Рабочая программа Предмет: «Математические представления и конструирование» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9
рабочая программа по математике

Александрина Ольга Игоревна

Рабочая программа

 

Предмет: «Математические представления и конструирование»

 

Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР

 

 

Класс: 9 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_i_kon_ns.odt44.97 КБ

Предварительный просмотр:

1.Цель  учебного курса

Основной целью является формирование и преобразование получаемого детьми

элементарного математического и конструктивного опыта путем активного,

преднамеренного, осознанного овладения ими физической и социальной картиной мира,

значимой для социально-бытовой адаптации учащихся.

Цель программы состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный

 процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической,

 игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).

2. Задачи:

- развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-

величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;

- формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на

 наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;

- формирование элементарных общеучебных умений;

-овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки  в окружающей действительности;

- развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе

 ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-

действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления;

- формирование в разнообразной деятельности взаимосвязи с основными сферами бытия

  1. Информация о программе и внесенных коррективах

Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной                      отсталостью/ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.-480 с.

В 9 классе на изучение предмета «Математические представления и конструирование» отводится        102     часа, 3 ч в неделю, 34 учебные недели. В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями, программа может быть скорректирована.

  1. Информация об используемой литературе для методического обеспечения учебного курса

1.Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.-480 с.

2.Баряева Л. БФормирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; СОЮЗ, 2011 год.

3.Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. — СПб., КАРО, 2011 год. 

  1. Планируемый уровень достижения учащимися овладения образовательной          программой.

Обучающемуся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для социально-бытовой

адаптации, а в целом для социализации необходимо, а чаще всего возможно, овладеть

 прежде всего «житейскими» понятиями. Именно эти понятия математического и

 конструктивного характера рассматриваются в качестве показателей развития учащихся на всех этапах обучения:

-овладение манипулятивными действиями предметами, значимыми для      математической и конструктивной деятельности и для элементарных навыков жизнеобеспечения;

- формирование навыков предметно-практической деятельности с объемными и

 плоскостными объектами и элементарных коммуникативных навыков;

- развитие навыков общения по содержанию предмета «Математические представления и

 конструирование» на наглядной основе, овладение предметно-игровой деятельностью и

 элементами бытовой деятельности с математическим содержанием.

  Результатом обучения по «Программе» должна стать социальная адаптация детей,

 максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть

 социализации.

  1. Содержание разделов

Программа по предмету «Математические представления и конструирование» включает в себя следующие разделы:

- Конструирование

Конструирование фигур, игрушек (транспортных средств, мебели и.т.д.) из палочек и

 различных конструкторов. Складывание предметных и сюжетных разрезных картинок.

Создание условий для организации интегрированных строительно-конструктивных и сюжетно-ролевых игр.

- Количественные представления

Знакомство с числами и цифрами первого десятка (до 9). Счет различно расположенных объектов в пределах 9 с целью формирования представлений учащихся о том, что любая совокупность объектов может быть сосчитана.

Развитие понимания отношений между числами натурального ряда.

Решение арифметических задач-драматизаций и задач-иллюстраций с открытым и закрытым результатами.

Решение и составление на наглядной основе простых арифметических задач на сложение и вычитание на бытовые темы.

 Различные упражнения с цифрами. Работа на калькуляторе.

- Представления о форме

Выкладывание из природного материала, рисование, лепка плоскостных и пространственных фигур, линий. Составление ритмических композиций из фигур по образцу. Упражнения на узнавание плоскостной фигуры, целого предмета по его фрагментам. Констркирование по образцу и словесной инструкции из меньших геометрических фигу большей – такой же или другой формы. Узнавание в знаках дорожного движения и знаках пожарной безопасности знакомых фигур и стрелок-векторов

- Представление о величине

Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам, рисование объектов различной величины.

Игры и упражнения, направленные на формирование представлений об относительности (транзитивности) величины. Закрепление измерительных навыков.

- Пространственные представления

Развитие способности учащихся ориентироваться в трехмерном пространстве, в двухмерном пространстве. Упражнения и игры, направленные на формирование и развитие топологических представлений.

- Временные представления

Использование часов в реальной бытовой жизни. Работа с календарями природы и погоды.

Уточнение представлений об астрономических символах: солнце, луне, месяце, звездах.

Работа с электронными часами.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема раздела

Дата

план.

Коррек.

дата

Наименование темы урока

Кол-во часов

Содержание видов учебной деятельности

Ожидаемый результат

Первое полугодие

Конструирование.

Создание построек по схемам.

