Алгоритм вычитания трёхзначных чисел
план-конспект урока по математике (3 класс)

Головченко Ирена Анатольевна

Открытый урок Алгоритм вычитания трёхзначных чисел в формате технологической карды с УУД и презентацией 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Средняя общеобразовательная школа

«Перспектива»

г.о. Власиха

Автор: Головченко Ирена Анатольевна,

учитель начальных классов.

МОУ СОШ «Перспектива» г.о. Власиха

Класс: 3

Конспект открытого урока в 3 классе

«Алгоритм вычитание трёхзначных чисел

в столбик с переходом через разряд»

2019 г.

Тема:  Алгоритм вычитание трёхзначных чисел в столбик с переходом через разряд.

Раздел: Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание                            

Тип урока: урок получения новых  знаний    

Цель  урока:  Формирование умения  письменно вычитать трехзначные  числа с

переходом через разряд.;

 Формировать навыки самоконтроля, умение работать в паре и группе;

Формирование  способности к сложению и вычитанию трёхзначных чисел с переходом через разряд;

Формирование   навыков письменных устных вычитаний;

Развитие  мыслительных процессов;

Повышение  интереса к изучению математики;

Воспитывать  умение сотрудничать, а также умение работать самостоятельно.

Методы работы: практический, словесный, частично – поисковый, метод контроля.

Формы работы: коллективная, групповая, работа в парах, самостоятельная.      

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • компьютер;
  • презентация в программе PowerPoint;
  •  учебник «Математика» М.И.Моро и др., 3 класс ,часть 2, 2018г.
  • карточки с заданием, лист самооценки

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Орг.

Самоопределение к деятельности.

Цель: Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу».

II. Мотивация к деятельности. Актуализация знаний.

Цель:  Повторение изученного материала, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности

каждого учащегося.

Физкульт

минутка

III. Выявление места и причины затруднения   (постановка проблемы). 

Цель: Обсуждение затруднений.

IV. Целепола

гание  и построение плана выхода из затруднения (разрешение проблемы).

Цель:  Обсуждение плана выхода из затруднений.

V. Реализация построенного плана.

 Первичное закрепление.

Цель:  (работа в парах).

VI. Самостоятельная работы с самопроверкой по эталону.

Цель:  Каждый для себя должен сделать выбор и  вывод о том, что он уже умеет.

VII. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).

Цель: Осознание учащимися учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Итог урока

- Сегодня мы будем совершать открытия, решать примеры, задачи, развивать внимание, память, логическое мышление. Дадим себе установку на урок (дети произносят хором):

(Слайд 2)

- Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке?

- Предлагаю вам прочитать девиз нашего урока. . (Слайд 3)

- Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении?

- А можно ли заставить кого-то учиться?

Желаю вам на этом уроке многому научиться.

- Давайте вспомним, какую тему  проходили на предыдущем уроке? - Эти умения помогут вам закрепить знания о сложении  чисел и позволят открыть  новые знания.

- Сегодня вы продолжаете путешествие по стране трёхзначных чисел. Что вы умеете делать с трёхзначными числами?

- Можете ли вы назвать себя знатоками трёхзначных чисел?

 - А это мы сейчас посмотрим

- Итак, прежде чем уверенно назвать себя знатоками трехзн.чисел, надо повторить необходимые знания

- Для чего люди повторяют знания, действия и т.д.?

На  листах формата А4 записаны трехзначные числа. У каждого ученика - свое число.

Игра «Мои друзья» (ТРИЗ компонент)

- Мои друзья те, у кого в числе 2 сотни.

Дети, чья модель подходит к высказыванию, выходят к доске и демонстрируют записи на листе. Если ученик вышел неправильно, то  сразу проводится коррекция знаний самими учащимися.

- Мои друзья те, у кого в числе 5 десятков.- Мои друзья те, у кого в числе 8 единиц.- Мои друзья те, у кого в числе 1 сотня.

- Что   общего у всех чисел, которые вы получили?

- А теперь выполняем задания и результат работы фиксируем в листе самооценки.

Лист самооценки.

Ф.И._____________________________________________

Задание

№ 1

Задание № 2

Задание № 3

Задание

№ 4

Задание

№ 5

Задание

№ 6

Задание № 6

Задание

№ 7

Итого.

«5» - выполнил задание правильно;

«4» - сделал одну ошибку

«3» - сделал 2 ошибки

«2» - не получилось.

Твоя оценка: _____

Оценка учителя: _____

Задание 1 - Выйдите к доске те ребята, у кого в числе в разряде единиц стоит ноль. Такие числа называются круглые. Прикрепите числа к доске. Все ребята должны их расставить в порядке возрастания. ( Один человек после выполнения всеми детьми выходит к доске и выполняет работу. Все проверяют и ставят себе отметку в листе достижений.)

Задание 2 - Выйдите к доске те ребята, у кого в числе в разряде десятков стоит ноль. Расставьте их в порядке убывания. (Один выходит к доске и выполняет работу. Все остальные проверяют себя и ставят метку в листе достижений.)

- Что сейчас производили с трехз. числами?

