Интегрированный урок математики и чтения. 03.03.2019
методическая разработка по математике (3 класс)

Головина Надежда Анатольевна

Деление многозначного числа на однозначное. Картинная галерея. 03.03.2019

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_matematika_i_chtenie.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа им. М. М. Рудченко

с. Перелюб Перелюбского муниципального района

Саратовской области»

 Интегрированный урок математики

 и чтения в 3 классе.

Тема: Деление многозначного числа на однозначное.

Учитель начальных классов

первой категории

Головина Надежда Анатольевна

2019 г.

Форма урока: урок – путешествие по картинной галереи.

Тема: Деление многозначного числа на однозначное (закрепление). Картинная галерея: Марк Захарович Шагал «Часы»; Марк Шагал «Над городом»; Попков Виктор Ефремович  «Моя бабушка и её ковёр»; Василий Васильевич Кандинский «Музыкальная увертюра» «Фиолетовый клин»

Цели урока:

1. Образовательные:

- закрепить умения деления многозначного числа на однозначное;

- познакомить с картинами Марка Шагала «Часы»; «Над городом»;Виктора Попкова «Моя бабушка и её ковёр»; Василия Кандинского Музыкальная увертюра «Фиолетовый клин»;

- 2. Развивающие:

- развивать вычислительные  умения: внетабличные случаи умножения и деления многозначного числа на однозначное;

- развивать умения решать нестандартные задачи

- развивать умения  записывать сложные выражения, определять в них порядок действий; - умения находить разные способы решения поставленных задач;

 - развивать математическую речь учащихся;

- развивать: наблюдательность, логическое мышление; умения обобщать, делать выводы;

- пополнить словарный запас учащихся, развивать кругозор.

3. Воспитательные:

- воспитывать любовь к искусству;  

Оборудование: мультимедийная презентация урока; карточки для индивидуальной работы №1-5;

                                         

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

Постановка учебной задачи.

3мин

2 мин

3-4 мин

1 слайд

Чтобы определить девиз урока, решите цепочкой примеры по рядам:

Нужно найти значение данных выражений, тогда узнаем девиз.

 1 ряд

 2 ряд

3 ряд

Д 65:5=13

Р 56:4=14

Т 72:2=36

У 700:10=70

Е 180:3=60

В 600:6=100

М 500:5=100

Ш 800:8=100

О 832:8=104

А 820:4=205

А 330:3=110

Р 636:6=106

Й 936:3=312

Й 884:2=800

И 969:3=323

Думать! Основное правило. Подумав – решай. Твори, т.е. активно мысли.                                                                       - Что общего в решение этих примеров?

-Можете предположить тему урока, связывая её с предыдущими уроками?

- Сегодня наш урок пройдёт в форме путешествия. Где мы будем путешествовать, вы узнаете, разгадав кроссворд (галерея) (объяснить смысл по словарю иностранных слов, стр. 386)

 -Так как мы отправляемся в путешествие, то на столе у вас есть путевой лист, на котором вы будете отмечать места, где мы побываем и свои достижения на уроке. Побывав в каждом зале, вы можете не только насладиться красотой мира, который вашему вниманию представляют знаменитые художники, но и заработать бонусы, чем больше их заработаете, тем выше оценка за урок. Количество бонусов записываете в путевой лист. В конце урока подсчитаете их количество и поставите себе оценку:

  • Оценка 5 – 15 и более бонусов
  • Оценка 4 – 10 -14  бонусов
  • Оценка 3 – менее 10 бонусов

- Оцените себя за эстафету:

Правильно решили пример- 1 бонус;

Правильно расшифровали слово – 2 бонуса

Итого:3 бонуса

 -Какое вы записали сегодня число?

-Что вы можете сказать об этом числе?

- Найдите частное суммы и разности этих чисел (соседей).

-Запишите это выражение в тетрадь. Прочитайте.

-Почему не можете найти значение?

-Как можем выйти из положения?

-Решите приемлемым для вас способом.

-Частное суммы и разности каких чисел из этих трёх можно найти без остатка?

Подведите итог:

- решили без подсказки – 5 бонусов

-использовали подсказки – 2 бонуса

Итого: 5 бонусов.

-Эту работу мы можем соотнести с одной поговоркой. Какой?

Сегодня вы побываете в следующих залах галереи:

      1 зал Марк Шагал «Часы»; «Над городом»

2 зал Виктор Попков «Моя бабушка и её ковёр»;

    3 зал  Василий Кандинский. Музыкальная увертюра «Фиолетовый клин»;

Находили частное чисел.

