Интегрированный урок математики и окружающего мира
план-конспект урока по математике (3 класс)

Котова Олеся Ивановна

Закрепление знаний о нумерации в пределах 1000. Знания о космосе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos-tehnokarta-2.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

3 класс

УМК «Школа России»

Тема: Письменная нумерация чисел в пределах тысячи. Закрепление.

Цели:

  • закрепить знания детей о нумерации чисел в пределах 1000;
  • воспитывать положительную мотивацию к математике как к учебному предмету.

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Планируемые образовательные  результаты

Предметные:

  • закреплять знания о 3-значных числах,
  • умение записывать числа в пределах 1000,
  • навыки счета в пределах 1000;
  • умение пользоваться математической терминологией,
  • осуществлять аналитическую деятельность при анализе текста задач,
  • углублять знания детей о космосе, космических полетах, планетах Солнечной системы.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • осознавать личностный смысл учения.
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками, осознавать личностный смысл учения.
  • Ощущать себя гражданином своей страны.

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Приветствие.  Организационный настрой на урок

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок

Тут затеи и задачи-

Игры, шутки, все для вас.

Пожелаю  Вам  удачи!

За работу! В добрый час!

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие.

Чтобы узнать, куда именно,  прочитайте число, записанное на доске.

 

1961

Молодцы, хотя мы с вами еще не проходили многозначные числа, вы справились!

Именно в 1961 году 12 апреля произошло важное для нашей страны открытие. Какое?

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в космическое путешествие.

Настоящие космонавты проходят большую предполетную подготовку: тренируются на специальных аппаратах. Как вы думаете, а математика им пригодится?

Улыбаются друг другу и учителю, настраиваются на урок, заинтересовываются.

Читают число.

Высказывают предположения.  Вспоминают, что это дата первого полета советского космонавта.

Высказывают предположения

III. Мотивационный  (Сообщение цели урока)

Сообщение темы урока. Определение цели урока.

(фронтальная работа)

Вот и мы сегодня на уроке проверим и закрепим ваши знания и умения записывать трехзначные числа, сравнивать их, представлять  в виде разрядных слагаемых и, конечно, будем решать задачи.

Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить

 Постановка учебной задачи и ее решение

Математический диктант.

Реализация межпредметных связей

Итак, проверим, как будущие космонавты умеют быстро считать в уме. В космосе разное может случиться, возможно, придется быстро принимать решение и делать срочные вычисления. 

Учитель зачитывает математические выражения с названием компонентов действий.

87 – 75 (12)

100 : 25 (4)

24 + 84 (108)

54 : 6 (9)

150-15 (135)

На какие группы можно разделить полученные значения выражений?

Кто из вас знает, как эти числа связаны с космосом?

В случае затруднения учитель помогает ученикам.

Дети вычисляют и записывают только ответы.

Один ученик работает с обратной стороны доски.

Отвечают на вопрос учителя. (Четные и нечетные).

(12 апреля состоялся первый полет человека в космос, 108 минут Юрий Гагарин был в космосе, 9 планет в Солнечной системе, именно 135 человек побывало за все время на станции «Мир» ).

IV. Обобщение и систематизация знаний

Постановка учебной задачи и ее решение

Фронтальная работа

Блиц по задачам

  • Ракета за 3 с пролетает 18 км.   Сколько километров она пролетит за 1 с? (6)
  • В созвездии Большая Медведица 7 звезд, в созвездии Малая Медведица – столько же. Сколько всего звезд в двух созвездиях? (14)
  • На Луне все предметы становятся легче в 6 раз. Сколько весит камень на Земле, если на Луне он весит 2 кг? (12 кг)

Ученики по желанию поднимают руку и комментируют решение задачи. Запись решения задачи в тетради.

18:3=6(км)

7+7=14(зв)

2*6=12(кг)

V. Работа по теме урока.

 Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Включение в систему знаний и закрепление пройденного материала.

  • А теперь я буду читать вам информацию о планетах, а вы слушайте и записывайте только числа, которые услышите.  400 ° С – температура на Меркурии днем.
  • 15 спутников имеет планета Уран
  • 16 спутников у планеты Юпитер
  • 300 лет наблюдают на Юпитере красное пятно, это гигантская газовая буря.
  • На глубине 100 км на Юпитере расположен океан из жидкого водорода.

