Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках математики по ФГОС НОО
учебно-методический материал по математике

 

      Проблемы активизации познавательной  деятельности и исследовательской культуры младших школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_referat.doc279.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры

на уроках математики по ФГОС НОО

                                                                                 

      Проблемы активизации познавательной  деятельности и исследовательской культуры младших школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе.

       В результате собственных исследований, наблюдений и исканий, могу утверждать, что повышению активизации познавательной деятельности и исследовательской культуры обучающихся на уроках математики значительно способствуют элементы проблемного обучения, новые подходы к использованию различных средств наглядности, в первую очередь, компьютерных технологий, исследовательская деятельность.

      Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяю на уроке. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. Она вызывает у детей интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче понять учебный материал. Использую очень многие игры, например: «Определи маршрут самолета», «Десантники», «Помоги белке найти свое дупло» и др. Они очень известны, но, тем не менее, хочу напомнить, помогают учащимся быть внимательными и незаметно для себя добиваться хороших результатов. Игровые и занимательные задачи способствуют воспитанию интереса к математике, развитию внимания, мышления. Разновидностью математических игр, задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются», пространственных представлений, дают возможность упражнять детей в счёте, вычислениях.

        Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:

-фокусы с разгадыванием задуманных чисел;

-задания с занимательными рамками и магическими квадратами;

-игры типа: «Кто первым получит 10»

         Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры.

Фокус.   Задумайте число, прибавьте к нему 14, к  результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.

Формула для разгадывания фокуса: а + 14+ 6 – а = 20. Её можно проиллюстрировать на схематическом чертеже. Прежде, чем приступить к разгадыванию фокуса, учащиеся  несколько раз проверяют его с разными числами, закрепляя тем самым свои вычислительные навыки, не испытывая усталости, поскольку они заинтересованы в результате. Перспектива показать фокус другим стимулирует активную познавательную деятельность. Участие в фокусе не обеспечивает исследовательской деятельности школьника, он решает исследовательскую задачу  только при разгадывании его сути.

       Особо хочу выделить игры связанные с двигательной активностью  детей: «Живые цифры», «Лови мяч»,  «Решето».

Игра «Решето»

      Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу умножения, например на 3. Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся, стоит, т. е. остаётся в «решете».

         К нам на урок приходят игровые персонажи, которые служат не только для более глубокого понимания математических понятий. В результате резко обогащается поисковая активность класса и обеспечивается более плавное вхождение ребенка в учебную деятельность через игровую. Задачи со сказочным сюжетом усиливают интерес к самой задаче. Приглашаю на уроки героев детских сказок – веселых человечков. Это Буратино, Мальвина, Незнайка, Карлсон и др. Они задают детям хитрые вопросы, приносят письма с заданиями, побуждают ребёнка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям. Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время Бармалей примет 4 таблетки?

          Дети очень любят «Веселый счет» - рифмованные задачки. Первоклассникам, например, начертания цифр помогают запомнить веселые стихотворения.      

      Геометрический материал легко запоминается благодаря сказкам, стихотворениям о геометрических фигурах. Например, игра «Узнай меня». В мешочке круглые фишки с номерами. Ученик вытаскивает фишку, называет номер, учитель под этим номером читает описание свойств этой фигуры. Ученик должен назвать геометрическую фигуру.

1 – Я – многоугольник. Имею 6 вершин, 6 сторон и 6 углов (шестиугольник). 

2 – Я не многоугольник. Зато меня можно найти в тарелке, чашке, машине, на меня даже солнышко издали похоже (круг). 

3 – Я – прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат). 

4 – Я – замкнутая четырёхзвенная ломаная линия (четырехугольник). 

          Опираясь на свой опыт работы, хочу предложить некоторые приёмы, которые позволят учителю решить многие проблемы: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживая внимание детей, контролировать дисциплину. На первых уроках, когда дети только начинают писать  цифры, готовлю индивидуальные карточки с заданиями, в изготовлении которых помогают родители. Решая примеры, дети соединяют шарики, грибы, письма с цифрами на числовой прямой. Индивидуальной работе предшествует фронтальная работа у доски.
Интересно проходит игра "Помоги почтальону Печкину", идея которой взята из работ А. Зака. Почтальону необходимо отнести письмо из дома А в дом И. Домики связывают дорожки, но почтальон может идти только по тем дорожкам, которые соединяют дома, где живут примеры с разными (одинаковыми) ответами. "География" расположения домов разнообразна.
  После выполнения фронтальной работы на определённом этапе детям предлагаются индивидуальные карточки. Задание типа "Тучка" дети готовят на перемене сами. На уроке вписываем в тучку примеры с определённым ответом.
     Традиционные перфокарты связываю с известными детям литературными персонажами, героями мультфильмов, весёлыми человечками. Выполнение таких заданий сопровождается эмоциональным откликом детей.  
     Прочность и автоматизм вычислительных навыков достигается в процессе упражнений. Но однотипные упражнения утомляют детей, снижают их активность и работоспособность. Полезно включать эти упражнения в состав игры. Распространены такие игры как «Угадай пример», «Круговые примеры», «Составь поезд». Но наиболее эффективной игрой является «Магический квадрат». С ним можно организовать фронтальную, индивидуальную или групповую работу на уроках. На мой взгляд, это основные приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся.