Деление многозначного числа на однозначное.

кроссворд

17

Натуральное, нечётное, не делится без остатка, имеет соседей числа 16, 19;

(16+19):(19-16)=

1.Можем сказать, что выражение не имеет решения;

2. можем решить с остатком;

3. можем изменить или слагаемое, или вычитаемое, или др. компоненты

(17+19):(19-17)

Д/з составить выражение на нахождение частного суммы и разности чисел.

«Безвыходных положений не бывает». Даже в такой точной науке, как математика.

2.

4 мин

Перед нами дверь в галерею, как её можно открыть?

-Если нет ключа, как можно открыть дверь?

-Из какой сказки мы можем позаимствовать ключ?

-Кто автор? Главные герои сказки?

    Герои сказки спрятали от нас ключ, если мы отгадаем, у кого из них  ключ, значит, сможем открыть таинственную дверь.

- Решите задачу:

       Ключик искали Буратино, Мальвина, кот Базилио и лиса Алиса. Они нашли не только ключ, но и очки, шляпу и монету. Буратино и лиса Алиса не находили очки. Кот и лиса не нашли деньги. Буратино не нашёл ни ключика, ни шляпы. У кого ключ?

-Имеет ли слово ключ другое значение?

- Каким способом удобнее решить эту задачу?

Оцените себя:

- правильно распределили все вещи – 5 бонусов;

- правильно распределили 2 вещи – 3 бонуса;

- правильно распределили 1 вещь – 1 бонус.

Итого: 5 бонусов.

Ключом.

01-служба спасения, вызвать из ЖЭУ плотника….

Приключения Буратино

У Мальвины.

Ручей, скрипичный ключ, ключ к ответам, ключик счастья, …

Начертить таблицу

2.1.

3 мин

«Открытие»  детьми нового знания

1 зал «Часы»; «Над городом»

- предположите, почему в 1 зале сразу две картины?

- посмотрите на картины, ваше предположение оправдалось?

- Можете назвать автора, художника, написавшего эти картины?

- Что вас поразило на картине?

- Что хотел показать Шагал, сопоставив огромные часы и маленькую фигуру человека?

- Что хотел показать Шагал, изобразив часы по центру картины, занимающие весь передний план, а человека в уголке?

- Что за окном видит человек?

- Почему сравнивается вид за окном и часы? (за окном время, а часы отсчитывают это время)

Один автор или одна тема.

Марк Шагал.

Ученики Шагала вспоминали, как он рассказывал им необыкновенные истории о взаимоотношениях предметов в композиции, об их любви и вражде... Способность наделять неодушевленный предмет свойственными человеку чувствами и мыслями – врожденное качество творческой личности Шагала. Художник пользовался любыми формами по собственному усмотрению. И нет ничего удивительного в том, что часы вырастают до невероятных размеров по отношению к крошечной фигурке человека, сидящего у окна перед бесконечностью ночной тьмы. За окном время – вечность, а настенные часы отсчитывают время человека. Сопоставление, уподобление одного явления другому – основа художественной системы Шагала. Метафоричность стала одним из опознавательных признаков изобразительного искусства ХХ столетия. Поэтому не случайно творчество Шагала так органично вошло в европейскую культуру, пережившую в начале XX века необычайное разнообразие художественных поисков.

2.2

3 мин

1 зал «Над городом»

Что вас поразило на картине?

- Что сопоставляет Шагал на этой картине?

- Что хотел показать Шагал, сопоставив огромные фигуры людей, летящих над городом и маленькие дома? (Всё что окружает людей в привычной обстановке – это быт, среди которого живут люди ежедневно, со своими радостями и горестями, со своими проблемами, а любовь – это чувство возвышенное, поэтому влюблённые парят. Сочетать высокое с обыденным – индивидуальное качество творчества Шагала.)

-Подберите синонимы к слову: летят, соответствующее данному сюжету на картине? (парят)

-Подойдёт ли слово порхают? (нет)

- Что чётко подчёркивает на картине художник?

(прорисовывает детали: туфли, кружево ее платья..)

-Что объединяет эти две картины? Что ими выразил автор? (Время человека. Под этим временем он понимал «человека и его воспоминания, его размышления как что-то одновременно существующее и видимое... Это как бы одно существо)

Оцените себя:

- смогли дать пояснение каждому предмету, изображённому на картинах, каждой детали-5 бонусов;

- правильно подметили некоторые важные детали картины– 3 бонусов;

- правильно подметили хотя бы 1 особенность –

1 бонус.