Попробуйте за 3 минуты составить как можно больше числовых выражений из записанных чисел.

На какие группы мы можем их разделить?

Найдите значение  любых выражений за 3 минуты.

Три человека, которые решили самое большое количество примеров и не ошиблись, назначаются капитанами команд.

К полёту мы готовы хорошо! Нам нужно подумать об одежде.

Логическая задача./Работа в группе./

Сейчас каждая команда космонавтов получит скафандры различных цветов: голубой, розовый и белый. Но у 1 команды - не голубой и не белый, а у 2 команды – не белый. Какого цвета скафандры у каждой команды?

       

Ну и Теперь нам осталось только подняться по ступенькам в космический корабль.

Некоторые из ступенек пронумерованы, но не все. Чтобы быстро подняться в корабль,

нужно назвать  соседей для этих чисел.  На доске лесенка

                                                                       999

                                         547

                              438

       290

     133

-Итак, мы на борту космических кораблей. Хочу отметить, что мы к полёту подготовились хорошо и с устным счётом справились быстро и правильно.

Приготовились к полёту. 3, 2, 1, пуск !

Внимание! Закройте глаза. Мы слышим шум и нарастающий гул. Чувствуем , как гигантский корабль дрожит всем своим корпусом и медленно, очень медленно отрывается от Земли. Какая-то сила всё больше и больше вдавливает нас в кресло. Трудно пошевелить ногой и рукой. И вот корабль набирает скорость и выходит на орбиту. Можно расслабиться ,..можно открыть глаза.

  • Я предлагаю отправиться на ближайшую соседку Земли Венеру. Этой планете римляне дали имя в честь богини красоты. Планета и в самом деле очень красива. Она сияет мягким белым светом. Держим путь на Венеру.

Работа в тетрадях.

Проверка в парах после выполнения задания.

2 ученика с обратной стороны доски записывают примеры разного уровня сложности (Например,

400 + 300        300 + 100                

400 – 300        400+15 + 16

400 + 15        300 + 15

300 - 100        400 – 300 – 100

400 + 16        300 + 16

400 – (16 – 15)        300 – 100 + 15

 Анализируют ( на примеры в 1 действие и в два, на суммы и разности, на выражения со скобками и без…)

Командам выдаются эмблемы нужного цвета.

Дети в парах называют соседей  чисел

VI. Физ.минутка

Даже космонавты в полете, хотя они и очень выносливые, иногда отдыхают. Пришло и наше время передохнуть

Выполняют физические упражнения под фрагмент песни «Трава у дома»

VII. Продолжение работы по теме урока.

VII. Применение знаний и умений в новой ситуации

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

IX. Домашнее задание.

X. Рефлексия.

 

Классификация

Разноуровневые задания в зависимости от самооценки ученика.

Взаимопроверка.

 Что случилось? Одна из ракет теряет управление. Пилот напутал в расчётах . Проверим выражения и исправим , где есть ошибки.

На доске выражения:

704+80=784              149-(70+30)=100                    3:7+200=224

296-90=200                6+(499+1)=506                      532-8:4=500

345-300=45                (329+1)-30=0                         746-36:6=740

Молодцы! Исправили ошибки. А теперь скажите, что нужно знать и уметь, решая подобные выражения?

Продолжаем свой путь на Венеру. Вот на поверхности планеты видны какие-то расплывчатые пятна, очень похожие на облака. Значит, на Венере есть атмосфера (т.е.воздух).Может быть там есть живые существа?

Ребята, внимание! Нам навстречу движутся неопознанные объекты. Это метеориты. Чтобы избежать столкновения с ними, узнаем их периметр и изменим их курс. Из предложенных геометрических фигур учащиеся выбирают любую и находят её периметр.

-Что такое периметр фигуры? Как найти периметр треугольника, квадрата, прямоугольника?

Какие еще единицы измерения длины знаете?

Что ими можно измерить в космическом корабле или в космическом пространстве?

