Плоские и объёмные фигуры
план-конспект урока по математике (2 класс)

Васильева Ольга Ивановна,

Образовательная программа «Школа 2100», «Математика», 2 класс, Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких. Урок математики во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ploskie_i_obyomnye_figury.docx44.32 КБ

Предварительный просмотр:

Краткое описание

Описание ресурса

Разработка урока математики

Название программы, УМК:

Образовательная программа «Школа 2100», «Математика», 2 класс, Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких.

Тема урока:

Плоские и объёмные фигуры.

Класс:

2

Учитель:

Васильева Ольга Ивановна

Район:

Менделеевский муниципальный район Республики Татарстан

Город:

Менделеевск

Образовательное учреждение:

МБОУ «СОШ № 1»

Дидактическая цель урока:

формирование представления  о геометрических фигурах

Тип урока:

урок введения  новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные (знания, умения, представления):

узнавать и называть плоские и объёмные фигуры, узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы,

 видеть внутреннюю часть плоской фигуры (пропедевтика площади),

классифицировать объёмные фигуры по различным основаниям,

обнаруживать и устранять ошибки логического  характера при анализе решения занимательной или нестандартной задачи,

отличать заведомо ложные высказывания,

оценивать простые высказывания как истинные или ложные.

Метапредметные ( познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД):

 умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;

составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;

выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

анализировать тексты  задач с опорой на схематический рисунок и таблицу;

выполнять работу в соответствии с заданным планом,

ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога.

Личностные  (личностные УУД):

умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности,

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки - обязательная часть решения любой задачи.

Образовательная цель:

научить отличать плоские фигуры от объёмных фигур, узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними.

Развивающая цель:

обеспечить ситуации, способствующие развитию умения различать плоские и объёмные фигуры;

способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.

Воспитательная цель:

способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения плоских и объёмных фигур;
создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля.

Методы обучения:

По источникам передачи и характеру восприятия информации: беседа, демонстрация, практическая работа.

По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся: метод проблемного изучения и частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

урок

Средства обучения:

нетбуки для проведения теста на этапе актуализации знаний в  программе  Classroom Management, тетради, карандаши и линейки,  плоские и объёмные фигуры для индивидуальной работы и демонстрации, предметы быта различной формы,  интерактивная доска.

Технологическая карта урока математики  «Плоские и объёмные фигуры», 2 класс.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Организационный момент

(эмоциональный настрой)

 Прозвенел для нас звонок

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться,

Мы пришли сюда учиться.

Записывают в тетради дату.

Создание положительной мотивации

-умение сконцентрироваться

Самоконтроль готовности к уроку

Актуализация опорных знаний

- Чтобы получить возможность оценить свой уровень успешности и наметить пути к дальнейшему продвижению, выполним небольшой тест с использованием нетбуков в программе

Classroom Management. На выполнение теста вам даётся 5 минут.

1. Найдите значение суммы чисел 7 и 5.

-10

-13

-14

-12

2. Найдите значение разности чисел 15 и 6.

-6

-8

-9

-7

3. Найдите истинные высказывания.

- Острым называется угол, который меньше прямого.

- 12 см > 2 дм

- 14-8

- Любой квадрат – это прямоугольник.

4. Чему равен периметр квадрата со стороной  1 см?

-10 см

-1 дм

-4 см

-8 см

5. Какая фигура лишняя?

- цилиндр

- круг

- куб

- конус

Кто набрал 50 баллов? 40 баллов?

Открывают нетбуки, подключаются к программе Classroom Management.

Выполняют тест.

Отправляют тест учителю.

-ориентироваться в своей системе знаний;

-применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе решения задач, примеров;

-строить логические цепи рассуждения;

-выражать своё мнение

- слушать и понимать речь других;

уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-использовать необходимые средства (компьютер);

Проверка правильности выполнения заданий теста и создание проблемной ситуации.

Проверим правильность выбора ответов, поработаем над своими ошибками.

Чему равно значение суммы 7 и 5?

Чему равна разность 15 и 6?

Какие высказывания  истинные?

Чему равен периметр квадрата со стороной 1 см? Как вычислили?

Какая фигура лишняя?

-12

-9

-1 и 4

-4 см

Версии учащихся.

-владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

-умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности,

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки - обязательная часть решения любой задачи.

-ясно формулировать ответы

- отличать верно выполненное задание от неверного;

осуществлять самоконтроль;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Формулирование темы урока.

«Открытие « новых знаний

Вот образец этих фигур.

 

-Почему круг – лишняя

фигура?

-Чем отличается круг от остальных фигур?

- Что общего у остальных фигур?

- Кто знает, как они называются?

-Чем же они отличаются от плоских фигур?

-Что мы сегодня будем изучать?

Тема урока: «Плоские и объёмные фигуры».

-А что вы хотите о них знать?

-Чему будем учиться на уроке?

Какие ёщё плоские фигуры есть у вас на столе?

Почему эти фигуры называют плоскими?