           Использование геометрического материала также формирует интерес к предмету. В геометрическом материале много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению.

Упражнения на нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора фигур или предметов.

Из каких геометрических фигур составлены картинки?

Чем отличается одна от другой?

В изображенные картинки входят ломаные линии, отрезки,

круги, треугольники, прямоугольники, овалы.

Дети находят сходство и различие.

                          Упражнения на поиск недостающих в ряду фигур.

                

     Обращаем  внимание на форму самолета,  крыльев и количество окон.

Ответ: 1.

Упражнения на развитие вербально – логического мышления

      Для активизации познавательной деятельности применяю различные карточки, задачи-шутки, ребусы. Занимательный материал не только развлекает детей,  даёт возможность им отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления.

                                                        Загадки

         Большую ценность на уроке представляют загадки, которые я  использую на  различных этапах урока  в качестве приёма, активизирующего познавательный интерес и мыслительную деятельность. Они расширяют кругозор, тренируют память, мышление, внимание, повышают интерес. При знакомстве с новой цифрой загадка может служить исходным материалом для выделения изучаемого числа

Черненькая, хвостатенькая,
Не лает, не кусает,
А из класса в класс не пускает. (двойка)

         Современные интерактивные средства обучения позволяют интенсифицировать многие традиционные виды учебно-познавательной деятельности, облегчить понимание учащихся сути изучаемых зависимостей или отношений, превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию нового. Приходя на урок, ребята спрашивают: «Что нового будет сегодня? Что интересного? »  А это значит, что ещё до урока есть учебная мотивация, развить которую – одна из важнейших творческих задач учителя.

       

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №6» с. Саблинского

Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры

на уроках математики по ФГОС НОО

(из опыта работы)

Выступление на районном фестивале педагогического мастерства

«Парад педагогических идей»

Подготовила

учитель начальных классов

Топоркова Светлана Анатольевна

Октябрь, 2017год

Введение

       Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности, и профессионализма.

       Одной из приоритетных задач государственной политики в области образования, заявленной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. 

      Анализ  стратегических и нормативных документов федерального и регионального уровней говорит о необходимости непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников.

       В современных условиях реформирования российской образовательной системы углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности педагогов.   Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию

 Разрешить данное противоречие так же возможно, если в условиях системы повышения квалификации создать оптимальные условия для развития профессиональной компетентности и повышения квалификации педагогических работников. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

       На основе всестороннего изучения профессионального уровня педагогического коллектива, учитывая профессиональные запросы и потребности педагогов, сформулированы  цели, задачи, направления и  содержание работы по повышению квалификации.

     Цель: создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов образовательной организации

    Задачи:

     1.Внедрение системы непрерывного повышения квалификации педагогических работников

     2. Развитие профессионально-педагогической компетентности педагогов

     3.Повышение мотивации педагогов в развитии профессионального мастерства

     

-1-

                       

      Сегодня, как никогда, от организаторов образовательного процесса требуется вдумчивый, не формальный, подход к развитию профессиональной компетенции педагога, через систему специально организованных мероприятий актуализировать возможности каждого учителя.

       Желаемого результата невозможно добиться, если работа не будет носить системного характера. На руководителе школы лежит важнейшая задача выбора компонентов системы, уточнения их свойств, а также выбора их роли и места в образовательной системе. Более того, требуется выбрать способы взаимосвязи и взаимодействия материально-технического и организационно-педагогического обеспечения функционирования и развития системы.

                                                           -2-

          Глава1. Направления работы по  повышению квалификации педагогов в рамках перехода к реализации профессионального стандарта педагога

         

        1.1. Нормативно–правовое и организационно-методическое направление

          Нормативно – правовое направление  представляет собой совокупность нормативно-правовых документов федерального, регионального уровней и принятых в образовательной организации.

