Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Дёмина Наталья Геннадьевна

 

             Рабочая программа составлена  составлена на основе  авторской программы  Л.В. Мищенковой «36 занятий для будущих отличников» и реализует общеинтеллектуальное  направление внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_um_i_um_1_klass.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

             Рабочая программа составлена  составлена на основе  авторской программы  Л.В. Мищенковой «36 занятий для будущих отличников» и реализует общеинтеллектуальное  направление внеурочной деятельности.

Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка.

В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве  конечного результата общеобразовательной деятельности российской школы фиксирует портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»

Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих занятий.

В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:

1. Развитие познавательных способностей младших школьников.

2. Развитие творческих способностей младших школьников.

3. Расширение кругозора учащихся.

4. Развитие эмоционально-волевой сферы детей.

5. Формирование стремления учащихся к личностному росту.

     Курс «Развитие познавательных способностей»  представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

1. Планируемые результаты внеурочной деятельности

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

Регулятивные УУД: умение классифицировать  объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать  психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

2. Содержание курса

    Интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы,  математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом  основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения  выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с помощью органов чувств. Обогащение и активация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Содержание дополнительной образовательной программы курса можно разделить на несколько разделов:

1.Тренировка психических процессов - на каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств .

2.Задачи геометрического характера - занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур,

3. Нестандартные задачи логического характера - систематическое решение логически - поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления, «Нестандартные задачи алгебраического характера» - активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.

4. Игры Зака А.А. - знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.

3. Тематическое планирование

№ урока,четв.

Наименование тем

Кол-во часов по теме

Корректировка, причина

1

Первый раз в первый класс.

1

2

Работа над ошибками

1

3

Задания трёх поросят

1

4

Здравствуй, осень!

Играем в «ромашку»

1

5

По страницам русской народной сказки «Волк и семеро козлят»

1

6

Рисуем яблоньку

1

7

Геометрический магазин

1

8

По страницам русской народной сказки «Маша и медведь»

1

9

Хлеб-батюшка

1

10

Шкатулка с сюрпризом

1

11

На грибной полянке

1

12

В гостях у ЗНАЙКИ

1

13

Читаем письма

1

14

Наряжаем елку

1

15

«Прикольные» задания

1

16

И снова «Прикольные» задания

1

17

Домашние животные

1

18

Цепочка занимательных заданий

1

19

О звёздах

1

20

Дорогою добра

1

21

Быть здоровым

1

22

Незнайкин экзамен

1

23

Коллекция головоломок от Незнайки

1

24

По страницам книги Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот»

1

25

Знаменитые малыши. Дюймовочка.

1

26

Букет для Русалочки.

1

27

Спичечное ассорти.

1

28

Словесные забавы.

1

29

«Говорящие головоломки»

1

30

Ловим рыбку

1

31

Рыбалка продолжается

1

32

Загадалки

1

33

Сказочные задания

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс

      Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы" 1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование занятий. Используются тетради О. Холодовой "Юным умникам и умницам"....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» направление: общеинтеллектуальное 2 класс

Личностными результатами изучения курса во втором классе является формирование следующих умений.Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» на 2019-2020 учебный год 3 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»:разработана на основе авторского курса О. А. Холодовой «Развитие познавательных способностей»  для третье...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 4 класс

Рабочая программа  курса "Умники и умницы» составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенкова  и реализует общекультурное направление внеурочной деятельности....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы", 4 класс

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...