Рабочая программа Предмет: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9
рабочая программа по обж

Александрина Ольга Игоревна

Рабочая программа

 

Предмет: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности»

 

Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР

 

 

 

Класс: 9 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zd_i_obzh_ns.odt25.68 КБ

Предварительный просмотр:

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Цель программы:

Целью обучения является освоение учащимися жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.

Цель программы состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).

  1. Задачи программы:

- формирование элементарных навыков самообслуживания;

- формирование культурно-гигиенических навыков;

- ознакомление учащихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилами поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности;

- формирование умения элементарно описывать свое самочувствие, способности привлечь внимание педагога в случае неважного самочувствия, недомогания (с использованием вербальных и невербальных средств);

- формирование элементарных предпосылок экологического сознания;

- организация предметно-развивающей среды для обучения учащихся правилам здоровье сбережения и безопасности;

- формирование интереса к изучению себя, своих физических возможностей, представления о физических возможностях других людей;

- обучение учащихся правилам поведения в ситуациях дорожного движения;

- обучение основам поведения в экстремальных ситуациях (на доступном уровне);  

- развитие мотивационно-потребностной сферы учащихся, ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового образа жизни и правил безопасности;

- формирование способности выражать свои потребности, значимые для здоровья и сохранения его, используя невербальные и вербальные средства общения;

- формирование устойчивого интереса к правилам здоровье сберегающего и безопасного поведения, к развитию своей самостоятельности.

  1. Информация о программе и внесенных  коррективах

Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной                      отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,2011.-480 с.

В 9 классе на изучение предмета «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности»  отводится       34    часа, 1 ч в неделю, 34 учебные недели. В  соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями, программа может быть скорректирована.

  1. Информация об используемой литературе для методического обеспечения учебного курса
  1. Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения: Рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: ДРОФА, 2007.
  2. Баряева Л.Б.,Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2007.
  3. Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях/Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2008.
  4. Детство без пожаров. Правила пожарной безопасности в играх и упражнениях/ Под ред. В.В. Груздева, С.В. Николаева, С.В.Жолована. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.
  5. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009.- №1. – С.49-53.
  6. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Укрепление организма. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  7. Ковалец И.В.Азбука эмоций:  Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  1. Планируемый уровень достижения обучающимся овладения образовательной программой.  

В ходе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности у учащихся формируются основы безопасности собственной жизнедеятельности; представления о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в стандартных и чрезвычайных опасных ситуациях; навыки осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям.

Результатом обучения по «Программе» должна стать социальная адаптация детей, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализации.

6. Содержание разделов .

Данная программа включает в себя следующие разделы:

- Формирование культурно-гигиенических навыков и элементарных представлений о здоровом образе жизни

Уход за руками, лицом, носом, глазами. Дыхательные упражнения. Обучающие ситуации с использованием реальных предметов личной гигиены и предметов-заместителей. Алгоритм пользования туалетом. Чтение учащимся литературных произведений о здоровье, поведении в различных ситуациях, приводящих к болезням. Разыгрывание ситуаций в «деловых» играх. Уточнение знаний о свойствах воды и ее значении для здоровья человека

- Уход за жилищем

Формирование представлений у учащихся о необходимости уборки квартиры для сохранения здоровья человека. Дидактические упражнения с бытовыми предметами. Отработка в ходе практических действий способов уборки помещения. Работа с пиктограммами.

- Питание

Правила поведения во время еды. Роль воды для питания. Практические упражнения с электрическим чайником. Хранение продуктов. Сроки реализации.

- Безопасность в доме, на улице, в природе

 Расширение практических действий с бытовыми приборами, правила их безопасного использования. Уточнение представлений учащихся о труде пожарных, сотрудников ГИБДД. Моделирование обучающих ситуаций «Один дома», «Опасные предметы», «В дверь позвонил незнакомый человек». Уточнение поведения в этих ситуациях. Игры и у упражнения, позволяющие скорректировать поведение учащихся на улице. Упражнения для активизации вербальных и невербальных средств общения по теме «Безопасность».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Здоровье и ОБЖ

Тема раздела

Дата

план.

Коррек.

дата

Наименование темы урока

Кол-во часов

Содержание видов учебной деятельности

Ожидаемый результат

Первое полугодие

Формирование культурно-гигиенических навыков

Беседа и упражнения «Чистые руки».

1

Находят и называют предметы личной гигиены на картинках и среди реальных предметов; рассматривают сюжетные картинки по теме и обсуждают их на доступном уровне; выполняют практические упражнения по уходу за кожей рук; отрабатывают с помощью пиктограмм алгоритм действий при чистке зубов, уходу за руками

Формирование устойчивой мотивации на соблюдение элементарных гигиенических норм и правил

Беседа и упражнение «Здоровые волосы».

1

Закрепление представлений о мытье рук и   головы, средства.

1

Беседа о чистой одежде.

1

Одежда. Упражнение о необходимости носить чистую одежду.

1

Рассматривают картинки с изображением одежды; раскладывают их по группам в зависимости от назначения одежды; находят на картинках брюки и кофты с одинаковым узором; отрабатывают с помощью пиктограмм

Формирование устойчивой мотивации на соблюдение правил гигиены; готовности поддерживать в чистоте одежду.

