Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 5б класса на 2019-2020 учебный год
рабочая программа по математике

Верещак Ирина Николаевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" состоит из 5 разделов, вкллючая календарно - тематическое планирование. Разработана для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_matematika_7b.doc135 КБ
Microsoft Office document icon rab._prog._zanimat._mat._5.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат № 10»

   СОГЛАСОВАНО:      

Заместитель директора

по УВР

_____________ В.Ф.Бравков

_____________ 2019г.

РАССМОТРЕНО  И ОДОБРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук Протокол № __________ 2019г.

Руководитель МО

_______________ Т.Б. Сидельникова

   

УТВЕРЖДАЮ:    

Директор общеобразовательной организации

______________ В.И. Часнык

_______________  2019г.

  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

ДЛЯ    7б  КЛАССА

                                       НА  2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Настоящая Программа составлена на основе 

адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Занимательная математика» для 1-4 классов (автор Е.Э. Кочурова) Сборник программ внеурочной деятельности : 1-  4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).

Разработчик программы:

Верещак Ирина Николаевна,

учитель начальных классов, учитель, аттестованный на соответствие, занимаемой должности

Педстаж – 18 лет

с. Александровское, 2019 г.

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………....

1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами 7 б класса.

   

1.2. Методологические и концептуальные условия реализации адаптированной программы  курса внеурочной деятельности «Занимательная математика для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами 7 б класса.

2. Особенности организации деятельности обучающихся, воспитанников со сложными дефектами по адаптированной программе курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 7 б классе.

3. Годовое планирование адаптированной программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»  для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами в 7 б классе.

4.Учебно-тематическое планирование адаптированной программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»  для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами в 7 б классе.

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения адаптированной программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 7 б классе.

  1. Пояснительная записка.

1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами. 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской  Федерации от 30 декабря 2008 года N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года N 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 года N 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года N 11-ФКЗ).

2. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН  20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года, Конвенция ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 года N 1559-I).

3. Конвенция ООН о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, ратифицирована Российской Федерацией в 2012 года, Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»).

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года  № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 24 июля 1998 года  № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436 – ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

9. Основы государственной молодежной политики до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р.

10. Концепция развития математического образования в Российской Федерации, распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013г. №2506-р.

11. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р.

12. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р.

13. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 года № 2723-р;

14. Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации до 2020 года (раздел Концепция развития образования Российской Федерации до 2020 года), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2018 года N 1151.

15. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р.

16. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации 09 мая 2018 года № Пр-203.

17. Федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование».

18.Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года №26.

19.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599).

20.  Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 01 марта 2019 года №  Р-26 «Методические рекомендации по организации процесса оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей».

21. Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 29 марта 2019 года № Р-41 «Об утверждении методических рекомендаций по материально- техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам».

22. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 № 544н, утвердивший внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

23. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1015 от 30 августа 2013года (с изменениями от 01 марта 2019 года) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

24. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

25. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 8мая 2019 года № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 8мая 2019 года № 233.

26. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 февраля 2015 года № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».

27. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 15 марта 2019 года № МР-313/02 «О направлении методических рекомендаций».

28. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

29. Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 25 апреля 2016 года № 07-1731 «Об утверждении Федерального перечня отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья, включенных в реализацию мероприятия «Создание условий для обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в том числе создание архитектурной доступности и оснащение оборудованием» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы.

30. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 9 апреля 2019 года № ТС-912/07 «О направлении методических рекомендаций».

31. Проект адаптированных основных общеобразовательных программ (http://fgos...)

32. Закон Ставропольского края от 30 июля 2013 года №  72-кз (ред. от 23 июля 2015 года) «Об образовании».

33. Постановление Правительства Ставропольского края «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Развитие образования» от 29 декабря 2018 года №628-п.

34. Распоряжение Правительства Ставропольского края от  26 октября 2018 года №442-рп «О мерах по реализации в Ставропольском крае мероприятия по поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

35. Паспорт регионального проекта протокол от 13 декабря 2018 года № 4 «Успех каждого ребенка в Ставропольском крае», утвержден Советом при Губернаторе Ставропольского края по проектной деятельности.

36.Приказ министерства образования Ставропольского края от 15 февраля 2019 года № 192-пр «Об утверждении перечня консультационных центров для родителей в 2019году».

37. Приказ министерства образования Ставропольского края от 01 марта 2019 года № 277-пр «Об утверждении Типового положения о консультационном центре для родителей».

