На уроке  сегодня  я буду старательным,

    Трудолюбивым, спокойным и внимательным,

    Постараюсь  аккуратно  писать, не отставая,

    Слушать учителя и товарищей, не перебивая,

    Говорить чётко и внятно,

    Чтобы было всем понятно.

    А когда захочу отвечать,

    Буду красиво руку поднимать.

    Помню:  «Терпенье и труд – всё перетрут»,

    И успех с удачей непременно придут!

    - Для чего нужно соблюдать эти правила?

    • Чтобы не потерять время,  успеть сделать все запланированное  на уроке, стать успешным; чтобы легче было контролировать свою деятельность на уроке…

    - Сегодня нас ожидает работа  не только фронтальная ( общая), но и в парах, в малых  группах, поэтому на выполнение каких ещё правил мы должны себя нацелить? (Обучающиеся проговаривают правила общения при  сотрудничестве).

    II. Формулирование темы урока, цели и задач урока, планирование деятельности

    (На доске открывается текст пословицы: «Повторенье – мать ученья»)

     - Прочитайте данное высказывание. Чем оно интересно?

    • Это – пословица, она подсказывает тему этого урока и его цель.

    - Действительно, сегодня урок повторения и закрепления изученного материала.  Цель  его – выявить пробелы в знаниях, ликвидировать их;  увереннее,  быстрее  и точнее  использовать знания  на практике, при решении текстовых задач и в различных жизненных ситуациях. А какая же учебная тема предшествовала  этому  уроку, по которой мы организуем  сегодня повторение?

    • Величины: цена, количество, стоимость.

    - Совместно нам удалось определить тему и цель урока .(Открываются на доске записи:

    • Урок повторения и закрепления
    • Решение задач по теме «Цена, количество, стоимость»).

    - Попытаемся теперь спланировать нашу деятельность на уроке, определить задачи урока.  С чего разумно начать работу?

    • Вспомним то, что важно для  темы «Ц, К, С» и для решения задач.

    -  Без каких тем и понятий невозможно достичь поставленной нами цели на данном уроке?

    • Это - табличное умножение и деление, взаимосвязь умножения и деления;  понятия «цена», «количество», «стоимость», взаимосвязь данных величин.

    - Что спланируем далее?

    • Устный счет.

    - Да, это будет фронтальная работа.

    - Устный счет подготовит нас к решению задач. Поработаем в парах, в группах, самостоятельно. (Условными обозначениями пополняется план урока).

    -  Попробуйте предположить, каков будет следующий пункт плана?

    • Итог урока, самооценка работы и домашнее задание.

    - Молодцы! Работая по плану, мы больше успеем сделать на уроке, качественнее, успешнее, объективнее сможем оценить свою деятельность. Ребята, мы упустили что-то очень важное в своем планировании. Подсказка – в пословице: «В здоровом теле – здоровый дух».

    • Физкультминутку надо обязательно включить, предлагаю после …

    (На доске постепенно в ходе беседы появляется картинный план).

    План:

     1.                  (Определяем тему  и цель урока. Планируем свою деятельность)

    2.  C:\Users\полрнп\Desktop\0004-005-Zadumaemsja.png (Вспоминаем все то, что важно для данной темы)

     3. C:\Users\полрнп\Desktop\35226AD1EC6041CFBD9ABA2D3531DB4D.jpgC:\Users\полрнп\Desktop\65635_html_m2ac938ff.jpg   (Устный счет, фронтальная работа)

    4.    C:\Users\полрнп\Desktop\люди\JUGGLER2.GIF   (Динамическая пауза)

    5.C:\Users\полрнп\Desktop\91569905.gif      (Решение задач)

    А). C:\Users\полрнп\Desktop\1288079926_120912364_1____D__1288079926.jpg  (Работа в парах)

    Б).C:\Users\полрнп\Desktop\2761image.jpg (Работа в малых группах)

    В). C:\Users\полрнп\Desktop\0004-005-2.-Politicheskaja-vlast.jpg(Самостоятельная работа)

    6.   C:\Users\полрнп\Desktop\Vopros.jpgC:\Users\полрнп\Desktop\65635_html_m2ac938ff.jpg (Подведём итоги работы, фронтальная беседа)

    7. C:\Users\полрнп\Desktop\clip_image00121.png    (Над чем поработать дома?)

    8.   C:\Users\полрнп\Desktop\2012-10-11deti_risynok.jpg   (Наши успехи)

    C:\Users\полрнп\Desktop\19234.gif        (Наше настроение)

    III. Устный счет

     Фронтальная работа

    1.Проверим знание таблицы умножения и деления: называю значение выражения, а вы числовые выражения с этим значением. Например: 9=3х3, 9=27:3, 9=9х1, 9=36:4…  (Записывается на доске ряд чисел: 15,6,12)

    2. Обведите те числа, которые делятся одновременно на 2 и на3.

     (6, 8,9,12,18,24)

    3. Игра «Цветик-семицветик».     C:\Users\полрнп\Desktop\7цветик.gif       

    На лепестках – вопросы:

    • Что мы называем ценой?
    • Что такое стоимость?
    • Как найти количество?
    • Как найти стоимость?
    • Как найти цену?
    • «Цена», «количество», «стоимость»- как можно сказать одним словом? (Величины)
    • Сколько копеек содержит один рубль?