        Организационно-методическое направление включает методическую подготовку, создание условий для применения знаний на практике, обобщения и распространения собственного педагогического опыта. Содержание  этого направления  работы  образовательной организации включает: организационно-управленческое, учебно-воспитательное, методическое, а также учитывает специфику работы школы - интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья.

       В качестве самостоятельных компонентов выделены формы, методы и средства управления на трех уровнях.

       Первый уровень – администрация образовательной организации (директор, заместители директора). На первом уровне управление повышением квалификации осуществляется через коллективные, групповые и индивидуальные формы работы, к которым можно отнести тематические педагогические советы, семинары, методические декады, педагогические чтения, консультации, собеседования и т.д. Администрация использует в работе с педагогическими кадрами  такие методы, как мотивация, моделирование, стимулирование профессионального роста  и др., а также средства – учебные программы, учебно-методические комплексы, дидактические  материалы и др.

     В условиях реформирования образования, перехода к реализации профессионального стандарта педагога для освоения нового содержания профессиональной деятельности и новых технологий и для получения дополнительных знаний и умений по новым программам также осуществляется профессиональная переподготовка. С целью расширения профессиональной компетенции очень многие выбирают получение второго высшего образования.

    Нельзя недооценивать внедрение передового опыта и научных достижений в практику работы с помощью отлаженной и четко организованной системы работы методических кабинетов, где методистами работают наиболее опытные учителя. Именно они доводят до сведения учителей, руководителей школ принципы и конкретные приемы новаторской работы передовых школ и педагогических работников, оказывают практическую помощь учителям-предметникам в освоении передовых методов ведения уроков и внеклассных мероприятий, оценивают ход и уровень внедрения инноваций, их результативность.

-3-

     Одним из средств повышения квалификации учителей и руководителей школ является аттестация образовательных учреждений и педагогических кадров. Она стимулирует рост профессионального уровня, повышает качество учебно-воспитательного процесса, развивает творческую инициативу его участников, а также обеспечивает социальную защищенность в условиях рыночных экономических отношений через дифференцированную оплату труда.

      Каждый работник на своем месте должен доказать свою профессиональную состоятельность. Безусловно, руководители школы получат доверие своего коллектива только при условии, что сами они будут примерными педагогами. От этого зависит не только престиж образовательного учреждения, но и его финансовое благополучие.

      Второй уровень представляют методический совет и методические объединения.  На данном уровне можно использовать следующие формы работы: мастер-классы, семинары-практикумы, методические совещания, «круглые столы», творческие отчеты и др. В качестве методов работы применимы  дискуссии, диалоги, взаимоконтроль, тренинги   и др., а в качестве  средств -  технические  средства обучения, наглядность и др.

Методический кабинет совместно с научной и педагогической общественностью проводит научно-практические конференции по актуальным вопросам образования и воспитания детей, предоставляя возможность лучшим педагогам рассказать о своей работе. Достижения лучших учителей освещаются местными средствами массовой информации. Признанными методами внедрения опыта также являются выпуск бюллетеней, оформление выставок, освещающих передовой опыт. Популярными стало проведение учителями-новаторами мастер-классов.

      Большую помощь в организации методической работы с педагогическими кадрами оказывают местные педагогические вузы. Так, на базе ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» ученые систематически проводят практические, теоретические семинары и конференции по проблемам модернизации образовательно-воспитательного процесса.

    Многие учителя проявляют интерес к рассматриваемым проблемам, успешно внедряют в практику достижения педагогической науки, следят за выходом новинок методической литературы, приобретают ее во время проведения мероприятий.

      В последнее время отмечается тенденция в использовании интернет- ресурсов в практической деятельности педагогов и распространении передового педагогического опыта с помощью социальных сетей. Это увеличивает скорость продвижения информации, создает обратную связь между партнерами профессионального сообщества: оперативно исправить недочеты и дополнить содержание какого-либо проекта. Кроме этого, в сети получили распространение вебинары, которые успешно используются педагогами современной школы.

-4-

       И все-таки, главной является деятельность администрации по созданию условий для результативной организации труда учителя и положительного психологического климата в коллективе, руководство повышением квалификации учителей, воспитателей, школьных руководителей как одного из важных и существенных направлений управленческой деятельности в образовании. Ведущими составляющими данной работы являются:

     -совершенствование мастерства учителей и воспитателей в овладении и использовании ими методов и форм учебной и воспитательной работы с учащимися, обеспечивающей освоение постоянно усложняющегося содержания образования;

     -доведение рабочего места учителя до соответствия стандартам автоматизированного рабочего места (АРМ) и обеспечение более высокого уровня методического оснащения и инновационной деятельности на всех уровнях;

    -неформальный подход к определению направления развития образовательного учреждения на основе реально достигнутых результатов.

