Педагогический проект
проект по математике (1 класс)

Дьяченко Юлия Борисовна

Информация в приложенном файле

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektdiachenkoe8v.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 16

с.Цыбанобалка

г.Анапа

Педагогический  проект:

«Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах»

                                                       Выполнил:

                                                                                учитель начальных классов

                                                                МБОУ СОШ № 16

Дьяченко Ю.Б.

Анапа, 2019г.

Содержание:

1. Актуальность педагогического опыта………………….………………3

2. Цели и задачи проект..…………………………………………………..3

3.  Кому адресован  педагогический проект.……………………………..4

4. Участники проекта………………………………………………............4

5.  Инновационная направленность педагогического проекта….............4

6. Содержание, способ достижения и ресурсы проекта ……………..….5

7. Продукты проекта…………………………………………………….…7

8. Результаты по достижению цели, критерии результативности……....7

9. Ограничения и риски……………………………………………………8

10. Использованная литература…………………………………………...9

11.Приложение………………………………………………………...….10

Педагогический проект

«Применение метода учебных проектов при обучении математике

 в начальных классах»

1. Актуальность педагогического опыта

В сентябре 2020 года мне предстоит принять 1-ый класс, который будет обучаться по новым ФГОС. В нашей школе в качестве программы обучения выбрана «21 век», которая использует методики, предлагаемые стандартами нового поколения. Она дает возможность применять  принцип минимакса, учит детей работать в парах, группах, само-  и взаимооценке, сотрудничеству.

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт прежде всего нацелен на коренную смену целей образования: вместо усвоения всех необходимых знаний, он предлагает научиться их самостоятельно добывать и использовать, формировать ключевые компетенции. Сегодня актуальны такие качества личности, как владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, способность к самообразованию, воспитанность. Если ученик будет обладать указанными свойствами, то ему легче будет реализоваться в современном обществе.  

Актуальность выбранной темы вызвана тем, что работа по методу учебных проектов помогает реализации Федеральных государственных стандартов:

  • проектная деятельность формирует ключевые компетентности учащихся;
  • проектная деятельность является путём познания, способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации;
  • проектная деятельность - неотъемлемая часть требований ФГОС к умениям и навыкам, позволяющим собственными усилиями ученика изменить реальность, выполняя все шаги алгоритма проектной деятельности.
  • проектная деятельность является способом достижения личностных,   метапредметных и предметных результатов обучающихся,  предусмотренных ФГОС.

Таким образом, использование метода проектов на уроках математики обеспечит решение не только конкретных задач поставленных уроком, но и  позволит вести работу по формированию познавательных навыков учащихся, умению самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического и творческого мышления.

2. Цели и задачи проекта.

Цель проекта: используя проектный метод формировать у учащихся навык самостоятельного приобретения знаний,  применения полученных знаний для решения новых познавательных и практических задач.

Задачи проекта:

  1. Детально ознакомиться с технологией проблемного обучения в начальной школе.
  2. Разработать методику введения  технологии проблемного обучения на уроках математики в  1 классе.
  3. Детально ознакомиться с технологией введения метода проектов в начальной школе.
  4. Разработать методику ознакомления учащихся 1 класса с технологией проектного обучения.
  5. Научить учащихся планированию учебной деятельности исходя от возникшей проблемы.
  6. Проводить планомерную работу по формированию коммуникативных компетенций.
  7. Формировать и развивать навыки в рамках формирования информационных компетентностей.
  8. Проводить работу над формированием учебно-познавательной компетенции.
  9. Осуществлять руководство над выполнением краткосрочных проектных работ учащимися, проводимых в урочное время.

3.  Кому адресован  данный педагогический проект. 

В успешной реализации данного проекта заинтересованы:

- учителя средней ступени обучения, так как умение выполнять проектные задания смогут существенно повысить мотивацию к учению в среднем звене;

- родители, так как успешная реализация проекта положительно скажется на успешной адаптации, развитии самостоятельности, коммуникативных возможностей детей;

- учебное заведение, так как, улучшение результатов по контрольным письменным работам, участие в проектной деятельности благоприятно отразится на статистических данных школы;

- сами учащиеся, так как реализация этого проекта позволит им участвовать в выполнении интересных творческих заданий, повысит их культуру, разовьёт самостоятельность в добывании новых знаний.

4. Участники проекта

Участниками проекта будут являться учащиеся 1 класса, обучающиеся по программе «21 век» и новым государственным стандартам нового поколения.

5.  Инновационная направленность педагогического проекта.

