Решение задач. Схематическая модель. Знакомство с диаграммой.
план-конспект урока по математике (3 класс)

Купрякова Анастасия Владимировна

УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota.rar112.01 КБ
Файл diagrammy.rar43 КБ
Файл slovo.rar92.02 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_urok_matematiki.docx41.58 КБ
Файл urok_matematiki.pptx1.01 МБ
Файл otsenochnye_kartochki.docx51.67 КБ

Предварительный просмотр:

Группа 1

Нарушение осанки 10 человек

Практически здоровы 7 человек

Нарушение зрения 3 человека



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики в 3 «В» классе МБОУ «СОШ №12»

УМК «Гармония»

Купрякова Анастасия Владимировна
Тема: Решение задач. Схематическая модель. Знакомство с диаграммой.
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: знакомство с линейными и столбчатыми диаграммами как одним из способов представления информации
Форма организации: фронтальная
Формируемые УУД:
Предметные:
выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100
пользоваться для объяснения того или иного действия изученной математической терминологией
сравнивать и упорядочивать  объекты по разным признакам
использовать при решении различных задач знания о количестве

Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
преобразовывать информацию из одной формы в другую
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Регулятивные:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
работать в группах, соблюдая правила

Личностные результаты:
придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей
в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

Оборудование: презентация,  диаграммы, иллюстрации, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, цветные карандаши, карточки для рефлексии

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Добрый день, ребята. Мы с вами уже знакомились в прошлом учебном году, когда в вашем классе уроки проводила Татьяна Александровна. Настала и моя очередь узнать вас поближе. Меня зовут Анастасия Владимировна. Рада вас приветствовать.

Поздоровайтесь друг с другом кивком головы, кончиками пальцев, локотками.

Садитесь, настройтесь на работу.

Прочитайте девиз урока: «Незнание – путь к познанию»

Как вы понимаете эти слова?

Готовы узнать новое?

Знакомятся с учителем

Здороваются друг с другом

Что, когда мы не знаем что-то это дает нам шанс получать новые знания.

Конечно да!

Коммуникативные (

оформлять свои мысли в устной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы)

Личностные (придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей

в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести)

2. Актуализация опорных знаний

Откройте тетради.

Запишите число, классная работа.

Пропишите цифру 5, сохраняя закономерность:

5 10 5 15 5 20

Какую закономерность вы заметили?

Выполните вычисления, запишите ответ:

5*7

6*9

4*4

2*9

7*3

4*6

8*8

5*6

9*8

Три человека выполняют работу у доски. Проверка: называем ответ, если результат правильный, выбираем карточку с этим числом и прикрепляем к доске обратной стороной.

Прочитать получившееся слово: ДИАГРАММА.

Записывают число и классная работа.

Прописывают цифру,

Число 5 умножили на 2, разделили на 2, умножили на 3, разделили на 3 и т.д.

35

54

16

18

21

24

64

30

72

Находят ответ и крепят соответствующие буквы к доске

Познавательные:

(ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.

преобразовывать информацию из одной формы в другую)

Коммуникативные (оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

отделять новое от известного; выделять главное)

Предметные ( выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100

пользоваться для объяснения того или иного действия изученной математической терминологией

)

3. Целеполагание

Кто уже знаком с этим словом?

Знаете, что оно обозначает?

Что бы понять, что обозначает это слово, разберем его по составу.

Диаграмма

(от греч. diagramma - изображение, рисунок, чертеж)

Определите тему нашего урока.

Какие задачи на урок мы поставим:

1) Что?

2) Как?

3)Какие?

Как вы думаете, где используют диаграмму?

У вас на парте лист самооценки. После выполнения задания оцените себя, постройте точку в соответствии с оценкой (демонстрация на доске).

Для начала оцените свою работу при чистописании, если вы старательно и красиво писали, не выходили за пределы клеток, поставьте точку у отметки «5». Если у вас есть небольшие замечания, поставьте точку у отметки «4». Если вы не приложили усилия, чтобы прописать числа красиво, поставьте точку у отметки «3»

Ответы детей

Один человек делает морфемный разбор слова диаграмма

Знакомство с диаграммой

Узнать что такое диаграмма

Узнать как работать с диаграммой

Узнать какие бывают диаграммы

На заводах, в школах, в больнице и т.д.

Учащиеся оценивают свою работу а индивидуальных карточках.

Познавательные:

(извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты)

Регулятивные:

(самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса)

Коммуникативные (оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

отделять новое от известного; выделять главное; составлять план)

4. Изучение нового материала

1) Сколько в нашем классе мальчиков?

Сколько девочек?

Как показать это на схеме?

Какие вопросы можно составить к задаче?