         Третий уровень  –  это уровень педагога, на котором управление осуществляется самим педагогом, осуществляющим самоанализ профессиональной деятельности. На данном уровне педагог занимается самообразованием – разрабатывает и реализует индивидуальный путь профессиональной деятельности, т.е.  самообразование -  это целенаправленная познавательная деятельность управляемая самой личностью педагога.  

       Первым и ключевым моментом является самообразовательная работа учителя. Без мотивации к самосовершенствованию невозможно вести речь о системном подходе к повышению его профессиональной компетенции. Взаимодействие организационных микроструктур, форм и методов работы определяется в соответствии с намеченными педагогическим коллективом целями, задачами, приоритетами на основе диагностики, всестороннего изучения уровня педагогического коллектива, личных качеств каждого сотрудника образовательного учреждения. Чаще всего, изучение педагогических кадров осуществляется двумя способами: заочно (ознакомление с личными делами, трудовыми книжками, анкетами, социологическими исследованиями, документацией учреждения, статистической отчетностью, аналитическими материалами) и очно (наблюдение за работой учителя на уроках, при организации внеклассной деятельности, за манерой общения, культурой речи, характером высказываний, оценочных суждений, за настроением, мимикой, жестами, анализ позиций, как жизненной, так и педагогической)

       Особое внимание уделяется также и профессиональным запросам и потребностям учителя; нельзя не учитывать его интересы, увлечения, способности, уровень самооценки и то, насколько адекватно она воспринимается коллегами.

-5-

     На основе полученных данных на каждого учителя необходимо составлять и периодически обновлять диагностические карты.

      В соответствии с данными индивидуальными особенностями педагогического работника формулируются индивидуальные цели, формы, методы, содержание работы по повышению его квалификации. Зависит от этого и формирование групп слушателей различных годов обучения, временных творческих коллективов, это также помогает определить коллективные, групповые и индивидуальные формы оказания помощи при устранении выявленных затруднений. Повышение результатов курсовой подготовки происходит, если учитель систематически информирует коллег на заседаниях методического объединения об инновационных идеях, подходах, передовом опыте, а также проводит открытые уроки, демонстрирующие эффективные приемы работы с детьми, при этом опирается на знания, приобретенные в процессе курсовой подготовки. Таким образом, особенно результативно можно обнаружить общие и частные затруднения, установить их взаимосвязь и способы разрешения. Большое внимание уделяется работе со всем коллективом. На проводимых в образовательном учреждении собраниях, совещаниях, конференциях и т. д. руководитель ориентируется на всех, но и тщательно продумывает участие в общем деле каждого педагога, не позволяет использовать драгоценное время общего присутствия на различные педагогические разборки. Большую роль в этом должен играть заместитель директора по научно-методической работе. Все это влияет на результативность и действенность коллективной мысли, причем желательно, чтобы это стремилось стать школой педагогического мастерства для учителей. Следует учесть, что востребованной педагогом оказывается лишь та информация, необходимость в которой он ощущает сам. Поэтому в деятельности завуча по повышению квалификации существенное внимание должно уделяться формированию положительной мотивации у школьных работников, потребности в саморазвитии, самообразовании, самореализации. Недопустимо устраняться от руководства самообразованием учителей.

      Руководители школы осуществляют мониторинг деятельности каждого учителя, выявляют круг проблем и затруднений в работе педагогов, что, в свою очередь, определяет общешкольную методическую тему, которая обсуждается и утверждается всем коллективом на определенный срок. Каждое методическое объединение, педагог берет на себя решение посильных проблем, они определяют ключевые моменты общешкольных задач.

      Таким образом, каждый учитель задействован не только в решении общих моментов, но и заинтересован в личностном профессиональном росте, участии в развитии своего образовательного учреждения. Это позволяет сплачивать людей, формировать культуру взаимодействия, сотворчества, взаимопомощи.

-6-

      В итоге, результаты работы школы систематически улучшаются, растет мотивация труда учителя, самообразование становится профессиональной потребностью. Следствием правильно проведенной работы может являться и оздоровление морально-психологического климата в коллективе.

      В результате, на основе укрепления, взаимосвязи всех вышеназванных компонентов можно повысить эффективность работы по повышению квалификации кадров.

      В каждой школе работу по повышению профессионального мастерства учителей возглавляет методический совет, при котором создаются методические объединения учителей-предметников. Педагоги небольших школ участвуют в работе межшкольных или кустовых методобъединений. В школах могут создаваться проблемные группы учителей, работающих над решением заданных проблем в опережающем режиме для накопления опыта, который будет внедряться в коллективе. Как правило, в школах развито наставничество и работают Школы молодого учителя (ШМУ).