Закрепление представлений о способах ухода за одеждой.

1

Упражнения в определении способа ухода за одеждой.

1

Обучение чтению пиктограмм и знаков на бирке одежды.

1

Упражнения в выборе средств для стирки белья.

Стиральный порошок, жидкие средства.

1

Рассматривают картинки с изображением одежды и средств для стирки  картинки, пиктограммы

Содействовать развитию умений и навыков правильного использования средств для стирки.

Упражнения по уходу за одеждой с помощью  щеток.

Упражнения по уходу за одеждой.

1

Способы ухода за обувью, мытьё,  чистка , ремонт.

1

Формирование понятий «признаки простуды».

Понятие простуда,  профилактика.

1

Просмотр фильма  иллюстраций  «Здоровье».

Журнал «Здоровье», Лечебные вести».

1

Просмотр фильма  вызов врача на дом.

1

Знакомство с основными лекарственными средствами домашней аптечки.

1

Рассматривают сюжетные картинки с изображением опасных ситуаций и обсуждают их на доступном уровне.  Отрабатывают алгоритм перехода дороги в ходе дидактических и ролевых игр    

Формирование навыков безопасного поведения в быту

Второе полугодие

Безопасность в доме, на улице, в природе

Безопасность в доме, в природе.

1

Практические действия с бытовыми приборами.

1

Просмотр фильма. Правила безопасности.

Эксплуатация разных видов плит.

1

Формирование культурно-гигиенических навыков самообслуживания и элементарных представлений о состоянии здоровья:

Экскурсия в аптеку. Наблюдение за покупателями.

 Работа фармацевта. Покупка лекарственных средств.

1

Знакомятся на доступном уровне

 бережному отношению к собственному здоровью. Разучивают упражнения для первой медицинской помощи.

 

Формирование устойчивой мотивации на соблюдение элементарного бережного отношения к здоровью.

Тренинг по оказанию первой медицинской помощи.

Измерение температуры. Первичная обработка раны.

1

Поведение людей во время болезни. Участие в ролевой игре «Доктор»

Участие в ролевом диалоге «Доктор»

1

Жилище.

Беседа о значении уборки. Сухая, влажная уборка.

1

Рассматривают картинки с изображением швабер, тряпки и ведра . Отрабатывают с помощью пиктограмм и на практике алгоритм мытья пола.

Формирование устойчивой мотивации на соблюдение правил гигиены; готовности поддерживать чистоту в доме на доступном уровне;

Увлажнитель воздуха.

1

Рассматривают картинки с изображением продуктов питания, раскладывают по группам (хлебные, молочные, мясные, овощи); на доступном уровне анализируют и делают вывод (с помощью учителя) о правилах приема пищи; повторяют правила хранения продуктов.

Содействовать развитию умений и навыков правильного питания через анализ и систематизацию знаний о питании как источнике здоровья человека

Питание.

 Разделка овощей на специальной доске для резки овощей.

1

Безопасность в доме, на улице, в природе

Обучение правилам безопасности при пользовании ножом, чтобы не нанести себе травму.

1

Практические действия: приготовление салата с соблюдением гигиенических процедур.

 Практические действия: приготовление салата.

1

Рассматривают сюжетные картинки на тему «Пользование бытовыми электрическими приборами» и обсуждают их с помощью учителя на доступном уровне с использованием всех средств коммуникации; выполняют элементарные практические задания по использованию электрических бытовых приборов;

наблюдают за транспортом и поведением пешеходов во время экскурсии; отрабатывают

Формирование навыков безопасного поведения в быту,

Практические действия с бытовыми  приборами

 кофеварка, электрический чайник.

1

Расширение представлений о витаминах.

Расширение представлений о фруктах и витаминах в них.

1

1

Практические действия по отработке алгоритма  выбора продуктов питания.

1

 Рассматривают картинки с изображением продуктов питания.

Содействовать развитию умений и навыков правильного питания через анализ и систематизацию знаний о питании как источнике здоровья человека

Беседы о питании бутербродами и их место в рационе здорового питания.

1

Приготовление закуски.

1

 

Беседа  «уборка помещений»

1

Итоговое повторение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы безопасности жизнедеятельности. Программа, планирование занятий для учащихся 1-2 классов.

Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях погибают младшие школьники. На долю дорожных аварий приходится четверть всех смертей, вызванных травмами и увечьями. В основе работы с детьми по воспитан...

Программа «Основы безопасности жизнедеятельности. Охрана здоровья»

Предлагаемая программа обеспечивает обучение младших школьников правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях, помогает использовать полученные знания в практической деятельности....

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство»

На ступени начального образования происходит становление мировоззрения обучающихся, принятие ими нравственных установок. Поэтому важно в этом возрасте сформировать у школьников культуру безопасности ж...

Конспект урока по предмету « Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» на тему «Безопасность в доме», 7Б класс

Данна разработка может быть использована дла проведения урока ОБЖ и в воспитательной работе....

Рабочая программа Внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1 классов

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1 класса образовательных учреждений разработана  в соответствии с требованиями Федеральных законов России «О...