Семинар урок. Целеполагание на уроке математики в начальной школе: аспекты реализации требований ФГОС
статья по математике на тему
Для достижения требований, обозначенных в ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам общего образования важнейшей задачей является формирование у учащихся универсальных учебных действий. Именно овладение обучающимися универсальными учебными действиями рассматривается как «…способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса»
Цель – это то, к чему стремятся, выполняя те или иные действия, что нужно достичь и осуществить. На уроке ставятся различные цели: обучающая, воспитывающая и развивающая. Поэтому организация этапа целеполагания требует от учителя продумывания приёмов, средств, способов мотивирующих обучающихся к деятельности, при выборе приёмов учитель должен учитывать уровень знаний обучающихся данного класса. Нужно отметить, что все приёмы на этапе целеполагания строятся при помощи диалога, поэтому от учителя требуется умение грамотно формировать и выстраивать вопросы, учить детей отвечать на них, придумывать свои.
Существуют различные педагогические приемы, позволяющие организовать целеполагание:
- Объяснение учащимся целей учебного занятия одновременно с сообщением темы.
- Сообщение цели в виде яркого пятна.
- Сообщение цели в виде проблемного задания
- Указание целей учебного занятия на доске “Что сегодня на уроке?”
- “Ассоциативный ряд”.
- Постановка целей по структурно-логической схеме изучения явлений, процессов и др.
- Постановка целей через показ конечных результатов учебного занятия.
- “Составление карты мыследеятельности”.
- “Постановка привлекательной цели” и т.д.
В процессе работы пришла к выводу, что эффективность организации целеполагания зависит отряда условий:
- Обеспечение систематичности постановки целей в учебной деятельности.
- Использование учителем многообразных приемов, обеспечивающих процесс целеполагания у учащихся в различных видах деятельности.
- Осознание школьниками того, что без четко поставленной цели трудно добиться результата в учебной или другой какой-либо деятельности.
- Соблюдение учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в постановке целей.
- Постепенное возрастание доли самостоятельности учащихся в составлении и осуществлении плана своей жизнедеятельности.
- Осуществление учащимися контроля своих достижений.
Важно, начиная с первого урока первого класса, учителю начальных классов создавать условия для целеполагающей деятельности учащихся.
Некоторые приёмы целеполагания на уроках математики в начальной школе рассмотрены на примерах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grigoreva_statya_no_2.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Григорьева Е.Н., учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 521 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Семинар урок. Целеполагание на уроке математики в начальной школе: аспекты реализации требований ФГОС
Образовательный процесс – специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, учащихся между собой, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Одним из требований, предъявляемых к современному уроку, в том числе и математики, является организация целеполагающей деятельности учащихся. Как правило цели учебной деятельности определяются и формулируются самим педагогом. Как показывает мой опыт не зная целей, ребенок не понимает к чему он должен стремиться, а от того чувствует на уроке себя не уверенно и полной отдачи в ходе урока от ученика добиться сложно. Некоторые ученики от того, не знают, что будет происходить на уроке могут приходить в раздражение, быстро утомляются, у них снижается работоспособность, ухудшаются самочувствие и настроение. И совсем другое чувство возникает у школьников, когда они представляют себе цель того, в чем им предстоит участвовать. При этом цели урока должны быть: конкретные, понятные, реальные, осознанные, точные, диагностируемые, т.е. обеспечивающие возможность проверить достижение цели. Каждый этап, каждая минута урока должна быть подчинена достижению цели урока.
В свете требований ФГОС любой урок в начальной школе, в том числе и урок математики, должен стать для обучающегося не только занятием по решению математических выражений и задач, но и платформой для формирования умения, желания ставить перед собой конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации и способы выхода из них. Из этого следует, что современный обучающийся должен владеть регулятивными учебными действиями, в том числе целеполаганием, которое занимает ведущее место в структуре современного урока. Именно на этапе целеполагания происходит мотивация на активную мыслительную деятельность, на осознанную, заинтересованную работу на уроке, повышается интерес к получению знаний, развивается эмоциональная сфера, монологическая речь, осуществляется самоконтроль и самооценка обучающихся, возникает стремление: узнать, доказать, найти, оценить свои знания и умение достигать поставленных задач, становление и развитие ребёнка как личности.
Для достижения требований, обозначенных в ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам общего образования важнейшей задачей является формирование у учащихся универсальных учебных действий. Именно овладение обучающимися универсальными учебными действиями рассматривается как «…способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса»
Цель – это то, к чему стремятся, выполняя те или иные действия, что нужно достичь и осуществить. На уроке ставятся различные цели: обучающая, воспитывающая и развивающая. Поэтому организация этапа целеполагания требует от учителя продумывания приёмов, средств, способов мотивирующих обучающихся к деятельности, при выборе приёмов учитель должен учитывать уровень знаний обучающихся данного класса. Нужно отметить, что все приёмы на этапе целеполагания строятся при помощи диалога, поэтому от учителя требуется умение грамотно формировать и выстраивать вопросы, учить детей отвечать на них, придумывать свои.
Существуют различные педагогические приемы, позволяющие организовать целеполагание:
- Объяснение учащимся целей учебного занятия одновременно с сообщением темы.
- Сообщение цели в виде яркого пятна.
- Сообщение цели в виде проблемного задания
- Указание целей учебного занятия на доске “Что сегодня на уроке?”
- “Ассоциативный ряд”.