38. Приказ министерства образования Ставропольского края от 30 апреля 2019 года № 656-пр «Об утверждении перечня государственных общеобразовательных организаций Ставропольского края, подведомственных министерству образования Ставропольского края, реализующих исключительно адаптированные основные общеобразовательные программы, принимающих участие в реализации мероприятия по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

39.Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №10», согласован письмом  министерства имущественных отношений Ставропольского края № 7339706 от 9 июня 2018 года, утвержден приказом министерства образования Ставропольского края № 994-пр от 15 июня 2018 года, зарегистрирован в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ставропольскому краю 5 июля 2018 года.

40. Программа развития государственного (казённого) общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №10» на период  2019 год - 2024 год

41. Адаптированная основная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10» на 2019-2020 учебный год.

42. Адаптированная программа внеурочной деятельности по направлению «Занимательная математика» для 5-9 классов ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат № 10».

43.Учебный  план для обучающихся, воспитанников 5-8 классов со сложными дефектами ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10»  на  2019-2020 учебный  год.

44.Локальные акты государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №10».

  1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы  курса внеурочной деятельности «Занимательная математика для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами в 7 б классе.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана для внеурочных занятий с обучающимися, воспитанниками со сложными дефектами 7 б класса на основе:

- адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-  федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Занимательная математика» для 1-4 классов (автор Е.Э. Кочурова) Сборник программ внеурочной деятельности : 1-  4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века);

- адаптированной программы внеурочной деятельности по направлению «Занимательная математика» для 5-9 классов ГКОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат № 10».

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь элективный курс «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию обучающихся, воспитанников, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

          Актуальность программы определена тем, что она  предназначена для развития математических способностей обучающихся, воспитанников, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.  Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся, воспитанникам реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

           Содержание программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся, воспитанникам со сложными дефектами возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

     

Цели, задачи и принципы программы:

Цель:

создание условий для повышения уровня математического развития обучающихся, воспитанников со сложными дефектами, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи: 

  • обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;
  • повышение уровня математического развития;
  • углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;
  • учить правильно применять математическую терминологию;
  • пробуждение потребности у  обучающихся, воспитанников со сложными дефектами к самостоятельному приобретению новых знаний;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
  •  повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.

Основополагающие принципы:

  • Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  обучающихся, воспитанников со сложными дефектами.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут обучающимся, воспитанникам со сложными дефектами принимать участие в общешкольных математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках.

  • Реалистичность 

Усвоение основного содержания  программы 7 «Б» класса возможно за 34 часа в год.

Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес обучающихся, воспитанников со сложными дефектами к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

2. Особенности организации деятельности обучающихся, воспитанников со сложными дефектами по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 7 б классе.

Пути, средства, методы достижения целей

        Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у обучающихся, воспитанников со сложными дефектами желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.  «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности обучающихся, воспитанников  со сложными дефектами и поэтому предусматривает организацию их подвижной деятельности, которая не мешает умственной работе. С этой целью в занятия включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению обучающихся, воспитанников  по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации внеурочной деятельности целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Сроки реализации рабочей программы.

        Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю), с продолжительностью занятия  40 мин.

        Содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»  отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от обучающихся, воспитанников со сложными дефектами дополнительных математических знаний.

       Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами 7 б класса  составлена с учётом особенностей их познавательной деятельности, направлена на разностороннее развитие личности, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся, воспитанникам достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.

       Тематика задач и заданий рабочей программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» отражает реальные познавательные интересы обучающихся, воспитанников со сложными дефектами, в рабочей программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению. 

Возрастная характеристика обучающихся, воспитанников со сложными дефектами: программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами 12-16 лет.

Адресат: программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» предназначена для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами  7 б класса   общеобразовательной организации.

Срок реализации настоящей программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» - 1 учебный год.

Формы организации детского коллектива:

- игровая;

- познавательная;

- просмотр мультфильмов;

- праздники;

- конкурсы;

- викторины.

Содержание программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика».

       В связи с вышеназванными особенностями обучения обучающихся, воспитанников со сложными дефектами, программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» состоит:

Программы «Занимательная математика»  Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1-  4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).

Рабочая программа

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат

 № 10».

1.Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

1. Числа. Арифметические действия. Величины.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

 Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

2.Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

2.Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

3.Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения;

число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр,

призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

3.Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.  

3. Годовое планирование рабочей программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»  для обучающихся, воспитанников  со сложными дефектами в 7 б классе.