       Представленное поуровневое разделение позволяет учитывать индивидуальные профессиональные запросы и потребности педагогов образовательной организации, выстраивать их индивидуальный маршрут профессионального роста.

-7-

  1.2. Научно-методическое и информационное направление

       Повышение квалификации педагогов происходит и вне образовательной организации – научно-методическое направление.  Это могут быть ресурсные центры – образовательные организации Ставропольского края, на базе которых проходят различные мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогических работников. Также участие педагогов  в семинарах, конкурсах, конференциях и других мероприятиях регионального и федерального уровней ориентировано на повышение квалификации.

      Обязательным условием повышения квалификации является дополнительное профессиональное образование по профилю деятельности через курсовые мероприятия. Для получения дополнительных знаний и умений, дающих право на ведение нового вида профессиональной деятельности, организуется профессиональная переподготовка, например, по профилю «Педагогика и психология инклюзивного образования».

       Информационное направление содержит информацию  о повышении квалификации педагогами образовательной организации. В образовательной организации педагоги оформляют  методические папки, содержащие   планы по самообразованию, отчеты по темам самообразования, статьи выступлений, докладов, конспекты уроков (занятий).  Портфолио педагогов как способ фиксирования, накопления опыта педагогической деятельности, предназначено для объективной оценки их профессионального уровня. Публикации педагогов в сборниках, научно-методических журналах, на сайтах в сети Интернет отражают информацию о повышении квалификации педагогами.

1.3. Положение о повышении квалификации работников образования

на основе кредитно-модульной системы организации образовательного процесса

        Кафедрами СКИПКРО совместно с методическим и учебным отделами разрабатывается перечень и содержание учебных программ модулей повышения квалификации для различных категорий руководящих и педагогических работников в рамках кредитно-модульной (накопительной) системы.

      Органы управления образованием в свою очередь формируют заказ на повышение квалификации руководящих и педагогических работников своей территории по кредитно-модульной (накопительной) системе, учитывая квалификацию, мастерство педагогических работников

      Заказы от территориальных органов управления образованием СКИПКРО формирует в мае в единый план-проспект курсовых мероприятий для руководящих и педагогических работников образовательных учреждений Ставропольского края на предстоящий учебный год с указанием выбранных программ, модулей, территорий, сроков проведения.

     

-8-

    Регистрация участников курсов повышения квалификации по различным образовательным программам (модулям) осуществляется на основании заявок территориальных органов управления образованием не позднее, чем за неделю до начала курсов.

      Допуск к обучению по кредитно-модульной (накопительной) системе повышения квалификации проводится на основании приказа СКИПКРО с учетом численности участников, зарегистрированных на накопительную систему обучения.

      Повышение квалификациив СКИПКРО включает в себя следующие виды обучения:

-длительное(свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, технологий, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности;

-краткосрочное(не менее 72-78 часов) тематическое обучение, которое может проводиться по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего зачета, защитой реферата, проекта, опыта работы, курсовой работы, собеседованием;

-тематические и проблемные курсы и семинары(до 72 часов) по психолого-педагогическим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне региона, организации или учреждения;

-стажировка, которая осуществляется в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

      Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при проведении повышения квалификации и переподготовки специалистов.

      Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем организации или учреждения, где она проводится.

      Кафедрами СКИПКРО совместно с методическим и учебным отделами разрабатывается перечень и содержание учебных программ модулей повышения квалификации для различных категорий руководящих и педагогических работников в рамках кредитно-модульной (накопительной) системы.

    Органы управления образованием в свою очередь формируют заказ на повышение квалификации руководящих и педагогических работников своей территории по кредитно-модульной (накопительной) системе, учитывая квалификацию, мастерство педагогических работников.

    Заказы от территориальных органов управления образованием СКИПКРО формирует в мае в единый план-проспект курсовых мероприятий для руководящих и педагогических работников образовательных учреждений

-9-

Ставропольского края на предстоящий учебный год с указанием выбранных программ, модулей, территорий, сроков проведения.

         

       Повышение квалификации предусматривает освоение слушателями курсов программ образовательных модулей в объеме не менее 6 кредитных единиц за период 5 лет в зависимости от категории слушателей курсов повышения квалификации, прохождения модульного контроля, а также выполнения и защиты выпускной работы. Одна кредитно-зачетная единица равняется двадцати четырем часам.