Количество девочек и мальчиков можно изобразить с помощью другой схемы – диаграммы:

Горизонтальная линия показывает – о ком или о чем я даю данные. На вертикальной линии – показано количество. Столбики показывают разницу между данными.

Эта диаграмма называется столбчатой.

Глядя на диаграмму, вспомним условие задачи.

Что значит число 18 в задаче?

Что значит число 13?

Что нам нужно найти?

Как нам найти насколько девочек больше чем мальчиков?

Какое это действие?

Запишите решение и ответ

2) А чтобы отследить погоду, удобнее воспользоваться линейной диаграммой.

20.11     -9

21.11     -8

22.11     -11

23.11     -13

На вертикальной линии указаны градусы, на горизонтальной линии указаны дни.

Чтобы у нас получилась диаграмма, как вы думаете, чего не хватает?

Запишем данные в диаграмму

Посмотрите, как меняется погода в ближайшие дни.

3) В  классе учатся 23 человека. 1 отличник, 12 человек – учатся на «4 и 5», у остальных ребят есть «3». Сколько ребят с тройками?

Прочитайте задачу про себя.

О чем задача?

Прочитайте вслух и объясните, что показывает каждое число?

Что нужно узнать в задаче?

Я сейчас прочитаю еще раз задачу, а вы запишите кратко.

К доске пойдет …

Что необходимо найти в задаче?

Можем ли мы сразу найти?

Что нужно узнать, чтобы найти ответ?

Как мы это сделаем?

Какое это действие?

Сможем ли мы теперь найти узнать, сколько учеников учатся на «3»?

Что нужно сделать?

Какое это действие?

Сколько действий у задачи?

К доске пойдет …

Остальные решают задачу в тетради

Если изобразить этот класс в виде круга, как можно показать количество отличников, хорошистов и ударников?

Как вы думаете, как называется такая диаграмма?

 Кто запомнил, с какими диаграммами мы познакомились?. Есть еще разные виды диаграмм. Их изучать вы будете в старших классах.

А можете ли вы сказать теперь, что такое диаграмма?

Оцените пройденную работу по пятибалльной шкале.

Как же используют диаграмму при решении задач?

Откройте учебник на стр. 90 и прочитайте задачу №274.

О чем эта задача?

Что известно в ней?

Как вы понимаете слово «младше»?

Догадайтесь, какому из двух рисунков соответствует данный текст.

Почему?

Посмотрите на вопросы ниже. Можем ли мы ответить на них, зная условие задачи?

Но с помощью диаграммы мы можем определить возраст каждого.

Определите, где на диаграмме обозначены члены семьи и подпишите их в рамочках.

Вы будете работать в парах. Какое основное правило работы в парах вы знаете?

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Самооценка.

Итак, со сколькими видами диаграмм мы познакомились?

Возьмите оценочные листы, отметьте точкой результат вашей работы в паре.

Физминутка

13

18

Мальчиков – 13 ч

Девочек – 18 ч

На сколько мальчиков меньше, чем девочек? На сколько девочек больше, чем мальчиков? Сколько всего человек?

В классе 13 мальчиков и 18 девочек. На сколько девочек больше, чем мальчиков?

Сколько в классе девочек

Сколько мальчиков

На сколько девочек больше мальчиков

Нужно из большего вычесть меньшее

Вычитание

Данных

Читают

Об успеваемости учеников

23 ученика всего в классе, 1 отличник, 12 учатся на «4» и «5».

Сколько человек учатся на «3»

«5» - 1 уч

«4 и 5» - 12 уч    всего 23 уч

«3» - ? уч

Сколько учеников учатся на «3»

Нет

Сколько всего учатся на «4» и «5»

Прибавим количество отличников к количеству хорошистов

Сложение

Да

Нужно из общего количества учеников вычесть количество отличников и хорошистов

Вычитание

Два

1) 12 + 1 = 13 (уч)

2) 23-13 = 10 (уч)

Ответ: 10 учеников учатся на тройки.

Показать части круга

Круговая

линейная, столбчатая и круговая

ДИАГРАММА Это чертёж или схема, которая показывает соотношения между различными величинами.

О разнице в возрасте в семье

Что дочь в 8 раз младше отца, в 6 раз младше мамы и в 2 раза младше своего брата

Моложе, меньше по возрасту

К первому

Потому что у всех разный возраст

Нет, это будет сложно.

Подписывают  членов семьи

С тремя. Круговая, линейная и столбчатая.

Оценивают

Познавательные:

(ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.

преобразовывать информацию из одной формы в другую

представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы)

Регулятивные (работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса)

Коммуникативные (оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

работать в группах, соблюдая правила)

Предметные (пользоваться для объяснения того или иного действия изученной математической терминологией

сравнивать и упорядочивать  объекты по разным признакам

использовать при решении различных задач знания о количестве )

5. Закрепление

Вы будете работать в группах. Какое основное правило работы в группах вы знаете?

