Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Дёмина Наталья Геннадьевна

Рабочая программа  курса "Умники и умницы» составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенкова  и реализует общекультурное направление внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 36_zanyatiy_.docx36.02 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы»

Пояснительная записка

Рабочая программа  курса "Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования авторской программы Л.В. Мищенкова  и реализует общекультурное направление внеурочной деятельности.

Познавательные способности можно развивать, вырабатывая определённые навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Неспособных детей нет, нужно помочь ребёнку развить свои способности, и сделать обучение увлекательным и интересным. В этом и поможет ребёнку специальный курс «Развитие познавательных способностей» реализуемый в  дополнительной образовательной программе   «Умники и умницы»

 Система развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность гуманизирует начальное образование. Занятия в дополнительной образовательной программе создают условия для развития памяти, внимания, мышления. Реализуется стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самовыражения и самоконтроля, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

      Цель: развитие познавательных способностей детей

      Задачи:       1. Развивать различные виды памяти, внимания, воображения

  1. Развивать мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
  2. Воспитывать нравственные межличностные отношения (формировать «Я – концепцию»)

                                           3 класс- 34часа.   Режим занятий 1 раз в неделю.

  1. Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса  является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать   простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами  изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.

   Регулятивные УУД:

-   определять и формулировать цель деятельности  

-   проговаривать последовательность действий

-   учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради

-   учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного

-  учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике

- добывать новые знания: находить ответы на ??, используя учебник, свой жизненный опыт

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать речь других

- читать и пересказывать текст

- совместно договаривать ся о правилах общения и поведения в школе и следовать им

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Предметными результатами  изучения курса являются формирование следующих умений:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам

- выделять существенные признаки предметов

- сравнивать между собой предметы, явления

- обобщать, делать выводы

- классифицировать явления, предметы

- определять последовательность событий

- судить о противоположных явлениях

- давать определения тем или иным понятиям

-  выявлять функциональные отношения между понятиями

- выявлять закономерности и проводить аналогии

Программа предназначена для занятий с детьми 7-11 лет и направлена на:
"обучающихся, проявляющих повышенный интерес к математике;
" обучающихся, имеющих желание реализовать свои знания;
"обучающихся, имеющих различные проблемы в обучении;
"обучающихся, смотивированных на обучение.

           Основные формы работы кружка:
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.  

         Контроль и оценка планируемых результатов.

  В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

  Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

       Динамика развития обучающихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик   по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса,   сформированности  целеполагания,   развития контроля, оценки)

                    Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль   в формах

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- Контрольные задания.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:
" логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
" обоснованно делать выводы, доказывать;
" обобщать математический материал;
" находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.
Основные формы учета знаний и умений:
" тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
" участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
" участие в интеллектуальных играх  

 Ожидаемые результаты


- Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом;

-  воспитание уважительного отношения к своему городу, школе,    чувства гордости за свою страну;

- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

- развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

2.Содержание курса

Интегрированные задания из различных областей знаний:    русского языка, литературы,  математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

  • Государственные символы.
  • Моя семья.
  • Мой портрет в лучах солнца.
  • Интеллектуальный клуб «Мыслитель».
  • Вода в нашей жизни.
  • Матушка-землица.
  • Юные кулинары.
  • Куда летят крылатые слова.
  • Фильм, фильм, фильм…
  • Путешествие в мир пушкинских сказок.
  • И снова нас ждет мир пушкинских сказок.
  • Приветствуем зиму.
  • Пернатые друзья.
  • Олимпийские игры древности.
  • Олимпийские игры современности.
  • Я расскажу тебе о цирке.
  • Калейдоскоп головоломок.
  • Музыкальная шкатулка.
  • Что мы знаем о памяти.
  • Приди, Масленица, с радостью!..
  • Золушка.
  • Клуб любителей русского языка.
  • Да здравствует абракадабра!
  • Собранье пестрых дел.
  • Поговорим, друзья, о книге.
  • Эх, яблочко!..
  • Шутка – минутка, а заряжает на час.
  • О времени и о часах.
  • Еще раз о времени и о часах.
  • Праздник Ивана Купалы.
  • Клуб любителей головоломок.
  • Как делают бумагу.
  • История плюшевого мишки.
  • Букет увлекательных задач.

                                                                     К концу четвёртого  года обучения обучающиеся должны уметь:
- использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях;
- решать нестандартные задачи по математике.

                                                                         Этапы педагогического контроля

Педагог должен не только определить конечную цель, но и отслеживать промежуточные результаты, чтобы своевременно внести коррективы в процесс обучения. Для этого  в начале и конце каждого года обучения проводится тестирование, цель которого определить уровень сформированности мыслительных процессов. А в конце первого полугодия проводится интеллектуальная игра, для проверки умения работать в группах, заниматься поисковой и исследовательской деятельностью.

Сроки

Вид контроля

Задачи

Содержание

Формы

Критерии оценивания

октябрь

Входящий

Определить уровень сформированности мыслительных процессов.

Тема: "Вводное занятие"

 

Тестирование

+ допустимый (61-80%) и оптимальный (81-100%) уровень усвоения,
- критический уровень (до 60%)

декабрь

Рубежный

Определить уровень усвоения программного материала

Тема: "Проверка знаний и умений"

Интеллектуальная игра

+ зачет сдан,
- зачет не сдан

май

Итоговый

Определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года

Тема: "Итоговое занятие"

тестирование

+ допустимый (61-80%) и оптимальный (81-100%) уровень усвоения,
- критический уровень (до 60%)

3.Тематическое планирование 

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Коррек

тировка

1

Государственные символы.

 1

2

Моя семья.

 1

3

Мой портрет в лучах солнца.

 1

4

Интеллектуальный клуб «Мыслитель».

 1

5

Вода в нашей жизни.

 1

6

Матушка-землица.

 1

7

Юные кулинары.

 1

8

Куда летят крылатые слова.

 1

9

Фильм, фильм, фильм…

 1

10

Путешествие в мир пушкинских сказок.

 

 1

11

И снова нас ждет мир пушкинских сказок.

 1

12

Приветствуем зиму

 1

13

Пернатые друзья.

 1

14

Олимпийские игры древности  

 1

15

Олимпийские игры современности.

 1

16

Я расскажу тебе о цирке.

 1

17

Калейдоскоп головоломок.

 1

18

Музыкальная шкатулка.

 1

19

Что мы знаем о памяти.

 1

20

Приди, Масленица, с радостью!..

 1

21

Золушка.

 1

22

Клуб любителей русского языка.

 1

23

Да здравствует абракадабра!

 1

24

Собранье пестрых дел.

 1

25

Поговорим, друзья, о книге

 1

26

Эх, яблочко!..

 1

27

Шутка – минутка, а заряжает на час..

 1

28

О времени и о часах.

 1

29

Еще раз о времени и о часах.

 1

30

Праздник Ивана Купалы.

 1

31

Клуб любителей головоломок

 1

32

 Как делают бумагу.

 1

33

История плюшевого мишки.

 

34

Букет увлекательных задач..

 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Здоровячок" (2 класс)

                     Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Здоровячок» составлена в соответствии с требованиями Федерального го...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности 1-4 класс

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности 1-4 класс...