Мониторинг оценки учебных достижений обучающихся в рамках реализации ФГОС. Качество образовательных ресурсов: устный счёт.
статья по математике

Куроптева Светлана Александровна

Статья раскрывает содержание и мониторинг учебных достижений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг оценки учебных достижений обучающихся

 в рамках реализации ФГОС.

Качество образовательных ресурсов: устный счёт.

Статья раскрывает содержание и технологию мониторинга оценки учебных достижений обучающихся в рамках реализации ФГОС. Приводится авторская методика мониторинга устного счёта.

Ключевые слова: мониторинг устного счёта, математическая культура речи, динамика развития.

Одна из проблем в начальной школе – учащиеся слабо владеют                                   навыками устного счёта.

«Счёт и вычисления – основа порядка в голове» - писал Песталоцци.

Поэтому мы ставим перед собой цель:

1) научить правильно считать устно (т.е. развитие вычислительных навыков);

2) развивать математическую культуру речи;

например: а) прочитать слова, соблюдая ударение ( килограмм, сантиметр, сложить, вычислить, количество, дециметр и т.п.);
б) прочитать выражение, используя математические термины (20+10)-5, (83-47):4, 69-42:6.
в) прочитать выражение разными способами:   36+18, 72:12, 59-6,17х3.    

 3)уметь обобщать, систематизировать и переносить полученные знания на новые задания.

Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои  задачи:

1)Наблюдение и коррекция учителем уровня знаний учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.

2)Психологическая и инструментальная подготовка учащихся к восприятию нового материала (формирование проблемных вопросов и заданий; установка на глубокое изучение и прочное запоминание учебного материала).

3)Мотивация  и повышение познавательного интереса и как следствие - качества знаний.

Устный счёт является неотъемлемой частью почти каждого урока математики в начальной школе.

Устный счёт может проводиться в начале урока, тем самым дисциплинируя учащихся, помогает настроиться на работу.

А может проводиться в середине или в конце урока, и служит переключением внимания, интересной, своеобразной разрядкой после напряжения и усталости вызванной письмом или практической работой.

Длительность этого этапа урока не должна превышать 5-10 минут, т.к. устный счёт требует от учащихся максимальной отдачи умственных сил (потому что, как правило, проходит в быстром темпе, происходит довольно частое переключение с одного вида деятельности на другой, с одной формы упражнений на другую).

Исходя из индивидуальных возможностей учащихся, учителя используют на уроках различные формы устного счёта:

  • беглый слуховой счёт, который можно сопровождать показом карточек-ответов детьми (при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.

  • зрительный счёт  (таблицы, плакаты, записи на доске, в тетради примеров с ответами) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

  • комбинированная форма счёта, то есть устные вычисления с последующей записью результатов вычислений.

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:

  • традиционные игры («молчанка», «расставь лучики», «лесенка», «цепочка» или «лучший счётчик" – это когда  на доске написаны два столбика примеров. Вызываются два ученика. Кто быстрее напишет ответы, тот и выиграл. Игру можно проводить и по рядам.)
  • весёлые задачи в виде коротких стихотворений (Они тренируют память, развивают логическое мышление и поднимают настроение!)

  • дидактические игры, например, « Забей мяч в корзину».

На доске вывешиваются рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа 24, 27, 36. Каждому ряду дается задание составить за определенное время (5 минут). Как можно больше примеров с данным ответом на умножение. Первый ряд с ответом 24, второй - с ответом 27 и третий - 36. Выигрывает та команда, участники которой больше и вернее запишут выражений с разным ответом.

  • геометрические фигуры (например «весёлые квадраты»);

  • устный счёт на сайте «Меташкола».

По плану внутришкольного контроля   проводится  мониторинг по проверке формирования устного счёта у учащихся начальных классов

После проведения запланированных  работ,  ведётся анализ полученных результатов администрацией, и после формируются рекомендации для каждого учителя по коррекции работы с устными вычислениями. (Например, обмен  опытом работы на МО, взаимопосещение уроков учителей, чьи ученики показывают хорошие результаты и т.д.).

Важнейшей задачей математического образования в начальной школе является вооружение учащихся общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Именно математика предоставляет благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия , настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей.
     Для достижения поставленной цели целесообразно использовать инновационные технологии. Наиболее эффективны в этом плане: технология дифференцированного обучения, графическое моделирование, игровые технологии, ИКТ и т.п.

Устный счет является обязательным этапом на любом уроке математики. Проведение данного этапа путем интерактивных методов и форм обучения способствуют лучшему усвоению программного материала детьми, что наглядно показывает мониторинг усвоения математических понятий.

Я считаю, что предлагаемые мной формы и методы проведения устного счета путем использования  интерактивного обучения детей  на уроках математики помогают решить ряд проблем, с которыми сталкивается педагог:

- повысить учебную мотивацию и познавательный интерес учащихся;

- оценить уровень сформированности математических понятий и представлений и определить «зону ближайшего развития» каждого учащегося;

-  проследить динамику развития каждого ребенка;

-   помочь педагогам в использовании данных форм и методов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровой образовательный ресурс "Устный счёт в пределах первого десятка"

Подготовила свой ЦОР с целью  совершенствования навыков устного счёта в пределах 10 и умение решать логические задачи. Формировать у детей интерес и позитивное отношение к математике. Развивать п...

Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».

Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...

. «Новые формы оценки школьной успешности в рамках реализации ФГОС»

Ежегодно  увеличивается число детей, которые имеют проблемы в обучении. Передо мной, как  учителем , встаёт такая проблема: как сделать так, чтобы и ученик чувствовал свой рост, и родители о...

Сборник "балльно-рейтинговая система оценки внеучебных достижений в контексте реализации Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. "Петербургская школа 2020""

"Воспитание как культуротвочерская деятельность в школе"УрокПуськова Людмила Николавена,ГБОУ школа №45 Приморского района Санкт-Петербурга...