Методическая разработка урока математики в начальной школе в свете требований новых Образовательных стандартов
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Проект урока  математики во 2-ом классе, ОС «Школа 2100»

Тема урока:  «Решение задач»

Тип урокаурок  рефлексии (урок повторения, закрепления знаний и выработки умений  решать задачи по теме: «Цена, количество, стоимость»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_kontrolnaya_rabota_po_kursu.docx252.96 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  «Методическая разработка урока математики в начальной школе в свете требований новых Образовательных стандартов» Козловой Екатерины Ивановны, учителя начальных классов ГБОУ СОШ №456 Колпинского района Санкт-Петербурга

Проект урока  математики во 2-ом классе, ОС «Школа 2100»

(Учебник «Математика» для 2-го класса Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких; «Дидактический материал», С.А. Козлова, В.Н. Гераськин, Л.А. Волкова)

Тема урока:  «Решение задач»

Тип урока:  урок  рефлексии (урок повторения, закрепления знаний и выработки умений  решать задачи по теме: «Цена, количество, стоимость»)

Цель урока:

  • деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий;
  • содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и др. по теме «Цена, количество, стоимость», упражнение в решении задач данного вида

Задачи урока:

     Предметные:

  • воспринимать содержание задачи на слух, путем самостоятельного чтения текста;
  • анализировать  текст задач на предмет наличия в них необходимых признаков задачи, достаточного количества данных для их решения, наличия избыточных данных ;
  •  анализировать содержание задач, устанавливая  зависимость между величинами, между условием и вопросом;
  •  переводить условия задач на математический язык (построение математической модели), работа с математической моделью;
  • решать задачи в 2-3 действия, оценивая  правильность хода решения и реальность ответа, интерпретация результатов

     Метапредметные:

  • регулятивные (определять и формулировать цель и задачи предстоящей деятельности, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, корректировать план по ходу работы, оценивать результат  деятельности);
  • познавательные (строить речевые высказывания в устной форме, ориентироваться на разнообразие способов решения задач, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков);
  • коммуникативные (допускать возможность существования у одноклассников и учителя различных точек зрения, формировать собственное мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия, умение работать в группе и  в парах,  договариваться с партнерами)

Личностные:  развивать активность, смекалку,  самостоятельность, целеустремленность, работоспособность, самоконтроль

Формы организации деятельности обучающихся на уроке: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа, самостоятельная работа. 

Ход урока

I. Организационный момент

(Повторить, проговорив, правила поведения на уроке в стихотворной форме)

  • На уроке  сегодня  я буду старательным,

Трудолюбивым, спокойным и внимательным,

Постараюсь  аккуратно  писать, не отставая,

Слушать учителя и товарищей, не перебивая,

Говорить чётко и внятно,

Чтобы было всем понятно.

А когда захочу отвечать,

Буду красиво руку поднимать.

Помню:  «Терпенье и труд – всё перетрут»,

И успех с удачей непременно придут!

- Для чего нужно соблюдать эти правила?

  • Чтобы не потерять время,  успеть сделать все запланированное  на уроке, стать успешным; чтобы легче было контролировать свою деятельность на уроке…

- Сегодня нас ожидает работа  не только фронтальная ( общая), но и в парах, в малых  группах, поэтому на выполнение каких ещё правил мы должны себя нацелить? (Обучающиеся проговаривают правила общения при  сотрудничестве).

II. Формулирование темы урока, цели и задач урока, планирование деятельности

(На доске открывается текст пословицы: «Повторенье – мать ученья»)

 - Прочитайте данное высказывание. Чем оно интересно?

  • Это – пословица, она подсказывает тему этого урока и его цель.

- Действительно, сегодня урок повторения и закрепления изученного материала.  Цель  его – выявить пробелы в знаниях, ликвидировать их;  увереннее,  быстрее  и точнее  использовать знания  на практике, при решении текстовых задач и в различных жизненных ситуациях. А какая же учебная тема предшествовала  этому  уроку, по которой мы организуем  сегодня повторение?

  • Величины: цена, количество, стоимость.

- Совместно нам удалось определить тему и цель урока .(Открываются на доске записи:

  • Урок повторения и закрепления
  • Решение задач по теме «Цена, количество, стоимость»).

- Попытаемся теперь спланировать нашу деятельность на уроке, определить задачи урока.  С чего разумно начать работу?

  • Вспомним то, что важно для  темы «Ц, К, С» и для решения задач.

