конспект урока по математике "Равные фигуры"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Русенко Асия Джавдатовна

Тип урока: ОНЗ. Цель урока - сформировать представление о равных фигурах как фигурах совпадающих при наложении, умение обосновывать равенство фигур различными способами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока равные фигуры34.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Равные фигуры».

Автор: А. Д. Русенко, учитель начальных классов

Основные цели:

1) Сформировать представление о равных фигурах как фигурах совпадающих при наложении, умение обосновывать равенство фигур различными способами.

2) Формировать умение находить равные фигуры.

3) Тренировать навыки счёта в пределах 9; взаимосвязь между частью и целым.

4) Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.

Демонстрационный материал:

1) Поговорка:

Знание собирается по капле.

2) опорный согнал:

3) Изображение «Домик».

4) Макеты кирпичей (3 шт.)

5) Прямоугольники на формате А4.

6) Тема урока: Равные фигуры.

Раздаточный материал:

  1. Геометрические фигуры (квадраты и треугольники).
  2. Карточки с заданием (круги).
  3. Калька.

Ход урока:

Этапы урока

Цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент.

Мотивация

к учебной

деятельности.

2.Актуализация знаний.

Устный счёт.

3.Подготовка к изучению нового материала.

Постановка проблемной ситуации.

4.Изучение нового материала. Свойства фигур.

5.Первичное закрепление.

Создание другой проблемной ситуации.

6.Работа по учебнику. Повторение.

7.Итог урока.

8.Рефлексия.

Создать мотивацию к учебной деятельности

на уроке посредством поддержания в них

веры в свои силы.

Закрепить навыки счёта в пределах 9.

Определить содержательные рамки урока: работа с геометрическими фигурами.

Актуализировать знания основных плоских геометрических фигур, умение разбивать геометрические фигуры на группы.

Актуализировать знания основных плоских геометрических фигур, умение разбивать геометрические фигуры на группы.

Мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию.

Организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения.

Формирование у учащихся представления о равных фигурах как фигурах совпадающих при наложении, способности к различным способам обоснования равенства фигур.

Создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

Формирование у учащихся способности к различным способам обоснования равенства фигур.

Закрепление материала.

Организовать задания умения составлять выражения.

Закрепить знание состава чисел.

Зафиксировать изученное на уроке.

- Посмотрите на экран. Что написано?     (слайд 1)

Знание собирается по капле.

- Как вы ее понимаете?

- Будем накапливать наши знания?

- Посмотрите на домик?         (нарисован на бумаге, висит на доске)

- Из чего он построен?

- А можно ли кирпичики сравнить с капельками? Почему?

- Посчитаем, из скольких целых кирпичиков состоит дом.

- Посчитаем в обратном порядке…

- Сколько рядов с оранжевыми кирпичиками?       (запись на доске)

- Сколько рядов с белыми кирпичиками?         (запись на доске)

- А сколько всего рядов кирпичей?      (запись на доске)

- Какие выражения можно составить из этих чисел?       (слайд 2)

- Придумайте ситуацию, используя данные выражения, и задайте к ней вопрос.

- Что находим: целое или часть?

-Какую геометрическую форму имеют кирпичи? (макет кирпича из бумаги)       (слайд 3)

- Как изобразить на плоскости кирпич? Какая геометрическая фигура получится? (рисунок «кирпича» - прямоугольника на доске)    (слайд 3)

- Как вы думаете, одинаковы ли кирпичи по размеру или они разные? (макеты трёх кирпичей, два из них равны, а третий – меньше, чем первые два) (на доске ещё два прямоугольника)

- Как это можно проверить?

- Какую цель мы сегодня поставим перед собой на уроке?

- Тема урока? (на доске – «Равные фигуры») (слайд 4)

- А какие ещё вы знаете геометрические фигуры кроме прямоугольника?

- Возьмите у вас на столах квадраты. Посмотрите на них? Какие они? (большие – маленькие, зеленые – белые)

- Как можно определить равны ли фигуры по размеру или нет?

- У кого получилось?

- Как ты это сделал?

(слайд 5)

- Итак, какие фигуры оказались равными?

- Когда фигуры называются равными?

- Когда фигуры неравные?

Вывод вывешивается на доске: Две фигуры равны, если их можно совместить наложением.   (слайд 6)

Запишем в тетрадях равенство и неравенства.

- А теперь возьмите треугольники. Что можно сказать о них?       (слайд 7)

- Равны ли между собой оранжевый и белый треугольники?

- Как проверим?      (слайд 7)

- При помощи какого равенства запишем, что оранжевый треугольник равен белому?

- А сейчас возьмите белый и красный треугольники. Что можно сказать о них?

- Равны ли они?      (слайд 7)

- Как запишем?

- Скажите мне, какой вывод можно сделать об оранжевом и красном треугольниках?

- Почему?

- Запишем ваш вывод.       (слайд 7)

- Возьмите листочки, на которых нарисованы круги. Найдите среди них пару равных фигур.          (слайд 8)

- А как можно сравнить фигуры, которые нарисованы в книге и мы не можем их подержать в руках?

- Посмотрите, на столах у вас лежит бумага, и бумага эта необычная. Какая она? Как называется?

- Чем может помочь нам калька?

- Возьмите кальку и лист с кругами.  Найдите среди них равные круги.

Запишите на листке равные фигуры.        (слайд 8)

- Откройте рабочие тетради на странице 39 задание №1.    

- Посмотрите на это задание, что вы заметили? Чем эти фигуры отличаются от тех фигур, которые мы сравнивали в начале урока и только что?

- Как это может нам помочь?

- Проверьте своё предположение по фигуре б. Найдите равную ей фигуру.