1

Рассматривают и на доступном уровне анализируют образец с помощью учителя; конструируют из счетных палочек по образцу и по словесной инструкции; выполняют простые  постройки из детского «архитектурного набора»; вспоминают алгоритм создания аппликаций, диорам и действуют в соответствии с ним; на доступном уровне распределяют работу (с помощью учителя) в ходе коллективной деятельности

Проявление положительных эмоций в течении занятий; совершенствование умения конструировать из палочек; выполнять конструкции типовых (домов, мостов) и индивидуальных объектов, имеющих типовые характеристики и особые индивидуальные отличия

 Головоломки: «Волшебный квадрат»

1

Головоломки: «Волшебный круг»

1

Количественные представления.

Упражнения  на выделение 1-9 предметов из множества .

1

Упражнения  на выделение 2-6 предметов из множества .

1

Устно и письменно. Называние чисел в прямом порядке.

1

Устно и письменно. Называние чисел в обратном  порядке.

1

Запись цифр на калькуляторе. Счетные операции на сложение и вычитание на калькуляторе ( в доступных пределах).

1

Запись цифр на компьютере. Счетные операции на сложение и вычитание на калькуляторе ( в доступных пределах).

1

Дальнейшее знакомство с монетами достоинством: 1, 5, 10 копеек. Различие, набор.

1

Дальнейшее знакомство с монетами достоинством: 1, 2, 5,10  рублей. Различие, набор.

1

Упражняются в счете предметов, на различных абаках, счетных линейках; дорисовывают и рисуют цифры по опорным точкам, трафарету, самостоятельно; лепят цифры из пластилина, выкладывают из природного материала; конструируют из частей, палочек; с помощью учителя распределяют роли и действуют в соответствии со своей ролью в сюжетно-ролевой игре; в ходе игры составляют и решают (с помощью учителя) простые задачи с реальными монетами (1,2,5рублей)

Развитие умения считать в прямом и обратном порядке; дорисовывать и рисовать цифры на доступном уровне; совершать элементарные действия с деньгами: различать, набирать разменивать и.т.п.(1,2,5 рублей); проявлять стремление к сотрудничеству в ходе занятий; обращаться при необходимости за помощью с использованием всех доступных средств коммуникации

Формирование навыка активного использования монет.

1

Представления о форме

Группировка предметов по форме (шары, кубы, треугольные призмы – крыши).

1

Группировка предметов по форме ( бруски – кирпичики, круги, квадраты, треугольники, прямоугольники)

1

Невербальная классификация, серия фигур по одному и двум признакам на основе использования логических блоков Дьенеша, объемных фигур для конструирования («Строитель № 1).

1

По трафаретам и опорным точкам самостоятельное рисование треугольника, круга и квадрата.

1

1

Выкладывание плоскостных фигур из природного материала (шишек, каштанов, желудей).

1

Рисование фигур на песке.

1

Рисование фигур на  манке.

1

Решение задач на количество предметов, фигур.

1

Решение задач на количество фигур.

Невербальная классификация, конструирования.

1

1

Решение задач на количество монет.

1

Выкладывают линии с помощью ниток, шнуров, веревок, природного материала; рисуют линии на песке, манке, на бумаге; группировать предметы по их основным признакам; составляют из нескольких маленьких квадратиков один большой прямоугольник; из частей круга – круг, из квадратов – прямоугольник и.т.п.; упражняются в узнавании целого предмета по его фрагментам

Проявление интереса к доступным видам деятельности; совершенствование умения группировать предметы по основным признакам; умение отличать плоскостные фигуры от пространственных; моделировать геометрические фигуры;

Повторение пройденного.

1

  II четверть

Представления о величине.

Взвешивание, распределение по ёмкости. Решение примеров.

1

Измерение сыпучих веществ с помощью столовой, мерного стакана. Решение примеров.

1

Измерение сыпучих веществ с помощью столовой, чайной ложки. Решение примеров

1

Пространственные представления.

Используют приемы наложения и приложения для проверки сравнительных отношений объектов;

Расширение представлений о величине на основе сравнения трех объектов; стремление использовать на практике полученные знания

 Упражнения на пространственную ориентировку в трехмерном пространстве.

1

Решение примеров. Составление задач на длину.

1

Решение примеров. Составление задач по форме.

1

Решение примеров. Составление задач на вес.

1

Упражнения с механическими часами, перевод стрелок на указанное время.

1

Упражнения с механическими весами.

1

Отслеживают движение стрелки, повторяют известные цифры.  

Совершенствование умения ориентироваться в во времени.

Реализация представлений о времени при подготовке проектов с использованием ситуаций.

1

Реализация представлений о времени при подготовке проектов с использованием ситуаций.

Сколько по времени ты добираешься до школы.

