Математика 2 класс "Квадрат"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Кукушкина Ирина Владимировна

Создание условий и формирование знаний учащихся о квадрате, развитие умения выделять существенные признаки квадрата и нахождения периметра квадрата

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvadrat_2_klass.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Квадрат.

Цель: Создание условий и формирование знаний учащихся о квадрате, развитие умения выделять существенные признаки квадрата и нахождения периметра квадрата

 Задачи:

  1. Познакомить с существенными признаками квадрата, как одним из видов многоугольников; научить находить периметр квадрата;
  2. Способствовать развитию логического мышления: умению анализировать, синтезировать, классифицировать, сравнивать и обобщать;
  3. Развивать коммуникативные качества, умение работать в паре, навыки самоконтроля и самооценки;
  4. Развивать сообразительность и пространственное воображение, творческое отношение к работе;
  5. Повышать интерес к предмету, творческому поиску на уроке математики.

Планируемые результаты:

Предметные умения: Выделять изучаемую геометрическую фигуру среди множества фигур на основе существенных признаков, уметь находить периметр этой фигуры и изготовить цветок в технике оригами.

Личностные умения: Проявлять интерес к изучению темы, формировать самооценку на основе критериев успешной учебной деятельности.

Регулятивные умения: Уметь прогнозировать предстоящую работу и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные умения: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного материала, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные умения: Уметь строить речевое высказывание, используя термины в рамках учебного диалога и уметь работать в паре.

Ход урока

1.Организационный момент.

         Вот звонок нам дал сигнал,            

           Поработать час настал.

           Время зря мы не теряем

           И работать начинаем.

- На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё…(видят), уши внимательно слушают и всё… (слышат), голова хорошо … (работает).

- С каким настроением вы начинаете урок?

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в качестве исследователей в страну Математика. Дети, улыбнитесь друг другу, ведь удача нам сегодня очень пригодится! Вы постарайтесь производить все расчёты точно, работать быстро и, самое главное, дружно! Запишем дату нашего исследования.

Запись учащимися даты в тетради.

II. Актуализация знаний

1.Устный счет.

На уроке интересно,
Дети все решают вместе.
Чтобы нам умнее стать,
Мы готовы посчитать.

- Подготовимся к исследованиям, выполнив задания.

1. (Индивидуальная карточка- 5 человек раздаю в начале урока)

Запиши ответ

1) увеличить число 15 на 5  ___20_________

2) уменьшить число 23 на 3 ______20______

3) указать соседей числа 15 ________14,16______

4) найти сумму чисел 10 и 4 ______14_______

5) найти разность чисел 26 и 6 _______20____

2. - По стенам класса прикреплены числовые выражения. Ответ предыдущего выражения является началом следующего выражения. Составьте числовую цепочку. Начало цепочки прикреплено на доске. Будьте внимательны.

 20 – 4                 16 + 3                  19 – 9            10+ 52                 62 – 60               2+ 38

-Справились, молодцы. Теперь можем проводить наше исследование.

2. Мотивация учебной деятельности.

- Поработаем в парах. Возьмите маленькие белые листы. Посчитайте и расположите числа в порядке возрастания, прочитайте полученное слово.  Время 1 минута

9 + 9          6 + 6          10 + 10         50 + 50

7 + 7          8 + 8           8 + 4             40 + 40

 12 – К       16 – А        20 – Р        100 – Т

 14 – В       18 – Д        80 - А

-Какое слово получилось? (квадрат)

- Предположите, о какой новой фигуре мы будем говорить на уроке? (О квадрате)(Слайд)

- Назовите тему урока? (квадрат)

-Сформулируйте цель урока? (познакомимся и исследуем новую геометрическую фигуру)

- Также выясним, чем отличается квадрат от прямоугольника

III. Знакомство с новым материалом

1. Работа с геометрическим материалом

-Вспомните, с какими геометрическими фигурами мы уже знакомы.

-Посмотрите на слайд. Назовите фигуры.

      - Какую фигуру вы считаете лишней? Почему? (убираем круг – нет углов)

      - А теперь какая фигура лишняя? Почему? (треугольник – 3 угла)

      - Назовите оставшиеся фигуры. (прямоуг., квадр.)

- Чем они похожи?(есть прямые углы)

-Какая фигура называется прямоугольником? (дают определение)

-Среди прямоугольника и квадрата есть лишняя фигура? Докажите.

-Вспомните геометрические свойства прямоугольника.  (свойства вывешиваются на доску)

* (если потребуется) Убери лишнюю фигуру

(Прямоугольник)

Какие фигуры остались? (квадрат)

(Если не могут определить лишнюю, разбираемся почему. Доказывают свое мнение)

- Попробуйте определить геометрические свойства квадрата.

(Дети пробуют называть свойства- вывешиваются на доску

-геом.фигура

- все стороны равны

-углы прямые

-прямоугольник)

Проверим, подходят ли свойства прямоугольника к квадрату.

