Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» на 2019-2020 учебный год 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Мария Леонидовна Иванова

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»:

  • разработана на основе авторского курса О. А. Холодовой «Развитие познавательных способностей»  для третьего класса;
  • имеет общеинтеллектуальную направленность;
  • ориентирована на учащихся 3 класса общеобразовательной школы.

            Используемый учебно-методический комплект:

  1. Холодова О. А. Юным умникам и умницам. Методическое пособие, 3 класс. – М.: Издательство РОСТ. 2017.
  2. Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
  3. Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2. – М.: Издательство РОСТ. 2019.

            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vd_umniki_i_umnitsy_3v.docx50.19 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»:

  • составлена в соответствии с ФГОС НОО, основной образовательной программой школы, учебным планом школы, положением о Рабочей программе на 2019 – 2020 учебный год;
  • разработана на основе авторского курса О. А. Холодовой «Развитие познавательных способностей»  для третьего класса;
  • имеет общеинтеллектуальную направленность;
  • ориентирована на учащихся 3 класса общеобразовательной школы.

        Используемый учебно-методический комплект:

  1. Холодова О. А. Юным умникам и умницам. Методическое пособие, 3 класс. – М.: Издательство РОСТ. 2017.
  2. Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
  3. Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2. – М.: Издательство РОСТ. 2019.

        Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане:

        Курс внеурочной деятельности «Умники и умницы» рассчитан на 1 учебный год – 34 учебные недели, 34 часа соответственно. Занятия проводятся 1 раз в неделю; на каждое занятие отводится  45 минут.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»

        Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.

        Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся  через систему развивающих занятий. 

        Основные задачи курса:

  1.  Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы.
  2.  Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
  3.  Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.
  4.  Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.
  5.  Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.
  6.  Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
  7.  Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

        Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени ориентированы на самостоятельную умственную деятельность, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.

        Формы организации: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу.

        Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

        Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

  • Стартовый (занятие №1) позволяет определить исходный уровень развития учащихся.  
  • Текущий:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления деятельности.
  • Итоговый (занятие №34) предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком.

        Стартовый и итоговый контроль организуется по методике  Холодовой О. А.;  результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя (Приложение, таблица №1). Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год. Контроль не допускает  сравнения учащегося с другими детьми.

Предполагаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Умники и умницы».

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Основное содержание курса внеурочной деятельности «Умники и умницы».         

        Ценностные ориентиры содержания курса.

        Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

        Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

        Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

        Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

        Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

        Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

        Основные принципы распределения материала:

  1. Системность: задания располагаются в определённом порядке.
  2. Принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются.
  3. Принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются.
  4. Увеличение объёма материала.
  5. Наращивание темпа выполнения заданий.
  6. Смена разных видов деятельности.

        Все задания, предлагаемые младшим школьникам, условно можно разбить на несколько направлений:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на совершенствование воображения;

- задания на развитие логического мышления.

        Задания на развитие внимания.

        К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

        Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

        Задания, развивающие память.

        В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и  прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени,

        Задания на развитие и совершенствование воображения.

         Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

        Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

         Задания, развивающие мышление.

        Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

         Рекомендуемая модель занятия:

  1. «Мозговая гимнастика» (2 минуты).
  2. Разминка (3-5 минут).
  3. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения (10 минут).
  4. Отдых: упражнения для снятия глазного напряжения (2 минуты).
  5. Логически-поисковые задания (10 минут).
  6. Весёлая переменка (3 минуты).
  7. Нестандартные задачи (10-15 минут).

        Одной из особенностей курса является акцент на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на  развитие мышления заметно усилен, предлагаемые к выполнению задания разнообразны как по содержанию, так и по форме их представления.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Дата

по плану

Дата

по факту

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

02.09 – 06.09

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

09.09 – 13.09

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

16.09 – 20.09

4

Тренировка слуховой  памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задания.

23.09 – 27.09

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

30.09 – 04.10

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

07.10 – 11.10

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

14.10 – 18.10

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

21.10 – 25.10

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

04.11 – 08.11

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

11.11 – 15.11

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

18.11 – 22.11

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

25.11 – 29.11

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

02.12 – 06.12

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

09.12 – 15.12

15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

16.12-20.12

16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

23.12-27.12

17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

13.01-17.01

18

Тренировка слуховой  памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

20.01-24.01

19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

27.01-31.01

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

03.02-07.02

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

10.02-14.02

22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

17.02-21.02

23

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

24.02-28.02

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

02.03-06.03

25

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

09.03-13.03

26

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

16.03-20.03

27

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

30.03-03.04

28

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

06.04-10.04

29

Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

13.04-17.04

30

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

20.04-24.04

31

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

27.04-01.05

32

Развитие логического мышления.  Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

04.05-08.05

33

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

11.05-15.05

34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

18.05-22.05

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»

Для учителя:

  • Холодова О. А. Юным умникам и умницам. Методическое пособие, 3 класс. – М.: Издательство РОСТ. 2017.
  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Экран
  • Секундомер

Для учащихся:

  • Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
  • Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
  • Счетные палочки.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица №1.

п/п

Внимание

Восприятие

Память

Мышление

Задание

№1

№2

№2

№3

№4

№5

№6

№7

Фамилия, имя

Количество букв           за 2 мин

Количество рисунков изображен.

Зрит.

Слух.

Способн. устанавл. связи (аналогия)

Способн. к анализу (законом.)

Способн. рассуждать (задача)

Способн. к сравнению (дорога)

Количество

правильно

неправильно

точно

Соотв. цветом

рисунков

слов

правильно

неправильно

правильно

неправильно

правильно

неправильно

правильно

неправильно

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс

      Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы" 1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование занятий. Используются тетради О. Холодовой "Юным умникам и умницам"....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» направление: общеинтеллектуальное 2 класс

Личностными результатами изучения курса во втором классе является формирование следующих умений.Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 4 класс

Рабочая программа  курса "Умники и умницы» составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенкова  и реализует общекультурное направление внеурочной деятельности....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс

Рабочая программа составлена  составлена на основе  авторской программы  Л.В. Мищенковой «36 занятий...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы", 4 класс

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...