При поступлении детей в школу психологом школы проводится диагностика по методике Л.А.Ясюковой с целью определения готовности к обучению в школе. Рассматривались такие параметры, как визуальное, понятийное, абстрактное, образное мышление, речевое развитие, зрительная и слуховая память, скорость переработки информации. Данное исследование поможет выделить ребят способных успешно работать используя метод проектов. Я разработала педагогический проект по применению метода учебных проектов на уроках математики. Принципиальной основой  которого явилась ориентация не только на получение предметных знаний, но и умение добывать самому информацию и применять эти знания в практической деятельности. Соответствие педагогического опыта критериям инновации обеспечили создание вместо традиционных уроков разработок уроков-проектов, решающих такие задачи, как развитие у учащихся с первого класса:

- умение обозначать проблему;

- формирование умения планировать, анализировать свои действия;

- формирование  умения принимать решения, прогнозируя возможные последствия;

- способность к сотрудничеству;

- формирование навыков работы с различными источниками информации;

- чувства ответственности за конечный результат;

- умение представлять себя и свою работу;

6. Содержание, способ достижения и ресурсы проекта

Итак, для достижения поставленной цели мною будет использован метод учебных проектов. На данный момент, с моим классом мы так же используем метод работы над проектами. Но это долгосрочные индивидуальные или групповые работы. Я же хочу увлечь весь класс работой над проектом и успевать проводить эту работу в рамках урочного часа. Какие требования я предъявляю к таким урокам? Во-первых, это обязательное соответствие образовательным стандартам. Во-вторых, учащиеся должны глубоко изучать учебный материал и уметь применять полученные знания в школе, в жизни. Для этого важно обеспечить требования:

- учитель сам должен свободно владеть технологией проблемного обучения и проектным методом;

- учитель должен сам чётко спланировать свою деятельность и деятельность учащихся;

- урок должен быть с проблемной и поисковой ситуацией;

- учитель нацеливается на сотрудничество с учениками и направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- на уроке должно быть максимум творчества, сотрудничества и минимум подачи готовых знаний;

- урок должен быть здоровьесберегающим и времясберегающим;

- дети сами делают взаимооценку и самооценку, поэтому урок должен быть «добрым».

Новые образовательные стандарты требуют научить ребёнка таким способам достижения результата, которые срабатывают независимо от конкретного содержания. Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через деятельность ученика, возможностью свободно, в полной степени использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе и способность применить в повседневной жизни то, чему научился в школе.

Применительно к предмету «математика» метод проектов – это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата.

Темы уроков для работы по методу проектов я выбираю с учётом того,  чтобы название проекта было броским и кратким, чтобы выглядело привлекательно для детей и побуждало интерес к достижению результата.

       Готовясь к такому уроку, нужно чётко определять, что именно должен делать каждый участник – и ученики, и учитель, чтобы достичь цели, поставленной в самом начале работы над проектом. От тщательности продумывания цели наполовину зависит успех всего урока. От общей цели следует перейти на постановку максимально конкретных задач. Работа над проектом в этом случае превращается в пошаговое достижение поставленной цели. От учителя требуется умелое подведение к проблеме, умение заинтересовать, мотивировать детей. А работа с младшими школьниками  требует особого подхода, чуткости, включения игровых моментов, яркой наглядности. Так как дети ещё маленькие, то учитель направляет их при выдвижение гипотезы и ее решению. На следующем этапе учитель организует групповую работу, помогает распределять обязанности в группе, помогает продумывать ход деятельности, помогает обсуждению методов исследования. Затем, так же под умелым руководством учителя (которое дети не должны замечать, у них должно создаваться впечатление, что они сами ведут урок, руководят процессом) анализируют и систематизируют полученные данные. После подведения итогов работы каждой группы делается общий итог и оформляется результат. Заканчиваем урок рефлексией, анализируя успехи и ошибки, делая взаимооценку и самооценку.

 Коротко можно расписать этапы урока по пунктам в таблице (Приложение 2), здесь же можно сравнить этапы урока над проектом и уроком с применением метода проектов.

Существует три типа направляющих проект вопросов: основополагающие, проблемные и учебные. В своём методическом проекте я основное внимание уделила проблемным и учебным вопросам, что соответствует возрастным особенностям учеников. Проблемные вопросы поддерживаются исследовательскими моментами, а учебные связаны с конкретными знаниями, учебными целями и стандартами.

Урок включает в себя различные методы оценивания. Ученики с самого начала урока знают, что от них ожидается, учитель встраивает возможности для рефлексии, обратной связи и корректировки. Особое внимание необходимо уделить формированию у учащихся коммуникативных умений, к которым относятся:

-  умение спрашивать, делать «запрос»;

- умение управлять голосом, умение говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации;

- умение выражать свою точку зрения, понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировать его, доказывать;

- умение договариваться, выбирать в доброжелательной атмосфере верное решение.