    4. Задача (обучающимся предлагается в устной форме учителем с опорой на иллюстрацию)

       Бабушка решила купить своим внучатам двух одинаковых игрушечных медвежат. Как вы думаете, хватит ли ей 100 рублей, чтобы заплатить за эти игрушки?      (Дети высказывают свои предположения).     http://cs305514.userapi.com/v305514325/4180/9_OG9ubGFvU.jpghttp://cs305514.userapi.com/v305514325/4180/9_OG9ubGFvU.jpg  100 руб

    - Можете ли вы дать точный ответ на мой вопрос?

    • Нет.

    - Что вы должны знать, чтобы ответить на вопрос точно?

    • Сколько стоит один мишка. Цену.

    - Предлагайте свою цену за мишку. А товарищи сигналом «да-нет» ответят на вопрос – хватит ли 100 рублей.

    - Теперь я буду предлагать разные цены за игрушку, ваша задача определить, хватит ли 100рублей и сколько сдачи получит бабушку от кассира?

    (Предлагаемая цена: 50 руб, 40 руб, 70 руб,32 руб, 28 руб)

    4. Самооценка деятельности на данном этапе урока.

    - На столе у вас лежат листы самооценки, в которых вы можете оценивать свою деятельность, свое настроение на каждом этапе урока, а в конце урока мы  обобщим результаты. (Следует напомнить критерии)

    Оценочный лист.

        Этапы урока

    Оценка моей деятельности

    5 баллов

    4 балла

    3 балла

    1.     Устный счет

    2.    Работа в парах

    3.   Работа в группе

    4.    Самостоятельная      работа

          Сумма набранных баллов на всех этапах урока: …

          Мое настроение:

    Мое настроение в конце урока:     C:\Users\полрнп\Desktop\19234.gif

    IV. Динамическая музыкальная пауза

    V. Решение задач

    1. Работа в парах.  (Дидактический материал, стр.73, №1,№2,№3).

    Задание №1

    Задание №2

    Задание №3

    Варианты решения

    «+» или      « - »

    Варианты решения

    «+»  или « - »

    Варианты решения

    «+»  или « - »

    7 х 4 = 28(руб)

    72 : 8 = 7(руб)

    56 :8 = 7(руб)

    4 х 7 = 21(руб)

    72 : 8 = 9(откр.)

    56 : 8 =7(откр.)

    4 х 7 = 28(руб)

    72 : 8 = 9(руб)

    7 х 8 = 56(руб)

        Каждая пара получает такую  карточку, на которой, посовещавшись друг с другом , должна значком «+» сделать  выбор  верного равенства, соответствующего решению каждой задачи.

       Проверка – фронтально. С помощью сигнальных карточек обратной связи «да-нет» каждая пара демонстрирует свой выбор  к каждой задаче по сигналу  учителя. Обучающимися доказывается правильность  выбора, проговаривается к каждому решению  правило нахождения данной величины.

            На листе самооценки каждый учащийся, посовещавшись с работавшим в паре товарищем, делает пометки в соответствии с успешностью своей деятельности на этом этапе работы на уроке.  

     2. Работа в малых  группах (по 4 человека)

        Каждая группа получает таблицу с вписанными в нее величинами: «цена», «количество», «стоимость».

    №п/п

    Наименование товара

    Цена

    Количество

    Стоимость

    1

    Тетрадь

    9 рублей

    4 штуки

    ?

    2

    Ручка

    ?

    6 штук

    48 рублей

    3

    Линейка

    7 рублей

    ?

    56 рублей

    4

    Циркуль

    80 рублей

    ?

    80 рублей

    5

    Ластик

    3 рубля

    9 штук

    ?

    6

    Карандаш

    2 рубля

    ?

    14 рублей

    7

    Кисточка

    ?

    8 штук

    64 рубля

       Задания:

    • устно составить 7 задач с предложенными данными;
    • вместо знаков «?» вписать именованные числа;
    • подготовить представителей от группы к защите своей работы  перед классом.

        Проверка работы. Поочередно представители от каждой из 7 групп устно рассказывают перед классом задачу, предложенную учителем, объясняют решение, отвечают на вопрос задачи. Ученик отвечает с опорой на такую же таблицу, увеличенную на доске ( с «?»).

           На листе самооценки каждый учащийся, посоветовавшись  с работавшими  в группе товарищами, делает пометки в соответствии с успешностью и активностью  своей деятельности  в группе  на этом этапе работы на уроке.

    3. Самостоятельная работа  (предлагается на карточках; 3 уровня,  по 2варианта  в каждом уровне)

        - А теперь, ребята, вам предлагается самостоятельная работа. Вы сами можете оценить свои возможности, выбрав различные по сложности задания.

         Задания на карточках желтого цвета – первого уровня, правильное выполнение которых дает вам возможность получить  максимально з балла.