Прижмите квадрат ладошкой к столу. Теперь треугольник, круг. Они совпадают с плоскостью стола?

К какому выводу пришли?

Итак, вывод: каждая точка плоской фигуры совпадает с плоскостью, плоские фигуры являются частью плоскости.

- Проведите по краю плоской фигуры.

- Что есть у каждой плоской фигуры?

- Что можно измерить у квадрата?

Измерьте сторону квадрата с помощью линейки. Найдите периметр квадрата. Запишите в тетради.

Поменяйтесь тетрадями. Проверьте друг у друга?

Чему равен периметр квадрата?

Что можно измерить у плоских  многоугольников?

- Какая объёмная фигура у вас на столе? Прижмите ладошкой куб. Получилось?

- Почему не получилось прижать куб к столу? Что мешает это сделать?

Сделайте вывод, чем отличаются плоские фигуры от объёмных?

А что куба совпадает с плоскостью поверхности стола?

Что общего у куба и квадрата?

Куб состоит из 6 граней. С одной и той же  плоскостью может совпадать только одна грань. Одна грань – основание.

Основание и грани куба – квадраты. Куб состоит из 6 одинаковых квадратов.

Если каждая грань куба является квадратом, что можно измерить у куба?

А что ещё можно измерить у объёмной фигуры?

Делаем вывод. Что вы узнали о плоских и объёмных фигурах?

 (Круг – плоская фигура, а остальные  не плоские).Поиск отличий.

Выдвигают версии.

Объёмные.

Выдвигают версии.

Плоские и объёмные фигуры.

Как их различать?

Что можно измерить  у объёмных фигур?

Треугольник, квадрат, круг, четырёхугольник, прямоугольник.

Версии.

Да.

Квадрат совпадает с плоскостью стола.

Стороны.

Сторону.

16 см. Стороны и найти периметр.

Кубик.

Нет.

Объём(возможно, высота).  Куб возвышается над столом.

Объёмные: занимают определённое пространство, возвышаются над плоской поверхностью.

Плоские: совпадают с плоскостью полностью.

Какая-то часть.

Куб состоит из квадратов.

Сторону.

Высоту, объём.

Плоские фигуры совпадают с плоскостью, можно целиком расположить на плоскости. У них можно измерить стороны. Объёмные фигуры занимают определённое пространство, возвышаются над плоской поверхностью, у них только одна грань совпадает с плоскостью, можно измерить стороны основания и высоту.

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь  сравнивать, объясняя  выбор критерия для сравнения;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

слушать и понимать речь других;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно

-учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Учиться планировать учебную деятельность. Высказывать свою версию решения проблемы, предлагать способ проверки.

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; умение делать вывод.

 Первичное применение знаний

А теперь будем учиться  находить и изображать плоские фигуры.

Поработаем на интерактивной доске.

Остальные в тетрадях. С помощью инструмента «Умный карандаш» начертите различные плоские фигуры. Остальные выполняют задание в тетради.

 Как показать, что это не просто замкнутая ломаная, а плоская фигура?

А теперь найдите на панели инструментов объёмные фигуры. Перенесите их на доску. Назовите их.

Как называется эта фигура? Какая фигура является основанием  цилиндра?

Какие предметы цилиндрической формы вы знаете?

-Как называется эта фигура? Если разрезать шар напополам, то какую фигуру увидим?

Назовите предметы, которые имеют  форму шара.

-Как называется эта фигура? Какие  плоские фигуры  являются гранями  пирамиды?

-А вот основанием пирамиды  может быть любой многоугольник.

- Где находятся самые знаменитые пирамиды?

- Как называется эта объёмная фигура?

-На какую объёмную фигуру больше всего похож конус?

Только основанием конуса является круг.

Какие предметы имеют форму конуса?

А как называются эти фигуры? ( показ треугольной призмы, параллелепипеда, шестиугольной призмы).

Чем они отличаются? Основаниями  призмы могут быть разные многоугольники, а вот боковые грани – четырёхугольники. Названия призм зависят от оснований, например, треугольная призма, шестиугольная призма.

Можно ли назвать куб призмой?  

Какие предметы имеют форму призмы?

Заштриховать, закрасить.

Цилиндр.

Круг.

Карандаши, ваза, труба, стакан и т.д.

Шар.

Круг.

Голова, мяч, апельсин и т.д.

Пирамида.

Треугольники

В Египте.

Конус.

На пирамиду?

Игрушки, колпак.

Предлагают свои версии.

Основаниями.

Да.

Дома, книги,коробки.

-умение применять полученные знания для выполнения задания, умение решать текстовые задачи.

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий .

- быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

-осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

- ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;

умение сопоставлять, применять научные знания в жизни, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Физминутка

-Представьте себе большой шар, погладьте его со всех сторон. Он большой, гладкий.

    - А теперь представьте себе конус, дотроньтесь до его вершины. Конус растёт вверх, вот он уже выше вас. Допрыгните до его вершины.

       Представьте, что вы внутри цилиндра, похлопайте по его верхнему основанию, потопайте по нижнему, а теперь руками обведите  по боковой  поверхности.