Повторение пройденного.

Совместное создание построек по схемам.

1

1

1

1

Решение примеров. Составление задач.

1

Совместное создание построек по схемам.

1

Упражнения на определение состава числа в пределах 10-ти.

Воспроизведение по образцу, словесной инструкции комбинаций из 2-4 элементов

Воспроизведение по образцу, словесной инструкции комбинаций из 3-6 элементов

 Решение примеров. Составление задач с применением формы.

Решение примеров. Составление задач с применением длины.

1

1

1

1

1

Постройки на основе анализа, образца.

1

Решение примеров на сложение.

1

Рассматривают различные виды часов; сравнивают их; называют и показывают на часах (с помощью учителя) время начала и конца урока и.т.п.; соотносят деятельность с временным промежутком (вчера, сегодня, завтра, сейчас, потом и.т.п.); показывают на небе, на иллюстрациях астрономические символы; рисуют по трафаретам, по точкам, самостоятельно, выкладывают из геометрических фигур изображения солнца, луны, звезд, облаков; используют изображения астрономических символов в аппликациях, диорамах

Развитие умения соотнесения деятельности с временным промежутком; понимания назначения часов; различения видов часов; формирование навыка пользоваться часами в бытовых целях (в доступных пределах)

Решение примеров на вычитание

1

Называние и показ на часах времени от 1 до 12 часов.

1

Использование часов в реальной, бытовой жизни работа с электронными часами.

1

Решение примеров. Составление задач с часами.

Решение примеров. Составление задач с минутами.

1

1

Упражнения с механическими часами, перевод стрелок на указанное время (по образцу, по словесной инструкции).

1

Упражнения с механическими весами (по образцу, по словесной инструкции).

1

Реализация представлений о времени при подготовке проектов с использованием ситуаций, происходящих в разное время суток .

1

Рассматривают и на доступном уровне анализируют образец с помощью учителя; конструируют из счетных палочек по образцу и по словесной инструкции; выполняют простые  постройки из детского «архитектурного набора»; вспоминают алгоритм создания аппликаций, диорам и действуют в соответствии с ним; на доступном уровне распределяют работу (с помощью учителя) в ходе коллективной деятельности

Проявление положительных эмоций в течении занятий; совершенствование умения конструировать из палочек; выполнять конструкции типовых (домов, мостов) и индивидуальных объектов, имеющих типовые характеристики и особые индивидуальные отличия

Реализация представлений о времени при подготовке проектов с использованием ситуаций, происходящих в разное время суток визуальное расписание.

1

Сколько по времени ты добираешься до школы.

1

Повторение пройденного

1

III четверть

Конструирование.

 Совместное создание построек по схемам, моделям, фотографиям, по заданным условиям конструирования.

1

Решение примеров. Составление задач.

1

Количественные представления.

Постройки на основе анализа, образца (воссоздание знакомых построек из других элементов: школы, станции метро, театра).

1

Решение примеров. Составление задач со временем.

1

1

Решение примеров. Составление задач высотой.

1

Повторение пройденного.

1

Знакомство с числом и цифрой «11»

1

Счёт объектов, расположенных в разном порядке (в пределах 11) с целью формирования представлений  о том, что любая совокупность объектов может быть сосчитана.

1

Знакомство с цифрой «12».

Счёт объектов, расположенных в разном порядке (в пределах 11) с целью формирования представлений  о том, что любая совокупность объектов может быть сосчитана.

1

Упражняются в счете предметов, на различных абаках, счетных линейках; дорисовывают и рисуют цифры по опорным точкам, трафарету, самостоятельно; лепят цифры из пластилина, выкладывают из природного материала; конструируют из частей, палочек; с помощью учителя распределяют роли и действуют в соответствии со своей ролью в сюжетно-ролевой игре; в ходе игры составляют и решают (с помощью учителя) простые задачи с реальными монетами (1,2,5 10 рублей)

Развитие умения считать в прямом и обратном порядке; дорисовывать и рисовать цифры на доступном уровне; совершать элементарные действия с деньгами: различать, набирать разменивать и.т.п.(1,2,5 рублей); проявлять стремление к сотрудничеству в ходе занятий; обращаться при необходимости за помощью с использованием всех доступных средств коммуникации

«Запись» цифр на калькуляторе. Счётные операции сложение  на калькуляторе.

1

Количественные представления.

«Запись» цифр на калькуляторе. Счётные операции  вычитание на калькуляторе.

1

Продолжение знакомства с монетами достоинством: 1, 5, 10 копеек; 1,  2, 5, 10  рублей;

1

Продолжение знакомства с монетами достоинством:  бумажные деньги: 10 рублей, 50 рублей (5 и 0), 100 рублей (1, 0 и 0). Различение, набор, размен монет, денег (купюр).