     Учет кредитно-зачетных единиц при реализации программ дополнительного профессионального образования осуществляется следующим образом:

- курсы повышения квалификации (свыше 100 часов) – 4,5 кредитно-зачетных единицы;

- краткосрочные курсы повышения квалификации (72 – 78 часов) – 3 кредитно-зачетные единицы;

- проблемные курсы (36 – 48 часа) – 1,5 – 2 кредитно-зачетные единицы;

- семинары, тренинги, круглые столы (6 часов) – 0,25 кредитно-зачетных единицы;

- стажировка (18 часов) – 0,75 кредитно-зачетных единицы;

- дистанционные курсы (36 – 72 часа) – 1,5 – 2 кредитно-зачетных единицы;

- проведение мастер-класса краевого уровня (6-12 часов) – 0,25 – 0,5 кредитно-зачетных единицы;

- участие в научно-практической конференции, педчтениях (12 часов) – 0,5 кредитно-зачетных единицы;

- участие в конкурсах (48 часов) – 2 кредитно-зачетные единицы;

- участие в фестивалях (6–12 часов) – 0,25–0,5 кредитно-зачетных единицы;

- публикации – 1 печатная страница = 1 кредитно-зачетной единице.

         Перечень и содержание учебных программ-модулей формируется в план-заказ курсовых мероприятий для руководящих и педагогических работников образовательных учреждений Ставропольского края на предстоящий учебный год и доводится до сведения территориальных органов управления образованием.

       Образовательные программы, учебно-методические комплексы должны обеспечивать слушателю возможность выстроить, в рамках кредитно-модульной системы индивидуальную траекторию профессионального развития.

       Педагог, начиная обучение в условиях кредитно-модульной (накопительной) системы повышения квалификации, имеет возможность выбрать ряд программ-модулей, в наибольшей степени соответствующих его профессиональным интересам, запросам и потребностям.

       Успешность профессионального развития слушателей определяется качеством образования, которое включает диагностический, информационный и учебный процессы.

-10-

       Качество диагностических процессов определяется: наличием большого набора методик выявления профессиональных затруднений педагогов, представленностью диагностических процедур в дополнительных профессиональных программах, наличием информационного банка о результатах диагностических процедур, о профессиональных затруднениях педагогов различных специальностей.

         Критерием качества информационных процессов можно считать полноту и доступность профессиональных знаний для обучающихся, использование новых образовательных технологий.

        Аудиторные занятия могут оцениваться по таким критериям: направленность образовательного процесса на удовлетворение профессиональных запросов педагогов и преодоление их затруднений; применение широкого спектра средств, методов и современных технологий обучения; организация прямой и обратной связи между обучающим и обучающимся.

-11-

Глава 2.   Содержание системы повышения квалификации

   2.1. Контроль за профессиональным развитием педагогов

        Содержание системы повышения квалификации нацелено на результат – развитие профессиональной компетентности педагогов.

       Компонентом системы повышения квалификации будет являться контроль за профессиональным развитием педагогов. Контроль за результатами деятельности, оценка эффективности проведенной работы является одним  из средств управления процессом повышения квалификации. Контроль осуществляется регулярно; сроки, цели контроля, а также результаты контроля,  должны быть  доведены до сведения педагогического коллектива. В ходе контроля, в первую очередь, выявляются положительные результаты в работе педагога.  Важным является принятие педагогами результатов контроля и знание ими того, как можно усовершенствовать свою работу.

 Полная реальная информация  о процессе профессионального роста каждого педагога служит основанием для принятия управленческих решений  в области повышения квалификации педагогов.

   2.2    Алгоритм действий и рекомендации по управлению процессом повышения квалификации педагогов образовательной организации

       В образовательной организации разработан  алгоритм действий и рекомендации по управлению процессом повышения квалификации педагогов образовательной организации.

       Под алгоритмом действий понимается последовательность взаимосвязанных действий всех субъектов процесса повышения квалификации педагогических работников. Последовательность действий можно разделить на три этапа: подготовительный, основной  и заключительный. Субъектами  процесса повышения квалификации являются: директор образовательной  организации, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, члены педагогического совета, члены методического совета, члены методических объединений, педагог.

        Результативность управления процессом повышения квалификации педагогических работников образовательной организации будет представлена через следующие показатели:

 1. Удовлетворенность педагогов методической работой в образовательной организации, на курсах повышения квалификации, а также результатами самообразования.

 2. Качество оказания методической помощи (собеседования, консультирование и т.д.).

 3. Наличие доступной и своевременной возможности обобщить и представить свой опыт работы на уровне образовательной организации, региональном и федеральном уровне.

 4. Степень общественно-профессионального признания (возможность участия в конкурсах профессионального мастерства).

 5. Положительный имидж образовательной организации и др.