-Поработаем  в группах, составьте математическое предложение. Время 1 минута

 ( Любой это квадрат прямоугольник) Любой квадрат – это прямоугольник.
-Докажите это. С помощью чего докажем? (треугольника)

-Давайте проверим (прикладываем треугольник)

-Смотрим на экран .(У квадрата прямые углы, это можно проверить при помощи прямого угла).

-Какое свойство подтвердилось? (у фигур углы прямые)

-Итак, мы доказали ,что квадрат – это прямоугольник. (Слайд) Это истинное высказывание.

- Поменяем местами названия геометрических фигур. Что получилось?

-Любой прямоугольник – это квадрат.

-Докажите это на практике? Так ли это.

- Как это доказать? (наложить фигуры друг на друга)

- Накладываем меньшую фигуру на большую. Что заметили? ( некоторые стороны совпали и длины сторон разные)

- Что можете сказать о сторонах прямоугольника? (противоположные стороны равны)

-А что можно сказать про стороны квадрата? (одинаковые, равны)

-А как это доказать? (Измерить стороны линейкой или путем перегибания по диагоналям)

Итак, мы доказали, что прямоугольник – это квадрат? (Нет). Значит, это ложное высказывание

-Посмотрите на наши выводы о свойствах квадрата и сформулируйте правило о квадрате.

 ( Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны)

-Проверим наш вывод в учебнике с.  34  Прочитайте.

–Что такое квадрат?

Подходят ли геометрические свойства прямоугольника к квадрату? А свойства квадрата к прямоугольнику?

Физминутка

-Предлагаю исследователям отдохнуть. Встаньте и посмотрите на экран:

треугольник- руки вверх, квадрат- подпрыгнуть, прямоугольник- присесть. Будьте внимательны.

 IV. Закрепление

-Для чего нам нужны знания о квадрате? (чтобы что-то строить, чертить)

Интересный факт: (слайд) Посмотрите на экран.

- Перед вами - одно из семи чудес света - Пирамида Хеопса. Это крупнейшая из египетских пирамид, сохранившаяся до наших дней. В основании пирамиды - квадрат. О ней вы узнаете много интересного на уроках истории.

1. Упражнение в черчении квадрата

1. В учебнике на с. 34 номер ?.Прочитайте задание..

Как правильно начертить квадрат? – Какие инструменты вам потребуются?

(Линейка, модель прямого угла, простой карандаш).

Сколько сторон квадрата необходимо измерить . Почему?

(Стороны квадрата одинаковы).

Начертите квадрат в тетрадь, используя линейку и карандаш.

2. –У меня платок. Какой он формы? Я хочу обшить его по краям тесьмой, но не зная, какой длины тесьму купить. Подскажите, как узнать?

  - То есть надо найти… (периметр)

  - Давайте запишем формулу, как найти Р квадрата. Если сторона квадрата а, то его периметр? (слайд – Р=а+а+а+а) Запишите формулу в тетрадь.

-Как узнать периметр квадрата?

3. Начертите квадрат. Найдите его периметр. Какого условия не хватает? (длины стороны).

   - Работаем по вариантам, решив цепочки примеров, узнаете длину стороны. Время 1 минута.(слайд)

Начертите, найдите периметр. Проверим (слайд).

 (у доски 2 ученика)

-Проверьте себя.

4.   Выполните тест. Возьмите голубой лист. Отвечайте «+» или «-». Время 1 минута

Прямоугольник и квадрат: (слайд) (индивидуально)

  • геометрические фигуры   (да)
  • многоугольники  (да)              
  • имеют по четыре стороны  (да)
  • имеют по 4 угла  (да)
  • все углы прямые  (да)

Проверьте с эталоном.

Вывод: прямоугольник – это квадрат. (нет). Почему?

 Квадрат – это прямоугольник? (да)

Отложите на край стола листы.

Рефлексия. – Подвиньте тетрадь. Выберите одно слово с экрана и продолжите предложение (слайд):

  • узнал
  • удивился
  • задумался
  • запомнил
  • научился
  • засомневался
  • повторил
  • не понял

Спрашиваю несколько человек, кто что выбрал и объяснил почему.

Отметки за урок.

V. Домашнее задание

1. с34 № 3,4

2. По желанию: придумать и сделать аппликацию , используя геом. фигуру квадрат.

-На уроке вы все были внимательны, активны. Молодцы!

Семинар для молодых педагогов

Открытый урок по математике

во 2 классе "А"

Тема : "Квадрат"

Подготовила

учитель начальных классов

Кукушкина И.В.

февраль, 2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартный урок математики в 4 классе на тему "Математика в углу"

Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”, понятиях “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Зак...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Урок математики, "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества".

Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему....

Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по математике для 3-ого класса по учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой, Т.Б. Бука «Математика»»

Данное программно-методическое сопровождение по математике для 3-его класса поможет педагогам в проверке знаний учащихся. Удобство данного материала заключается в том, что весь материал разбит на инди...