- Что еще можно делать с трехз. числами?

Задание 3 Выйдите к доске ребята третьего ряда, прикрепите свои числа к доске парами. Запишите в тетради эти числа парами и сравните их самостоятельно. Поставьте метку в листе достижений.  К доске по одному расставить знаки сравнения и объяснить постановку знака.

- Что еще можно сделать с трехз. числами?

Задание № 4 Выйдите к доске ребята, в числах которых содержится 7 сотен. Расположите их столбиком. Разложите на сумму разрядных слагаемых. После выполнения проверьте друг друга, работая в парах. .Поставьте своему соседу метку в его листе достижений

А теперь задание № 5 - Я предлагаю вам посмотреть на свое число. Назовите предыдущее и следующее число. Напишите эти три числа. Проведите взаимопроверку тетрадей. Поставьте  себе метку в листе достижений.

Выполняется под расслабляющую музыку. Учитель говорит такие слова: «сотни», «десятки», «единицы». Учащиеся стоят и  при помощи рук показывают: сотни – руки сомкнуты над головой в виде большого треугольника, десятки – соединены попарно большие и указательные пальцы рук, образуя маленький треугольник, единицы – имитируется работа рук на клавиатуре компьютера по столу.

- Самое интересное мы уже умеем складывать и вычитать трехз.числа. сегодня мы попробуем найти самые сложные приемы сложения и вычитания.

- Выйдите 2 ученика, у которых числа 701  и 108. Расположите  их столбиком. А теперь возьмите ручки и запишите пример на сложение, а через 3 клетки вправо – на вычитание. Решите примеры. Сделайте взаимопроверку тетрадей.

Такие приемы сложения и вычитания мы с вами уже делали. Но в чем сложность этих приемов7 Какой пример сложнее было выполнить? Почему?

- А теперь выйдите 2 ученика, у которых числа 333 и 199. расположите их столбиком. А теперь запишите пример на сложение и вычитание. Решите  примеры. Сделайте взаимопроверку тетрадей. Поставьте отметку в листе достижений за выполнение этого задания №6

Такие приемы сложения вычитания мы с вами уже тоже делали. Но в чем сложность этих приемов?

Такие примеры называются примеры на сложение и вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд.

- Так чем же на уроке будем заниматься. (Слайд 4)

- Что надо помнить всегда при решении таких примеров?

(Слайд 5)

                       

 

- Выберите только те примеры, которые относятся к теме нашего урока «Вычитание трёхзначных чисел в столбик с переходом через разряд». ( слайд 6)

Взаимопроверка тетрадей.

Поставьте себе отметку за задание № 7

- А теперь самостоятельная работа. На слайде вы видите задания 2 уровней. Первый уровень средний. С ним сможет справиться каждый. А второй уровень сильный. С ним сможет справиться не каждый ученик. Ваша задача выбрать себе задание и выполнить его в тетрадь. А потом мы сравним решения. ( слайд 7)

- Проверим результаты. ( слайд 8)

- Поднимите руки, кто справился с заданием.

Поставьте себе отметку в листе достижений в задании № 8.

- Какую задачу ставили в начале урока?

- Удалось ли решить поставленную задач

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые

знания?

- Над чем ещё надо поработать? (Слайд 9)

- Какие получились результаты? Посчитайте свои баллы. У кого от 38 до 40 баллов, поставьте себе оценку «5».

У кого от 36 до 37 баллов, поставьте себе оценку «4»

У кого менее 36 баллов отметка – «3». Еще надо поработать.

- Нарисуйте в листе достижений зелёный «кружок», если вы довольны своей работой. Если вы  довольны, но можете ещё лучше – жёлтый «кружок». А уж если что-то не поняли или немного ленились, то нарисуйте красный «кружок».

Завершается урок,   ( слайд 10)

 Он пошёл ребятам впрок?

 Постарались всё понять?

 Учились тайны открывать?

 Ответы полные давали?

 На уроке не зевали?

- Спасибо за урок. ( слайд 11)

- «Мы пришли сюда учиться

    Не лениться, а трудиться,

    Только тот, кто много знает

    В жизни что-то достигает».

- Вера в успех, внимание, трудолюбие, усердие, старание, знания.

Тот, кто хочет много знать,

   Должен сам всё  постигать!

(Нет, он должен сам этого захотеть.)

- Сложение трехзначных чисел

(Приемы письменных вычислений).

Читать, записывать, изображать с помощью графической модели, представлять в виде суммы выполнять устные приёмы сложения и вычитания и вычисления в столбик

Можем.

- Для того, чтобы закрепить свои знания, лучше запомнить все, не делать ошибки

       

- Все эти числа трехзначные.

 110  150  260  290   850   900

908 900 701  508  409 204  108

Расставляли в порядке убывания и возрастания.

Можно сравнивать

409 * 359          290  * 921

и т.д.

- Разложить на разрядные слагаемые.

771= 700+ 70 +1

701= 700+ 1

777= 700+ 70+ 7

Например, 586 587 588

    На вычитание

                            921

                            108

                           

Пример на вычитание сложней.

