Главные вкладки

    Семинар урок. Целеполагание на уроке математики в начальной школе: аспекты реализации требований ФГОС
    статья по математике на тему

    Григорьева Ел. Ник.

    Для достижения требований, обозначенных в ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам общего образования важнейшей задачей является формирование у учащихся универсальных учебных действий. Именно овладение обучающимися универсальными учебными действиями рассматривается как «…способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса»

    Цель – это то, к чему стремятся, выполняя те или иные действия, что нужно достичь и осуществить. На уроке ставятся различные цели: обучающая, воспитывающая и развивающая. Поэтому организация этапа целеполагания требует от учителя продумывания приёмов, средств, способов мотивирующих обучающихся к деятельности, при выборе приёмов учитель должен учитывать уровень знаний обучающихся данного класса. Нужно отметить, что все приёмы на этапе целеполагания строятся при помощи диалога, поэтому от учителя требуется умение грамотно формировать и выстраивать вопросы, учить детей отвечать на них, придумывать свои.

    Существуют различные педагогические приемы, позволяющие организовать целеполагание:

    1. Объяснение учащимся целей учебного занятия одновременно с сообщением темы.
    2. Сообщение цели в виде яркого пятна.
    3. Сообщение цели в виде проблемного задания
    4. Указание целей учебного занятия на доске “Что сегодня на уроке?”
    5. “Ассоциативный ряд”.
    6. Постановка целей по структурно-логической схеме изучения явлений, процессов и др.
    7. Постановка целей через показ конечных результатов учебного занятия.
    8. “Составление карты мыследеятельности”.
    9. “Постановка привлекательной цели” и т.д.

    В процессе работы пришла к выводу, что эффективность организации целеполагания зависит отряда условий:

    1. Обеспечение систематичности постановки целей в учебной деятельности.
    2. Использование учителем многообразных приемов, обеспечивающих процесс целеполагания у учащихся в различных видах деятельности.
    3. Осознание школьниками того, что без четко поставленной цели трудно добиться результата в учебной или другой какой-либо деятельности.
    4. Соблюдение учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в постановке целей.
    5. Постепенное возрастание доли самостоятельности учащихся в составлении и осуществлении плана своей жизнедеятельности.
    6. Осуществление учащимися контроля своих достижений.

    Важно, начиная с первого урока первого класса, учителю начальных классов создавать условия для целеполагающей деятельности учащихся.

    Некоторые приёмы целеполагания на уроках математики в начальной школе рассмотрены на примерах.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл grigoreva_statya_no_2.docx20.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Григорьева Е.Н., учитель начальных классов

    ГБОУ СОШ № 521 Красногвардейского района

    Санкт-Петербурга

    Семинар урок. Целеполагание на уроке математики в начальной школе: аспекты реализации требований ФГОС

    Образовательный процесс – специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, учащихся между собой, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.

    Одним из требований, предъявляемых к современному уроку, в том числе и математики, является организация целеполагающей деятельности учащихся. Как правило цели учебной деятельности определяются и формулируются самим педагогом. Как показывает мой опыт не зная целей, ребенок не понимает к чему он должен стремиться, а от того чувствует на уроке себя не уверенно и полной отдачи в ходе урока от ученика добиться сложно. Некоторые ученики от того, не знают, что будет происходить на уроке могут приходить в раздражение, быстро утомляются, у них снижается работоспособность, ухудшаются самочувствие и настроение. И совсем другое чувство возникает у школьников, когда они представляют себе цель того, в чем им предстоит участвовать. При этом цели урока должны быть: конкретные, понятные, реальные, осознанные, точные, диагностируемые, т.е. обеспечивающие возможность проверить достижение цели. Каждый этап, каждая минута урока должна быть подчинена достижению цели урока.

    В свете требований ФГОС любой урок в начальной школе, в том числе и урок математики, должен стать для обучающегося не только занятием по решению математических выражений и задач, но и платформой для формирования умения, желания ставить перед собой конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации и способы выхода из них. Из этого следует, что современный обучающийся должен владеть регулятивными учебными действиями, в том числе целеполаганием, которое занимает ведущее место в структуре современного урока. Именно на этапе целеполагания происходит мотивация на активную мыслительную деятельность, на осознанную, заинтересованную работу на уроке, повышается интерес к получению знаний, развивается эмоциональная сфера, монологическая речь, осуществляется самоконтроль и самооценка обучающихся, возникает стремление: узнать, доказать, найти, оценить свои знания и умение достигать поставленных задач, становление и развитие ребёнка как личности.

    Для достижения требований, обозначенных в ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам общего образования важнейшей задачей является формирование у учащихся универсальных учебных действий. Именно овладение обучающимися универсальными учебными действиями рассматривается как «…способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса»

    Цель – это то, к чему стремятся, выполняя те или иные действия, что нужно достичь и осуществить. На уроке ставятся различные цели: обучающая, воспитывающая и развивающая. Поэтому организация этапа целеполагания требует от учителя продумывания приёмов, средств, способов мотивирующих обучающихся к деятельности, при выборе приёмов учитель должен учитывать уровень знаний обучающихся данного класса. Нужно отметить, что все приёмы на этапе целеполагания строятся при помощи диалога, поэтому от учителя требуется умение грамотно формировать и выстраивать вопросы, учить детей отвечать на них, придумывать свои.