         Задания на карточках голубого цвета  – второго уровня, правильное выполнение которых дает вам возможность получить максимально 4 балла.

        Задания на карточках  салатового  цвета  – третьего  уровня, правильное выполнение которых дает вам возможность получить  максимально 5 баллов.

          Выполненное задание у вас проверят специально подготовленные консультанты         (6 чел.). Кого из них пригласить? Обратите внимание  на цвет и надпись на нагрудном значке у каждого консультанта, и вам станет ясен ответ на этот вопрос.  После  этого  на листе самооценки каждый учащийся делает пометки в соответствии с успешностью своей деятельности  на этом этапе работы на уроке.

    Задание  первого уровня ( желтый цвет)

    Составь по условию задачи таблицу (в тетради). Реши задачу, запиши  решение и ответ.

    Вариант 1

    Вариант 2

        Мама купила  10 кг картофеля по 9 рублей за килограмм. Сколько денег мама заплатила  за покупку?

           Папа купил 7 теннисных мячей. Сколько денег папа потратил на эту покупку,  если один мячик стоит              10 рублей?

    Задание  второго  уровня ( голубой  цвет)

    Составь по условию задачи таблицу (в тетради). Реши задачу, запиши решение и ответ.

    Вариант 1

    Вариант 2

        Миша  купил  10 тетрадей  по 3 рубля каждая  и 4 ручки по 8 рублей каждая. Сколько  стоит вся покупка?

           Полина  купила 2 альбома для рисования по 9 рублей каждый  и               5 кисточек по 8 рублей каждая.  Сколько  стоит вся покупка?

    Задание  третьего  уровня ( салатовый  цвет)

    Составь по условию задачи таблицу (в тетради). Реши задачу двумя способами, запиши оба  решения и ответ.

    Вариант 1

    Вариант 2

           У Володи 18 рублей, а у Андрея                27 рублей. Сколько книг они смогут купить, если одна книга стоит 9 рублей?

         У Риты 10 рублей, а у Наташи 6 рублей.  Сколько наклеек они смогут купить,  если  одна наклейка стоит           2 рубля?

     

    4. Дополнительное задание для тех, кто справится быстрее других с самостоятельной работой

    C:\Users\полрнп\Desktop\Методическая работа.jpgИндивидуальная работа

    Запиши  буквенные выражения к каждой задаче, в скобках напиши наименование:

    1). Купили  х роз по 8 рублей каждая. Сколько денег заплатили?

                                                    

    2). Метр ткани стоит  у  рублей. Сколько рублей стоят  5 метров  ткани?

    3). Сколько стоит один альбом, если 7 альбомов стоят  с  рублей?

    4). 24 рубля заплатили  за  а мячей. Сколько рублей стоит один мяч?

    5). Девочки купили  2 булочки по  х рублей и столько же пирожков по  у  рублей.  Сколько всего денег отдали девочки за покупку?

    (За правильно выполненные задания ребенок получает приз: наклейку, или картинку-раскраску, или карандаш, или ластик …)

    VI. Итог урока

    - Чему учились на уроке?  Какие задачи учились решать?  Что особенно интересным показалось сегодня на уроке?  В чем еще испытываете затруднения? Где в жизни могут вам пригодиться знания, приобретенные на уроке? Удалось ли нам выполнить план урока?  Над чем хотели бы еще поработать дома?

    VII. Домашнее задание: стр.  37, № 6;  стр. 73, № 4-7

     - Кто немного расстроился, что не успел во время урока  приступить к                «блиц-турниру»?  Не переживайте – эта интересная работа ждет вас дома,  №4-7.

     Без крыльев, а летят,

                      Без языка, а говорят.

     - Что это? Отгадку расшифруете дома,  если верно решите примеры №6 , не перепутав порядок действий в числовых выражениях.

    VIII. Рефлексия

    Самооценка. Учащиеся формулируют вывод: «Какие у меня достижения?  Что мне надо сделать лучше?» С помощью сигнальных карточек обозначают свое настроение после работы на уроке. Учитель поднимает свой «сигнал»   C:\Users\полрнп\Desktop\19234.gif  , выражает словами свое удовлетворение  от сотрудничества с детьми.

    24 мая 2013года


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс "Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС"

    В данной методической работе представлен мой педагогический опыт, фрагмен...

    Опыт работы по проблеме "Из опыта работы в обучении французскому языку в начальной школе в свете требований ФГОС нового поколения"

    Из опыта работы в обучении французскому языку  в начальной школе в свете требований  ФГОС нового поколения...

    Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС

    Особенности урока в начальной школе в свете требований ФГОС. Формирование и развитие УУД....

    О СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.

    Внедрение Государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО) , в котором идет речь о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-инфор...

    Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

    1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

    ДИАГНОСТИКА И УСТРАНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В ОСВОЕНИИ ПРОГРАМНОГО МАТЕРИАЛА ПО МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

    Своевременность и тщательность по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся – залог высоких результатов в обучении. В свете требований ФГОС этому вопросу уделено огромное внимание. Сист...

    Доклад: КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.

    Доклад: КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.  Каждый, кто знаком с проблемами изучения русского языка в начальных классах,...