Класс

Основные разделы

Всего часов

7 «Б» класс

Числа. Арифметические действия. Величины.

Мир занимательных задач

Геометрическая мозаика

22

7

5

Итого: 34

4.Учебно-тематическое планирование программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»  для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами в 7 б классе.

Тематическое планирование

7 б класс

Тема

Количество часов

Дата

Содержание

Оборудование урока

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Мир занимательных задач

 Интеллектуальная разминка.

Числа. Арифметические действия. Величины.

 «Числовой» конструктор

Геометрическая мозаика

Геометрия вокруг нас

Мир занимательных задач

 Волшебные переливания

 В царстве смекалки

Решение  задач в стихах

 

Геометрическая мозаика

«Шаг в будущее»

 

«Спичечный» конструктор

«Спичечный» конструктор

Числа. Арифметические действия. Величины.

Числовые головоломки

 Интеллектуальная разминка

Интеллектуальная разминка

 Математические фокусы

Математические игры

Секреты чисел

Математическая копилка

 

Математическое путешествие

Выбери маршрут

Числовые головоломки.

 В царстве смекалки

В царстве смекалки

Мир занимательных задач

 Мир занимательных задач.

Геометрическая мозаика

Геометрический калейдоскоп

Мир занимательных задач

Интеллектуальная разминка

 

Разверни листок

Числа. Арифметические действия. Величины.

Время и его единицы: час, минута,  сутки, неделя, год.

Одна минута в жизни класса.

 

Числовые головоломки.

Конкурс смекалки

Это было в старину

Математические фокусы

Энциклопедия математических развлечений

Составление сборника занимательных заданий.

Математический лабиринт

               

Итого:34 ч

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

3

1

1

1

12

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Решение занимательных задач.

Числа от 1 до 20. Составление двузначных чисел с помощью ком-

плектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9.

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

Задачи на переливание.

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Задания: «Лодочка», «Узор».

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание

нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной

работы.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.

Математические игры, математические головоломки.

Занимательные задачи, загадки

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки.

Игры: «Молчанка», «Поезд».

 

Вычисления в группах, эстафеты.

Сбор информации «Знаешь ли ты?»

Путешествие в город Примеров

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Занимательные лабиринты

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

 

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Игры.

Задачи - шутки

Конструирование многоугольников из заданных элементов.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,  математические игры, математические головоломки.

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

Цена одной минуты. Что происходит за  одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает

сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки?

Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.

Замена сложения умножением.

Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).

Сбор загадок, занимательных и логических задач, ребусов. Оформление их в сборник.

Занимательные задания – лабиринты «Помоги мышке», «Банан».

Тексты задач

Карточки с числами

Разрезные геометричес-кие фигуры

Стаканы, вода

Бумага, карандаши

Шаблоны

Спички, палочки.

Карточки с ребусами, кроссворд

Игры «Молчанка», «Поезд»

Иллюстрации к задачам,

Карточки с числами

Игры: «Молчанка», «Поезд».

Карточки с числами, «Математическое домино».

Газеты, детские книги.

Карточки с ребусами.

Лабиринты «Пятёрка», «Мышка и сыр»

Газеты, детские журналы

Тексты задач, игра «Математическое лото».

Задачи - шутки

Многоугольники, разрезанные на части.

Конструкторы,  математические игры, математические головоломки

Листы бумаги

Макет часов

Макет часов

Карточки с ребусами

Тексты задач

 Иллюстрации к старинным задачам

Карточки с примерами

Детские познавательные журналы, книги

Занимательные и логические задач, ребусы.

Лабиринты «Помоги мышке», «Банан».

4. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 7 б классе.

4.1. Учебно- методическое обеспечение.

1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2. Комплекты карточек с числами:

1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);

2) 10, 20, 30, 40, … , 100.

3. «Математический веер» с цифрами и знаками.

4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

6. Игра «Математическое домино».

7. Математический набор «Карточки-считалочки» (карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ).

8. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

9. Наборы детских конструкторов.

10. Математические настольные игры: математические пирамиды  «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100» и др.

11. Занимательные задачи.

12. Набор «Карточки с математическими заданиями».

13. Индивидуальные карточки.

14. Счётный материал.

15. Геометрический материал.

16. Таблицы по математике.

4.2. Инструменты и модели:

1. Счёты индивидуальные.

2.Набор  «Геометрические тела».

3.«Математический веер» с цифрами и знаками.

4.3. Тематические папки по предмету.