Итого: 5 бонусов.

Что на этих картинах вы бы отнесли  к математике?

- Время счётная единица. Время можно подсчитывать (считать) и учитывать.

Одинаковое значение имеют эти глаголы?

В картине «Над городом» Шагал и его супруга Белла словно летят над Витебском, оставляя в пространстве земного притяжения его покосившиеся домики. Главная тема творчества Шагала – «время человека». Под этим временем он понимал «человека и его воспоминания, его размышления как что-то одновременно существующее и видимое... Это как бы одно существо. И я его изображаю». Поэтому место расположения действующих лиц может и не подчиняться никаким законам логики и физики, а предметный мир теряет самодостаточность и становится только поводом для выражения переживаний. Способность сочетать высокое с обыденным – индивидуальное качество творчества Шагала. Даже изображая влюбленных, парящих над городом и бытом, художник не забывает о деталях. Туфельки Беллы, кружево ее платья, весьма прозаические сценки жизни – все это не мешает ощущению полета влюбленных душ.

Время

нет

3.1

2 мин

Задание 1- Задача: Работа в парах по карточкам:

- определить время на часах, подрисовать стрелки.

Оцените себя:

- нашли правильное решение – 5 бонусов;

- не правильно нашли решение – 1 бонус.

Итого: 5 бонусов.

А) Известно, что первые часы отстают не более, чем на 5 минут, а вторые спешат больше, чем на 6 минут. Нарисуй сколько времени.

Б) Известно, что первые часы отстают не меньше, чем на 10 минут, а вторые спешат не больше, чем на 4 минуты. Нарисуй сколько времени.

В) Настенные часы отстают на 10 минут, а наручные – спешат на 5 минут. Как расположены стрелки наручных часов? Нарисуй их.

3.2.

5 мин

Задание 2: Работа по учебнику стр.   №

-найти значение выражений, учитывая время 5 минут

Оцените себя:

- нашли значение разными способами – 5 бонусов;

- выполнили деление столбиком с проверкой – 4 бонуса;

- выполнили деление столбиком без проверки –2 бонус.

Итого: 5 бонусов.

У доски выполняют деление, у кого синяя карточка, а проверку выполняют те, у кого жёлтая карточка.

4.

1 мин

Физминутка.

Упражнения для глаз:

5

4 мин

2 зал Виктор Попков «Моя бабушка и её ковёр»;

-Как вы думаете, какими чувствами захотел поделиться с нами художник?

1. ВОПРОС: Почему бабушка художника изображена не в центре картины, а чуть с краю? На какую черту ее характера, таким образом, намекает автор картины?

(Скромность: бабушка стесняется оказаться в центре событий, привлечь к себе внимание)

2. ВОПРОС: В какой позе сидит старушка? Что выражает эта поза?

(Она устало сложила натруженные руки на коленях)

3.ВОПРОС: Почему картина называется “Моя бабушка и ее ковер”? На что хотел обратить наше внимание художник?

-Из чего сделан ковер, на фоне которого сидит бабушка? (Из тряпичных лоскутков)

-Как вы думаете, этот ковер бабушка сшила своими руками?

-А много ли понадобилось времени, чтобы его сшить?

-Почему ковёр занимает почти весь рисунок?

-Напоминает ли этот ковер бабушкину жизнь?

(Конечно. Жизнь человека – это мозаика из радостей и горестей, из удач и неприятностей, из побед и поражений, из ярких встреч и пустых часов и дней. Жизнь похожа на лоскутный ковер.)

ИТОГ: Так какими же чувствами захотел поделиться с нами художник?

(Чувством любви и привязанности к своей бабушке, чувством уважения к ней, к ее нелегкой долгой жизни, чувством уважения к ее характеру.)

-Можем ли мы утверждать, что бабушка одинока?

- Можете определить сходство этой картины с картинами Шагала (по выражению главной мысли картин).

Оцените себя:

- смогли дать пояснение каждому предмету, изображённому на картинах, каждой детали-5 бонусов;

- правильно подметили некоторые важные детали картины– 3 бонусов;

- правильно подметили хотя бы 1 особенность –

1 бонус.

Итого: 5 бонусов.