      Цилиндр стал маленькой подарочной коробочкой. Представьте, что вы сюрприз, который находится в этой коробочке. Я нажимаю  на кнопку и… сюрприз выскакивает из коробочки!

Ученики «обхватывают» руками и гладят воображаемый шар.

-умение применять полученные знания для выполнения задания

-понимать роль математических знаний в жизни человека.

-эмоциональная разрядка

-выполнять работу в соответствии с заданным планом

Повторение и закрепление изученного материала.

- Какую форму имеют планеты, звёзды?

-А в какой системе мы живём? Сколько планет в нашей системе?

- А теперь давайте решим задачу про инопланетян, которые позвали в гости землян. Инопланетяне сообщили жителям Земли, что в их системе звезды есть 3 планеты: Мими, Диди, Лоло. Они живут на планете Лоло. Далее передача ухудшилась из-за помех, но было принято  от них ещё два сообщения, которые, как установили учёные,  оба ложные.

1. Мими – не третья от звезды планета.

2. Диди – вторая планета.

Чтобы приземлиться на планету Лоло,  землянам надо установить, которая из этих 3 планет  - Лоло.

Что известно в задаче?

Что надо узнать?

Что поможет нам решить задачу?

Про какую фигуру мы точно можем сказать, какая она по счёту?

-Почему?

Что ещё в задаче известно?

-А наша Земля в Солнечной системе,  которая по счёту?

Шарообразную.

В солнечной.

8

Про Мими сразу можно сказать, что это третья планета. Диди не может быть второй и третьей

планетой, значит Диди – первая планета. Лоло – вторая планета.

3

Таблица или графы.

Про Мими.

Про Мими сказано, что она не третья планета, так как сообщения ложные, значит Мими и есть третья планета.

  1      2       3

Л       Д      М

Что Диди – вторая планета, но это ложное сообщение, значит Диди  не может быть второй и третьей, значит она  -1. А Лоло –вторая.

Третья

-наблюдать, делать выводы.

-поиск и выделение 

необходимой информации,

выбор наиболее эффективных способов решения задачи  в зависимости от конкретных условий,

-умение решать текстовые задачи;

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы;

-оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения ).

- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

- выполнять работу в соответствии с заданным планом

Самостоятельная практическая работа

Из этих плоских фигур соорудите объёмные фигуры в виде призмы, цилиндра, конуса. Можно пользоваться клеем.

Демонстрация фигур. Затруднения, ошибки.

Самостоятельная практическая работа.

-умение применять полученные знания для выполнения задания,

- умение решать практические задачи.

- понимать свои желания и цели по отношению к общим учебным задачам;

- понимать роль математических знаний в жизни человека

- ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;

-выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

-осознание качества и уровня усвоения; умение делать вывод

Рефлексия

Что нового узнали о плоских и объёмных фигурах?

- Предлагаю закончить предложения:

Сегодня на уроке я узнал, что....

- Мне на нашем уроке очень понравилось...

- У меня сегодня очень хорошо получалось...

- Я был удивлен тем, что...

 Оцените свою работу на уроке с помощью лесенки успеха.

- Ребята! В заключение я хочу сказать вам, что открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет нам удивительный, волшебный предмет – геометрия.

- Спасибо за урок, дети!

Объёмные фигуры занимают определённое пространство, возвышаются над плоской поверхностью.

Плоские фигуры  совпадают с плоскостью полностью.

Перечисляют названия объёмных фигур.

- Понимать роль математических знаний в жизни человека

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности; -принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам математики.

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики во 2 классе (геометрия) "Плоские и объёмные фигуры" УМК «Школа «2100», «Моя математика» Демидова Т.Е

Тип урока: «Открытие» нового знания. Цели: 1. Формировать представления детей о плоских и объёмных  геометрических фигурах через практическую исследовательскую деятельность....

Урок математики "Плоские и объёмные фигуры".

Урок включает в себя интеграцию с театральной деятельностью обучающихся....

Урок технологии в 3 классе. Тема: Плоские и объёмные фигуры. Делаем зверушек из оклеенных спичечных коробков.

Урок технологии в третьем классе по новым стандартам был проведен как открытый в рамках областного семинара....

Урок математики во 2 классе "Плоские и объёмные фигуры"

Урок математики во 2 классе "Плоские и объёмные фигуры"...

Математика, 2 класс. "Плоские и объёмные фигуры".

Предмет: МатематикаТема: «Плоские и объёмные фигуры».Тип  урока: «Открытие» нового знания.Образовательная программа "Школа 2100"Курс: Демидова Т.Е., Козлова А.П., Тонких А.П. Математика. Учебник ...

Урок технологии в 3 классе «Плоские и объёмные фигуры. Делаем зверушек из оклеенных спичечных коробков» (объёмное моделирование)

     Цели:    1)создать условия для успешного формирования знаний о плоских и объёмных фигурах, их отличий; формировать у учащихся умения оклеивать объёмную фигуру...