4.4. Материально-техническое обеспечение:

4.4.1. Технические средства:

1.Ноутбук

2. Проектор ACER

4.5. Литература.

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.

2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —

СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,

Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.

6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.

8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной

школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.

4.6. Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

Учитель начальных классов, учитель, аттестованный на соответствие занимаемой должности:                           Верещак Ирина Николаевна

Учитель:       Верещак Ирина Николаевна



Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат № 10»

   СОГЛАСОВАНО:      

Заместитель директора

по УВР

_____________ В.Ф.Бравков

_____________ 2019г.

РАССМОТРЕНО  И ОДОБРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук Протокол № __________ 2019г.

Руководитель МО

_______________ Т.Б. Сидельникова

   

УТВЕРЖДАЮ:    

Директор общеобразовательной организации

______________ В.И. Часнык

_______________  2019г.

  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

ДЛЯ    5б  КЛАССА

                                       НА  2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Настоящая Программа составлена на основе 

адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Занимательная математика» для 1-4 классов (автор Е.Э. Кочурова) Сборник программ внеурочной деятельности : 1-  4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).

Разработчик программы:

Верещак Ирина Николаевна,

учитель начальных классов, учитель, аттестованный на соответствие, занимаемой должности

Педстаж – 18 лет

с. Александровское, 2019 г.

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………....

1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами 5б класса.

   

1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы  курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами 5б класса.

2. Особенности организации деятельности обучающихся, воспитанников со сложными дефектами 5б класса курса внеурочной деятельности «Занимательная математика».

3. Учебно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами в 5б  классе.

4.Учебно-тематическое планирование рабочей  программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»  для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами в 5б классе.

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения рабочей программы  курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 5б классе.

1.Пояснительная записка.

1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской  Федерации от 30 декабря 2008 года N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года N 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 года N 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года N 11-ФКЗ).

2. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН  20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года, Конвенция ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 года N 1559-I).

3. Конвенция ООН о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, ратифицирована Российской Федерацией в 2012 года, Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»).

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года  № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 24 июля 1998 года  № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436 – ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

9. Основы государственной молодежной политики до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р.

10. Концепция развития математического образования в Российской Федерации, распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013г. №2506-р.

11. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р.

12. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р.

13. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 года № 2723-р;

14. Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации до 2020 года (раздел Концепция развития образования Российской Федерации до 2020 года), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2018 года N 1151.

15. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р.

16. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации 09 мая 2018 года № Пр-203.

17. Федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование».

18.Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года №26.

19.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599).

20.  Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 01 марта 2019 года №  Р-26 «Методические рекомендации по организации процесса оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей».

21. Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 29 марта 2019 года № Р-41 «Об утверждении методических рекомендаций по материально- техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам».

22. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 № 544н, утвердивший внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

23. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1015 от 30 августа 2013года (с изменениями от 01 марта 2019 года) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

24. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

25. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 8мая 2019 года № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 8мая 2019 года № 233.

26. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 февраля 2015 года № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».

27. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 15 марта 2019 года № МР-313/02 «О направлении методических рекомендаций».

28. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

29. Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 25 апреля 2016 года № 07-1731 «Об утверждении Федерального перечня отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья, включенных в реализацию мероприятия «Создание условий для обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в том числе создание архитектурной доступности и оснащение оборудованием» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы.

30. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 9 апреля 2019 года № ТС-912/07 «О направлении методических рекомендаций».

31. Проект адаптированных основных общеобразовательных программ (http://fgos...)

32. Закон Ставропольского края от 30 июля 2013 года №  72-кз (ред. от 23 июля 2015 года) «Об образовании».

33. Постановление Правительства Ставропольского края «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Развитие образования» от 29 декабря 2018 года №628-п.

34. Распоряжение Правительства Ставропольского края от  26 октября 2018 года №442-рп «О мерах по реализации в Ставропольском крае мероприятия по поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

35. Паспорт регионального проекта протокол от 13 декабря 2018 года № 4 «Успех каждого ребенка в Ставропольском крае», утвержден Советом при Губернаторе Ставропольского края по проектной деятельности.

36.Приказ министерства образования Ставропольского края от 15 февраля 2019 года № 192-пр «Об утверждении перечня консультационных центров для родителей в 2019году».

37. Приказ министерства образования Ставропольского края от 01 марта 2019 года № 277-пр «Об утверждении Типового положения о консультационном центре для родителей».