Живописец, график. Портретист, пейзажист, жанрист. В 1948–1952-х учился  в Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова. Лауреат Государственной премии СССР (1975, посмертно). Творческая деятельность В.Е.Попкова началась в  1950–1960-е годы. Художник много путешествовал по стране. Посетил Иркутск, Братск и другие города и области Сибири, где в это время осуществлялись крупные строительные проекты. Исполнил ряд картин по впечатлениям от поездок. Среди них– "Строители Братской ГЭС" (1961). К середине 1960-х годов полностью отходит от этой стилистики. Повествование в его картинах разворачивается как бы "от первого лица". Художник открыто выражал свое личное отношение к миру и человеку. В его творчестве нашла отражение тема несостоявшейся судьбы поколения, ставшего жертвой Великой Отечественной войны (цикл "Мезенские вдовы", 1966–1968). Особой темой для художника стал автопортрет, в котором он создает собирательный образ современника ("Шинель отца", 1970–1972). Попков погиб в результате несчастного случая в 1974 году. Посмертная персональная выставка его работ, состоявшаяся в Государственной Третьяковской галерее, стала событием в художественной жизни.

Время человека.

5.1

3 мин

Хотели бы вы сшить  такой ковёр?

- Я предоставляю вам такую возможность.

- Из маленького квадрата и 4 одинаковых треугольников сложите ковёр квадратной формы.

Оцените себя:

- смогли используя все детали и сложить квадрат-5 бонусов;

- не смогли используя все детали сложить квадрат –

1 бонус.

Итого: 5 бонусов.

5.2.

Д.М.

4 мин

Д/З Найдите площадь и периметр данной фигуры.

- Верно ли утверждение, что значение Ś квадрата всегда  больше значения периметра этого же квадрата?

- Найдите стороны квадрата, при которых значение Ś и Р квадрата будут равны.

 - Найдите стороны квадрата, при которых значение Ś меньше значения Р квадрата.

- Если сможете, найдите несколько решений.

Оцените себя:

- нашли все варианты решения – 5 бонусов;

- нашли не менее двух решений – 3 бонуса;

- нашли  1 решение – 1 бонус.

Итого: 5 бонусов.

Д/З из 2х одинаковых квадратов и 8 одинаковых треуголь-ов сложить прямоугольник и найти Р и Ś

нет

4 и 4

1и1, 2и2, 3и3

?

6

3мин

3 зал

Василий Кандинский. Музыкальная увертюра «Фиолетовый клин»;

- Что вас поразило на картине?

- Если, по утверждению Кандинского, каждый цвет живет своей таинственной жизнью, то что хотел выразить автор, назвав картину «Фиолетовый клин»;

- У Кандинского был собственный язык картины, которым можно было бы выразить глубочайшие эмоции,

- что бы вы отнесли к этому языку? (цвет, сочетание фигур и линий, неузнаваемость объектов)

- Можно ли при помощи абстракции выразить время?

Василий Васильевич Кандинский, русский художник, который стоял у истоков возникновения абстракционизма в современном изобразительном искусстве. Кандинский был высоким, респектабельным мужчиной, всегда одетым "с иголочки", он носил пенсне и смотре на весь этот мир слегка свысока. Он представлял собой нечто среднее между дипломатом, ученым и монгольским князем

Первой профессией Кандинского стали музыкальные выступления, на которых он играл на фортепиано и виолончели. Через некоторое время Кандинский стал рисовать, причем в его картинах встречались весьма нетрадиционные цветовые сочетания, которые он объяснял тем, что каждый цвет живет своей таинственной жизнью.

В геометрическом стиле абстракций Кандинский больше внимания обращает на "игру" различных сочетаний фигур. Он стремился к картинам, состоящим из ярких цветов, линий, фигур, свободных от узнаваемых объектов. Ему нужен был собственный язык картины, которым можно было бы выразить глубочайшие эмоции. Конечно, эта идея была не нова, но тем не менее в то время Кандинский был единственным, кто работал над языком фигур и был первым абстракционистом.

6.1

З мин

- Предлагаю вам на две минут стать абстракционистами, выразить своё настроение, в данное время, которое у вас сложилось за время этого урока.

- Д/З Придумать название своей картине.

Оцените себя:

- понравилась своя картина – 5 бонусов;

- не понравилась – 4 бонуса.

Итого: 5 бонусов.

Выставка картин на доске

7.

2 мин

- Побывав на уроке в залах картинной галереи, над каким вопросом нас сегодня заставили задуматься авторы?