-  Без каких тем и понятий невозможно достичь поставленной нами цели на данном уроке?

  • Это - табличное умножение и деление, взаимосвязь умножения и деления;  понятия «цена», «количество», «стоимость», взаимосвязь данных величин.

- Что спланируем далее?

  • Устный счет.

- Да, это будет фронтальная работа.

- Устный счет подготовит нас к решению задач. Поработаем в парах, в группах, самостоятельно. (Условными обозначениями пополняется план урока).

-  Попробуйте предположить, каков будет следующий пункт плана?

  • Итог урока, самооценка работы и домашнее задание.

- Молодцы! Работая по плану, мы больше успеем сделать на уроке, качественнее, успешнее, объективнее сможем оценить свою деятельность. Ребята, мы упустили что-то очень важное в своем планировании. Подсказка – в пословице: «В здоровом теле – здоровый дух».

  • Физкультминутку надо обязательно включить, предлагаю после …

(На доске постепенно в ходе беседы появляется картинный план).

План:

 1.                  (Определяем тему  и цель урока. Планируем свою деятельность)

2.  C:\Users\полрнп\Desktop\0004-005-Zadumaemsja.png (Вспоминаем все то, что важно для данной темы)

 3. C:\Users\полрнп\Desktop\35226AD1EC6041CFBD9ABA2D3531DB4D.jpgC:\Users\полрнп\Desktop\65635_html_m2ac938ff.jpg   (Устный счет, фронтальная работа)

4.    C:\Users\полрнп\Desktop\люди\JUGGLER2.GIF   (Динамическая пауза)

5.C:\Users\полрнп\Desktop\91569905.gif      (Решение задач)

А). C:\Users\полрнп\Desktop\1288079926_120912364_1____D__1288079926.jpg  (Работа в парах)

Б).C:\Users\полрнп\Desktop\2761image.jpg (Работа в малых группах)

В). C:\Users\полрнп\Desktop\0004-005-2.-Politicheskaja-vlast.jpg(Самостоятельная работа)

6.   C:\Users\полрнп\Desktop\Vopros.jpgC:\Users\полрнп\Desktop\65635_html_m2ac938ff.jpg (Подведём итоги работы, фронтальная беседа)

7. C:\Users\полрнп\Desktop\clip_image00121.png    (Над чем поработать дома?)

8.   C:\Users\полрнп\Desktop\2012-10-11deti_risynok.jpg   (Наши успехи)

C:\Users\полрнп\Desktop\19234.gif        (Наше настроение)

III. Устный счет

 Фронтальная работа

1.Проверим знание таблицы умножения и деления: называю значение выражения, а вы числовые выражения с этим значением. Например: 9=3х3, 9=27:3, 9=9х1, 9=36:4…  (Записывается на доске ряд чисел: 15,6,12)

2. Обведите те числа, которые делятся одновременно на 2 и на3.

 (6, 8,9,12,18,24)

3. Игра «Цветик-семицветик».     C:\Users\полрнп\Desktop\7цветик.gif       

На лепестках – вопросы:

  • Что мы называем ценой?
  • Что такое стоимость?
  • Как найти количество?
  • Как найти стоимость?
  • Как найти цену?
  • «Цена», «количество», «стоимость»- как можно сказать одним словом? (Величины)
  • Сколько копеек содержит один рубль?

4. Задача (обучающимся предлагается в устной форме учителем с опорой на иллюстрацию)

   Бабушка решила купить своим внучатам двух одинаковых игрушечных медвежат. Как вы думаете, хватит ли ей 100 рублей, чтобы заплатить за эти игрушки?      (Дети высказывают свои предположения).     http://cs305514.userapi.com/v305514325/4180/9_OG9ubGFvU.jpghttp://cs305514.userapi.com/v305514325/4180/9_OG9ubGFvU.jpg  100 руб

- Можете ли вы дать точный ответ на мой вопрос?

  • Нет.

- Что вы должны знать, чтобы ответить на вопрос точно?

  • Сколько стоит один мишка. Цену.

- Предлагайте свою цену за мишку. А товарищи сигналом «да-нет» ответят на вопрос – хватит ли 100 рублей.

- Теперь я буду предлагать разные цены за игрушку, ваша задача определить, хватит ли 100рублей и сколько сдачи получит бабушку от кассира?

(Предлагаемая цена: 50 руб, 40 руб, 70 руб,32 руб, 28 руб)

4. Самооценка деятельности на данном этапе урока.