Какие единицы площади помните?

Что ими можно измерить в космическом корабле?

Приведите примеры обьектов в космосе разной площади

Молодцы! Мы вовремя остановились , справились правильно с заданием и избежали неприятностей.

Можем возвращаться на Землю и пока летим  самое время решить космические задачи.

У доски решают по 1 члену каждого экипажа. Остальные ребята решают задачи в тетрадях.

1. Задача 1.

В отряде космонавтов было 96 мужчины, а женщин в 4 раза меньше. Сколько всего людей в отряде космонавтов?

Вариант задания для сильных учеников.

Придумать и записать космическую задачу с этими же обьектами, чтоб решалась по такому же алгоритму, но с другими числами. Быть готовым доказать свою точку зрения.

2.  Задача 2.

Незнайка за время полёта на Луну съел 12 космических пирожков, а булочек в 3 раза больше. Сколько всего изделий съел Незнайка за время полёта на Луну?

Вариант задания для сильных учеников:

Придумать  космическую задачу с этими же обьектами, чтобы при решении первое действие было деление, а второе вычитание.  Быть готовым доказать свою точку зрения.

Задача 3.

Знайка стал пересчитывать коротышек для полета на Луну и построил мальчиков в 4 ряда по 3 человека, а девочек в 3 ряда по 2 человека. Сколько всего коротышек-космонавтов полетело на Луну?

Вариант задания для сильных учеников:

Придумать космическую задачу с другими  обьектами, но с этими же числами,  чтоб решалась по такому же алгоритму.  Быть готовым доказать свою точку зрения.

Давайте послушаем и оценим задачи, которые ученики составляли сами.

Дома я предлагаю вам решить космические шифровки и узнать имена других космонавтов.  По желанию можете придумать задачи о космосе с трехзначными числами для своих одноклассников.

Наш полёт подходит к концу. Пора подводить итоги.

Полезен ли был этот урок для вас? Чем?

Кто из вас работал хорошо, в полную силу? Кто бы мог работать ещё лучше?

Оценки каждому  я поставлю, проверив записи в ваших «бортовых журналах».

Хочется поблагодарить за активную работу на уроке………….

 А в целом, молодцы! Спасибо за работу. Урок закончен.

Ищут ошибки в командах, исправляют.

Отвечают на вопросы учителя.

Выдвигают предположения. Обсуждают.

В командах находят периметры выбранных фигур. Выражают их в см и мм.

дм, м, км.  

Отвечают на вопросы учителя.

Например

Длина научного прибора в дм

Ширина спускаемого аппарата в м

Расстояние от земли до луны в км

см2, дм2, м2.  

Отвечают на вопросы учителя.

Например,

Площадь тюбика с питанием 30 см2

Площадь страницы бортового журнала

2 дм2

Площадь солнечной батареи 30 м2

Решают задачи или составляют свои.

Проверка решения задач.

Представление своих задач.

Проверяют свое эмоциональное состояние.

Проводят самооценку, рефлексию.

Оценивают свою работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе

Тема: «Закрепление приемов устного и письменного сложения и вычитания чисел».Тема «Небесные тела»....

Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе.

Цели:продолжить работу над задачами изученных видов;развивать навык устного счета,  формировать умение находить значения выражений, определять разрядный состав числа, умение находить периметр мно...

Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе

Тема: Закрепление приёмов устного и письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел. Планеты Солнечной системы.Цели и задачи:обучающие: способствовать закреплению  изученных алгоритмов устного...

Интегрированный урок математики и окружающего мира в 4-м классе по теме: " Закрепление знаний о мерах длины "

Интегрированный урок- путешествие   математики и окружающего мира по теме "Закреплениео мерах длины" Урок повторения, закрепления иобобщения знаний о мерах длины.Цели и задачи урока: формирование...

Презентация к интегрированному уроку математики и окружающего мира во 2 классе. " Устное сложение и вычитание в пределах 100". Обобщающий урок"Осенняя прогулка

Презентация к интегрированному уроку математики и окружающего мира во 2 классе. " Устное сложение и вычитание в пределах 100". Обобщающий урок"Осенняя прогулка...