Разделимся на 6 групп. Сейчас вы будете проводить  исследование. Изучить данные в таблице. Построить столбчатую диаграмму. (ширина столбика 1 клеточка)

6 групп

Выявленные заболевания

Количество

учащихся

нарушение осанки 10

нарушение зрения 3

практически здоровы 7

Состояние облачности в октябре 2017 г.

Количество

дней

пасмурно 10

переменная облачность 15

ясно 5

Животный мир

Продолжительность жизни

Ласточка 9 лет

летучая мышь 5 лет

белка 7 лет

Композитор

Количество опер

С. С. Прокофьев 11

П.И. Чайковский 10

М.И. Глинка 2

Планеты солнечной системы

Количество спутников

Марс -  2

Нептун - 8

Юпитер 16

Результаты контрольной работы по математике

Количество учащихся

«5»  7

«4»  9

«3»  4

Представление и чтение диаграмм оценка групп.

Оцените вашу работу в группе.

Дети в группах составляют диаграммы, согласно информации в таблице

Оценивают

Познавательные:

(ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.

преобразовывать информацию из одной формы в другую

представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы)

Регулятивные (работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса)

Коммуникативные (оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

работать в группах, соблюдая правила)

Предметные(пользоваться для объяснения того или иного действия изученной математической терминологией)

7. Рефлексия

Подходит к концу наш урок. Достигли ли мы с вами поставленной цели?

Смогли ли мы её достигнуть?

Почему вы так считаете? Какие задачи мы выполнили?

Поможет ли вам эта тема в жизни? Как?

Обратите внимание на свой лист самооценки. На что он похож ( диаграмма) . такой вид диаграммы называется линейный. Оцените свою работу на уроке.

Если у вас на уроке не было падений, а вы только подымались вверх, поставьте в кружке пятерку. Если у вас было одно падение, поставьте 4, если было два падения, поставьте тройку. Подпишите свою фамилию и имя, сдайте диаграммы работы на уроке на первые парты.

Врач кардиолог каждый день сталкивается с диаграммами сердца. В медицине это называется кардиограмма. Посмотрите волшебное видео, где показано сердцебиение музыканта.

Спасибо за урок.

Да, мы узнали, что такое диаграмма, какими бывают диаграммы, как ими пользоваться и где они применяются.

Да, потому что диаграммы применяются в разных профессиях.

Оценивают.

Регулятивные (работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса)

Коммуникативные УУД

(оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

работать в группах, соблюдая правила)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звенел уже звонок! Собрал всех на урок!

Слайд 2

Незнание – путь к познанию

Слайд 3

2 1 ноября Классная работа 5 1 0 5 1 5 5 20 …

Слайд 4

ДИАГРАММА (от греч. diagramma - изображение, рисунок, чертеж)

Слайд 5

20 ноября - 9 21 ноября – 8 22 ноября - 11 23 ноября - 13 0 0 0 0

Слайд 6

Задача В классе учатся 23 человека. 1 отличник, 12 человек – учатся на «4 и 5», у остальных ребят есть «3». Сколько ребят с тройками?



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач с помощью диаграмм.

В презентации по теме "Решение задач на кратное сравнение с помощью диаграмм" помещены материалы для знакомства с этой темой с интересом и увлечением....

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям с использованием графической модели задачи

Составление графической модели задачи помогает детям логически грамотно вести рассуждения, помогает видеть зависимость между искомым и данными задачи, смоделировать схему анализа задачи, грамотно проа...

Решение задач при помощи схематических рисунков (1-2 класс)

Данная презентация дает возможность решения простых задач при помощи схематических рисунков...

Научно-исследовательская работа по теме: "Схематическое моделирование как средство обучения решению задач младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"

В работах Муртазиной Н. А. рассмотрены функции схематической модели, которые представлены в таблице. Название функциимодели.Влияние функции на процесс исследования и последующего решения задачи. ...

Решение задач с помощью диаграмм

Карточки для самостоятельной работы...

Конспект урока "Решение задач (схематический рисунок)"

Урок построен с использованием современных педагогических технологий: здоровьесберегающая, игровая, создание ситуации успеха. Материал урока позволитьучителю реализовать воспитательную задачу: воспита...

Конспект урока по математике в 3 классе: Решение задач. Диаграмма.

Тема: Решение задач. Диаграмма.Тип урока: урок комплексного применения знаний.Цель: к концу урока учащиеся будут уметь работать с величинами ( находить лишнюю величину среди представленных, сравнивать...