- На столе у вас лежат листы самооценки, в которых вы можете оценивать свою деятельность, свое настроение на каждом этапе урока, а в конце урока мы  обобщим результаты. (Следует напомнить критерии)

Оценочный лист.

    Этапы урока

Оценка моей деятельности

5 баллов

4 балла

3 балла

1.     Устный счет

2.    Работа в парах

3.   Работа в группе

4.    Самостоятельная      работа

      Сумма набранных баллов на всех этапах урока: …

      Мое настроение:

Мое настроение в конце урока:     C:\Users\полрнп\Desktop\19234.gif

IV. Динамическая музыкальная пауза

V. Решение задач

1. Работа в парах.  (Дидактический материал, стр.73, №1,№2,№3).

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Варианты решения

«+» или      « - »

Варианты решения

«+»  или « - »

Варианты решения

«+»  или « - »

7 х 4 = 28(руб)

72 : 8 = 7(руб)

56 :8 = 7(руб)

4 х 7 = 21(руб)

72 : 8 = 9(откр.)

56 : 8 =7(откр.)

4 х 7 = 28(руб)

72 : 8 = 9(руб)

7 х 8 = 56(руб)

    Каждая пара получает такую  карточку, на которой, посовещавшись друг с другом , должна значком «+» сделать  выбор  верного равенства, соответствующего решению каждой задачи.

   Проверка – фронтально. С помощью сигнальных карточек обратной связи «да-нет» каждая пара демонстрирует свой выбор  к каждой задаче по сигналу  учителя. Обучающимися доказывается правильность  выбора, проговаривается к каждому решению  правило нахождения данной величины.

        На листе самооценки каждый учащийся, посовещавшись с работавшим в паре товарищем, делает пометки в соответствии с успешностью своей деятельности на этом этапе работы на уроке.  

 2. Работа в малых  группах (по 4 человека)

    Каждая группа получает таблицу с вписанными в нее величинами: «цена», «количество», «стоимость».

№п/п

Наименование товара

Цена

Количество

Стоимость

1

Тетрадь

9 рублей

4 штуки

?

2

Ручка

?

6 штук

48 рублей

3

Линейка

7 рублей

?

56 рублей

4

Циркуль

80 рублей

?

80 рублей

5

Ластик

3 рубля

9 штук

?

6

Карандаш

2 рубля

?

14 рублей

7

Кисточка

?

8 штук

64 рубля

   Задания:

  • устно составить 7 задач с предложенными данными;
  • вместо знаков «?» вписать именованные числа;
  • подготовить представителей от группы к защите своей работы  перед классом.

    Проверка работы. Поочередно представители от каждой из 7 групп устно рассказывают перед классом задачу, предложенную учителем, объясняют решение, отвечают на вопрос задачи. Ученик отвечает с опорой на такую же таблицу, увеличенную на доске ( с «?»).

       На листе самооценки каждый учащийся, посоветовавшись  с работавшими  в группе товарищами, делает пометки в соответствии с успешностью и активностью  своей деятельности  в группе  на этом этапе работы на уроке.

3. Самостоятельная работа  (предлагается на карточках; 3 уровня,  по 2варианта  в каждом уровне)

    - А теперь, ребята, вам предлагается самостоятельная работа. Вы сами можете оценить свои возможности, выбрав различные по сложности задания.

     Задания на карточках желтого цвета – первого уровня, правильное выполнение которых дает вам возможность получить  максимально з балла.

     Задания на карточках голубого цвета  – второго уровня, правильное выполнение которых дает вам возможность получить максимально 4 балла.

    Задания на карточках  салатового  цвета  – третьего  уровня, правильное выполнение которых дает вам возможность получить  максимально 5 баллов.

      Выполненное задание у вас проверят специально подготовленные консультанты         (6 чел.). Кого из них пригласить? Обратите внимание  на цвет и надпись на нагрудном значке у каждого консультанта, и вам станет ясен ответ на этот вопрос.  После  этого  на листе самооценки каждый учащийся делает пометки в соответствии с успешностью своей деятельности  на этом этапе работы на уроке.

Задание  первого уровня ( желтый цвет)

Составь по условию задачи таблицу (в тетради). Реши задачу, запиши  решение и ответ.

Вариант 1

Вариант 2

    Мама купила  10 кг картофеля по 9 рублей за килограмм. Сколько денег мама заплатила  за покупку?