1

1

Бумажные деньги: 10 рублей, 50 рублей (5 и 0), 100 рублей (1, 0 и 0). Различение, набор, размен монет, денег (купюр).

1

Учить активно, использовать монеты и бумажные деньги (10 рублей)  на экскурсии  в магазин и аптеку, ролевых играх, максимально приближенных к реальной жизни.

1

Учить активно, использовать монеты и бумажные деньги (50 рублей)  на экскурсии  в магазин и аптеку, ролевых играх, максимально приближенных к реальной жизни.

1

 Использование набора цифр и знаков (+, -, =) для решения арифметических задач.

1

 Использование набора цифр и знаков (+, -, =) для решения арифметических задач.

1

Работа в тетрадях.  карточками с цифрами. Решение примеров.

1

Закрепление представлений о линии (прямая, извилистая, как волна).

1

Количественные представления.

Закрепление представлений об отрезке.

1

Выкладывание линий с помощью ниток, верёвок, различных шнуров.

1

Рисование линий на песке, манке (пшеничке), на бумаге. Решение примеров.

1

Представления о форме.

Соотношение объёмных и плоскостных фигур. Решение примеров.

1

Соотношение объёмных и плоскостных фигур. Решение примеров. Трафоретов.

1

Повторение пройденного.

1

IV четверть

1

 Задачи на размер.

1

Составление композиций из фигур по образцу.

1

Выкладывают линии с помощью ниток, шнуров, веревок, природного материала; рисуют линии на песке, манке, на бумаге; группировать предметы по их основным признакам; составляют из нескольких маленьких квадратиков один большой прямоугольник; из частей круга – круг, из квадратов – прямоугольник и.т.п.; упражняются в узнавании целого предмета по его фрагментам

Проявление интереса к доступным видам деятельности; совершенствование умения группировать предметы по основным признакам; умение отличать плоскостные фигуры от пространственных; моделировать геометрические фигуры;

Составление композиций из фигур по трафорету.

1

Обучение учащихся ориентироваться в  размере изображений при выполнении практических и игровых действий.

Представление о величине.

Расположение геометрических фигур.

1

Упражнения с фигурами.

1

Решение примеров на время в тетради.

1

Решение примеров на вес в тетради.

1

Пространственные представления.

Упражнения с  пиктограммами обозначающими направление движения.

1

Используют приемы наложения и приложения для проверки сравнительных отношений объектов;

Расширение представлений о величине на основе сравнения трех объектов; стремление использовать на практике полученные знания

Упражнения с  пиктограммами обозначающими вес предмета.

1

Временные представления.

Решение примеров на +.

1

Решение примеров на -.

1

Регулирование времени по часам (песочным,  таймеру). Решение примеров

1

Регулирование времени по механическим часам . Решение примеров

1

Выполнение практических действий за определенное время (5 минут, полчаса), ориентируясь по механическим и электронным часам.

1

Решение примеров на время.

1

Определяют месторасположение предметов в пространстве: близко, далеко, сверху, снизу и.т.п.; Перемещаются в пространстве в заданном направлении;  вспоминают правила дорожного движения и пожарной безопасности

Совершенствование умения ориентироваться в пространственном расположении частей тела на себе, другом человеке, изображении; определения

месторасположения предметов в пространстве; перемещения в пространстве в заданном направлении; ориентировке на листе бумаги

Решение примеров на вес.

Решение задач на время.

1

Повторение пройденного.

1

1

1

1

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Математические представления и конструирование" (2 класс)

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Математические представления и конструирование» образовательной области «Математические представления, основы арифметики» с...

Рабочая программа Предмет: «Графика и письмо» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР 9 класс

Рабочая программа Предмет: «Графика и письмо»9 класс Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР...

Рабочая программа Предмет: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9

Рабочая программа Предмет: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР   Класс: 9...

Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9

Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР   Класс: 9...

Рабочая программа по учебному предмету ""Математика (математические представления и конструирование)"" для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости.

Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения ...

Презентация по предмету: "Математические представления и конструирование" на тему: "Число и цифра 7" для учащихся 7 класса

Цель занятия: знакомство с образованием натурального числа 7.Задачи: Образовательные:- учить обозначать количество, число предметов цифрой 7; - употреблять цифру в соответствии с числом...

Конспект урока по предмету Математические представления и конструирование - Части суток (день и ночь) для обучающихся 2 класса с ТМНР

Конспект урока по предмету Математические представления и конструирование - Части суток (день и ночь) для обучающихся 2 класса с ТМНР...