38. Приказ министерства образования Ставропольского края от 30 апреля 2019 года № 656-пр «Об утверждении перечня государственных общеобразовательных организаций Ставропольского края, подведомственных министерству образования Ставропольского края, реализующих исключительно адаптированные основные общеобразовательные программы, принимающих участие в реализации мероприятия по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

39.Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №10», согласован письмом  министерства имущественных отношений Ставропольского края № 7339706 от 9 июня 2018 года, утвержден приказом министерства образования Ставропольского края № 994-пр от 15 июня 2018 года, зарегистрирован в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ставропольскому краю 5 июля 2018 года.

40. Программа развития государственного (казённого) общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №10» на период  2019 год - 2024 год

41. Адаптированная основная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10» на 2019-2020 учебный год.

42. Адаптированная программа внеурочной деятельности по направлению «Занимательная математика» для 5-9 классов ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат № 10».

43.Учебный  план для обучающихся, воспитанников 5-8 классов со сложными дефектами ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10»  на  2019-2020 учебный  год.

44.Локальные акты государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №10».

   

1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы  курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами в 5б классе.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана для внеурочных занятий с обучающимися, воспитанниками со сложными дефектами 5б класса на основе:

- адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-  федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Занимательная математика» для 1-4 классов (автор Е.Э. Кочурова) Сборник программ внеурочной деятельности : 1-  4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века);

- адаптированной программы внеурочной деятельности по направлению «Занимательная математика» для 5-9 классов ГКОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат № 10».

            Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь элективный курс «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию обучающихся, воспитанников, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

           Содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 5б классе направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся, воспитанникам возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

     

Цели, задачи и принципы рабочей программы:

Цель:

создание условий для повышения уровня математического развития обучающихся, воспитанников со сложными дефектами, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи: 

  • обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;
  • повышение уровня математического развития;
  • углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;
  • учить правильно применять математическую терминологию;
  • пробуждение потребности у  школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
  •  повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.

Основополагающие принципы:

  • Актуальность

         Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление

          развивать интеллектуальные возможности  обучающихся, воспитанников.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий элективного курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут обучающимся, воспитанникам принимать участие в общешкольных математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках.

  • Реалистичность 

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение:

5 класс – 34ч.

  • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес обучающихся, воспитанников со сложными дефектами 5б класса к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

2. Особенности организации деятельности обучающихся, воспитанников со сложными дефектами 5б класса.

Пути, средства, методы достижения целей

        Рабочая программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у обучающихся, воспитанников желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий обучающиеся, воспитанники со сложными дефектами учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.  «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности обучающихся, воспитанников со сложным дефектом и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности обучающихся, воспитанников, которая не мешает умственной работе. С этой целью в занятия включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению обучающихся, воспитанников  по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации внеурочной деятельности  целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Сроки реализации  программы.

        Программа рассчитана на 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью - 40 мин.

        Содержание программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»  отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от обучающихся, воспитанников со сложными дефектами дополнительных математических знаний.

         Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся, воспитанников 5б класса  составлена с учётом особенностей познавательной деятельности  обучающихся со сложными дефектами, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, воспитанников, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся, воспитанникам достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.

         Тематика задач и заданий курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» отражает реальные познавательные интересы обучающихся, воспитанников со сложными дефектами, в рабочей программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению. 

Адресат: рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» предназначена для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами  5б  класса    общеобразовательной организации.  

Срок реализации настоящей  программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» - 1год.

Формы организации детского коллектива

  • игровая
  • познавательная
  • просмотр мультфильмов
  • праздники
  • конкурсы
  • викторины
  • КТД

Содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности 

«Занимательная математика».

       В связи с вышеназванными особенностями обучающихся, воспитанников со сложными дефектами,  программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» состоит:

Программы «Занимательная математика»  Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1-  4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).

Рабочая программа

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат

 № 10».

1.Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

1. Числа. Арифметические действия. Величины.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

 Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

2.Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

2.Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

3.Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения;

число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр,

призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

3.Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.  

3.Учебно-тематическое планирование рабочей программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»  для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами в 5б классе.

5 класс

Тема

Коли-чество часов

Дата

Содержание

Оборудо-вание урока

1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

 

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

 Геометрическая мозаика

Математика — это интересно. Решение нестандартных задач.

Танграм: древняя китайская головоломка.

 

Путешествие точки.

Игры с кубиками.

 

Танграм: древняя китайская головоломка.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Волшебная линейка

Шкала линейки.

Праздник числа 10.