Заключение    

       Эффективность процесса повышения квалификации в рамках перехода к реализации профессионального стандарта педагога будет зависеть от условий, которые созданы в образовательной организации и учитываются в процессе повышения квалификации педагогов. К основным рекомендациям по управлению процессом повышения квалификации можно отнести следующие рекомендации:

 1. Процесс повышения квалификации должен иметь системный характер.

 2. Учитывать в процессе повышения квалификации образовательные потребности, уровень квалификации и индивидуальные затруднения педагогов, т.е. должны быть разработаны индивидуальные маршруты повышения квалификации.

 3. Создавать необходимые  условия для повышения квалификации педагогов в образовательной организации. Основные условия могут быть нормативно-правовыми, организационными, педагогическими, психологическими, финансово-хозяйственными.      

      К нормативно-правовым условиям можно отнести: руководство педагогическим коллективом с соблюдением основных нормативных документов федерального и регионального уровней, а также локального уровня; качественное исполнение должностных обязанностей администрацией и педагогами образовательной организации.

      Организационные условия: четкое распределение управленческих функций на всех уровнях;  информирование педагогического коллектива о деятельности администрации, методического совета и методических объединений.

       Педагогические условия:  соблюдение основных принципов управления педагогическим коллективом – сочетание единоначалия и коллегиальности, научной объективности, принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности и др.; диагностический подход к решению педагогических проблем.

       Психологические условия: благоприятный психологический климат образовательной организации; удовлетворенность от процесса и результатов педагогического труда; стимулирование инициативности, активности педагогов моральными и материальными поощрениями, оценка результативности работы педагогов.

        Финансово-хозяйственные условия:  соответствующая материально-техническая база образовательной организации.

 4. Развивать новые формы повышения квалификации, в первую очередь – заочные (очно-заочные) с использованием дистанционных образовательных технологий.

 5. Учитывать внешние условия, к которым можно отнести: изменения законодательства  в сфере образования детей с ОВЗ, потребности родителей и обучающихся на образовательные услуги.

-13-

 Список использованных источников

 1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от  29.12.2012 г. [Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года] // Российская газета. – 2012. - № 5976.

 2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н] //Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 4. Ст. 293.

  3. Лизинский В.М. О методической работе в школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160 с.

 4. Осипова О.П. Повышение квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий.//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2012.-№12.- С.40-42.

 5. Лизинский В.М. О методической работе в школе./М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001 - 160 c.

6. Моисеев А. М., Моисеева О. М. Заместитель директора школы по научно-методической работе (функции, полномочия, технология деятельности): Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.

7.Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М.: Просвещение, 2007. 302 с.

 8. Якшева Г.И. Мотивация повышения квалификации учителей.//Управление современной школой. Завуч.-2010.-№1.-С.80-81.

9. Положение о повышении квалификации работников образования на основе кредитно-модульной системы организации образовательного процесса

Авторы-составители Л.И. Волкова., проректор по УМР СКИПКРО,

Л.И. Боришполь, заведующая методическим отделом, М.А. Неретина, заведующая учебным отделом. Под общей редакцией Н.Б.Погребовой, канд. пед. наук, ректора СКИПКРО  – Ставрополь: СКИПКРО, 2009. – 42 с.

-14-

Оглавление

                                                                                                                 

Введение ……………………………………………………………… ….1-2

Глава1. Направления работы по  повышению квалификации

              педагогов в рамках перехода к реализации

              профессионального стандарта педагога …………………….. 3

     1.1.   Нормативно–правовое и организационно-методическое

            направление ………………………………………………….    3-7

     1.2.   Научно-методическое и информационное

            направление …………………………………………………     8

      1.3.   Положение о повышении квалификации работников

             образования на основе кредитно-модульной системы  

             организации образовательного процесса……………………..   8-11

Глава 2. Содержание системы повышения

              квалификации ………………………………………………….  12

       2.1. Контроль за профессиональным развитием

              педагогов ………………………………………………………..12

       2.2. Алгоритм действий и рекомендации по управлению

              процессом повышения квалификации педагогов

              образовательной организации ……………………………….. 12

Заключение ……………………………………………………………….  13

Список использованных источников ……………………………………   14

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» Факультет профессиональной подготовки и переподготовки кадров

Реферативная работа на тему

«Система повышения квалификации в рамках перехода к реализации профессионального стандарта

педагога»(учебный предмет «Менеджмент образования»)

                                                 Выполнил: слушатель программы

                                                            «Психолого-педагогическое образование,

                                                    профиль «Педагогика и психология

                                                                         инклюзивного образования»

                                               Топоркова Светлана Анатольевна

                                          Проверила: декан факультета профессиональной

                                                        подготовки и переподготовки кадров,

                                             кандидат педагогических наук,

                                                                      доцент, профессор Академии Естествознания

                                        Морозова Татьяна Петровна

     Оценка:

2017 год

Основная структура реферата

Реферат включает следующие элементы:

· Титульный лист

· Оглавление

· Текстовая часть

· Заключение

· Приложения

Титульный лист выполняется по установленной форме. Под названием дисциплины (для него рекомендуется шрифт 12-14 пт) в скобках чуть более мелким шрифтом (10-12 пт) указывается тема, по которой выполнен реферат.