    Существуют различные педагогические приемы, позволяющие организовать целеполагание:

    1. Объяснение учащимся целей учебного занятия одновременно с сообщением темы.
    2. Сообщение цели в виде яркого пятна.
    3. Сообщение цели в виде проблемного задания
    4. Указание целей учебного занятия на доске “Что сегодня на уроке?”
    5. “Ассоциативный ряд”.
    6. Постановка целей по структурно-логической схеме изучения явлений, процессов и др.
    7. Постановка целей через показ конечных результатов учебного занятия.
    8. “Составление карты мыследеятельности”.
    9. “Постановка привлекательной цели” и т.д.

    В процессе работы пришла к выводу, что эффективность организации целеполагания зависит отряда условий:

    1. Обеспечение систематичности постановки целей в учебной деятельности.
    2. Использование учителем многообразных приемов, обеспечивающих процесс целеполагания у учащихся в различных видах деятельности.
    3. Осознание школьниками того, что без четко поставленной цели трудно добиться результата в учебной или другой какой-либо деятельности.
    4. Соблюдение учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в постановке целей.
    5. Постепенное возрастание доли самостоятельности учащихся в составлении и осуществлении плана своей жизнедеятельности.
    6. Осуществление учащимися контроля своих достижений.

    Важно, начиная с первого урока первого класса, учителю начальных классов создавать условия для целеполагающей деятельности учащихся.

    Рассмотрим на примерах некоторые приёмы целеполагания на уроках математики в начальной школе.

    1. Ситуация Яркого пятна

    Среди множества одинаковых предметов, чисел, фигур одно выделено размером, формой или цветом. Через зрительное восприятие внимание учащихся концентрируется на данном предмете, числе, фигуре. Коллективно определяется обособленность и общность предложенных предметов. Далее определяется тема и цели урока.

    Например, в ходе урока в 1-ом классе по теме «Число и цифра 5». Напоминаем предыдущие числа 1 2 3 4 5 и предлагаются варианты сложения изученных чисел с целью получения числа 5

    1. Постановка целей через показ конечных результатов учебного занятия

    Преднамеренно создается ситуация противоречия между известным и неизвестным, учащиеся самостоятельно решают выражения, коллективно проверяют результаты, выявляя причины разногласий и затруднений. Учитель использует виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий, учащиеся высказывают различные версии решения проблемы и отвечают на вопросы, которые приводят к правильному ответу.

    72 : (4 + 5) х 2

    (43 + 12) – (65 - 24)

    (12 х 2): 3 + ( 6 - 2)

    1. Что сегодня на уроке?

    Тема урока представляется в виде вопроса. Учащиеся должны выстроить план действий, чтобы ответить на вопрос. Учащиеся выдвигают множество мнений, при этом развивается умение слушать и поддерживать идеи друг друга. Процессом руководит учитель или выбранный ученик. В последнем случае учитель только направляет деятельность. В качестве ориентации учеников могут, например, использоваться чертежи изучаемых геометрических фигур. В ходе урока надо научиться определить периметр, площадь и другие характерные значения.

    1. Ассоциативный ряд

    В качестве примера можно рассмотреть вариант, когда ряд предметов, цифр, фигур учащиеся разделяют на группы по внешним признакам. Например, по теме урока «Многозначные числа» ученикам предлагается разделить на группы числа: 4, 7777, 56, 8, 1137, 789, 9, 900». Варианты: по количеству цифр в числе; кратное 2, 3, 4; по наличию определенной цифры в числе…

    1. Домысливание

    На уроке предлагаю ряд числовых выражений, при помощи слов - помощников (повторим, изучим, узнаем, проверим) обучающимися определяется тема и формулируются цели урока.

    72 : (4 + 5) х 2 = ?

    (43 + 12) – (65 - 24) = ?

    (12 х 2): 3 + (6 - 2) = ?

    Для эффективного вовлечения учеников в учебный процесс цели можно высвечивать на электронной доске, затем учениками составляется план урока, при помощи чего и как будут достигаться цели урока. В конце урока необходимо вернуться к записи, проанализировать, что удалось сделать на уроке, над чем предстоит поработать, выполнить самооценку и взаимооценку.

    Совместная деятельность учащихся и учителя позволяет совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика, повышает заинтересованность учеников и результативность процесса обучения. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

    Мой личный опыт показывает, что организация целеполагающей деятельности учащихся на уроке способствует эффективному обучению, повышению мотивации к обучению и познанию, активному развитию субъектности ученика, а значит, формирует чувство обоснованной уверенности в своих действиях.

    Литература.

    1.Технология целеполагания урока. Г.О. Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2010.

    2. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе-М.: 2001.

    3. Подходы к целеполаганию на уроке.http://www.eidos.ru.

    4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/http.edu.ru/catalog.aspx?Catalog= 2588


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

    Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисципли...

    Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС

    Предлагаю Вашему вниманию выступление на РМО учителей начальной школы и компьютерную презентацию к нему....

    Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

    1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

    ДИАГНОСТИКА И УСТРАНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В ОСВОЕНИИ ПРОГРАМНОГО МАТЕРИАЛА ПО МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

    Своевременность и тщательность по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся – залог высоких результатов в обучении. В свете требований ФГОС этому вопросу уделено огромное внимание. Сист...

    Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя ГПД: аспекты реализации требований ФГОС.

    Основные принципы здоровьесбережения в начальной школеПринципы сформулированы Н.К. Смирновым - "Не навреди"; Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете; Непрерывность. То есть работа п...

    Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС

    Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным,...