 

Геометрическая мозаика

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

 

Числа. Арифметические действия. Величины

Игра-соревнование «Весёлый счёт».

Игры с кубиками

Геометрическая мозаика

Конструкторы лего.

Сбор модели по схеме.

 Весёлая геометрия.

Числа. Арифметические действия. Величины. 

Математические игры.

Геометрическая мозаика

«Спичечный» конструктор.

 

«Спичечный» конструктор. Задачки.

Мир занимательных задач

Задачи-смекалки.

Геометрическая мозаика

Прятки с фигурами

Числа. Арифметические действия. Величины.

 Математические игры.

 

Числовые головоломки.

 

Математическая карусель.

Математическая карусель.

Уголки.

Игра в магазин.

Геометрическая мозаика

Конструирование фигур из деталей танграма.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Игры с кубиками

Математическое путешествие

Сложение и вычитание в пределах 20.

 

Математические игры.

Мир занимательных задач

Секреты задач.

Математическая карусель

Числа. Арифметические действия. Величины.

 Числовые головоломки

 Математические игры

Математические игры

Сравнение чисел.

Итого:  

5

1

1

1

1

1

    2

1

1

1

1

2

1

1

3

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

1

1

3

   1

1

1

2

1

1

4

1

1

1

1

34ч.

Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной

последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично

заданным разбиением на части; без заданного разбиения.  Составление

картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.

Проверка выполненной работы.

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей

таблице.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».

Построение конструкции по заданному образцу.

Перекладывание

нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько

способов решения.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа

с  таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре.

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20».

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

Монеты Сложение и вычитание в пределах 20.

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление

фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполнен-

ной работы.

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.

Вычисления в группах. Пер-

вый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам

записываются в таблицу.

1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д.

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

Решение и составление ребусов, содержащих числа.  

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»,

«Вычитание в пределах 20».

Сравнение однозначных и двузначных чисел.

игровое поле 3 × 3 клетки

карточки «танграм»

листы бумаги в клетку

кубики с точками

карточки «танграм»

виды линеек

карточки с числами, числовые ряды

карточки «танграм»

таблица 4х5 с числами от 1 до 20

кубики

кон-структо-ры  лего

схемы моделей

геометри-

ческий материал

таблицы сложения и вычита-ния

спички, счётные палочки

спички, счётные палочки

рисунки к задачам

таблица

«Поиск треуголь-ников в заданной фигуре»

таблицы для началь-ной школы.

матема-тика: в 6 сериях матема-тика вокруг нас: 10 п.л. формата А1

уголки разного размера

уголки разного размера

Кубики с точками и числами.

4. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 5б классе.

4.1. Учебно- методическое обеспечение.

1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2. Комплекты карточек с числами:

1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);

2) 10, 20, 30, 40, … , 100.

3. «Математический веер» с цифрами и знаками.

4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

6. Игра «Математическое домино».

7. Математический набор «Карточки-считалочки» (карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ).

8. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

9. Наборы детских конструкторов.

10. Математические настольные игры: математические пирамиды  «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100» и др.

11. Занимательные задачи.

12. Набор «Карточки с математическими заданиями».

13. Индивидуальные карточки.

14. Счётный материал.

15. Геометрический материал.

16. Таблицы по математике.

4.2. Инструменты и модели:

1. Счёты индивидуальные.

2.Набор  «Геометрические тела».

3.«Математический веер» с цифрами и знаками.

4.3. Тематические папки по предмету.

4.4. Материально-техническое обеспечение:

4.4.1. Технические средства:

1.Ноутбук

2. Проектор ACER

4.5. Литература.

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.

2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —

СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,

Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.

6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.

8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной

школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.

4.6. Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

Учитель начальных классов, учитель, аттестованный на

соответствие занимаемой должности:                           Верещак Ирина Николаевна

                             Учитель:                                    Верещак Ирина Николаевна                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Русский язык» 3-А класса на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование по русскому языку...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» на 2019-2020 учебный год 3 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»:разработана на основе авторского курса О. А. Холодовой «Развитие познавательных способностей»  для третье...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса на 2019-2020 г.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для обучающихся 3 класса на 2019-2020 учебный год ( в соответствии с ФГОС НОО)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо математикедля обучающихся 3 классана 2019-2020 учебный год( в соответствии с ФГОС НОО)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии для обучающихся 3 класса на 2019-2020 учебный год ( в соответствии с ФГОС НОО)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологиидля обучающихся 3 классана 2019-2020 учебный год( в соответствии с ФГОС НОО)...