С первых дней ребёнка в школе нужно проводить непрерывную работу по формированию данных умений. Дети в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют «правила общения». Конечный продукт позволяет ученикам самовыразиться и чувствовать ответственность за своё обучение.

7. Продукты проекта 

Продуктами проекта являются учебно-дидактические материалы, методические и технологические материалы, которые были созданы в ходе реализации проекта (Приложение 3)

8. Результаты по достижению цели, критерии результативности

Разработанный мной и внедряемый с первого класса педагогический проект нацелен на получение конкретных результатов.

Результат достижения цели педагогического проекта складывается из двух составляющих: количественной и качественной.

Количественное выражение мы получим, отталкиваясь от выполнения нами конкретных задач проекта, а именно, по факту наличия или отсутствия всех проведённых уроков с применением метода проекта (Приложение 4)

Качественное выражение результатов проекта учитель отслеживает для себя, чтобы убедиться, помогают ли используемые средства достичь  поставленных целей. Так, как минимум, учащиеся всего класса справились с комплексными итоговыми проверочными работами, требуемыми ФГОС. А как максимум, благодаря внедрённой методике, дети в своём развитии показали существенные положительные сдвиги:

- повышение заинтересованности с первого класса в участии и победе  в школьных олимпиадах по всем предметам, занятие в них призовых мест;

-участие во всероссийских и международных олимпиадах по математике, где дети смогут продемонстрировать высокие результаты;

-опубликование работ на сайтах «Интергу. ру», «Nsportal.ru».

Повышение активности, массовое участие в различных мероприятиях и конкурсах на школьном, городском, всероссийском уровне можно считать эффективным показателем формирования личностных результатов учащихся. Ребята к концу учебного года должны показать, что могут справиться с учебным проектом. Для оценивания результативности педагогического проекта необходимо будет также провести мониторинг рефлексии учащихся относительно их собственной уверенности в своих умениях в проектной деятельности. Для этого можно использовать специальный бланк опроса (Приложение 5).

Проект даёт возможность обучать на протяжении всего урока, поскольку в урок встроены методы проблемного, личностно-ориентированного обучения, несколько типов оценивания, что обеспечивает деятельность на очень высоком уровне.

 Этот проект я планирую реализовывать и на всех уроках начального звена. Уроки русского языка, литературного чтения открывают большие возможности по применению данного педагогического проекта.  Надеюсь, что дети будут более приспособленными к жизни, сумеют планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми.

Для меня, как для учителя, эта работа дает возможность роста профессионализма, дополнительную возможность сотрудничества с коллегами, а также возможность построения новых отношений с учениками.

Участие и победа учащихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня, защита проектов различных направлений – важнейший итог реализации моего педагогического проекта.

 9. Ограничения и риски

Общим риском при применении этого метода может стать увлечение одним методом в ущерб другим. Поэтому предлагается при составлении рабочей программы учитывать все формы и методы обучения, обеспечивающие реализацию общеобразовательной программы.

Возможные проблемы, с которыми я могу столкнуться при реализации проекта учащимися первого класса:

- желание большинства детей быть «руководителями» в группе, хотя не все ещё готовы выполнять эту роль;

- необходимость больше времени уделять на организацию делового общения, умению делать адекватную взаимооценку работы в группе;

- необходимость учить работать не теряя времени, не отклоняясь от цели урока, так как у младших школьников велик риск увлечения одним моментом урока и отклонения от основной цели.

Решать эти проблемы мне помогут игровые моменты. Вовлекая учащихся в учебную деятельность в игровой форме, позволит избегать шаблонности уроков, пассивности некоторых детей. Игра позволяет активизировать субъектный опыт;  создает атмосферу заинтересованности; стимулирует учащихся к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; поощряет  стремление находить свой способ решения учебной задачи. Примерами могут быть такие игры, как «Помоги инопланетянину», «Выиграй матч», «Капитан и его команда». Эти игровые моменты дают слабому ученику возможность поработать в команде с сильными учащимися, набраться от них уверенности, подтянуться по знаниям и умениям к более развитым одноклассникам. Понятно, что от «Капитана и его команды» во многом зависит судьба проекта и учителю нужно помочь «команде» с распределением роли участников, тем самым обезопасив исход урока.

