Главные вкладки

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» на 2019-2020 учебный год 3 класс
    рабочая программа (3 класс)

    Мария Леонидовна Иванова

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»:

    • разработана на основе авторского курса О. А. Холодовой «Развитие познавательных способностей»  для третьего класса;
    • имеет общеинтеллектуальную направленность;
    • ориентирована на учащихся 3 класса общеобразовательной школы.

                Используемый учебно-методический комплект:

    1. Холодова О. А. Юным умникам и умницам. Методическое пособие, 3 класс. – М.: Издательство РОСТ. 2017.
    2. Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
    3. Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2. – М.: Издательство РОСТ. 2019.

                

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_vd_umniki_i_umnitsy_3v.docx50.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка.

            Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»:

    • составлена в соответствии с ФГОС НОО, основной образовательной программой школы, учебным планом школы, положением о Рабочей программе на 2019 – 2020 учебный год;
    • разработана на основе авторского курса О. А. Холодовой «Развитие познавательных способностей»  для третьего класса;
    • имеет общеинтеллектуальную направленность;
    • ориентирована на учащихся 3 класса общеобразовательной школы.

            Используемый учебно-методический комплект:

    1. Холодова О. А. Юным умникам и умницам. Методическое пособие, 3 класс. – М.: Издательство РОСТ. 2017.
    2. Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
    3. Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2. – М.: Издательство РОСТ. 2019.

            Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане:

            Курс внеурочной деятельности «Умники и умницы» рассчитан на 1 учебный год – 34 учебные недели, 34 часа соответственно. Занятия проводятся 1 раз в неделю; на каждое занятие отводится  45 минут.

    Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»

            Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.

            Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся  через систему развивающих занятий. 

            Основные задачи курса:

    1.  Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы.
    2.  Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
    3.  Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.
    4.  Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.
    5.  Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.
    6.  Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
    7.  Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

            Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени ориентированы на самостоятельную умственную деятельность, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.

            Формы организации: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу.

            Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

            Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

    • Стартовый (занятие №1) позволяет определить исходный уровень развития учащихся.  
    • Текущий:

    - прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

    - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

    - рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

    - контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

    • Самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления деятельности.
    • Итоговый (занятие №34) предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком.

            Стартовый и итоговый контроль организуется по методике  Холодовой О. А.;  результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя (Приложение, таблица №1). Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год. Контроль не допускает  сравнения учащегося с другими детьми.

    Предполагаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

    «Умники и умницы».

    Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

    • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
    • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

    Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

    • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
    • Проговаривать последовательность действий.
    • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
    • Учиться работать по предложенному учителем плану.
    • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
    • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

    Познавательные УУД:

    • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
    • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
    • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
    • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
    • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
    • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

    Коммуникативные УУД:

    • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
    • Слушать и понимать речь других.
    • Читать и пересказывать текст.
    • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
    • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

    • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
    • выделять существенные признаки предметов;
    • сравнивать между собой предметы, явления;
    • обобщать, делать несложные выводы;
    • классифицировать явления, предметы;
    • определять последовательность событий;
    • судить о противоположных явлениях;
    • давать определения тем или иным понятиям;
    • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
    • выявлять функциональные отношения между понятиями;
    • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

    Основное содержание курса внеурочной деятельности «Умники и умницы».         

            Ценностные ориентиры содержания курса.

            Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

            Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

            Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

            Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

            Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

            Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

            Основные принципы распределения материала:

    1. Системность: задания располагаются в определённом порядке.
    2. Принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются.
    3. Принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются.
    4. Увеличение объёма материала.
    5. Наращивание темпа выполнения заданий.
    6. Смена разных видов деятельности.

            Все задания, предлагаемые младшим школьникам, условно можно разбить на несколько направлений:

    - задания на развитие внимания;

    - задания на развитие памяти;

    - задания на совершенствование воображения;

    - задания на развитие логического мышления.

            Задания на развитие внимания.

            К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

            Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

            Задания, развивающие память.

            В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и  прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени,

            Задания на развитие и совершенствование воображения.

             Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

    - дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

    - выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

    - вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

    - выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

    - выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

    - деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

    - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

            Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

             Задания, развивающие мышление.

            Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

             Рекомендуемая модель занятия:

    1. «Мозговая гимнастика» (2 минуты).
    2. Разминка (3-5 минут).
    3. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения (10 минут).
    4. Отдых: упражнения для снятия глазного напряжения (2 минуты).
    5. Логически-поисковые задания (10 минут).
    6. Весёлая переменка (3 минуты).
    7. Нестандартные задачи (10-15 минут).

            Одной из особенностей курса является акцент на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на  развитие мышления заметно усилен, предлагаемые к выполнению задания разнообразны как по содержанию, так и по форме их представления.

    Календарно-тематическое планирование

    п/п

    Тема занятия

    Дата

    по плану

    Дата

    по факту

    1

    Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

    02.09 – 06.09

    2

    Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

    09.09 – 13.09

    3

    Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

    16.09 – 20.09

    4

    Тренировка слуховой  памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задания.

    23.09 – 27.09

    5

    Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

    30.09 – 04.10

    6

    Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

    07.10 – 11.10

    7

    Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

    14.10 – 18.10

    8

    Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

    21.10 – 25.10

    9

    Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

    04.11 – 08.11

    10

    Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

    11.11 – 15.11

    11

    Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

    18.11 – 22.11

    12

    Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

    25.11 – 29.11

    13

    Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

    02.12 – 06.12

    14

    Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

    09.12 – 15.12

    15

    Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

    16.12-20.12

    16

    Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

    23.12-27.12

    17

    Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

    13.01-17.01

    18

    Тренировка слуховой  памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

    20.01-24.01

    19

    Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

    27.01-31.01

    20

    Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

    03.02-07.02

    21

    Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

    10.02-14.02

    22

    Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

    17.02-21.02

    23

    Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

    24.02-28.02

    24

    Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

    02.03-06.03

    25

    Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

    09.03-13.03

    26

    Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

    16.03-20.03

    27

    Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

    30.03-03.04

    28

    Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

    06.04-10.04

    29

    Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

    13.04-17.04

    30

    Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

    20.04-24.04

    31

    Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

    27.04-01.05

    32

    Развитие логического мышления.  Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

    04.05-08.05

    33

    Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

    11.05-15.05

    34

    Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

    18.05-22.05

    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»

    Для учителя:

    • Холодова О. А. Юным умникам и умницам. Методическое пособие, 3 класс. – М.: Издательство РОСТ. 2017.
    • Компьютер
    • Мультимедийный проектор
    • Экран
    • Секундомер

    Для учащихся:

    • Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
    • Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
    • Счетные палочки.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Таблица №1.

    п/п

    Внимание

    Восприятие

    Память

    Мышление

    Задание

    №1

    №2

    №2

    №3

    №4

    №5

    №6

    №7

    Фамилия, имя

    Количество букв           за 2 мин

    Количество рисунков изображен.

    Зрит.

    Слух.

    Способн. устанавл. связи (аналогия)

    Способн. к анализу (законом.)

    Способн. рассуждать (задача)

    Способн. к сравнению (дорога)

    Количество

    правильно

    неправильно

    точно

    Соотв. цветом

    рисунков

    слов

    правильно

    неправильно

    правильно

    неправильно

    правильно

    неправильно

    правильно

    неправильно

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс

          Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы"

    Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Принципиальной задачей предлагаемого курса являетс...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы" 1 класс

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование занятий. Используются тетради О. Холодовой "Юным умникам и умницам"....

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» направление: общеинтеллектуальное 2 класс

    Личностными результатами изучения курса во втором классе является формирование следующих умений.Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения ...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы"

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" для учащихся 1-4 классов....

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 4 класс

    Рабочая программа  курса "Умники и умницы» составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенкова  и реализует общекультурное направление внеурочной деятельности....

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс

    Рабочая программа составлена  составлена на основе  авторской программы  Л.В. Мищенковой «36 занятий...