Потому, что приходилось вычитать из 1 и 0 числа, которые вычесть нельзя. Поэтому приходилось занимать у десятков и сотен.

Оба примера оказались сложными. Потому что при сложении приходилось запоминать в уме, а при вычитании приходилось занимать у десятков и единиц.

- Будем решать примеры с переходом через разряд.

Надо помнить состав чисел от 11 до 18. Надо помнить, что занимали и что запоминали.

Записаны в столбик

             I в.                   II в.

  1) 482 + 507        1) 129 + 316

  2) 423 – 106         2) 235 + 704

  3) 256 + 317        3) 251 – 237

Средний уровень:

Записать числа в столбик и решить: 456+ 379

700 – 328    521-176

Сложный уровень ( высокий)

2*8 + *4* = 562

1* 5 + * 9 * = 800

6*0 - *4* = 120

- Научиться решать примеры на сложение и вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд.

УУД

Мотивация  учения, развитие интереса к математике. Формировать положительное отношение к процессу познания, осознать необходимость получения знаний

Слушать и понимать речь других;

формулировать собственное мнение и позицию 

Желание  вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
 знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;
 умение организовывать общение,

Принимать учебную задачу, следовать инструкции учителя

Планировать контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки; начинать и заканчивать свои действия в нужный момент. 

Формулировать самооценку на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Ориентировать в системе знаний; выполнять анализ, производить синтез.

Отличать  новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания:

Находить  ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 

Умение договариваться и приходить к общему мнению

Решать задачи на основе изученного материала.

Работая по алгоритму (памятке), сверять свои ответы и, при необходимости, корректировать свои записи с помощью одноклассников и учителя.

оценивать результаты совместной деятельности, понимание причин успеха в учебе; анализ неудач


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок по математике во 3 классе «Алгоритм вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд»» Учитель начальных классов МОУ СОШ «Перспектива» г.о.Власиха Головченко Ирена Анатольевна

Слайд 2

Мы пришли сюда учиться Не лениться, а трудиться, Только тот, кто много знает В жизни что-то достигает.

Слайд 3

Девиз урока: Тот, кто хочет много знать, Должен сам всё постигать!

Слайд 4

Тема урока: Алгоритм вычитания трёхзначных чисел в столбик с переходом через разряд.

Слайд 5

Чему мы должны научиться на уроке? 1. Должны отличать примеры с переходом через разряд от остальных 2. Должны научиться правильно решать примеры в столбик на сложение и вычитание с переходом через разряд. 3. Должны помнить при этом состав чисел от 11 до 18.

Слайд 6

Выбери примеры на вычитание с переходом через разряд и реши их 1 вариант 482 423 256 507 106 317 317 2 вариант 129 235 251 316 704 237 14

Слайд 7

Выберите уровень задания и решите его: Средний уровень: Запиши примеры в столбик и реши: 456+379 521-176 700-328 Сложный уровень: Вставь нужные цифры: 2 8 1 5 6 0 4 9 4 5 6 2 8 0 0 1 2 0

Слайд 8

Проверьте себя: Средний уровень: 456 521 700 379 176 328 835 345 372 Сложный уровень: 218 105 660 344 695 540 562 800 120

Слайд 9

Итог урока Какую задачу ставили в начале урока? Удалось ли решить поставленную задачу? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? Над чем ещё надо поработать?

Слайд 10

Спасибо за урок !!! Завершается урок. Он пошёл ребятам впрок? Постарались всё понять? Учились тайны открывать? Ответы полные давали? На уроке не зевали?

Слайд 11

Я всё понял на уроке и могу объяснить товарищу. Я усвоил тему, но объяснить не могу. Эта тема для меня трудная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд - Технологическая карта

Технологическая карта урока математики в соответствии с требованиям ФГОС по теме: Алгоритм вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд...

Конспект урока по математике «Алгоритм вычитания трёхзначных чисел», 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  создание условия для овладения письменным приёмом вычитания трёхзначных чисел в пределах 1000.Планируемые результаты: Предметные:- знать алгоритм трехзначных чисе...

Технологическая карта урока математики (3 класс). Тема: "Алгоритм вычитания трёхзначных чисел" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с алгоритмом письменного приёма вычитания трёхзначных чисел; закрепление вычислительных навыков и умений решать задачи изученных видов.Планируемые результатыПре...

Конспект урока по математике, тема: «Алгоритм вычитания трёхзначных чисел» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условия для овладения обучающимися письменным приёмом вычитания трёхзначных чисел в пределах 1000.Планируемые результаты: Предметные:- знать алгоритм трехзначн...

«Алгоритм вычитания трёхзначных чисел» 3 класс

Цели деятельности учителя:  создание условия для овладения учащимися письменным приёмом вычитания трёхзначных чисел в пределах 1000;Планируемые результаты: Предметные:- знать алгоритм трехзначных...

Презентация по математике «Алгоритм вычитания трёхзначных чисел» (3 класс)

Презентация по математике «Алгоритм вычитания трёхзначных чисел» (3 класс)...