- Какая фигура похожа на фигуры б и г?

- Равны ли они между собой? Как проверим?

- Какой вывод можно сделать?

 - Раскрасьте равные фигуры зелёным  карандашом.

Самостоятельная работа.

- А сейчас проверим, всё ли вы поняли.  Постройте по клеткам с помощью линейки фигуры, равные данным у вас в рабочих тетрадях в задании №2. Первый вариант чертит к первой фигуре, а второй – ко второй.

- Посмотрите на работу соседа по парте и поверьте её. Есть ли у кого ошибки?

- Переходим к следующему заданию. Откройте учебники на странице 39 задание №4.        (слайд 9)

- Посмотрите на рисунок. Что на нём нарисовано? Какие геометрические фигуры изображены? Сколько их?

- Сколько всего фигур нарисовано?

- Какие выражения можно составить к данному рисунку? Откройте тетради, запишем эти выражения в них.

Запись выражений в тетради, объясняя, что обозначает каждое число в выражении, и что мы находим при помощи этих выражений. (известны части (целое) и находим целое (части))

Задания в рабочей тетради. Страница 40 №4.

-Найди и исправь ошибки. (задание выполняется по рядам в рабочей тетради 1 ряд – первая строчка, 2 – вторая, 3 – третья)

- Вернёмся к нашей пословице.  (слайд 10)

- Получили ли вы сегодня свою каплю знаний? Научились ли чему-то новому на уроке?

- Чему вы сегодня научились?

- Какую цель ставили перед собой?

- Какие трудности остались на конец урока?

На обратной стороне листочка с кругами нарисуйте солнышко. Если вам всё удалось, то солнышко улыбается широко. Если получилось, и всё таки были какие-либо трудности, то солнышко улыбается чуть-чуть. Ну а если у кого-то мало что получилось, и он ничего не понял, то солнышко не улыбается, а грустит. Значит, вам есть к чему стремиться. И мы будем все стараться. Покажите мне ваши солнышки.

- Спасибо всем за урок.    (слайд 11)

Чтение пословицы.

Высказывание своих мыслей о том, как они понимают эту пословицу.

На экране (доске) домик из кирпичей.

Ответы на вопросы.

Дом состоит из 22 целых кирпичиков.

5 рядов из оранжевых кирпичей.

4 ряда из белых кирпичей.

Всего 9 рядов кирпичей.

Составление выражений.

4 + 5     9 - 4

5 + 4     9 - 5

- Параллелепипед.

- Прямоугольник.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети самостоятельно пробуют определить равны или не равны квадраты между собой.

- Равными оказались два зелёных квадрата.

(Фигуры называются равными, если при наложении совпадают.)

(Фигуры неравные, если при наложении не совпадают.)

а ≠ б      б ≠  в     а =  в

Ответы детей.

- Равны.

- Путем наложения.

о = б

- Равны.

б = к

Ответы детей.

о = к                                  

Ответы, предположение детей.

Калька.

Она прозрачная, можно обвести фигуру, получится шаблон, который можно приложить к другой фигуре и сравнить).

(самостоятельное выполнение работы)

Сравнение по эталону на экране.

- Фигуры  не цветные, они состоят из клеток.

- Можно посчитать количество клеток.

- Фигура  г.

(Один из учеников считает вслух с комментированием)

- Фигура е.

- При помощи кальки и подсчёта клеток.  (фигура е не равна фигурам б и г)

(Две фигуры равны, если их можно совместить наложением. Если при подсчёте количество клеток равно. При помощи кальки)

(взаимопроверка)

(один большой красный круг, три маленьких зелёных круга, три зелёных треугольника – один большой, два маленьких)

(всего 7 фигур)

1 + 6 (1 кр.круг и 6 зел.фигур) – сколько всего фигур

3 + 4 (3 зел.треугол. и 4 круга) – сколько всего фигур

2 + 3 (2 мал.треугол. и 3 мал.круга) – сколько маленьких фигур

5 + 2 (5 мал.фигур и 2 больш.фигуры) – сколько всего фигур

7 – 2 (7 всего и 2 большфигуры) – сколько маленьких фигур

7 – 6 (7 всего и 6 зел.фигур) – сколько красных фигур

8 – 3  («лишнее» выражение) – нет количества 8 фигур

7 -3 (7 всего и 3 треугол.) – сколько кругов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики и трудового обучения по теме "Геометрические фигуры. Аппликация из геометрических фигур" для 2 класса школы 8 вида.

Разработка комбинированного урока математики и трудового обучения по теме "Геометрические фигуры. Аппликация из геометрических фигур" для 2 класса коррекционной школы 8 вида.На данном уроке ...

Конспект урока математики «Геометрические фигуры. Закрепление»

Методическая цель: формирование коммуникативных, регулятивных УУД через игровую форму урока.Цели урока: повторить знания о геометрических фигурах; закреплять пространственные представления; закреплять...

Конспект урока "Нахождение площади фигуры при помощи палетки" (4 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Нахождение площади фигуры при помощи палетки". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа Рос...

Конспект урока "Площадь. Сравнение фигур по площади" с использованием карточек https://uchi.ru

Коспект урока по математике 3 класс УМК "Школа России по теме "Площадь. Сравнение фигур по площади"...

Конспект урока технологии "Архитектура. Фигура в масштабе" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тема: «Архитектура. Фигура в масштабе»Цели деятельности учителя: знакомство с основами черчения и масштабирования; формирование умения выполнять чертеж в масштабе;Планируемые результаты:Пр...

Конспект урока математики «Геометрическая фигура квадрат»

Данный конспект предназначен для детей с ССД (11класс)...