       Папа купил 7 теннисных мячей. Сколько денег папа потратил на эту покупку,  если один мячик стоит              10 рублей?

Задание  второго  уровня ( голубой  цвет)

Составь по условию задачи таблицу (в тетради). Реши задачу, запиши решение и ответ.

Вариант 1

Вариант 2

    Миша  купил  10 тетрадей  по 3 рубля каждая  и 4 ручки по 8 рублей каждая. Сколько  стоит вся покупка?

       Полина  купила 2 альбома для рисования по 9 рублей каждый  и               5 кисточек по 8 рублей каждая.  Сколько  стоит вся покупка?

Задание  третьего  уровня ( салатовый  цвет)

Составь по условию задачи таблицу (в тетради). Реши задачу двумя способами, запиши оба  решения и ответ.

Вариант 1

Вариант 2

       У Володи 18 рублей, а у Андрея                27 рублей. Сколько книг они смогут купить, если одна книга стоит 9 рублей?

     У Риты 10 рублей, а у Наташи 6 рублей.  Сколько наклеек они смогут купить,  если  одна наклейка стоит           2 рубля?

 

4. Дополнительное задание для тех, кто справится быстрее других с самостоятельной работой

C:\Users\полрнп\Desktop\Методическая работа.jpgИндивидуальная работа

Запиши  буквенные выражения к каждой задаче, в скобках напиши наименование:

1). Купили  х роз по 8 рублей каждая. Сколько денег заплатили?

                                                

2). Метр ткани стоит  у  рублей. Сколько рублей стоят  5 метров  ткани?

3). Сколько стоит один альбом, если 7 альбомов стоят  с  рублей?

4). 24 рубля заплатили  за  а мячей. Сколько рублей стоит один мяч?

5). Девочки купили  2 булочки по  х рублей и столько же пирожков по  у  рублей.  Сколько всего денег отдали девочки за покупку?

(За правильно выполненные задания ребенок получает приз: наклейку, или картинку-раскраску, или карандаш, или ластик …)

VI. Итог урока

- Чему учились на уроке?  Какие задачи учились решать?  Что особенно интересным показалось сегодня на уроке?  В чем еще испытываете затруднения? Где в жизни могут вам пригодиться знания, приобретенные на уроке? Удалось ли нам выполнить план урока?  Над чем хотели бы еще поработать дома?

VII. Домашнее задание: стр.  37, № 6;  стр. 73, № 4-7

 - Кто немного расстроился, что не успел во время урока  приступить к                «блиц-турниру»?  Не переживайте – эта интересная работа ждет вас дома,  №4-7.

 Без крыльев, а летят,

                  Без языка, а говорят.

 - Что это? Отгадку расшифруете дома,  если верно решите примеры №6 , не перепутав порядок действий в числовых выражениях.

VIII. Рефлексия

Самооценка. Учащиеся формулируют вывод: «Какие у меня достижения?  Что мне надо сделать лучше?» С помощью сигнальных карточек обозначают свое настроение после работы на уроке. Учитель поднимает свой «сигнал»   C:\Users\полрнп\Desktop\19234.gif  , выражает словами свое удовлетворение  от сотрудничества с детьми.

24 мая 2013года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учителя начальной школы к переходу на новые образовательные стандарты.

Данная презентация представляет собой практический материал для учителя начальной школы. В ней дано самое основное, что должен знать и на что должен обратить внимание учитель начальной школы при перех...

Методическая разработка урока математики по программе "Школа 2100" по теме "Число 9, цифра 9".

Методическая разработка включает план-конспект урока математики в 1 классе по ОС "Школа 2100" по теме "Число 9, цифра 9" с использованием программы SMATRT Notebook....

ДИАГНОСТИКА И УСТРАНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В ОСВОЕНИИ ПРОГРАМНОГО МАТЕРИАЛА ПО МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Своевременность и тщательность по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся – залог высоких результатов в обучении. В свете требований ФГОС этому вопросу уделено огромное внимание. Сист...

Семинар урок. Целеполагание на уроке математики в начальной школе: аспекты реализации требований ФГОС

Для достижения требований, обозначенных в ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам общего образования важнейшей задачей является формирование у учащихся универсальных учебных действи...

Целеполагание на уроке математики в начальной школе: аспекты реализации требований ФГОС

Статья.Целеполагание на уроке математики в начальной школе: аспекты реализации требований ФГОС...