- Постановка целей по структурно-логической схеме изучения явлений, процессов и др.
- Постановка целей через показ конечных результатов учебного занятия.
- “Составление карты мыследеятельности”.
- “Постановка привлекательной цели” и т.д.
В процессе работы пришла к выводу, что эффективность организации целеполагания зависит отряда условий:
- Обеспечение систематичности постановки целей в учебной деятельности.
- Использование учителем многообразных приемов, обеспечивающих процесс целеполагания у учащихся в различных видах деятельности.
- Осознание школьниками того, что без четко поставленной цели трудно добиться результата в учебной или другой какой-либо деятельности.
- Соблюдение учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в постановке целей.
- Постепенное возрастание доли самостоятельности учащихся в составлении и осуществлении плана своей жизнедеятельности.
- Осуществление учащимися контроля своих достижений.
Важно, начиная с первого урока первого класса, учителю начальных классов создавать условия для целеполагающей деятельности учащихся.
Рассмотрим на примерах некоторые приёмы целеполагания на уроках математики в начальной школе.
- Ситуация Яркого пятна
Среди множества одинаковых предметов, чисел, фигур одно выделено размером, формой или цветом. Через зрительное восприятие внимание учащихся концентрируется на данном предмете, числе, фигуре. Коллективно определяется обособленность и общность предложенных предметов. Далее определяется тема и цели урока.
Например, в ходе урока в 1-ом классе по теме «Число и цифра 5». Напоминаем предыдущие числа 1 2 3 4 5 и предлагаются варианты сложения изученных чисел с целью получения числа 5
- Постановка целей через показ конечных результатов учебного занятия
Преднамеренно создается ситуация противоречия между известным и неизвестным, учащиеся самостоятельно решают выражения, коллективно проверяют результаты, выявляя причины разногласий и затруднений. Учитель использует виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий, учащиеся высказывают различные версии решения проблемы и отвечают на вопросы, которые приводят к правильному ответу.
72 : (4 + 5) х 2
(43 + 12) – (65 - 24)
(12 х 2): 3 + ( 6 - 2)
- Что сегодня на уроке?
Тема урока представляется в виде вопроса. Учащиеся должны выстроить план действий, чтобы ответить на вопрос. Учащиеся выдвигают множество мнений, при этом развивается умение слушать и поддерживать идеи друг друга. Процессом руководит учитель или выбранный ученик. В последнем случае учитель только направляет деятельность. В качестве ориентации учеников могут, например, использоваться чертежи изучаемых геометрических фигур. В ходе урока надо научиться определить периметр, площадь и другие характерные значения.
- Ассоциативный ряд
В качестве примера можно рассмотреть вариант, когда ряд предметов, цифр, фигур учащиеся разделяют на группы по внешним признакам. Например, по теме урока «Многозначные числа» ученикам предлагается разделить на группы числа: 4, 7777, 56, 8, 1137, 789, 9, 900». Варианты: по количеству цифр в числе; кратное 2, 3, 4; по наличию определенной цифры в числе…
- Домысливание
На уроке предлагаю ряд числовых выражений, при помощи слов - помощников (повторим, изучим, узнаем, проверим) обучающимися определяется тема и формулируются цели урока.
72 : (4 + 5) х 2 = ?
(43 + 12) – (65 - 24) = ?
(12 х 2): 3 + (6 - 2) = ?
Для эффективного вовлечения учеников в учебный процесс цели можно высвечивать на электронной доске, затем учениками составляется план урока, при помощи чего и как будут достигаться цели урока. В конце урока необходимо вернуться к записи, проанализировать, что удалось сделать на уроке, над чем предстоит поработать, выполнить самооценку и взаимооценку.
Совместная деятельность учащихся и учителя позволяет совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика, повышает заинтересованность учеников и результативность процесса обучения. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Мой личный опыт показывает, что организация целеполагающей деятельности учащихся на уроке способствует эффективному обучению, повышению мотивации к обучению и познанию, активному развитию субъектности ученика, а значит, формирует чувство обоснованной уверенности в своих действиях.
Литература.
1.Технология целеполагания урока. Г.О. Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2010.
2. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе-М.: 2001.
3. Подходы к целеполаганию на уроке.http://www.eidos.ru.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/http.edu.ru/catalog.aspx?Catalog= 2588
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в начальной школе с учетом требований ФГОС.
обмен опытом по данной проблеме...
ДИАГНОСТИКА И УСТРАНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В ОСВОЕНИИ ПРОГРАМНОГО МАТЕРИАЛА ПО МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Своевременность и тщательность по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся – залог высоких результатов в обучении. В свете требований ФГОС этому вопросу уделено огромное внимание. Сист...
Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС
Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным,...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов: аспекты реализации требований ФГОС.
Основные принципы здоровьесбережения в начальной школеПринципы сформулированы Н.К. Смирновым - "Не навреди"; Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете; Непрерывность. То есть работа п...
Здоровьесбеоегающие технологии в работе учителя начальных классов: аспекты реализации требований ФГОС
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов: аспекты реализации требований ФГОС...
Целеполагание на уроке математики в начальной школе: аспекты реализации требований ФГОС
Статья.Целеполагание на уроке математики в начальной школе: аспекты реализации требований ФГОС...
Статья "Лингвоэкологические риски педагогического процесса и применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе при реализации требований ФГОС"
Статья адресована учителям начальной школы....