- Задумывались ли вы раньше о времени отведённом человеку?

- Быстротечно ли время?

- Нужно ли это учитывать, проживая каждый день?

- Какой вывод вы для себя сегодня сделали?

О времени человека.

7.1.

2 мин

Подведите итоги на путевом листе, подсчитайте бонусы, поставьте себе оценку за урок.

5 – 35 и более бонусов

4 -  25-34 бонусов

3 -  до 24 бонусов

Всего 43 бонуса

Молодцы, ребята! А в завершении Мальвина предлагает вам разгадать зашифрованное слово. (В каждой части круга и ромба по одной букве из слова «Спасибо!». Дети находят данные детали в фигурах и получают слово).

img2

img3

Эстафета

«Заморочки из бочки»

Задача

1 ЗАЛ

2 ЗАЛ

3 ЗАЛ

Маль-

вины

  С

часами

Кар

тина

Работа по учеб-

нику или у доски

Кар

тина

Сло-жить ковёр

Кар

тина

Свой

рису

нок

Найти

Р и Ś

квадрата

бонусы

Итого:

Эстафета

«Заморочки из бочки»

Задача

1 ЗАЛ

2 ЗАЛ

3 ЗАЛ

Маль-

вины

  С

часами

Кар

тина

Работа по учеб-

нику или у доски

Кар

тина

Сло-жить ковёр

Кар

тина

Свой

рису

нок

Найти

Р и Ś

квадрата

бонусы

Итого:

Эстафета

«Заморочки из бочки»

Задача

1 ЗАЛ

2 ЗАЛ

3 ЗАЛ

Маль-

вины

  С

часами

Кар

тина

Работа по учеб-

нику или у доски

Кар

тина

Сло-жить ковёр

Кар

тина

Свой

рису

нок

Найти

Р и Ś

квадрата

бонусы

Итого:

Карточка №1

А) Известно, что первые часы отстают не более, чем на 5 минут, а вторые спешат больше, чем на 6 минут. Нарисуй сколько времени.

Б) Известно, что первые часы отстают не меньше, чем на 10 минут, а вторые спешат не больше, чем на 4 минуты. Нарисуй сколько времени.

В) Настенные часы отстают на 10 минут, а наручные – спешат на 5 минут. Как расположены стрелки наручных часов? Нарисуй их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики во 2-ом классе ( математика, литература)

                            Урок математики. 2-ой класс. Учитель: Игошина Л.М. ГОУ СОШ № 1108Тема урока: "Сложение и в...

Интегрированный урок математика и познание мира (2 класс) Математика. Тема: Закрепление изученного материала. Познание мира. Тема: Человек, растения и животные. Виртуальная экскурсия в зимний лес.

Интегрированный урок  математика и познание мира (2 класс). Закрепление изученного материала.  Математика. Тема:  Закрепление изученного материала. Познание мира.  Тема: ...

Интегрированный урок Математика + Музыка. 3 класс.Тема; "Точки соприкосновения в музыке и математике"

Познакомить детей с открытиями Пифагора в музыке и математике; увидеть точки соприкосновения музыки и математики; учить работать в малых группах, используя технологию сотрудничества; развивать познава...

Интегрированный урок Математика + Музыка. 3 класс. Тема: "Точки соприкосновения в музыке и математике"

Данная презентация к уроку поможет учителю рассказать детям об открытиях Пифагора в музыке и математике; о точках соприкосновения музыки и математики; будет способствовать развитию познавательных и тв...

Интегрированный урок (математика + окружающий мир). Тема урока: Повторение таблицы умножения и деления на 3. Лес – это интересно (закрепление).2 класс Математика Л.Г.Петерсон

Интегрированный урок (математика + окружающий мир). Тема урока: Повторение таблицы умножения и деления на 3.  Лес – это  интересно (закрепление).2 класс Математика Л.Г.Петерсон...

Конспект интегрированного урока математики + окружающий мир Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Тип урока: Урок - закрепление знаний.

Предлагаю вам конспект интегрированного урока - путешествия в математический лес "Сложение и вычитание в пределах 10". Данный материал будет полезен учителям начальной школы.Урок разработан ...

Интегрированный урок математики с окружающим миров "Морские обитатели в царстве математики"

Предлагаю вашему вниманию открытый урок математики, интегрированный с окружающим миром "Морские обитатели в царстве математики", для второго класса.Цели:- повторить изученные приёмы выч...