Математика. 4 класс. Объём прямоугольной призмы.
план-конспект урока по математике

Математика. 4 класс. Объём прямоугольной призмы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

4 класс                                       математика

Тема:  Вычисление объёма прямоугольной призмы

Цель: познакомиться со способами вычисления объема прямоугольной призмы.

Задачи:

Личностные: способствовать формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку математики.

Метапредметные:

Коммуникативные: учиться принимать активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства, допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные: способствовать развитию умений принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно находить варианты решения учебной задачи, вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил.

Познавательные: осуществлять анализ объекта, осуществлять выбор рациональных способов действий на основе анализа конкретных условий .

Предметные: познакомиться со способами вычисления объема прямоугольной призмы.  

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: учебник И.И.Аргинской, Е.И.Ивановской, С.Н. Кормишиной «Математика»,4 класс, мультимедийная презентация, карточки-таблицы, раздаточный материал для организации парной, групповой работы.

Ход урока:

  1. Этап актуализации опорных знаний и способов действий

- Прочитайте тему нашего урока:

Вычисление объёма прямоугольной призмы. (На доске)

Как вы думаете, какова цель нашего урока:  (слайд  1)  познакомиться со способами вычисления объема прямоугольной призмы

-Какие задачи мы поставим перед собой?

1. Анализировать термины    

2. Найти способ вычисления объёма прямоугольной призмы

3. Решать задачи                      

- Все ли слова темы понятны? Хорошо, давайте попробуем объяснить значение этих слов.

(слайд  3)       А) - «объём». Мы знакомы с этим понятием? (да)

По классу развешаны карточки, найдите определение объёма и повернитесь в ту сторону.

(Объём показывает, сколько места предмет  занимает в пространстве.)  (слайд  1)

(слайд  4   Б) - Что такое призма?

trijstura prizma 1 - Copy.JPG                taisnstura prizma 1 - Copy.JPG                         kubs.JPG              se prizma bez diag.JPG                               sl-½pa prizma - Copy.JPG

    1             2           3             4            5           6          7           8        9            10

Практическая работа в парах. Найдите номера призм и запишите в тетрадь. (Карточки). В конце учебника на форзаце давайте ещё раз найдём изображение призм.

самопроверка

- Давайте проверим, что у вас получилось?  

(слайд  5)  На полях карандашом ставят  (1 балл)

- Какие призмы являются прямоуголыми? (В основании прямоугольник или квадрат)

(слайды  6,7) - Найдите прямоугольную призму. (Устные ответы)

В) Разбейте записи на 4 группы. (Карточки) (Работа индив.)

запишите в тетрадь в 4 столбика: P=(a+b)×2, S=a×b, мм, мм2, см, дм, мм3, см2, см3, дм3, м, м3, км, дм2, м2, км3,  км2, V =

(слайд  8)  взаимопроверка в парах

- Давайте проверим, что у вас получилось?  

На полях карандашом ставят  (1 балл)

(слайд  9) Какую площадь (в квадратных сантиметрах) имеет прямоугольник на рисунке?  5х2=10 (см2)  (1 балл)

(слайд  10)     Б) - В каких единицах измеряют объём?

2.Практическая работа

- Перед вами набор с геометрическими фигурами. На какие группы их можно разделить? (Плоскостные и объёмные) Предлагаю сделать это в парах.

- Разделили, если так, как на слайде, то в листе самооценки ставим  10 б.

-Покажите прямоугольные призмы. Почему не подошла эта призма? (треуг.)

II. Этап усвоения новых знаний и способов действий.          Исследовательская работа.

- Для лучшего усвоения нашей темы, предлагаю поработать исследователями в группах. Внимательно ознакомьтесь с картой исследователя и заполните её, выполняя последовательно действия.

Карта исследователя

Пошаговые действия

Ответ

Балл

1.

Рассмотреть кубики. Какой объём имеет один кубик? Запиши ответ.

2.

Выяснить, форму какой объёмной фигуры имеет коробка? Запиши ответ.

3.

Уложить кубики в коробку.

4.

Подсчитать, сколько кубиков поместилось в коробке. Запиши ответ.

- Предлагаю  проверить получившиеся результаты.  