10. Литература

  1. Иванов Г. Готовим юных исследователей //Народное образование. – 2009. -№ 6.
  2. Пастушкова М.А. Формирование познавательных интересов при организации учебной деятельности младших школьников // Известия Российского государственного пед. университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради: Научный журнал. - Спб.: ООО «Книжный дом», 2007, № 18(44) - С. 410-413.
  3. Пастушкова М.А. Формирование познавательных интересов учащихся начальной школы как необходимое условие повышения качества образования // Инновационные технологии в образовании / В сб. международной научно-практической конференции. - Пенза: ПГУ, изд-во «Приволжский дом знаний», 2008 - С. 125-127
  4. Мухина, В. С. Возрастная психология/ В. С.Мухина. -- М., 2007.
  5. Учебник «Математика», 1класс, авторов Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких.
  6. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
  7. Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.
  8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
  9. ФГОС - Базовые документы - Концепция духовно-нравственного развития...

Интернет-ресурсы

  1. http://www.school2100.ru/
  2. http://www.proshkolu.ru/
  3. http://pedsovet.su/
  4. http://rostov.ito.edu.ru/2012/section/207/94398/
  5.  http://www.uchportal.ru/
  6. http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-472

    17.http://festival.1september.ru/articles/subjects/15

Приложение 1

Роль учителя – быть рядом,

корректировать работу детей,

создавая ощущение того, что дети

сами «ведут»  урок

Приложение 2

Сравнительная таблица

этапов работы над проектом и урока с применением метода проекта

Работа над проектом

Урок по методу проектов

1. Выявление проблемы и вытекающих из неё задач исследования.

2. Выдвижение гипотезы и её решения (Ученики обсуждают, предлагают собственные идеи)

3. Обсуждение методов исследования.

4. Продумывание хода деятельности и распределение обязанностей.

5. Сбор, систематизация и анализ полученных данных.

6. Подведение итогов, оформление результата.

7. Выводы, выдвижение новых проблем исследования, анализ успехов и ошибок.

I.Организационный момент

II.Актуализация опорных знаний

III.Постановка проблемы

IV.Планирование работы

V.Открытие нового знания, разрешение проблемы

VI.Оформление результата

VII.Первичное закрепление

VIII.Рефлексия

Приложение 3

Продукты реализации учебных проектов

№ урока

Тема по календарно-тематическому планированию

Реализуемый  краткосрочный урок-проект

Продукт

26

Числовой отрезок

«Судим соревнование зверей по бегу»

Модель числового отрезка

28

Прямой угол

«Строим дом»

Наборы геометрических фигур

52

Таблица сложения

«Таблица сложения»

Модель «Таблица сложения»

(в пределах 10)

64

Числа от 1 до 20

«Помоги посчитать»

Создание счётных единиц

84

Числа от 1 до 20

Исследуем «десяток»

Модель десятка

85

Числа от 1 до 20

«Почему люди пользуются общепринятыми единицами измерения?»

Создание таблицы соотношений

«см-единицы,

дм-десятки»

88

Табличное сложение

Составление таблицы сложения с переходом через разряд

Модель «Таблица сложения»

(в пределах 20)

Приложение 4

Календарно-тематическое планирование и планирование          й                                  проектной деятельности в урочное время

№ урока

Тема по календарно-тематическому планированию

Реализуемый  краткосрочный проект

26

Числовой отрезок

«Судим соревнование зверей по бегу» (создание числового отрезка и его применение в игровой форме)

28

Прямой угол

«Строим дом» (умение выбирать прямоугольные фигуры, работа  с прямоугольником)

52

Таблица сложения

Модель «Таблица сложения»

64

Числа от 1 до 20

Создание счётных единиц

84

Числа от 1 до 20

Модель десятка

85

Числа от 1 до 20

«Почему люди пользуются общепринятыми единицами измерения?»

88

Табличное сложение

Составление таблицы сложения с переходом через разряд

Приложение 5

Бланк опроса для ведения мониторинга

рефлексии учащихся 

 (можно трансформировать в различные игровые формы)

Палитра

Закрасьте каждое поле цветом палитры,

соответствующим значению ответа

Уровень

достижения

результата

Умение

планировать работу

Умение принимать решения

Умение работать в группе,

готовность к

сотрудничеству

Умение применять полученные знания, ответственность за конечный результат

я могу

я с трудом могу

я не умею, но хотел бы научиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"

В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....

Педагогический проект на тему: "Мой проект"

Педагогический проект отражает работу учителя с детьми по обучению проектной деятельности во внеурочное время, прилагается календарно-тематическое планирование на 1 класс....

Конкурс «Шагни за горизонт» Педагогический проект на тему: «Развитие инновационного педагогического потенциала»

Муниципальное общеобразовательное учреждениегорода Джанкоя Республики Крым«Средняя школа № 8» Педагогический проектна тему:«Развитие инновационного педагогического потенциала»Разработала:Ипанова ...

Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».

Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...

Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»

Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...