Оглавление (используется именно этот заголовок, а не «Содержание») содержит все рубрики, против каждой делается отточие и указывается страница начала рубрики. Если работа содержит приложения, то не рекомендуется перечислять их все в оглавлении (это можно оформить отдельным листом перед самими приложениями), достаточно ограничиться одним словом – «Приложения».

Список использованных источников (синоним – Библиографический список) размещается в конце работы после Заключения. Он должен содержать достаточно обширный перечень не только книг (учебников и монографий), но и законодательных и нормативных актов национального масштаба, постановления, ГОСТы и другие стандарты, методические материалы, справочные, информационные источники, научные статьи и другие материалы из периодической печати, Интернета, в некоторых случаях, внутрифирменные материалы.

Приложения не являются обязательным элементом реферата, а включаются в него в случае необходимости и содержат вспомогательный материал, на который студент ссылается в основном тексте. Это могут быть формы первичных документов или копии самих документов, выдержки из нормативных материалов, схемы, алгоритмы, перечни, результаты анкетных опросов и т.п. – все то, что имеет смысл продемонстрировать, но не загружать этим основной текст работы. Все листы Приложения помещаются в конце реферата, нумеруются как его продолжение, но не учитываются в общем объеме работы. Это дает студенту возможность в определенных пределах манипулировать основным объемом работы, желая увеличить или уменьшить его.

Положение

о повышении квалификации работников образования

на основе кредитно-модульной системы организации

образовательного процесса

ГОУ ДПО «Ставропольский краевой институт

повышения квалификации работников образования»

г. Ставрополь 2009

ББК 74. 56

Р 36

Авторы-составители

Л.И. Волкова., проректор по УМР СКИПКРО

Л.И. Боришполь, заведующая методическим отделом,М.А. Неретина, заведующая учебным отделом.

Под общей редакцией

Н.Б.Погребовой, канд. пед. наук, ректора СКИПКРО

Р 36 Рекомендации по организации и введению повышения квалификации работников образования на основе кредитно-модульной (накопительной) системы – Ставрополь: СКИПКРО, 2009. – 42 с.

3.8. Индивидуальная траектория профессионального развития

Образовательные программы, учебно-методические комплексы должны обеспечивать слушателю возможность выстроить, в рамках кредитно-модульной системы индивидуальную траекторию профессионального развития.

Педагог, начиная обучение в условиях кредитно-модульной (накопительной) системы повышения квалификации, имеет возможность выбрать ряд программ-модулей, в наибольшей степени соответствующих его профессиональным интересам, запросам и потребностям.

Успешность профессионального развития слушателей определяется качеством образования, которое включает диагностический, информационный и учебный процессы. Качество диагностических процессов определяется: наличием большого набора методик выявления профессиональных затруднений педагогов, представленностью диагностических процедур в дополнительных профессиональных программах, наличием информационного банка о результатах диагностических процедур, о профессиональных затруднениях педагогов различных специальностей.

Критерием качества информационных процессов можно считать полноту и доступность профессиональных знаний для обучающихся, использование новых образовательных технологий.

Аудиторные занятия могут оцениваться по таким критериям: направленность образовательного процесса на удовлетворение профессиональных запросов педагогов и преодоление их затруднений; применение широкого спектра средств, методов и современных технологий обучения; организация прямой и обратной связи между обучающим и обучающимся.

1. Горская Г.И. Организация учебно-воспитательного процесса в школе. В помощь заместителю директора школы. Москва : Просвещение, 1977. - 272 с.

2. Елканов С.В. Профессиональное самовоспитание учителя: [Текст] Кн. для учителя. - М., 1986. - 143 с.

3.

4. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

5.

6.

 Источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шар...

"Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"

Тема работы: "Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"...

Доклад по теме: « Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»

Доклад по теме "Активизвция познавательной деятельности младших школьников на уроках  математики"...

Активизация познавательной деятельности мпадших школьников на уроках математики

Это выступление на районном семинаре учителей начальных классов....

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.Развитие активно...

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

 Активизация познавательной деятельности учащихся одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, т.к. учение – ведущий ви...