- Кто догадался, какой объём имеет коробка? (24 см3)

- Сколько см3 уложилось по длине? (4). По ширине? (3). По высоте? (2).

(слайд  12)     - Сколько кубиков с ребром 1 см поместится в коробке, основание которой равно данному прямоугольнику, а высота 1 см?

(слайд  13)     Сколько кубиков с ребром 1 см поместится в коробке,

высота которой в 3 раза больше данной коробки?

(слайд  14)     1 способ. Сосчитать все кубики.

2 способ. В коробке высотой 1 см помещается 10 см2, а эта коробка в 3 раза выше. Значит, и кубиков в ней поместится в 3 раза больше, а это 30 см2.

3 способ. Количество кубических сантиметров, которое поместится в коробке, будет равно произведению её длины, ширины и высоты: 5 х 2 х 3 = 30 (см2).

III. Этап первичной проверки понимания изученного материала

- Обратимся к учебнику на с. 20-21. Чьи рассуждения Лизы, Олега или Сони удобнее использовать при ответе на вопрос пункта 4 учебника?

- поднимите руку, кто понял, что допустил ошибку?  

  1. Этап первичного закрепления изученного материала. Практическая работа  в малых группах.
  1. - Предлагаю поработать в малых группах

Найдите объём фигуры в кубических сантиметрах. Способом Олега.

V и запишите в тетрадь. (2 группы на 1 ряду,  2 группы на 2 ряду,  2 - на 3 ряду)

Проверка по слайду. На полях карандашом ставят  (1 балл)

Запишите как нашла бы объём фигуры Соня.

Проверка на доске. На полях карандашом ставят  (2 балл)

2.Самостоятельная работа.

Найдите объём фигуры в кубических сантиметрах.

Мальчики как Олег, девочки как Соня.

Проверка устно. На полях карандашом ставят  (2 балл)

- Дополнительное задание: Составьте обратную задачу.

Сколько задач можно составить к данной задаче? (3)    

  1. № 315 по вариантам         2 балл. № 316 дополнительно      
  1. Этап подведения итога урока

Учитель: Давайте вернёмся к началу нашего урока?

Учитель: Какая цель стояла перед нами?

Ученики: познакомиться со способами вычисления объема прямоугольной призмы

Учитель: Что нам помогло это сделать?

Ученики: учебник, работа в группах, практическая работа.

- Скажите, где нам могут пригодиться эти знания? Есть ли в нашем классе такие предметы - прямоугольные призмы, объём которых мы можем найти, используя формулу? Предлагаю это сделать на следующем уроке.

- Оцените себя.

Слайд:

10-9 баллов -            «5»

  8-7 баллов -            «4»

  6-5 баллов -            «3»

  4 и менее баллов -  «2»                                          

  1. Этап рефлексии (прикрепить стикеры)

- Предлагаю  проанализировать свою работу, продолжив фразы.

- Сегодня на уроке мне удалось…..

- Сегодня на уроке я узнал….

- Сегодня на уроке я понял…

- Мне ещё нужно…

  1. Этап информации о домашнем задании  № 318, 317 (1)

- Урок окончен, всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе " Формула объёма прямоугольной призмы"

Данный урок был проведён как открытый.На уроке организована групповая, парная работы, а также практическая деятельность, в ходе которой учащиеся смогли вывести формулу объёма прямоугольной призмы. Уча...

Открытый урок по математике 2 класс Перспектива ФГОС " Объём прямоугольного параллелепипеда"

Эврика! Произнёс Архимед, когда нашёл способ  нахождения объёма тел.Ребята  2 М класса с учителем Вальщиковой О.О. в игровой форме, в поисковой и исследовательской деятельности  вывели ...

Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Нахождение объёма прямоугольного параллелепипеда"

Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Нахождение объёма прямоугольного параллелепипеда"...

Конспект урока по математике на тему "Формула объёма прямоугольного параллелепипеда"

Конспект урока по математике на тему "Формула объёма прямоугольного параллелепипеда" 3 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока математики "Формула объёма прямоугольного параллелепипеда" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся умения выполнять задания с использованием формулы объёма прямоугольного параллелепипеда.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Сформировать представлени...